Некоторые теоретические модели.
(Эта и все последующие главы написаны обоими авторами)
Цель Магического Театра - развитие и увеличение степеней свободы сложных систем: человека, группы, структур коллективного бессознательного и сознания, Ноосферы, наконец...
Для участников группы - познание мира и себя, а так же определение, раскрытие и проживание причин человеческих запросов, проблем и ситуаций, осознание, высветление глубинных запросов и мотиваций.
Особенность МТ - целостный подход - работа с запросом целиком не деля его на части. Возможность прикоснуться и решить или наметить пути и способы решения любого человеческого вопроса в принципе.
Во время действа различные срезы внутреннего мира становятся внешним миром – отражаются на сцене, благодаря чему возможно их увидеть, преобразить и принять обратно в трансформированном качестве.
Работа в Магическом Театре идет одновременно на нескольких уровнях.
1) Первое - самое понятное и видимое невооруженным глазом, что происходит на Магическом Театре - решение индивидуальной проблематики и расширение сознания конкретных людей, пришедших на Театр.
2) Второе - Магический Театр - мощный инструмент самопознания и самоизменения.
3) Третье - это инструмент очеловечивания, т.е. это уже не просто решение заявленных сознательно проблем, но выведение в доминанту сознания общечеловеческих экзистенциальных ценностей. Это, на наш взгляд, еще важнее, чем решение той или иной проблемы.
4) Четвертое - создание определенной групповой атмосферы - островок открытости, доверия, человечности, разрешений того, что было с детства запрещено воспитанием, властью и т.п. Создание некоторого количества таких островков в море нынешней ситуации искусственности, может со временем привести к формированию некой контркультуры (в том числе контркультуры и в отношении массовой дурной эзотерике) в довольно заметном масштабе, что может поменять равновесие определенных сил.
5) Пятое - каждый Магический Театр и, тем более, семинар - это работа с некой аккупунктурной точкой в пространстве Ноосферы.
По сути это сознательный механизм саморегуляции планетарного масштаба. Есть несознательные механизмы: катастрофы, стихии, болезни, климат, динамика коллективного бессознательного, приводящая к экономическим, политическим а так же семейным и внутриличностным изменениям. В данном случае саморегуляция - осознанная. Попытка Планетарного Логоса и Мировой Души взаимодействовать, осознавая самих себя через разные уровни воплощённости посредством людей и их "частной, личной" проблематики.
Эти несколько тезисов мы и разберем далее…
Зачем люди приходят на МТ? Среди основных причин следующие - ощущение что жизнь складывается не так как нужно, что человек каким то образом потерял глубину её смысла и цель, причём внешними симптомами становятся попытки человека найти в жизни правильный путь; череда разрушенных браков или близких отношений, повторяющиеся затруднения в работе и семейной жизни, навязчивое ощущение что в жизни что то сложилось на так. Многочисленные невротические и психосоматические симптомы. Реже люди приходят из интереса или любопытства к оригинальному методу в ожидании лицезрения чуда. (Добавим, что эти ожидания часто удовлетворяются). Ещё реже появляются люди влекомые подлинным стремлением к самопознанию и постижению глубинного смысла бытия.
Мы не будем вступать в дискуссию на тему нормы и патологии, поэтому предложим простую модель, в которую укладываются все запросы людей приходящих на МТ, модель эта так же описывает условные уровни развития человека и задачи этим уровням соответствующие. Мы не будем определять сами уровни, а введём их косвенно через определение задач свойственных каждому уровню. Итак, выведем три уровня задач, с которыми человек сталкивается в своём развитии.
1. Задачи донормативного развития.
а) решение ярко выраженных психических и физических проблем. (Исцеление от неврозов депрессий психосоматических заболеваний и т.п.)
б) социальная адаптация, регулирование семейных, личных, бытовых, деловых взаимоотношений, решение межличностных, в том числе, семейных конфликтов, профессиональное самоопределение (преодоление неудач постановка адекватных целей нахождение удовлетворяющего круга общения единомышленников, друзей, решение сложностей в отношениях с противоположным полом).
2. Задачи нормативного развития.
