Театр Андрея на летнем семидневном семинаре «Пробуждение в Русском Духе» (лето 2006 г.), записанный самим Андреем.

Ниже приводится описание проживания Магического Театра на семинаре (а Магические Театры на семинаре – явление особое – они, сохраняя спонтанность, являются тематическими, день ото дня развивающими некую общую идею семинара), написанное изнутри, т.е. самим участником. Проделанная Андреем работа по воссозданию внутренних переживаний на МТ – результат глубокой интроспекции и ориентации в своем внутреннем мире. Андрей фокусировался в основном на своих переживаниях и почти не упоминал работу ведущего, что здесь и не важно, потому что это – очень ценное описание МТ как он переживается изнутри.

Воспоминания Андрея.

(прошло 3 с лишним месяца)

Итак, подходило время моего Театра. Напряжение подрастало, становилось труднее координировать себя в простых действиях. Решил этим воспользоваться, усложнил задачу: пошел играть в волейбол. Поставил перед собой цель, играть с обычным для себя уровнем брака, в смысле - не больше. Вроде получилось, хотя напряжение не уменьшилось, тряска внутри продолжалась. Правда, болтал и шумел меньше чем обычно. Получил некоторое удовлетворение, вот, мол, как я ловко с собой таки управляюсь. Наконец, закончили игру, пошли трудиться на магическо-театральном поприще.

Тема номер один, изложить свои проблемы-задачи. Пока это делаю, больше открываю себя, свое пространство для себя же, для ведущего, для коллег-участников семинара, для процесса, для самого магического театра. Мне, кстати, нравится мысль о том, что он живой и вполне самостоятельный. На этом этапе тоже получаю удовлетворение: от конкретики говорения, от называния вещей своими именами, от попытки своим языком назвать свои цели, от открытости, оттого, что быть открытым хочется, а здесь чувствую – можно, конечно, от ощущения цепкого и в тоже время доброжелательного внимания многих людей, от детского предвосхищения: «Сейчас мной займутся, наконец-то, так долго ждал...»

И вот сижу я в кресле, «как король на именинах» и вещаю о своем житье-бытье. Главное: жизнь есть, но прерывисто и рядом. То вполне попадаю в нее, то утрачиваю и дышу без воздуха, «как рыба об лед». На событийном плане это проявляется в отсутствии стабильности в сфере деятельности, структурных конфликтах при устройстве на работу, что уже который раз разрешается моим увольнением. Как следствие – вопиюще недостаточный материальный статус. Хотя при том же весьма знакомы состояния творческого полета в делах и профессии, приносящие массу удовлетворения и наполнености в мою жизнь. В личной жизни опять же есть удовлетворение, наполненость, взаимность, но нет возможности обрести в этом свою семью, реализовать зрелую мужскую роль, родить детей. Для этого не хватает мужской проявленности в миру, стабильного контакта со своей силой, опять же – материального достатка. В связи с этим есть принципиальная задачка, ответить себе на вопрос, что значит быть мужчиной и реализовать найденный ответ. Кроме того, захотелось отметить ощущение собственной отчужденности от своего рода, родительской семьи. С этим связанно чувство собственной неприкаянности, потерянности. Жить, как они не хочется, а по-своему не вполне понятно как. И еще вспомнилось свежее, при прохождении практики перерождение в духе на этом семинаре выяснился интересный феномен, оказывается существует конфликт интересов между моим Духом, который оказался буйным и весьма целеустремленным и Душой, которая вообще-то истерзана контактом с буйным Духом чуть ли не с момента зачатия и другими обстоятельствами, и жаждет ныне одного – оклематься. Может тогда и легче будет найти себя.

