V. Чему учит нас закон убывающих способностей. Потенциал способностей детей быстро снижается. Люди теряют возможности по мере взросления.


Мой метод обучения противопоставлен практически всему, что
соответствует здравому смыслу, это принципиально иной метод.
Я хотел бы, чтобы вы перевернули в своём сознании все идеи в
отношении воспитания детей. Как правило, развитие детей описывают, как
нечто похожее на перевернутый треугольник.
Ребенок находится на нулевой точке, будучи младенцем, постепенно
получает знания от своих учителей и становится разумным существом: я
думаю, что этот принцип роста педагоги обычно имеют в виду.
Тем не менее, я хотел бы, чтобы вы рассмотрели этот процесс в
обратном направлении. В действительности, дети обладают большими
неограниченными способностями. Вот почему я говорю, что все новорожденные
гении. На мой взгляд, по сравнению с мозгом ребёнком функции мозга
родителей почти безнадёжно снижены.
Средний человек не знает, что эти замечательные способности быстро
исчезают без помощи тех, кто окружает ребенка. Не только родители, но и
няни, воспитатели детских садов, педиатры, не говоря уже об учителях
начальной школы, не уверены в этом факте.
Уникальные способности доминируют в раннем периоде детства и важно
не упустить этот момент. В возрасте восьми лет, эти особые знания
практически полностью исчезают. Шесть лет - это возраст, в котором они
либо фиксируются, либо нивелируются. Поэтому, что бы ни было заложено в
сознание в возрасте до шести лет, остается с ребенком как способность.
Но если активацией этого умения в период от младенчества до шести лет
пренебрегают, если вы думаете, что в этот период для ребёнка важнее
играть, и он познаёт мир через игру; или, что дети, которым предоставляют
достаточно времени для игры, будут лучшими, когда они поступают в школу,
то это не так - все эти дети останутся на обочине дороги.
Таким образом, нам необходимо, кардинально перевернуть наше
представление о процессе развития ребёнка. Другими словами, мы постепенно
теряем мудрость в процессе взросления.
Чем младше ребенок, тем выше уровень мастерства в овладении языком, и
к шести годам этот лучший период завершается. Как ни странно традиционная
система образования, которая распространена по всему миру, начинает
воспитание детей в то время, когда лучший период для обучения уже остался
позади.

Кривая роста Scammon.


Я хотел бы объяснить кривую роста, прослеженную американским врачом
Scammon.
Есть три специальных вегетационных периода в развитии ребёнка:
а. психический,
б. физический,
в. сексуальный.
Сразу после рождения, мозг начинает стремительно развиваться. В
возрасте трех лет мозг становится на три четверти больше, чем это было
при рождении. Почти 90 процентов роста мозга происходит в возрасте до
шести лет. Той частью тела, которая наибольшим образом развивается в
период грудного вскармливания ребенка, является мозг. Таким образом,
обучение мозга должно быть приоритетной задачей в течение этого периода.
Исходя из этих фактов, мы видим, что бесполезно начинать образование
ребенка в возрасте шести лет, поскольку на данном этапе развитие мозга
почти полностью завершено.
В случае тела, заметный рост происходит, когда ребенок начинает
учиться в школе. Темпы роста - около десяти сантиметров в год. В периоды
начальной, средней школы и времени обучения в колледже тело продолжает
стабильно развиваться.
Что касается сексуального развития, секреция гормонов начинается в
средней школе, обучение в которой приходится на период сексуального
созревания.
Тем не менее, исследование показывает, что этот период физического
роста и полового созревания примечателен тем, что ребенок, которому
необходимо развивать свое тело, и выполнять множество физических
упражнений, вынужден посещать ещё и дополнительные занятия после школы,
поскольку, в долгосрочной перспективе его мозг не совершенен. Что за
странная система образования существует сегодня, система, которая не
согласуется с естественными периодами роста ребёнка.
Это привело к тому, что здравый смысл или практические знания – это
всё чем мы обладаем. Но я говорю, что мои практические знания преобразуют
все это.


В четыре меньше чем в три. В три меньше чем в два. (Закон убывающих способностей.)


