Методические рекомендации по написанию, требования к оформлению

Реферат(от латинского «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или краткое изложение книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением. Таким образом, реферат — это сокращенный пересказ содержания первичного документа (или его части) с основны­ми фактическими сведениями и выводами.

Написание реферата используется в целях приобретения студентом необходимой профессиональ­ной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. п.

С помощью рефератов студент глубже постигает наиболее сложные проблемы курса, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своего труда. Подготовка рефератов способствует формированию профессиональной культуры у будущего специалиста, закреплению у него знаний, развитию умения самостоятельно анализировать материал.

Процесс написания реферата включает:

• выбор темы;

• подбор нормативных актов, специальной литературы и иных источников, их изучение;

• составление плана;

• написание текста работы и ее оформление;

Рефераты пишутся по наиболее актуальным темам. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные взгляды авторов и опреде­ляется собственная позиция студента с изложением соответ­ствующих аргументов.

Темы рефератов охватывают основные проблемы курса. Студент при желании может сам предложить ту или иную тему, предварительно согласовав ее с преподавателем.

Работу над рефератом следует начинать с общего ознакомления с темой (прочтение соответствующего раздела учебника, учебного пособия, конспектов лекций). После этого не­обходимо изучить нормативные акты, литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем. Однако пере­чень источников не должен связывать инициативу студента. Он может использовать произведения, самостоятельно подо­бранные в результате изучения библиографии в библиотеке. Особенно внимательно необходимо следить за новой литературой по избранной проблематике, в том числе за журналь­ными статьями. В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический и практический материал. План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы.

Реферат, как правило, состоит из введения, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы, основного материала, содержа­щего суть проблемы и пути ее решения, и заключения, где формируются выводы, оценки, предложения.

Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, отражающие объект и предмет изучения, избегать непривыч­ных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грам­матических оборотов. Термины, отдельные слова и словосоче­тания допускается заменять принятыми текстовыми сокраще­ниями, смысл которых ясен из контекста. Рекомендуется вклю­чать в реферат схемы и таблицы, если они помогают раскрыть основное содержание проблемы и сокращают объем работы.

Объем реферата — от 5 до 15 машинописных страниц.

На титульном листе студент указывает название вуза, кафедры, полное наименование темы реферата, свою фамилию и инициалы, а также ученую степень, звание, фамилию и инициалы научного руководителя.

Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата и прежде всего подстрочных сносок (внизу страницы, под чертой). Сноска должна быть полной: с ука­занием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или со­ответствующее положение. Для статей из журналов, сборников указывают фамилию и инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника статей с указани­ем года издания и номера (или выпуска). При ссылке на газетную статью кроме названия и года издания указывают дату. Оформляя нормативные источники, необходимо указывать полное и точное название нормативного акта, дату его при­нятия и редакции, а также изменений и дополнений. При этом обязательными являются название, год, номер и статья офи­циального издания, где был опубликован нормативный акт. Текст полностью написанной и оформленной работы подлежит тщательной проверке. Ошибки и описки как в тексте, так и в цитатах и в научно-справочном аппарате отрицатель­но сказываются на оценке.

Критерии оценки:

· оценка «отлично» выставляется студенту, если он наберет 6 баллов;

· оценка «хорошо» выставляется студенту, если он наберет от 5 до 4 баллов;

· оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он наберет от 4 до 3 баллов;

· оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он наберет менее 2 баллов.

Реферат оценивается, исходя из нижеприведенных критериев:

Тип задания Критерий оценки Описание критерия
Реферат (до 6 баллов) Оформление (начисляется от 0 до 1 балла: 0 - неудовлетворительно 0,2 – удовлетворительно 0,4 – посредственно 0,6 - хорошо 1 - отлично) Текст набран шрифтом Times New Roman, 14, через 1,5 интервала
Наличие титульного листа
Наличие содержания
Наличие введения с определением цели, задач, обзора литературы по проблеме
Наличие заключения
Наличие списка использованной литературы, оформленной в соответствии с требованиями ГОСТа Использование средств наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.)
Обоснование проблемы исследования(начисляется от 0 до 1 балла: 0 - неудовлетворительно 0,2 – удовлетворительно 0,4 – посредственно 0,6 - хорошо 1 - отлично) Актуальность
Формулирование проблемы
Теоретико-методологическое обоснование темы исследования
Научно-категориальный аппарат
Содержание (начисляется от 0 до 4 балла: 0 - неудовлетворительно 0,5 – удовлетворительно 1 – посредственно 2 - хорошо 4 - отлично) Полнота охвата научной литературы (должны быть использованы монографии, научные статьи, учебные и учебно-методические работы), отражение традиционных и инновационных исследовательских подходов к проблеме
Последовательность и логика изложения материала
Обоснованность теоретических выводов
Аналитический характер работы
Дано теоретическое обоснование и анализ передового опыта работы
Отражение авторского мнения по исследуемой проблеме
Индивидуальность подхода

Составитель ________________________ Н. В. Мацинина

(подпись)

«____»__________________2016 г.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК

Темы презентаций

по дисциплине«Возрастная психология»

(наименование дисциплины)

Наши рекомендации