Ну так и вот, сижу я в кресле, изложил свою животрепещущую историю. Тут наш уважаемый маэстро, г-н Влад, делает несколько заявлений, из которых в памяти осталось, то, что ошибок, похоже, в жизни я не делал (что мне как человеку мнительному и впечатлительному весьма польстило), и что большая часть моих проблем является не проблемами как таковыми, а всего лишь расхождением текущей реальности с моими представлениями о том, как все должно быть. Он предлагает схему раскладки моей персоны, опираясь на материалы и тему семинара. А именно, стадии, которые в своем развитии миновало человечество (если верить нашему уважаемому маестре), и которые проходит теперь и отдельный человек на своем индивидуальном пути. Итак, должен я из себя выделить и передать избранным мною магическим актерам следующие фигуры: стадии

Уробороса (змейки кусающей себя за хвост, Великое Бессознательное во мне),

Великой Матери во мне,

Великого же Отца во мне,

проявления Героя,

трансформации Героя и, наконец,

некоей Новой Эпохи или стадию Чистого Листа, (что-то про чистое, не омраченное наследием прошлого творчество - тоже все во мне). Плюс ко всему, т.е. к вышеописанным пафосным фигурам предлагается в качестве Оракула к моему процессу пригласить тоже не слабую сущность – Планетарный Логос!

Слышу я про все эти знатные наименования и думаю: «Да-а-а!!!» Целый набор замечательных вполне абстрактных фигур и с ними надо что-то делать! Не очень понятно как это связано со мной, но интересно. Тем более, в предыдущие дни семинара и на театрах смысловое и энергетическое поле этих толи сущностей, толи понятий вводились. Особенно про Мать осталось много впечатлений, которая и Великая и Ужасная, в смысле и соблазнит, и кастрирует... Страсти, одним словом!

Перед началом процесса успел задать вопрос Планетарному Логосу, что-то вроде: «Отчего мой Дух такой буйный?!» Получил ответ: «Это его природа»

Следующий этап, выбираю актеров. Здесь никаких задержек, нужные люди определяются интуитивно практически сразу и без особых колебаний. Интересно, что все избранные – новые для меня люди. Не оказалось средь них никого из старых знакомцев, проверенных в былом.

Наконец, роли розданы, передача состояний, соответствующим фигурам состоялась, смотрим, что имеем. Фигуры расселись. ВСЕ СИДЕЛИ МОЛЧА Великая Мать сидела в сторонке и видела перед собой стенку из мужчин как она сама выразилась: «Это была мужская энергия, через нее мне не пройти». В центре зала группировались Уроборос, и Великие Родители, остальные фигуры рассредоточились на периферии. Новая не проявленная эпоха улеглась. Об этом моменте, моменте начала, в памяти осталась не столько информация о том, где кто находился, сколько размышления над вводной поступившей от ведущего. Влад сообщил, что у каждого из нас есть «хвосты» на каждой из заявленных стадий индивидуального развития, т.е. фиксация там неких информационно-энергетических блоков, неразрешенных противоречий связанных с ними, которые хорошо бы забрать и разрешить, дабы дальше двигаться налегке. Так я его понял, по крайней мере. Далее наш уважаемый ведущий предлагает решить, что из каждой стадии развития я решу взять с собой в осознанное регулирование, а что оставить.

Это предложение ставит меня в тупик. Я сажусь в кресло и стараюсь понять, о чем это он?! Мало того, что имею дело с какими-то абстракциями, «черными ящиками», содержание которых нарабатывалось человечеством тысячелетиями, так я еще должен как-то решить, что из них брать с собой, а что нет! Ощущаю во всем этом подходе некоторую провокацию, и принимаю решение ничего не делать, пока не пойму как реально я могу разобраться с поставленной задачей. Прежде всего отдаю себе отчет в том, что умничать и применять здесь какие-то логические схемы бесполезно. Сложность задачи несоизмерима с любыми интеллектуальными построениями. Плюс не успею я ничего особого построить, решать же ситуацию надо уже сейчас. Потому продолжаю сидеть и начинаю просто проговаривать свои жизненные ожидания, пожелания, задачи и проблемы. В какой-то момент замечаю, что в ответ на мои рассуждения фигуры начинают перемещаться в пространстве. При этом осознаю, что, похоже, у меня все же есть рычаг управления ситуацией, начинаю уже более сознательно экспериментировать с этим рычагом, провожу более тонкую калибровку воздействия. Проговариваю определенные темы, присутствующие во мне, не особо заботясь о логичности и связанности произносимого, и отсматриваю ответные перестроения фигур.