Закон убывания способностей характеризуют все те навыки, которые
обладают свойством быстрого снижения. Тем не менее, большинство родителей
не знают, что есть такой закон, который применяется к развитию мозга
маленьких детей. Вместо этого, они думают, что в возрасте четырех лет
ребёнок умнее, чем в три, а в пять лет более разумен, чем в четыре года.
Несколько лет назад, когда я читал лекцию в месте под названием
детский сад Hirose в Сендае, директор школы рассказал мне следующую
историю.
«В Феврале мы проводили в нашем детском саду музыкальную программу. В
это время у нас дети пели хором «Радость» из Девятой симфонии Бетховена
на немецком языке; детям, которые изучили слова быстрее всех, не было
пять, или четыре, а всего лишь три года. У трёхлетних детей не было
проблем с запоминанием слов. Сложнее дело обстояло с четырех и
пятилетними детьми, с ними возникло множество проблем".
Зная о законе убывающих способностей, я очень хорошо понимал суть
происходящего, но с точки зрения здравого смысла, это противоречило всем
представлениям.
В сентябре того же года, я выступал с лекцией в детском саду Takaba в
префектуре Ибараки, в это время его директор г-жа Shimizu предоставила
мне следующий отчет:
"Каждый ребенок в моем саду может решать сложные задачи с дробями.
Когда я рассказала об этом другой воспитательнице детского сада, она
сказала мне, что я шучу, и не поверила мне. Это преподается в третьем
классе начальной школы, но пятьдесят процентов детей не могут это
сделать. Даже в шестом классе, тридцать - сорок процентов детей не могут
это сделать. Никто не поверил мне, когда я сказала, что все дети в нашем
детском саду могут сделать это. Один ребёнок не может сделать это,
поскольку он совсем недавно появился в одном из наших детских садов, все
остальные могут".
Я видел, что все они действительно могут это делать и спросил ее:
«Как они освоили это?" Она ответила: "Если вы начинаете с трех лет, все
они освоят это. Но если вы начинаете обучение в четыре года, некоторые
дети не смогут это сделать, и если вы начинаете в пять, многие дети не
смогут овладеть этим умением". Так проявляется закон убывающего
мастерства.
В Фукуока есть институт под названием Gakuen Shiinomi, куда принимают
только умственно отсталых детей и там проводится программа обучения
языку, которая начинается в возрасте трех лет. Благодаря этому обучению,
дети с задержкой развития развиваются на уровне нормальных детей.
Сообщалось, что при этом обучение становится трудным в четыре лет, и
когда программа выполняется в пять лет, она не даёт почти никакого
эффекта. Это также связано с законом убывающего мастерства.
Таким образом, период от двух до трех лет является очень важным
периодом.
Я узнал об этом законе снижающихся способностей в 1952-1953 годах из
книг. Поскольку к тому времени я не был женат, то думал, что когда женюсь
и появятся дети, я буду их растить согласно этому взгляду на воспитание,
но я не знал тогда, что закон убывающих способностей применим даже к
физическим способностям.
Какие бы физические тренировки не выполнял мой сын, он не может
бегать очень быстро. В этом он похож на своих родителей. Я считал, что он
не может прийти первым, поскольку я сам часто приходил последним в гонке.
Однако, с момента, когда двум моих младшим детям было около двух лет,
они ежедневно уделяли бегу пять минут в день, и в выходные дни
поднимались на близлежащую гору высотой 460 метров, что помогло укрепить
их ноги. Поэтому, когда они поступили в школу, то были всегда первыми,
принимая участие в беге на короткие и длинные дистанции: они выросли,
детьми с сильными ногами.
Я читал книгу, написанную членом олимпийской сборной, Keiko Ikeda, ее
муж был также членом команды по гимнастике, и когда в их семье родилась
девочка, они были бесконечно рады и воспитали её в режиме физических
тренировок.
Еще в начальной школе, будучи совсем маленькой девочкой, она достигла
в спорте такой степени мастерства, что делала двойное сальто, вставая
утром с постели.
Г-жа Ikeda считала это само собой разумеющимся фактом. Она думала,
что поскольку оба родителя имели превосходные спортивные способности, то
дочь естественным образом их унаследовала.
Когда родился ее второй ребенок, она была очень занята работой, и
считала, что отличные спортивные способности ребёнка, возможно,
разовьются спонтанно из наследственных факторов, таким образом, ребенок
остался один без подготовки. Когда ему было четыре года, мать вдруг
поняла, что мальчик боялся прыгать с высоты 30 см, он вырос ребенком, не
имеющим спортивных способностей. Родители подумали: "Как ужасно", и
поспешили дать ему специальную подготовку, но было уже слишком поздно. Гжа Ikeda пишет, что она поняла - спортивные способности не наследуется.
Спортивные навыки к четырём годам уже сформированы на 78 процентов,
таким образом, в этом возрасте уже слишком поздно начинать интенсивное
обучение.
Когда я прочёл эту книгу и узнал, что закон убывающих способностей
относится также к спортивным навыкам, моему старшему сыну было уже
четыре, результатом было то, что он вырос, не обладая большими
спортивными способностями.
Тем не менее, два моих младших ребёнка были очень быстро
натренированны, как хорошие бегуны, поскольку, я прочитал эту книгу, и
знал, что закон убывающих способностей распространяется и на спортивные
способности. Я воспитывал их, давая специальную подготовку. После того
как они пошли в школу, то были выбраны в качестве представителей своих
классов для соревнований на короткие и длинные дистанции, а так же, для
участия в марафоне, где стали первым или вторым во всех этих состязаниях.
После участия в спортивных соревнованиях, профессор Ed.Phys подошел
ко мне и сказал: "Ваши дети очень хорошо развиты атлетически. Вы и ваша
жена должны были выдающимися спортсменами в студенческие годы".
Я ответил: "Нет, я всегда был последним".
"Ну, тогда ваша жена, должно быть, была очень хороша в спорте".
Когда я вернулся домой и спросил жену, она сказала мне, что тоже
медленно бегала. Если бы моя жена была быстрой, возможно, у неё была бы
возможность бегать быстро, но она медлительна.
Мой младший сын также имеет отличную спортивную подготовку. Профессор
Ed.Phys. говорил нам: "Если вы позволите мне обучать его, он войдёт в
десятку лучших спортсменов в префектуре. Оставьте его в нашем спортивном
клубе". Закон снижения способностей в этом случае проявил себя в полной
мере.
Такие факты, обнаружены в результате достижений в области физиологии
мозга.
Особенно важен возрастной период от двух до трех лет.
Основа для проявления таланта закладывается в два года до такой
степени, что способна повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка.
Вместо трех, лучше начать с двух лет, и я надеюсь, что вы сделаете
всё максимально возможное для этого периода.

Наши рекомендации