а) становление зрелой самостоятельной ответственной личностью
б) становление Мужчиной (Женщиной)
в) творческая реализация текущих задач во всех сферах жизни (работа, творчество, семья, отдых, самопознание).
г) становление профессионалом в своём деле. Закалка физического тела и психики.
3. Задачи сверхнормативного развития
а) реализация своего предназначения
б) самопознание
в) любовь и помощь другим людям в решении задач первого второго и третьего уровня.
Ошибкой будет рассматривать каждого отдельного человека так, как будто он находится на каком то фиксированном уровне, и перед ним стоят задачи только одного типа. У человека может быть несколько актуальных для него задач, скажем, первого уровня, несколько второго... Мы можем говорить только о том, что у человека задачи одного из уровней являются выраженными и первоочередными, а других уровней перспективными или недоработанными "хвостами". Мастерство Ведущего МТ заключается в видении - какие из задач являются первоочередными а какие перспективными. Вне зависимости от того, что заявляет своей проблемой человек, заявившийся на работу. Ведущий МТ не только внимательно слушает то, о чём говорит человек, но и видит его как целостную систему во всех её взаимосвязях с окружающим миром, более того, Ведущий МТ видит запрос Целого (мира) с которым это Целое (мир) обращается к МТ через данного человека. Исходя из вышесказанного МТ исследует, вскрывает и решает наиболее глубинный запрос, глубинную причину обращения человека к МТ; следствием этого становится и решение актуальной для человека проблематики, и часто - существенное устойчивое расширение его сознания. В лице каждого человека перед МТ встаёт совершенно уникальный запрос. Весьма широк диапазон возможностей МТ. Для кого-то достаточно будет разового посещения МТ, кто-то приходит периодически, по мере возникновения тех или иных задач, кто-то может пройти некоторый курс из 2-3-10 МТ, выступая в роли главного Героя, зрителя, актёра, прорабатывая разные стороны своего запроса, а для кого то МТ может оказаться путём индивидуации, для некоторых - курсом обучения искусству жизни и, возможно, искусству помощи другим людям.
Участников МТ можно условно разделить на несколько категорий: Ведущий, главный Герой, актёры и зрители. Обычно МТ это малая группа с оптимальной численностью от 7 до 15 чел. Среди участников могут быть более-менее регулярные посетители, те кто появляется редко и совсем новые люди. В задачу Ведущего входит создание такой атмосферы действа, в которой становится возможным (уже через несколько минут после начала действия) раскрытие глубоких интимных потаённых уголков души всех участников. В этом отношении Магический Театр уникален, потому что такая атмосфера реально создаётся, и люди, несколько минут назад незнакомые (в том числе и те, кто считал себя закрытым, застенчивым, необщительным) становятся единым дружным коллективом, так как если бы все участники были близко знакомы уже не один год. Мы не встречали в своём опыте групп, где развитие групповой динамики происходило бы столь стремительно. Атмосфера доверия, конфиденциальности, откровенности и, в тоже время, здоровой обьективности друг к другу (участники не дают друг другу возможности начать какие либо игры или манипуляции друг другом).
Начинается действо со знакомства, в ходе которого участники обозначают причину своего появления на МТ в этот раз и запрос. В ходе этой 10-15 мин процедуры вырисовывается 2-3 кандидата на роль главного Героя. Это те участники, чьи запросы наиболее остры и животрепещущи. Далее первый из таких кандидатов выходит на специальное горячее кресло и уже более подробно описывает свой запрос. Ведущий может задавать какие то провокационные или мотивирующие вопросы. Это время необходимо Ведущему для того чтобы увидеть запрос Целого (мира) с которым Оно обратилось к МТ и определить систему координат, в которой будет производиться работа. Кроме того, решаются задачи по созданию атмосферы, а так же приведению главного действующего лица в рабочее состояние. Таковым является состояние высокого энергетического тонуса, открытости, доверия группе и Ведущему, иногда тупика и замешательства (это делается в том случае, когда человек слишком рационален и думает, что знает, что нужно делать) при постепенно расширяющемся сознании. Учитывая широчайший спектр возможных запросов и уровней глубины запросов, в каждом случае исходное рабочее состояние может быть разным. Далее Ведущий предлагает персонифицированную систему координат, представляющую из себя название фигур. Рассмотрим простейший пример. Система координат может задаваться, например, такими фигурами как Родитель во мне, Взрослый во мне, Ребёнок во мне. Главному Герою предлагается на каждую из ролей выбрать исполнителя из участников группы. Главный Герой выбирает актеров исключительно по наитию, стараясь не руководствоваться какими то рациональными доводами. Далее Ведущий переводит потенциальных актёров в состояние "Зеркала" и уже «Зеркалам» Герой передаёт свои состояния Родителя, Взрослого, Ребёнка (в данном примере). Передача «Зеркала» и ролей, наряду с уникальной атмосферой театра, - это наиболее таинственные из магических действий, которые невозможно описать языком традиционной психологии (единственным близким психологическим объяснением может быть понятие синхронии, введённое в психологию КГ Юнгом). Чуть более подробно мы рассмотрим эти явления ниже.
