Перечень вопросов из философии и теории познания, используемых при анализе проблемы понимания.
- Классическое определение истины:
2. Теория истины, рассматривающая истину как результат соглашения:
3. Теория истины, полагающая истинным знанием, то, которое полезно и практически применимо:
4. Критерий истины, согласно марксизму:
5. Категория познания, выражающая то, что противостоит субъекту
в его познавательной деятельности:
6. Уровень научного познания, фиксирующий внешние признаки вещей:
7. Уровень познания, обосновывающий
внутренние признаки вещей:
8. Метод познания, предложенный Р.Декартом:
10. Произведение Ф.Бэкона, в котором изложен его метод познания.
11. Пути познания мира человеком (чувственное, раеречень циональное; для человека «принять на веру, характеристика каждого из них).
На основе этих вопросов будут составлены тесты с выборкой одного правильного ответа их четырех.
Перечень
вопросов для контрольных работ для студентов
СПО 3 курса Факультета психологии БашГУ
2014 – 2015 уч.года.
1. Понимание как познавательная и экзистенциальная проблема
2. Половые и гендерные различия в понимании и взаимопонимании
3. Нравственное развитие личности и понимание ситуаций морального выбора
4. Понимание как проблема психологии мышления
5. Психологическое исследование самопознания
6. Психологическое исследование правды, неправды, самообмана.
7. Психология понимания «вранья» и обмана.
8. Когнитивные и личностные детерминанты понимания ситуаций манипулятивного поведения
9. Макиавеллизм личности и понимание манипулятивного поведения
Сравнительный анализ макиавеллизма личности у людей разных профессий
10. Понимание как междисциплинарная проблема.
11. Проблема понимания в философии.
12. Проблема понимания в психологии.
13. Проблема понимания в герменевтике.
14. Семь основных направлений исследования понимания в современной психологии. Суть каждого направления.
15.. Способы понимания в концепции А.А. Брудного.
16. Соотношение терминов: информация, знание и понимание; понимание нового и известного.
17. Понимание и объяснение как основные методы исследования в гуманитарных и естественных науках. П.П. Блонский о типах объяснения.18.. Понимание как когнитивный процесс: сходство и различие в понятиях «знание», «мышление» и «понимание».
18.. Психологические условия, необходимые для взаимопонимания.
19. Определение понятий «межличностное понимание» и «взаимопонимание».
20. Основные условия взаимопонимания в общении.
21. Эмпатия и идентификация как механизмы изменения ценностно-смысловых позиций в диалогическом общении.
22.. Социально-психологические характеристики понятий маскулинности, андрогинности и фемининности.
23..Самопознание и самопонимание: их сходство и различие, современные направления исследования.
24.. Различие в понятиях гендер и пол.
25. Маскулинность, андрогинность и фемининность как ключевые понятия изучения гендерных психологических различий.
26.. Три основные формы понимания.
27. Психологическое исследование самопонимания и самопознания.
28. Макиавеллизм личности и понимание манипулятивного поведения.
29. Основные направления исследования понимания в зарубежной психологии (В.А. Шеллинг, Дж. Брэнсфорд, А. Пайвио).
30. Личностное знание и понимание.
31..Психологическое исследование самопонимания в зарубежной психологии.
32. Психологическое исследование самопознания.
33.. Сравнительная характеристика взглядов на понимание В.В. Знакова и А.А. Брудного.
34. Три типа понимания в герменевтике.
35. Стадии и ступени понимания согласно А.А. Смирнову.
36. Уровни понимания для иностранных текстов.
37. Структура понимания в психологии.
38. Понимание в концепции М.М. Бахтина.
39. Эмпатия как механизм понимания в развитии межличностных отношений.
40. Особенности понимания в общении между мужчинами и женщинами.
41. Семантическое направление научного анализа понимания.
42. Понимание в структуре мышления.
43. Философско-психологическое понимание любви.
44.. Суть коммуникативного подхода изучения понимания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
а) Основная:
1. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 2005.
2. Емалетдинов Б.М. Проблемы любви в социальной философии и психологии: Монография. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. – 366 с.
3.Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006 – 448 с.
4. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 2008.
5. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010.
6. Ильин Е.П. Психология любви. Спб.: Питер, 2013.
7.Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии (глава 7-8). – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.
8. Экман П. Психология лжи (редактор В.В. Знаков). СПб.: Питер, 2013.
б) Дополнительная:
1. Бендас Т. В. Гендерная психология.- СПб.: Питер, 2005.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: МПСИ, МОДЕК, 2010.
3. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема. //Психологический журнал. 2005. Т.26, № 1, с.18-23.
4. Знаков В.В. Основные направления исследования понимания в зарубежной психологии. // Вопросы психологии. 1986. № 3.
5.Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении. // Вопросы психологии. – 2002. – №6.
6. Куницына В.К. Казаринова Н.В. и др. Межличностное общение. Учебник для вузов.- СПБ.: Питер, 2002.-544с.
5. Мартин Р. Психология юмора / Пер. с англ. под ред. JI. В. Куликова. СПб.: Питер, 2009. - 480 с.
7. Мещеряков Б.Г. Лицо человеческое. Макиавеллизм: правда и ложь в повседневной жизни / Б.Г. Мещеряков, Л.В. Некрасова. // Человек: Иллюстрированный научно-популярный журнал. 2005. № 6. С. 87-95.
8. Рубинштейн С.Л. О понимании //Проблемы общей психологии. М., 1973.
9. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966 (гл. 4 «Роль понимания в запоминании), (гл. 5 «Влияние запоминания на понимание»).
10.Тихомиров О. К. Психология мышления: Учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 288 с.
11. Щербакова О. В. Когнитивная переработка комических текстов //Психология когнитивных процессов: Материалы 2-й Всеросс. науч.-практ. конф. Смоленск: «Универсум». 2008. - С. 208 - 213.
12.Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2010. – 668с.