Например, сначала фигуры перераспределяются в более правильном порядке, стадия Великой матери размещается между Великим отцом и Уроборосом. Рассуждения о любви, взаимоотношениях и семье в определенной мягкой интонационной окраске, сказываются особо на дальнейших перемещениях Великой матери. Которая оказывается у моих ног и направляет на меня свое внимание. В этот момент ведущий правда отмечает, что в такой позиции как раз и проявляется потенциальная опасность Великой матери, которая, если я правильно понял, заслоняет собой все другие фигуры, заставляет в себе нуждаться и зависеть от ее опеки и присутствия. В жизни это выражается в амбивалентном отношении с женщинами в частности мне свойственном. Женщина и очень привлекательна и страшна, но главное - высокий уровень зависимости от отношений. Я соглашаюсь, что, пожалуй, так оно у меня и есть. Прекращаю речи, привлекшие Великую мать, она отходит. Итогом этого этапа становится понимание, что можно просто чувствовать себя и реализовывать внутренние импульсы, возникающие во мне при взаимодействии с разными стадиями-фигурами.

После этого начинается собственно процесс алхимии и трансформации, и всяко-разно трубадуры с менестрелями еще годы и века будут воспевать и прославлять те славные мгновения чуда торжества человеческой устремленности к лучшему и счастливому (шутка!). Во всем дальнейшем действии больше всего меня поражало однозначность и точность проистекающих изнутри импульсов, которым только оставалось следовать. Оказывается себе можно доверять!!! Это потрясающе!!! Я уж не говорю (вернее говорю, но не много) о том, что в этом последовательном и поступательном движении от фигуры к фигуре была и огромная удовлетворенность и наполненость от внятности пребывания в моменте.

Я встал и в первую очередь почувствовал привлечение собственного внимания к фигуре, соответствующей стадии Уробороса во мне. А если быть более точным, обнаружил себя бегущим прямо на него в попытке толи яростной атаки, толи прыжка в неизвестность, не менее яростного. Отследив свой импульс несколько испугался, мол, чего это я творю. Оглянулся на ведущего. Влад ободряюще покивал, тогда я расслабился и позволил случиться неизбежному, я с размаху оказался в объятьях бессознательного, хаотического, стихийного и буйного во мне. Прошу прощения за тавтологию. Какое-то время мы толи боролись, толи обнимались, причем Уроборос, в роли которого выступал не самый слабый мужчина, довлел надо мной. Мы катались по полу, причем он в основном был сверху. У меня сложилось впечатление, что в этой «вольной борьбе» мне все-таки надо победить, я стал не спеша собираться с силами, выстраивать победный телесный контур и в какой-то момент, почувствовав, что баланс сил перевесил в мою сторону, перевернул своего партнера-противника и прижал его к полу. Впрочем, он уже почти перестал сопротивлялся, отдался на волю победителю, т.е. мне. Видимо, что-то это событие означало в моей жизни, узнать бы что… Пока же, вполне удовлетворенный свершившимся фактом, так сказать символической победой над силами бессознательного во мне, я оставил в покое эту фигуру и обратил свой взор к следующей, образу Великой Матери.

Как ни странно, но ход выяснения отношений с Ней, Великой и Ужасной, в меньшей степени отложился в моей памяти, т.е. событийно помню, хотя возможно и не все, а вот чувственно, внутри впечатления смутные. Кажется, я к ней подошел, попытался обнять, она сидела на полу. Правда, вполне возможно и не обнять вовсе, а придушить малость… точно не помню, что само по себе весьма диагностично. Она меня хлопнула по спине, то ли позвоночник правила, толи дурь выбивала, толи просто обиделась. Я в ответ хлопнул ее не без гнева и с удовольствием. В какой-то момент Влад, кажется, удалял из меня какой-то морок, вроде бы щелкал пальцами и еще что-то делал, помню смутно. После повторил подход, в котором смешались объятья с подчиняющим удушением. Кажется на этот раз Она не сопротивлялась, я ее уложил, сам обнимая, лег сверху. Поскольку сопротивления не было, моя агрессивность тоже угасла. Через некоторое время я почувствовал, что пора идти дальше, что я и сделал. Эта стадия была пройдена.