Благодаря «Зеркалу» актёр точно воспроизводит энергетическую чувственную сущность роли, благодаря чему исполнитель, как фигура внутреннего мира главного Героя, ведёт себя так же как Герой, что бывалых участников МТ уже и не удивляет. Благодаря "Зеркалу" обеспечивается экологичность процесса и точность чувствования, отображения и отыгрывания сюжета, теми, кто даже не обладает никакими актёрскими навыками. Актёры тоже не бывают случайными, - играя роли, они отыгрывают свою глубинную проблематику. Зрители не бывают пассивными, каскад переживаний, школа нравственного взросления, обучение новым моделям поведения, проживание энергопотоков, осознание разнообразия архетипических сюжетов... Участие зрителя очень активно, зритель может переживать разные состояния - активного возбуждения, полудрёмы, и, тем не менее, во внутреннем мире зрителей происходит интенсивная работа. После того как действо заканчивается трансформацией главного Героя, актёры отдают ему преображённые роли, Ведущий снимает «Зеркала», и дальше происходит обратная связь, в процессе которой и актёры, и зрители рассказывают о своих переживаниях в ходе Театра и происшедших с ними изменениях. Главный Герой более подробно осознает то, что с ним произошло, а Ведущий даёт ему напутствие или интерпретирует произошедшее. Очень часто актёры благодарят Героя за выбор их на роли, так как, отыгрывая их, "актёры", как правило, реализуют свой запрос и выбор именно их на эту роль оказывается не случайным - более того, и зрители, придя именно в этот день на этот процесс получают ответы на свои запросы. Таким образом, мы имеем очень высокий уровень синхронии, т.е. неслучайных совпадений, что, впрочем, для Магического Театра является совершенно естественным.
Чем запрос отличается от желания решить проблему? Запрос – то, что проявляется по ходу действа, а с желанием решить проблему главный Герой выходит на горячее кресло. По нашему опыту заявляемая вначале проблема является лишь поводом для осознания глубинного запроса, верхушкой айсберга.
3. Магический Театр можно рассматривать в двух аспектах:
а) как краткосрочную психотерапию, психокоррекцию, целительский процесс, исследование, путешествие сознания.
б) как Путь индивидуации.
Ведущий не навязывает второй аспект участникам, и они сами выбирают, как часто им появляться на Магическом Театре и с какой целью. Постепенно среди людей, посещающих Магический Театр, кристаллизуется ядро – это люди, которые приходят уже не просто решать проблемы, но познавать себя и двигаться к индивидуации. Происходит естественный отбор тех, кто приходит лечиться и тех, кто приходит учиться (соответственно – до какого уровня, т.к. у каждого свой запрос на глубину самопознания и индивидуации). Совершенно отсутствует какое-либо принуждение в Магическом Театре. Самость (творческая совокупность сознания и бессознательного) каждого человека является единственным критерием и ориентиром процесса индивидуации. В отличии даже от юнгианского анализа, отсутствуют контракты на долгосрочную работу и человек (его Самость) сам принимает решение продолжать ли обучение или нет и с какой частотой и степенью нагрузки. Кто-то может прийти только один раз, чтобы решить ту или иную проблему, кто-то может ходить регулярно, кто-то – появляться раз в несколько недель, месяцев, а то и лет.