Миф. Мужчины учатся быть гомосексуалистами
Исследования показывают, что многие люди, предпочитающие однополую любовь, уже рождаются с такой направленностью, хотя данные гораздо более определенные для мужчин‑гомосексуалистов, чем для лесбиянок. Факторы, влияющие на развитие мужского плода, затрагивают и его сексуальную ориентацию во взрослом возрасте. Некоторые из этих факторов, вероятно, генетические, поскольку, как показали исследования близнецов, гомосексуальность во многом наследуется. Однако еще остается влияние окружающей среды во время беременности матери. Исследования не говорят о том, что средовое влияние после рождения не имеет никакого значения, но а них предполагается, что гомосексуальная ориентация может развиться и без научения.
Дети с нарушением сексуального развития дают возможность проверить эту идею, поскольку у них обычно имеются определенные отклонения в пренатальном гормональном развитии. Например, при врожденной гиперплазии надпочечников генетический дефект приводит к тому, что у девочки‑младенца начинает вырабатываться мужской стероидный гормон, который маскулинизирует ее мозг, а иногда – и половые органы. Даже когда гормональный дефект корректируется с помощью медикаментозного лечения, у этих женщин во взрослом возрасте гораздо чаще, чем в норме, появляются сексуальные фантазии и опыт сексуального общения с другими женщинами. Дочери матерей, принимавших диэтилстилбестрол – маскулинизирующий препарат, который, как полагали раньше, предотвращает выкидыши, – во взрослом возрасте тоже гораздо чаще обращают сексуальное внимание на других женщин, хотя их половые органы в норме.
С другой стороны, у мужчин с нечувствительностью к андрогену имеется генетический дефект рецептора мужского гормона тестостерона. Из‑за того, что их организм и мозг не реагируют на мужские гормоны, эти генетические мальчики (XV) рождаются с женскими половыми органами, и их обычно растят как девочек. Почти все они во взрослом возрасте интересуются мужчинами – вероятно, сексуальный интерес к женщинам требует пренатальной гормональной маскулинизации мозга.
Если гомосексуальность возникает из‑за ранних гормонов, тогда у склонных к однополой любви мужчин определенные области мозга, которые различаются между полами, должны больше напоминать женские. У людей самое большое различие между мужским и женским мозгом находится в области с труднопроизносимым названием «третье промежуточное ядро гипоталамуса», которое обычно у мужчин вдвое больше. В результате двух исследований стало известно, что у мужчин‑гомосексуалистов эта область мозга приблизительно такого же размера, что и у женщин. Насколько нам известно, никто еще не изучал эту часть мозга у лесбиянок. Для мужчин, у которых нет специфического заболевания, самым сильным признаком, предсказывающим гомосексуальность, является наличие старшего брата. Этот эффект был обнаружен больше чем в десятке работ. Каждый последующий старший брат повышает вероятность того, что рожденный позднее мальчик станет «голубым», на целых 33%. Таким образом, если мужчин‑гомосексуалистов около 2,5% (эта цифра в целом соответствует действительности), то у мальчика с одним старшим братом вероятность повышается до 3,3%, а с двумя старшими братьями – до 4,2%. Согласно этим исследованиям около 15% «голубых» обязаны сексуальной ориентацией своему старшему брату. Однако наличие старших или младших сестер не влияет на склонность женщин к однополой любви.
Никто точно не может сказать, как именно наличие старшего брата влияет на появление гомосексуальных наклонностей. Это не связано с более пожилым возрастом матери, поскольку такого не происходит у рожденных поздно первых мальчиков. Не имеет значения и то, живет ли старший брат в доме во время роста младшего. Возможно, этот эффект оказывает влияние еще в пренатальный период: мужчины‑гомосексуалисты, имеющие старших братьев, при рождении весили меньше, чем гетеросексуальные мужчины с тем же количеством старших братьев. Самое правдоподобное объяснение на настоящее время таково: иммунная система женщины, беременной мальчиком, может вырабатывать определенные антитела против какого‑то фактора, активизируемого мужским зародышем, и имеющиеся антитела позднее могут подавлять этот фактор во время следующей беременности мальчиком. Одним из кандидатов является Y‑антиген тканевой совместимости, хотя единственные данные в пользу этого предположения получены из исследований на крысах. Введенная крысам‑матерям вакцина против этого белка снижала вероятность того, что их дети‑самцы будут спариваться с самками и иметь потомство.
Все эти исследования показывают, что развитие мозга во время беременности оказывает значительный эффект на сексуальную ориентацию во взрослом возрасте. Мы не можем отрицать, что выражение сексуальности человека во многом обусловливается его жизненным опытом, но похоже, что основа закладывается в раннем детстве.
Половые различия начинают развиваться еще до рождения ребенка. Специфически мужской ген с Y хромосомой отвечает за формирование яичек у мужского зародыша. Яички позднее вырабатывают тестостерон, обеспечивающий маскулинизацию мозга и развитие половых органов, а также другие гормоны, подавляющие развитие женских половых органов. Любопытно, что для женского полового развития на этой стадии никакие гормоны не требуются, что привело ученых к предположению о том, что женский пол может развиваться «по умолчанию >>.
Если не считать пары исключений, то гормоны действуют на мозг в два этапа. Приблизительно во время рождения ребенка гормоны контролируют развитие мозга, влияя на формирование его областей, отвечающих за сексуальное поведение. Однако это поведение не выражается до тех пор, пока оно не активизируется мужскими или женскими гормонами в период полового созревания. Обе стадии должны быть успешно завершены для нормального сексуального поведения.
Сексуальное поведение контролируется гипоталамусом, который отвечает также и за множество других базовых функций – например, за еду, питье и регуляцию температуры тела. У крыс повреждение части гипоталамуса – предзрительного поля – полностью подавляет развитие сексуального поведения самцов. Размер некоторых частей гипоталамуса грызунов зависит от пола животного, причем одни больше у самцов, а другие – у самок. В большинстве случаев разница в размерах обусловлена гормонами, вырабатывающимися в сенситивном периоде в раннем детстве. Если в необходимый период гормоны не вырабатываются, то эти органы не развиваются соответственно полу животного. Однако половые гормоны влияют и на специфическую для каждого пола анатомию и во взрослом возрасте, особенно в ядре миндалевидного тела, ответственном за мужское половое возбуждение, и в некоторых других частях мозга с рецепторами аргинин‑вазопрессина, важными для образования пар.
Так лее, как и в случае с образованием пар, у нас больше данных о проводящих путях грызунов, но есть все основания полагать, что у людей процесс происходит аналогично. Одно важное различие между полами в человеческом гипоталамусе – это третье интерстициальное ядро, которое у мужчин вдвое больше, чем у женщин. Активизация сексуального поведения во взрослом возрасте зависит от тестостерона – гормона, связанного с либидо как у мужчин, так и у женщин. Человеческое сексуальное поведение зависит и от социальных взаимодействий, гораздо более сложных, чем у животных. Как это ни поразительно, но антропологи выяснили, что процесс ухаживания за женщиной очень похож в разных культурах, что дает основания предположить, что он тоже больше обусловлен биологическими факторами, чем культурным опытом.
Как мы показали, наука может объяснить многое по поводу любви и полов, но, конечно, не все. И это замечательно, ведь насколько приятнее жить с тайной!