Далее следуют весьма отчетливые воспоминания о моих взаимоотношениях на этих театральных подмостках с Великим отцом. Все прошло коротко и точно. Я приблизился к нему метров на 10. Он в это время сидел на полу и смотрел на меня. Сначала у меня не было понимания, что именно стоит делать. Я сел в позу сэйдза (на коленях с прямой спиной), сохраняя дистанцию и фокус внимания на его фигуре. Постепенно меня стало наполнять чувство глубокого почтения в отношении Великого отца. Наполнившись им, я выразил это переживание в глубоком поклоне, причем на какое-то время замер перед ним склонившись. Исчерпав таким образом энергию этого переживания, я выпрямился и почувствовал, что на смену почтительности приходит переживание интенсивной ярости, направленной опять же на Великого отца. Я вновь позволил себе наполниться переживанием до краев и после этого ярость как будто выстрелила мною, моим телом. Я почувствовал, что поток интенсивно понес меня вперед в плотном атакующем движении, при этом передвигался я как в свое время учили на айкидо, не вставая с колен, переступал с одного на другое, стремительно сокращая дистанцию. Правая рука параллельно стала подыматься, изготавливаясь к рубящему движения, опять же из арсенала айкидо (рука-меч). Во время этого передвижения я чувствовал переливающуюся сквозь меня плавную прекрасную мощь. Он продолжал спокойно сидеть и смотрел на меня до тех пор пока я не опрокинул его навзничь своим движущимся телом и заряженной рукой. После этого, оставаясь все в том же потоке, я сел ему на грудь и с криком, вырывающимся из моей груди, нанес два символических удара в область лица, потом, сместившись, один в грудь и один в область низа живота. Похоже, это было символическое убийство Великого отца. Сделав свое дело, я, если память мне не изменяет, лег на него сверху и некоторое время полежал так, давая энергиям возможность прийти к равновесию и заканчивая прохождение этой значимой стадии.

Впереди оставались еще три этапа. Пока же я ассимилировал энергию трех базовых стадий развития и вдохновленный своими победами был готов идти дальше.

Фигура Проявленного героя поначалу вызывала у меня раздражение. Он молча и неподвижно сидел на стуле, и, как мне показалось, надменно на меня глядел. Я сел напротив в противоположном конце зала и тоже стал на него смотреть, не понимая, что предпринять. Длилось это довольно долго, внутри меня шел некий процесс, я давал ему возможность реализовываться. Вероятно, это выглядело так, как будто я завис. В зале со стороны зрителей послышался шум, Влад начал вкрадчиво интересоваться не пора ли завершать, мол «стадия проявленного героя – уже не плохо». У меня подобная реакция окружающих вызвала мягко говоря недоумение, которое я и выразил достаточно однозначно. Публика успокоилась, а я к этому времени обрел в себе вариант продолжения моего сюжета, я решил поговорить. Для начала поинтересовался у своего внутреннего Героя, а может ли он разговаривать. Получил в ответ утвердительный кивок. Потом просто стал вслух рассуждать, рассказывая ему и зрителям, как я его вижу. Рассказал, что он мне кажется надменным, недружелюбным, а потому не вызывает желания с ним общаться. Пока я это проговаривал, даже не получая никаких ответных импульсов со стороны Проявляемого героя, я вдруг понял, что мои впечатления могут быть обманчивы, и что за этим спокойным вниманием ко мне стоит совсем не надменность, а что-то другое, возможно, вполне симпатичное, например, расслабленность и принятие. Проговорив эту версию, я довольно отчетливо понял, что вполне могу с ним спокойно общаться, причем близко и на равных. Что и сделал, подойдя к нему и кажется обняв по-братски, хотя точно не помню. Но во всяком случае обращался к Герою впредь именно так: «Брат». И если на предыдущих этапах я чувствовал, что должен взять верх над соответствующими персонажами моего бытия, здесь я радовался не победе, а обретенному родству и непосредственности в общении. Надо сказать, что это оказалось весьма своевременным подспорьем на этапе взаимодействия со стадией Трансформации героя, к которому я перешел успешно заполнив себя энергиями братского общения с Героем проявленным. Таким образом, стадия Проявления героя стала первой, когда основной акцент внимания был направлен на внутреннюю работу, без непосредственного контакта с фигурой. Контакт возник, как только внутренний труд был завершен, вернее выяснилось, что контакт уже был, просто надо было внутри себя открыться к нему навстречу, преодолев собственную гордыню. После этого уже ничего не нужно было переделывать.

