Учителя об уроках психологического развития

«...У учащихся возникли раскованность, желание са­мостоятельно добывать знания, доказывать свой ответ. "У детей нет боязни отвечать, повысилась активность де­тей, работоспособность, внимательность, лучше стали мыслительная деятельность, память» (И.Д. Чуева, шко­ла № 230 г. Москвы, П класс; 1995/96 уч.г.).

«... После уроков психологического развития дети чувствуют себя прекрасно, веселы, довольны. На других уроках им стало легче выполнять логические задачи и другие задания» (Е.А. Теребаева, школа № 964 г. Мос­квы, II класс; 1995/96 уч.г.).

«...У учащихся появляется больше интереса к учебе, так как они чувствуют себя более уверенными, на уро­ках активны, умеют мыслить, распределять внимание, у них сильнее развита память, и это заметно отражается на всех уроках. Я считаю, что мои ученики к настоя­щему времени достигли больших успехов и в этом им помогли уроки психологического развития» (Л.М. Теплякова, Шлыковская основная школа Частинского рай­она Пермской области, П класс; 1996/97 уч.г.).

«...Ребята любят эти уроки. Заметны изменения в от­ношении учащихся к другим урокам, к учебе в целом. Это проявляется в повышении активности на других уроках. Ребята стали более внимательны, быстрее заме­чают ошибки других ребят. Речь стала более связной. Обогатился словарный запас» (A.M. Кустова, Ножовская средняя школа Частинского района Пермской об­ласти, Ш класс; 1996/97 уч.г.).

«...В моем классе компенсирующего обучения уроки психологического развития ведутся второй год. В нача­ле обучения дети слабо знали классификацию предме­тов, плохо улавливали главное в воспринимаемом, не умели делать выводы и обобщения, слабо устанавливали причинно-следственные связи. Уроки психологического развития помогли детям в усвоении школьной програм­мы, повлияли на рост успеваемости детей. По русскому языку дети стали делать меньше ошибок, более внима­тельно стали проверять свои работы. По математике лучше стали решать задачи, стараются сами обосновать ход решения, доказать, почему они так делают, быстрее и лучше запоминают стихотворения. Ученики очень лю­бят уроки психологического развития. Считаю, что эти уроки должны бытк включены в программу дальнейшего обучения» (Т.Г. Шаталова, школа № 11, г. Усть-Илимск, III класс; 1996/97 уч.г.).

«...Дети на этих занятиях очень раскованны, не боят­ся отвечать, спорить, говорить. Несомненно, что уроки психологического развития повлияли на отношение учащихся к другим предметам. Моим ребятам на обыч­ных уроках особенно нравятся те задания, которые за­ставляют думать, сравнивать, обобщать, сосредоточи­вать внимание» (И.В. Санникова, Ножовская средняя школа Частинского района Пермской области, I класс; 1996/97 уч.г.).

«...Второй год развития показал неплохие результаты. Ребята умеют хорошо сравнивать, обобщать, устанавли­вать закономерности, анализировать... Задания, уже вы­полнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему виду и оформлению, дают хорошие результаты... виден рост учеников. Я как учитель очень рада, так как уроки психологического развития поддерживают интерес не только к этим, но и к остальным урокам» (С.Л. Юдина, Ножовская средняя школа Частинского района Перм­ской области, II класс; 1997/98 уч.г.).

«Наши дети - обделенные из-за низкой остроты зре­ния. У них хуже развито мышление, слабые представ­ления об окружающем. Их развитие в целом ниже, чем у их сверстников из массовых школ. Мы решили, что уроки психологического развития нашим детям не по­мешают. Эти уроки находятся в учебной сетке, я ставлю их после наиболее трудных уроков. Эти уроки не 'вос­принимаются детьми как уроки. Это отдых, они не бо­ятся получить плохую отметку. Результаты видны, дети стали более активными. Приемы анализа переносят на урок математики, русского языка и другие. Получаем удовлетворение от работы по этой программе» (Н.В. Са­вельева, школа-интернат № 5 для слабовидящих детей г. Москвы, III класс; 1998/99 уч.г.).

«...Интерес к урокам психологического развития у нас не снижается. В этом учебном году учителя-энтузи­асты проводят уроки психологического развития за счет внеклассной работы, за счет вариативной и инвариант­ной частей учебного плана. Администрации школ начи­нают понимать важность уроков психологического раз­вития в повышении качества знаний. По нашему рай­ону качество знаний по школе I ступени за три послед­них года (в течение которых проводились уроки психо­логического развития - Н.Л.) выросло: 47% - 49% -51,2%. За 5 лет проведения уроков психологического развития в сельских школах Частинского района Перм­ской области с 1995/96 уч.г. по 1999/2000 уч.г. число успевающих школьников увеличилось с 93% до 96%, а число второгодников уменьшилось с 5,77% до 4,24%» (В.В. Пономарева, методист по начальному обучению Управления образования Частинского района Пермской области; 1999/2000 уч.г.).

Заключение

Апробирование развивающей программы для млад­ших школьников «Уроки психологического развития» выявило ее достаточную эффективность и, что не менее важно, актуальность для педагогической практики. Об этом свидетельствуют не только положительные резуль­таты психодиагностического обследования школьников на протяжении экспериментального периода, но и тот интерес, с которым эта программа была встречена учи­телями и который в настоящее время продолжает к ней проявляться.

Становится все более очевидным, что специальная систематическая и целенаправленная работа по психо­логическому развитию учащихся в школе необходима, особенно в рамках традиционного обучения. Но имею­щиеся у нас данные показывают, что программа «Уроки психологического развития» оказывает серьезную под­держку школьникам, обучающимся по разным учебным программам, в том числе по развивающим дидактиче­ским школьным программам Л.В. Занкова и в классах коррекционно-компенсирующего обучения.

Мы надеемся, что широкое внедрение данной разви­вающей программы в практику начального школьного обучения обеспечит не только повышение уровня пси­хологического развития учащихся в целом, но и зало­жит в них когнитивно-личностную основу обучения, не­обходимую как для успешного усвоения знаний на дан­ном этапе, так и для их саморазвития в будущем.

РАЗДЕЛ II

Наши рекомендации