Модуль 1. (вводный) социальная психология как наука
Цели и задачи учебных занятий
Данная программа реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и ориентирована на приобретение студентами ряда общекультурных и профессиональных компетенций в той мере, в таком ракурсе и объеме, который задается характером проблематики, теоретико-методологическими основаниями и практико-прикладными аспектами современной теории и практики социально-психологической науки. Компетенции, на которых сфокусирована данная рабочая программа учебной дисциплины, могут наполняться также комплексом знаний, умений, навыков, предоставляемых другими дисциплинами, реализуемыми в рамках ООП подготовки. Исходя из этого, в данной программе сформулированы следующие цели и задачи (миссия данной учебной дисциплины):
Основной целью освоения дисциплины «Социальная психология» является формирование у студентов целостного представления о ключевых идеях и категориях социально-психологической науки, общей ориентации в ее понятийном аппарате, теоретических и методологических проблемах, а также возможность использования социально-психологического знания для решения практических задач.
Задачи курса:
1) сформировать у студентов общее представление о теоретических основах социально-психологической науки и ее связях с другими сферами науки и общественной практики;
2) сформировать у студентов представления о предмете социальной психологии, его составляющих, о феноменах и закономерностях социального поведения личности и различных социальных групп;
3) осветить наиболее важные социально-психологические концепции и раскрыть те экспериментальные данные, к которым апеллируют эти концепции;
4) ознакомить с основными методами социальной психологии, а также с методами и приёмами социально-психологической диагностики и психологической помощи, используемыми в практической социально-психологической работе и способствовать развитию умений работать с ними;
5) способствовать развитию практических умений изучать особенности взаимодействия личности и общества, социально-психологические особенности личности, закономерности социального развития личности, становления и функционирования больших и малых социальных групп;
6) показать направления прикладной социальной психологии и отметить особенности практической социальной психологии.
Форма итогового контроля: Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзамен принимается в устной форме, в виде ответа на вопросы, указанные в билете. Билеты содержат по два вопроса из приводимого в программе списка.
Студенты, систематически посещавшие в течение всего семестра лекционные занятия, активно работавшие на семинарских занятиях, успешно справившиеся с письменными работами, имеют право выбора на экзамене одного из двух предложенных в билете вопроса. Студенты, не выполнявшие текущие задания, не посещавшие лекции и семинары, на экзамене получают на экзамене дополнительное задание – решение практической ситуации.
Модуль 1. (вводный) Социальная психология как наука
Цель – сформировать представление о предмете, объекте, методах социальной психологии, рассмотреть основные этапы становления социальной психологии как науки и основные ее направления.
Тема 1.История формирования социально-психологических идей
Социальная психология как наука: исторический аспект. Первые исторические формы социально-психологического знания. «Психология масс» Г.Тард, Г.Лебон, «психология народов» В.Вундта, учение М.Лацаруса и Г.Штейнталя, теория «инстинктов социального поведения» В.Мак-Дугалла. Предпосылки возникновения социальной психологии. История отечественной социальной психологии. Сравнительный обзор современных теоретических ориентаций в западной социальной психологии: психоаналитическая, бихевиористская, когнитивистская и интеракционистская.
Тема 2.Место социальной психологии в системе научного знания
Объект, предмет и структура социальной психологии. Психология и социология как источники формирования представлений о предмете социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания. Социальная психология и философия. Социальная психология и общая психология. Социальная психология и социология. Проблемы и задачи социальной психологии на современном этапе развития.
Тема 3. Методология и методы социальной психологии
Базовые представления об основных методологических проблемах в социальной психологии. Основные требования к организации и проведению социально-психологического исследования. Основные этапы социально-психологического исследования. Проблема классификации методов социальной психологии. Сопоставление методов социальной психологии с методами общей психологии и социологии. Общая характеристика основных методов в социальной психологии. Опрос: анкетирование, интервью, беседа. Анализ документов: контент-анализ. Проблема отбора категорий для контент-анализа. Виды наблюдения. Субъективность наблюдателя и способы ее минимизации. Эксперимент в социальной психологии. Тесты. Специфические методы социальной психологии: социометрия, групповая оценка личности, шкалы измерения социальных установок. Методы социально-психологического воздействия: социально-психологический тренинг, социодрама, психодрама. Проблемы применения методов.
Тема 4. Основные направления зарубежной социальной психологии
Психоанализ. Бихевиоризм. Социометрия. Школа групповой динамики. Когнитивизм. Интеракционизм. Гуманистическая психология. Транзактный анализ. Экзистенциальная психология.
* Данная тема предполагает групповую работу: Студенты делятся на 9 групп, каждая из которых выбирает себе какое-то одно направление, а затем каждая группа представляет всем остальным выбранное направление.
Тема 5.Актуальные проблемы социальной психологии
Данная тема предполагает следующее задание. Необходимо просмотреть журналы по психологии: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Вестник МГУ» Серия 14 «Психология» и др. за 2009 – 2012 гг.
Выбрать статью, в которой описано эмпирическое и теоретическое социально-психологическое исследование.
Необходимо составить ее полное библиографическое описание: ФИО автора, название статьи, журнал, год издания, номер журнала, страницы.
Подготовить конспект статьи по следующему плану: 1. Проблема исследования. 2. Как она изучалась? 3. Какие результаты и выводы получены? 4. Критический анализ описанного в статье исследования.
Подготовить сообщение по статье на 5-7 минут.
В итоге необходимо найти ответ на вопрос: «В чем состоит специфика социально-психологических исследований, их отличие от исследований в других отраслях психологии?»