Помощь мне понадобилась в тот момент, когда, обратив свой пламенный взор на фигуру этапа Трансформации героя, и, просидев возле нее энное количество времени, я понял, что на этот раз моя интуиция меня напрочь подводит. Было абсолютно не понятно, что предпринять, чтобы совершился положенный обмен энергией. Я позвал Брата-Героя, который весьма заинтересованно откликнулся и скоро мы вместе заседали у монументального образа, воплощенного в таинственном облике стадии Трансформации героя, весьма талантливо предъявленном нашим коллегой. Он сидел на стуле, прикрыв глаза и озарял пространство вокруг блаженной полуулыбкой Будды, не обращая на окружающий мир никакого внимания (по крайней мере, так казалось), естественно на нас он тоже никак не реагировал. Надо отметить, что в итоге данная ситуация в очередной показала, что человек, действительно обладает очень разными инструментами. На этот раз меня выручило тело, а не рассудок или интуиция. Руке моей почему-то захотелось потянуться к голове моего внутреннего буддообразного персонажа и зачем-то слегка постучать ему по лбу пальцем. Сам я не видел в этом жесте никакого смысла, но глуповато улыбнувшись, позволил этому случиться. Я был очень удивлен, когда в ответ я не был послан «куда подальше», а напротив встретился с недвусмысленным и энергичным одобрением, так что мне пришлось встать и всерьез отбарабанить всю его голову пальцами. Кто бы мог подумать?! Господин ведущий, сообщил, что-то туманное насчет того, что я мол таким образом содействую переструктурированию связей в мозгу своего персонажа, а значит и своего. «Что ж!» - подумал я и продолжил этот занимательный массаж головы. Закончив с этим я почувствовал, что вполне слился с фигурой стадии Трансформации героя по состоянию, обнаружил себя стоящим за ним с прикрытыми глазами и мягкой полуулыбкой на своем светлом челе… Некоторое время я так постоял, положив руки ему на плечи, и мы были вместе в эти мгновения. Прошло несколько минут. Между нами происходил какой-то тонкий процесс в ходе которого мы оставались неподвижными. По окончании мы одновременно открыли глаза и оба уставились на фигуру соответствующую Новой эпохе в моей биографии, стадию «чистого листа».

Наше совместное внимание, видимо, было достаточно плотным. Женщина, находящаяся в роли этого самого «чистого листа» покачнулась под таким напором. Это дало мне повод подойти к ней и приобнять, удерживая от падения…

А самое смешное, что я забыл о том, что было дальше и чем вообще закончился мой замечательный магический театр! Во как! Т.е. приятие и контакт произошли, но в какой форме не помню. Помню, по окончании процесса, я сидел в кресле и слушал обратную связь по кругу. Сам я находился в измененном состоянии сознания, так что содержание обратной связи тоже не отложилось. Хотя в целом было мне весьма приятно и величаво. Это в памяти осталось.

Вполне возможно, что и в изложенном материале не все досконально точно, что-то выпало. Например, есть смутное ощущение, что что-то упущено про прохождение стадии проявленного героя. Однако полагаю факт искажений и вытеснений, тоже значимая часть сюжета.

Глава 4.

Обучение.

Ведение Магического Театра – очень мощная практика на пути индивидуации для самого Ведущего. Кроме того, это весьма увлекательная деятельность, приносящая пользу людям, архетипам и, будем надеется, Планетарному Сознанию. На момент написания этой книги лишь три человека могут вести Магический Театр: авторы книги и Максим Михайлов. Еще несколько человек находятся в процессе обучения и могут вести маленькие Магические Театры на семинарах с помощью основного Ведущего, который курирует маленькие Театры.

