Учителя об уроках психологического развития
«...У учащихся возникли раскованность, желание самостоятельно добывать знания, доказывать свой ответ. "У детей нет боязни отвечать, повысилась активность детей, работоспособность, внимательность, лучше стали мыслительная деятельность, память» (И.Д. Чуева, школа № 230 г. Москвы, П класс; 1995/96 уч.г.).
«... После уроков психологического развития дети чувствуют себя прекрасно, веселы, довольны. На других уроках им стало легче выполнять логические задачи и другие задания» (Е.А. Теребаева, школа № 964 г. Москвы, II класс; 1995/96 уч.г.).
«...У учащихся появляется больше интереса к учебе, так как они чувствуют себя более уверенными, на уроках активны, умеют мыслить, распределять внимание, у них сильнее развита память, и это заметно отражается на всех уроках. Я считаю, что мои ученики к настоящему времени достигли больших успехов и в этом им помогли уроки психологического развития» (Л.М. Теплякова, Шлыковская основная школа Частинского района Пермской области, П класс; 1996/97 уч.г.).
«...Ребята любят эти уроки. Заметны изменения в отношении учащихся к другим урокам, к учебе в целом. Это проявляется в повышении активности на других уроках. Ребята стали более внимательны, быстрее замечают ошибки других ребят. Речь стала более связной. Обогатился словарный запас» (A.M. Кустова, Ножовская средняя школа Частинского района Пермской области, Ш класс; 1996/97 уч.г.).
«...В моем классе компенсирующего обучения уроки психологического развития ведутся второй год. В начале обучения дети слабо знали классификацию предметов, плохо улавливали главное в воспринимаемом, не умели делать выводы и обобщения, слабо устанавливали причинно-следственные связи. Уроки психологического развития помогли детям в усвоении школьной программы, повлияли на рост успеваемости детей. По русскому языку дети стали делать меньше ошибок, более внимательно стали проверять свои работы. По математике лучше стали решать задачи, стараются сами обосновать ход решения, доказать, почему они так делают, быстрее и лучше запоминают стихотворения. Ученики очень любят уроки психологического развития. Считаю, что эти уроки должны бытк включены в программу дальнейшего обучения» (Т.Г. Шаталова, школа № 11, г. Усть-Илимск, III класс; 1996/97 уч.г.).
«...Дети на этих занятиях очень раскованны, не боятся отвечать, спорить, говорить. Несомненно, что уроки психологического развития повлияли на отношение учащихся к другим предметам. Моим ребятам на обычных уроках особенно нравятся те задания, которые заставляют думать, сравнивать, обобщать, сосредоточивать внимание» (И.В. Санникова, Ножовская средняя школа Частинского района Пермской области, I класс; 1996/97 уч.г.).
«...Второй год развития показал неплохие результаты. Ребята умеют хорошо сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, анализировать... Задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему виду и оформлению, дают хорошие результаты... виден рост учеников. Я как учитель очень рада, так как уроки психологического развития поддерживают интерес не только к этим, но и к остальным урокам» (С.Л. Юдина, Ножовская средняя школа Частинского района Пермской области, II класс; 1997/98 уч.г.).
«Наши дети - обделенные из-за низкой остроты зрения. У них хуже развито мышление, слабые представления об окружающем. Их развитие в целом ниже, чем у их сверстников из массовых школ. Мы решили, что уроки психологического развития нашим детям не помешают. Эти уроки находятся в учебной сетке, я ставлю их после наиболее трудных уроков. Эти уроки не 'воспринимаются детьми как уроки. Это отдых, они не боятся получить плохую отметку. Результаты видны, дети стали более активными. Приемы анализа переносят на урок математики, русского языка и другие. Получаем удовлетворение от работы по этой программе» (Н.В. Савельева, школа-интернат № 5 для слабовидящих детей г. Москвы, III класс; 1998/99 уч.г.).
«...Интерес к урокам психологического развития у нас не снижается. В этом учебном году учителя-энтузиасты проводят уроки психологического развития за счет внеклассной работы, за счет вариативной и инвариантной частей учебного плана. Администрации школ начинают понимать важность уроков психологического развития в повышении качества знаний. По нашему району качество знаний по школе I ступени за три последних года (в течение которых проводились уроки психологического развития - Н.Л.) выросло: 47% - 49% -51,2%. За 5 лет проведения уроков психологического развития в сельских школах Частинского района Пермской области с 1995/96 уч.г. по 1999/2000 уч.г. число успевающих школьников увеличилось с 93% до 96%, а число второгодников уменьшилось с 5,77% до 4,24%» (В.В. Пономарева, методист по начальному обучению Управления образования Частинского района Пермской области; 1999/2000 уч.г.).
Заключение
Апробирование развивающей программы для младших школьников «Уроки психологического развития» выявило ее достаточную эффективность и, что не менее важно, актуальность для педагогической практики. Об этом свидетельствуют не только положительные результаты психодиагностического обследования школьников на протяжении экспериментального периода, но и тот интерес, с которым эта программа была встречена учителями и который в настоящее время продолжает к ней проявляться.
Становится все более очевидным, что специальная систематическая и целенаправленная работа по психологическому развитию учащихся в школе необходима, особенно в рамках традиционного обучения. Но имеющиеся у нас данные показывают, что программа «Уроки психологического развития» оказывает серьезную поддержку школьникам, обучающимся по разным учебным программам, в том числе по развивающим дидактическим школьным программам Л.В. Занкова и в классах коррекционно-компенсирующего обучения.
Мы надеемся, что широкое внедрение данной развивающей программы в практику начального школьного обучения обеспечит не только повышение уровня психологического развития учащихся в целом, но и заложит в них когнитивно-личностную основу обучения, необходимую как для успешного усвоения знаний на данном этапе, так и для их саморазвития в будущем.
РАЗДЕЛ II