Зарубежные и отечественные подходы к исследованию субъектно – ориентированного подхода

Методологические основые субъектно – ориентированного подхода. адекватные состоянию науки ХХ века, впервые были представлены в монографии В.Е.Лепского (1998) [12, c.123].

Исходные философско – психологические положения субъекта обосновали Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе. На сегодняшний день накоплен огромный опыт исследования субъекта (В.А. Петровский, Ю.М. Забродин, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова) [2, c. 32; 17, c. 93 - 94 ].

С появлением рефлексии С.Л. Рубинштейн связывал становление человека с подлинным субъектом своей жизнедеятельности, противопостанавливающая и прерывающая непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за её пределы.

Данное направление оказало влияние на развитие базовых понятий в сфере компьютеризации управленческой деятельности а именно:

· введение понятий рефлексивных моделей и рефлексивного управления;

· разведение понятий информации и знания;

· обоснование несостоятельности лингвистического редукционизма при проектировании диалоговых систем и др.

Научная школа, продолжающая идеи С.Л. Рубинштейна определяет субъект, как творец и деятель, который преобразует собою мир, как вершитель своего жизненного пути [18, c. 56 - 58].

Л.В. Выготский один из первых для гуманитарных наук, кто предпринял попытку проанализировать психологический эксперимент с точки зрения активности испытуемого, как субъекта экспериментальной деятельности. В сфере компьютеризации управленческой деятельности данная проблема оказалось не до конца разработанной.

Проблематика исследования рефлексивных процессов в сыграло значительную роль в преодолении «субъект - объектной» ориентации в науке, как отдельное направление субъектно – ориентированного подхода.

По мнению А.В. Брушлинского субъектом не рождаются, а становятся.

Для дифференциации разных психологических понятий многомодальное и методологическое значение категории субъекта стало ориентиром для всевозможных психологических понятий [6, c. 30 - 31].

Существует классическая точка зрения, в соответствии с которой субъектные свойства личности позволяют успешно осуществлять и реализовывать. В наших исследованиях в след за и Г.К. Уразалиевой и В.Т. Кудрявцевым, было показано, что субъект отличается совершенствующими действиями, поступками в процессе деятельности и общения. И не раз мы убеждались, что субъектные свойства определяют не только успешное выполнение, но и совершенствование общения и деятельности.

Основываясь на понимания субъекта, данные психологами различных научных направлений, можно предложить следующее определение субъектности: Субъектность – это системное, динамичное качество субъекта, позволяющее на основе сознательных нравственно-духовных убеждений качественно преобразовать окружающий мир и свои психические, личностные свойства, значимые в осуществлении, совершенствовании деятельности и общения.

В русле психологии подходы различных школ, направлений и взглядов субъект объединяет однозначное определение основного системообразующего свойства субъекта – активность. Активность изменяет нетолько окружающую действительность и социальный, и природный мир, но и самого человека: его психические характеристики – организуется, направляется внутренним условием человека. Из всего этого следует, что в процессе взаимодействия с миром начинают реализовываться, проявляться и развиваться все ресуры, потенциалы и индивидуальные свойства человека.

Для становления и развития субъектно-ориентированного подхода дополнительными аргументами являются:

1. Во - первых, это возможности преодоления неразрешимой проблемы создания позиции внешнего локального наблюдателя для сложных саморазвивающихся «человекоразмерных систем», за счет организации в саморазвивающейся полисубъектной среде механизма распределенного самонаблюдения.

2. Во - вторых, это возможности формирования принципиально новейших механизмов управления сложностью на основе специальной организации рефлексивных процессов.

На сегодняшний день имеют место наличие попытки применения и развития субъектно - ориентированного подхода во всевозможных областях научного знания и практики: психология, педагогика, управление, экономика, политология и др.[14, c. 15].

Выводы по второй главе

В главе 2 проанализированы основные зарубежные и отечественные подходы к субъектно - ориентированному подходу.

Субъектно – ориентированный подход включает в себя множество разных отечественных и зарубежных подходов. В данной курсовой работе представленные следующие подходы. В.Е. Лепский методологические основы субъектно – ориентированного подхода, исходные философско – психологические положения субъекта обосновали Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Выготский один из первых для гуманитарных наук, кто предпринял попытку проанализировать психологический эксперимент с точки зрения активности испытуемого, как субъекта экспериментальной деятельности, Д.Н.Узнадзе, на сегодняшний день накоплен огромный опыт исследования субъекта (В.А. Петровский, Ю.М. Забродин, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова), научная школа, продолжающая идеи С.Л. Рубинштейна определяет субъект, как творец и деятель, который преобразует собою мир, как вершитель своего жизненного пути, по мнению А.В. Брушлинского субъектом не рождаются, а становятся.

В наших исследованиях в след за и Г.К. Уразалиевой и В.Т. Кудрявцевым, было показано, что субъект отличается совершенствующими действиями, поступками в процессе деятельности и общения

На сегодняшний день имеют место наличие попытки применения и развития субъектно-ориентированного подхода во всевозможных областях научного знания и практики: психология, педагогика, управление, экономика, политология и др.