Деятельность Ведущего требует очень обширных знаний и множество умений и навыков, среди которых, в качестве основных можно выделить системное вИдение и искусство импровизации.

Ведущий должен владеть огромным количеством координатных систем, а это означает серьезную подготовку в области современной и древней, западной и восточной философией и мифологией, а также в области основных направлений психотерапии: психоанализа, аналитической психологии, телесноориентированной психотерапии, биоэнергетики, гуманистической психотерапии, гештальт-терапии, психодрамы. Кроме того, важны знания и умения в области педагогики, медицины традиционной и народной, массажа во многих разновидностях, религиоведение, свободная ориентация в таких философских традициях, как герметизм, гностицизм, неоплатонизм, алхимия, экзистенциализм, психоанализ, структурализм, юнгианство, семиотика, постмодернизм, мифология. Как правило, эти дисциплины изучаются в ВУЗах, факультативно или в процессе самообразования.

Система обучения, разработанная нами, ориентирована на тех людей, для кого процесс индивидуации уже начался или начинается. Обучение углубляет этот процесс, а также дает возможность обрести искусство импровизации и системное вИдение.

Обучение начинается с многократного посещения в разных качествах (главного Героя, актера, зрителя) многочисленных Магических Театров. Кроме этого, существует курс «Уроки построения личности», примерную программу которого мы приводим ниже (количество часов, последовательность, дисциплины – весьма условны, так как и этот курс основан на индивидуальном подходе, а стало быть является во многом импровизационным):

Уроки построения личности – еженедельные групповые занятия и индивидуальные консультации.

1 Курс (50 занятий) - Основные модели построения личности. Трансформационные медитативные психотехники. Магический Театр.

2 Курс (50 занятий) - Овладение основными психотехниками Постструктурной Алхимии.

3 Курс (80 занятий, предельно индивидуализированный подход) - Овладение психотехниками консультирования и методологией Магического Театра.

Основные темы первого курса учебной программы:

- Магический Театр.

- Механизмы построения личности.

- Драматизация. Бинеры в сознании. Актуальные бинеры.

- Культурно-информационная матрица личности и техника ее перепросмотра.

- Система жестких связей в организме и методы их структурной переплавки

- Типология жизненных сюжетов (гедонистический, реалистический, ценностный, творческий и Объемный). Методы возгонки от гедонистического к творческому и Объемному сюжетам.

- Точки бифуркации в судьбе. Механизм выбора. Сверхзадача.

- Лестница Мотивации.

- Сущности, тормозящие развитие. Точки их входа и работа с ними.

- Сферы и фазы жизни. Сюжетные линии и ведущие обстоятельства.

- Позиция неустойчивого равновесия.

- Нелинейные стратегии построения личности.

- Категории Постструктурной Алхимии.

- Доминанта Человеческого. Принцип доминанты.

- Искусство построения, как мастерство Игры.

Психотехники первого и второго курса учебной программы.

- Магический Театр

- Сенситивный тренинг

- Различные позиции внимания (геометрия, картография, исследования)

- Стихии (Огонь, вода, земля, воздух) и их отражение в динамике, статике, качестве внимания и поведения;

- Эфирная гимнастика

- Сонастройки (упражнения в микрогруппах с настройкой на разные диапазоны состояния партнеров)

- Голосовые практики. Голосовая импровизация

- Актерские психотехники

- Изучение сценария личности

- Перепросмотр Культурно-Информационной Матрицы личности

- Картография (опытное изучение) состояний сознания

- Практики статической и динамической релаксации

- Массажные практики

- Комбинаторика техник (соединение движений, дыхания и внимания)

- Изучение динамики энергопотоков и способов управления ими

- Изучение архетипических сюжетов

- Воссоединение с архетипами и арканными субстанциями

- Изучение и проигывание классических драматических этюдов с целью чувственного постижения культурального пласта личного и коллективного сознания, интеграции частей личности, осознания и решения скрытых конфликтов

- Техники драматизации и интеграции противоположностей

- Навыки диагностики и самодиагностики по большому количеству диагностических схем.

