Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия.
1. Значение общения для жизни и деятельности людей.
2. Основные функции общения.
3. Виды и стратегии общения.
4. По данным ЮНЕСКО, в развитых странах около 80% всей информации, получаемой детьми 12-15 лет, черпается ими не в школе, а в процессе внеучебного общения. Какие выводы можно сделать на основе этого факта?
Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы
1. К вербальным средствам общения относятся:
1) устная речь.
2) письменная речь.
3) устная и письменная речь.
4) интонации голоса.
Ответ: 1.
2. Какие из перечисленных средств общения относятся к невербальным?
1) жесты.
2) слова.
3) мимика.
4) звуки.
Ответ: 1, 3.
3. Чье восприятие образа другого человека более объективно?
1) человека с положительной самооценкой, адаптированного к внешней среде.
2) эмоциональной женщины.
3) человека авторитарного типа.
4) конформной (склонной к приспособленчеству) личности.
5) человека с низкой самооценкой.
Ответ: 1.
4. Какая речь выполняет функцию генерации замысла высказывания:
1) экспрессивная.
2) импрессивная.
3) внутренняя.
4) внешняя.
Ответ: 3.
5. Какая функция речи считается преимущественно человеческой:
1) экспрессивная.
2) номинативная.
3) интерактивная.
4) дискуссивная.
Ответ: 2.
Самоконтроль по ситуационным задачам.
1. «…очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга… переживание одиночества тяжко и невыносимо…». Какой возрастной период соответствует данному описанию особенностей общения?
Ответ: подростковый возраст.
2. Какие стороны понимания другого человека в наибольшей степени проявляются в следующих высказываниях?
1) Генерал считал, что противник прекрасно понимает тактическую выгоду для него (генерала) организации переправы возле этой маленькой деревушки. Значит, именно здесь противник сконцентрирует свою оборону. Поэтому счел правильным имитировать подготовку к форсированию реки здесь, а настоящую переправу осуществить в другом месте.
2) Чтоб собеседник нашу мысль постиг, нужней нам сердце, нежели язык (таджикская мудрость).
3) Народная учительница К.И.Муравьева говорит: «Я ведь вместе с ребятами живу — то становлюсь маленькая и глупенькая, как первоклашка, то постепенно делаюсь сознательным подростком, строю планы, правда, не о своей, а об их жизни, но это все равно... Дети маленькие, и я маленькая. Дети большие, и я большая» (Н.Н. Поспелов).
4) Сергей был удивительно догадлив. Он тут же стал отвечать на вопрос, который я не успел задать.
Ответ: В высказываниях 1 и 4 проявляется рефлексия, в высказываниях 2 и 3 — эмпатия.
Перечень практических умений по изучаемой теме.
Умение использовать знание теоретических позиций деятельностного подхода для решения практических задач общения; владение теоретическими знаниями и практическими умениями для реализации целей общения.
Рекомендации по выполнению НИРС.
1. Понятие деятельности и общения в трудах А.Н.Леонтьева.
2. Пути оптимизации общения в совместной деятельности.
3. Виды общения в обучении.
Рекомендованная литература по теме занятия.
основная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
дополнительная:
1.Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
1. Тема №11 «Сознание как интегративный способ бытия человека»
2. Формы работы:
- Подготовка к практическим занятиям.
Подготовка с использованием лекции и основной литературы.
Анализ литературных источников по теме «Сознание как интегративный способ бытия человека»
- Подготовка материалов по НИРС.
Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.