Управления человеческими ресурсами
С момента своей спецификации, выделения в особую область управления управление персоналом претерпевает существенные изменения.
Некоторые авторы [64. С. 38 – 54] выделяют два главных этапа в развитии управления персоналом: управление кадрами и управление человеческими ресурсами (хотя в данном учебнике между этими очень близкими понятиями не будет проводиться особых различий). В процессе эволюции производства глобальные технологические и структурные изменения, повышение уровня конкуренции и гибкости предприятий, а также децентрализация и приватизация привели к перерастанию управления персоналом из «кадровой функции» в «управление человеческими ресурсами».
В общем плане эти два этапа связаны соответственно с индустриальной и постиндустриальной стадиями развития общества. Однако и в постиндустриальном обществе многие предприятия могут находиться на этапе управления кадрами, т.е. культивировать соответствующие организационные формы, методы и культуру управления персоналом. В чем же состоят главные отличия управления человеческими ресурсами по сравнению с традиционной практикой деятельности «отдела кадров»?
УЧР исходит из того, что в мире возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами национальной конкурентоспособности являются не земля, капитал и природные ресурсы, как это считала классическая экономическая теория, а высококвалифицированные и мотивированные человеческие ресурсы, а также научная база [123. С. 131].
Для УЧР характерно рассмотрение персонала как одного из важнейших ресурсов организации, необходимого для достижения ее всех, в том числе стратегических, целей. Сотрудники – важнейшее достояние компании, которое надо сохранять, развивать и использовать для успеха в конкурентной борьбе. От характера персонала прямо зависят экономические и иные возможности организации. Поэтому к персоналу необходим интегрированный, с точки зрения всей компании как системы, подход. Интегрирование управления персоналом в общую стратегию организации (бизнеса) – важнейшее отличие УЧР от управления кадрами. При этом любые управленческие решения должны учитывать «человеческий аспект» – возможности людей и влияние на персонал [88. С. 13].
Компании, практикующие УЧР, как правило, отличаются более высокой эффективностью, близостью к рынку, большей степенью удовлетворения потребностей потребителей. В таких компаниях лучше система мотивации и карьерные перспективы, меньше несчастных случаев, прогулов, ниже текучесть персонала, выше удовлетворенность трудом.
Основные отличия современного, более высокого этапа управления персоналом – УЧР от традиционного управления достаточно детально представлены в табл. 1 [123. С. 136].
Таблица 1
Особенности управления человеческими ресурсами
Управление кадрами | Управление человеческими ресурсами |
Вертикальное управление подчиненными, «кадры» – отдельная функция | Горизонтальное управление и забота о всех ресурсах, акцент на формирование команды |
Централизованная кадровая функция в отделе кадров, специалисты планируют, мотивируют и т.д., персоналом же управляют линейные руководители | Децентрализованная кадровая функция в линейном управлении. Последнее отвечает за управление всеми ресурсами подразделения и достижение целей. Специалисты по персоналу оказывают, поддержку линейному менеджменту |
Кадровое планирование – следствие производственного плана и реакция на него, связь односторонняя | Планирование человеческих ресурсов полностью интегрировано в корпоративное планирование; связь двусторонняя |
Цель – обеспечить наличие нужных людей в нужных местах в нужное время и освобождение ненужных людей. С сотрудниками обращаются как с фактором производства, их «расставляют», как в шахматах | Цель – совмещение имеющихся человеческих ресурсов, квалификации и потенциалов со стратегией и целями компании. С сотрудниками обращаются как с объектом корпоративной стратегии и инвестиций, фактором преимущества в конкурентной борьбе |
Кадровая политика направлена на достижение компромисса между экономическими и социальными партнерами | УЧР нацелено на развитие целостной сильной корпоративной культуры и балансирование текущих потребностей интегрированной организации с окружающей деловой средой |