- Исследование сновидений

- Архетипические путешествия

Задачи учебной программы

1) Знания

Различные схемы диагностики и модели личности. Анализ жизненного сценария. Элементы Драманализа и режиссуры. Культурно-Информационная Матрица личности. Знание и умение большого количества техник и упражнений, а также основы методологии построения техник и упражнений. Искусство импровизации. Контакт с архетипами. Современная и древняя философия, метафизика и мистицизм - в переживаниях.

2) Умения и навыки

Интуитивный канал информации - вывод на сенсорные каналы. Навыки системного вИдения. Владение телом (гибкость, пластика). Навыки самодиагностики по различным диагностическим схемам, а также диагностики состояния другого человека или группы. Умения выстраивать индивидуальную практику для себя. Навыки релаксации и тонизации. Умение устойчиво удерживать внимание в нужном диапазоне. Опыт сонастроек в разных диапазонах. Различение состояний по стихиям. Навыки различных массажных техник. Расширение спектра чувств и эмоций. Навыки саморегуляции своего состояния. Нелинейное мышление. Системное мышление. Опыт формирования намерения, мотивации. Контакт с архетипами. Навыки ведения маленьких Магических Театров. Ведение Магических Театров в присутствии, с помощью основного Ведущего, разбор и анализ действий.

3) Состояния

Владение различными позициями внимания. Переживание различных чувственных категорий. Состояние концентрации и деконцентрации внимания (устойчиво, длительно). Готовность качественного входа в глубокие медитативные состояния. Позиция присутствия и отрешенного наблюдателя (разотождествление с различными структурами тела и психики). Позиция включенности и аллертности (погружение внимания в различные диапазоны). Расширение-сужение масштаба внимания. Различные качества "Рабочих состояний", адекватных тем или иным функциям. Состояния связи с арканными субстанциями, архетипами, внутренним учителем.

4) Структурные изменения личности

Гибкость и глубина эмоциональных переживаний. Способность к глубокому сопереживанию и любви. Личностная зрелость. Объемное сознание. Ориентация на общечеловеческие ценности. Возрастание профессионализма. Мотивация на самопознание и помощь другим людям. Нравственное взросление. Частота пиковых переживаний. Большая глубина и насыщенность жизни. Гибкое мировоззрение. Интуитивное осознание своего Предназначения и соответствие ему во все большем числе жизненных контекстов и ситуаций. Начало творческой самореализации. Начало пути индивидуации. Проявление и кристаллизация Человеческого в человеке. Освоение искусства импровизации в жизни.

[1] Герман Гессе (1877-1962) – выдающийся швецарско-германский писатель, Лауреат Нобелевской премии в области литературы. Его произведения, насыщенные символикой немецкого фольклора, христианства и гностицизма, психоанализа и восточной философии, раскрывают одну и ту же вечную тему – поиск Человеком самого себя. Имя и пафос творчества Гессе принадлежат сразу к двум культурным эпохам: соединяя модерн («произведения») и постмодерн («тексты»).

[2] Гештальттерапия – метод психотерапии, разработанный Ф.Перлзом, направленный на осознавание клиентом своих организмических процессов, завершение незавершенных «гештальтов», контакт со своими подлинными чувствами, желаниями и потребностями, со «здесь и сейчас». Гештальттерапия рассматривает четыре основных «защитных механизма» психики (защитных от контакта с осознаванием) – проекцию, интроекцию, ретрофлексию и слияние, и позволяет исследовать эти механизмы и освобождаться от них с помощью множества приемов и техник: проективная игра, преувеличенное поведение, диссоциированный диалог (с проблемой, частью личности, частью тела и т.п.), работа со сновидениями, выделение фигуры из фона, выявление противоположностей, усиление чувств и др.

[2] Психодрама – метод психотерапии, разработанный Дж.Морено, в котором клиенты проигрывают свои действия посредством театрализации и ролевой игры. Используется как вербальная, так и невербальная коммуникация. Разыгрывается несколько сцен, изображающих, например, воспоминания о специфических событиях прошлого, незавершенные ситуации, внутренние драмы, фантазии, сны, подготовка к предстоящим ситуациям с возможным риском или непроизвольные проявления психических состояний «здесь и сейчас». Эти сцены либо приближены к реальной жизненной ситуации, либо выводят наружу внутренние ментальные процессы. Если требуется, другие роли могут взять на себя члены группы или неодушевленные объекты. Используются техники – обмен ролями, дублирование, конкретизация, максимизация и монолог.