Заключение

В представленной курсовой работе исследуется понятие субъектно – ориентированного подхода. Стадии развития науки и типы научной рациональности, понятие и сущность субъектно – ориентированного подхода в современной психологии.

Рассмотрели основные подходы субъектно – ориентированного подхода в современной психологии. Существует много подходов к понятию субъектно – ориентированного подхода, в данной курсовой работе представлены следующие подходы: В.Е. Лепский методологические основы субъектно – ориентированного подхода, исходные философско – психологические положения субъекта обосновали Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе, на сегодняшний день накоплен огромный опыт исследования субъекта (В.А. Петровский, Ю.М. Забродин, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова), научная школа, продолжающая идеи С.Л. Рубинштейна определяет субъект, как творец и деятель, который преобразует собою мир, как вершитель своего жизненного пути, по мнению А.В. Брушлинского субъектом не рождаются, а становятся.

Рассмотрели три стадии развития науки. Каждую из этих стадий открывает глобальная научная революция. Данные стадии можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, которые сменялись структурами.

1. Классическая наука

2. Неклассическая наука

3. Постнеклассическая наука

Рассмотрели понятие и сущность субъектно – ориентированного подхода. Субъектно – ориентированный подход является органичным развитием субъектно - деятельностного подхода. В рамках субъектно – ориентированного подхода происходит увеличение внимания к субъектам и их окружающей среде, и уменьшение внимания к деятельностной составляющей в связи с резким понижением влияния нормативных компонентов на действия субъектов в ситуациях современной реальности.

Проанализировали основные субъектно – ориентированного подходы в рамках научной рациональности. Для решения данной задачи были представлены различные подходы. К ним относятся:

1. Функциональный подход

2. Аксиоматический подход

3. Информационный подход

4. Исследование операций

5. Теоретико – игровой подход

6. Функционально – структурный подход

Таким образом, мы можем сказать, что цель исследования достигнута – мы провели теоретический анализ субъектно – ориентированного подхода, а так же рассмотрели психологические особенности субъектно – ориентированного подхода.

Список литературы

1. Абульханова К.А. Ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. - М.: Изд - во Академический проект, 2000. 126 с.

2. Абульханова К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С.Л.Рубинштейна // Очерки, воспоминания, материалы. Отв. ред. Б.Ф.Ломов. - 1989. С.10 – 61.

3. Брушлинский A.B. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. - 1997. С.208 – 252.

4. Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. – 1991. Т.12. Вып. 6. С. 3 – 11.

5. Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. – 1992. Т. 13. Вып. 6. С.3 – 12.

6. Брушлинский A.B. Целостность субъекта основание для системности всех его качеств // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. - М.: Изд - во Институт психологии РАН, 2009. 570 с.

7. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.: Изд - во Институт психологии РАН, 2008. 109 с.

8. Кудрявцев В.Т. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2001. – Вып 4. – С. 14 - 30.

9. Лекторский В.А. Субъект в истории философии: проблемы и достижения // Методология и история психологии. - 2010. Т.5. Вып. 1. С.16.

10. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М.: Изд - во Наука, 2010. 358 с.

11. Лепский В.Е. Концепция субъектно-ориентированной компьютеризации управленческой деятельности. - М.: Изд - во Институт психологии РАН, 2008. 204 с.

12. Лепский В.Е. Концепция субъектно - ориентированной компьютеризации управленческой деятельности. - М.: Изд – во Институт психологии РАН, 1998. – 204 с.

13. Лепский В.Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. – М.: Изд – во Когито - Центр, 2010. – 280 с.

14. Лепский В.Е. Становление субъектно - ориентированного подхода в контексте развития представлений о научной рациональности // Наука и социальная картина мира.- М.: Изд – во Альфа. – М.: 2014. - 420 с.

15. Лепский В.Е. Субъектный подход и рефлексивные механизмы манипулирования сознанием и поведением // Проблемы информационно-психологической безопасности. - М.: Институт психологии РАН, 1996. 245 с.

16. Лепский В.Е. Субъект-субъектные отношения в системах поддержки управленческих решений // Проблемы и методы принятия решений в организационных системах управления (Тезисы докладов Ш-й Всесоюзной конференции). - М.: Изд - во ВНИИСИ, 1988. - 250 с.

17. Петровский А.В. История и теория психологии. - М.: Изд – во Феникс, 2010. – 176 с.

18. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. - М.: Наука, 2008. – 438 с.

19. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. - М.: Изд – во Наука, 2009. – 350 с.

20. Селиванов В.В. Свойства субъекта и его жизненный цикл // Психология индивидуального и коллективного субъекта. – М.: Изд – во Наука, 2002. – 328 с.

21. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. - 2003. Вып. 8. С.5 - 17.

22. Степин В.С. Теоретическое знание. - М.: Изд - во Прогресс-Традиция, 2003. - 744с.

Наши рекомендации