[3] Герман Гессе «Степной волк»

[4] Защитные механизмы можно рассматривать в любой картографии. Например. В гештальттерапии это: проекция, интроекция, ретрофлексия и слияние. Защитные механизмы защищают сознание от одновременного восприятия двух сторон того или иного конфликта, что для неподготовленного человека болезненно и мучительно.

[5] Гиперкомпенсация означает уход от осознания конфликта путем чрезмерно интенсивной деятельности в какой-то одной сфере жизни. Например – уход в работу, игнорируя остальные жизненные задачи.

[6] Интеграция здесь подразумевает принятие по отношению к противоречию некой специальной позиции, где обе стороны конфликта могут сосуществовать, либо творческое преображение обстоятельств конфликта, если это возможно в данном конкретном случае.

[7] Понятие души мы берем в контексте триады дух-душа-тело.

[8] В.Шмаков «Великие Арканы Таро».

[9] Подобный процесс может быть описан и в терминах перинатальных матриц С.Грофа, то есть имеет сходство с процессом рождения. Когда работа над собой в русле драматизации происходит постоянно, можно говорить о постоянном возрождении, о непрерывной трансформации.

[10] Еще раз отмечу, что дело идет не о искусственном насаждении конфликта, а об обнажении конфликтов изначально присутствующих в человеческой природе (см. Ранее приведенную цитату из Великих Арканов).

[11] В книге Ф.Василюка «Психология переживания» приведены четыре типа переживания: гедонистическое, реалистическое, ценностное и творческое (приведены по степени усложнения и утончения психики). Если гедонистическое переживание отвечает «принципу удовольствия», реалистическое – «принципу Реальности» (по З.Фрейду), то мы можем соотнести два высших типа переживания ценностное и творческое как раз с принятием Таковости реальности и творческой трансформацией реальности.

[12] Я рекомендую работу М.В.Сулимова «Режиссер наедине с пьесой» (СПб 1992), где понятия Драманализа проиллюстрированы подробнейшим образом на примере разбора Чеховского «Вишневого сада», а также классическую работу К.С.Станиславского «Работа актера над собой» Собр.соч.Т1. М.1986

[13] Подробнее об этом можно также прочитать у Сулимова.

[14] См. например, Ф.Перлз и др. «Практикум по гештальттерапии»

[15] Подробное изложение этих механизмов есть в книге Стюарт и Джоинс «Современный Транзактный Анализ»

[16] Под словом «перепросмотр» имеется в виду очень широкий спектр техник и технологий, ведущих к осознанию КИМЛ и ее перестройке, либо разотождествление с ней и занятие по отношению к ней новой позиции.

[17] Это противоречие, когда с ним сталкиваешься, что называется, лицом к лицу, действительно потрясает глубиной трагизма: ведь механистичность и автоматичность не дают никаких шансов на реализацию духа и, тем не менее, дух томится по реализации. Особенно потрясает это противоречие не только применительно к своей жизни, а в общечеловеческом масштабе. Роль многих классических произведений и, прежде всего, драматических, которые предъявляют это противоречие с разных сторон, - неоценима.

[18] Подробнее о Пространствах восприятия см. в книгах: В.Агеев, В.Лебедько «Осознание. Мастерство. Психотерапия?» СПб.1997

[19] Не путать Пространство и его наполнение. Пространство – это схема восприятия. Оно заполняется элементами – Пространство Ценностей – ценностями, Пространство Событий – событиями, Пространство Эмоций – эмоциями, чувствами...

[20] Я говорю об утраченной Целостности, имея в виду то, что опыт переживания Целостности практически у любого человека есть – в раннем детстве или хотя бы в момент рождения; разделение восприятия, обособление отдельных ценностей и образование субличностей происходит в процессе воспитания и социализации.

Наши рекомендации