Занятие I I. Имею ли я права сердиться и обижаться?

«Найди лишнее слово».Подросткам предлагается опреде­лить, какое слово является лишним: дружелюбный, веселый, доброжелательный (веселый, потому что это — характеристи­ка эмоционального состояния); трудолюбивый, старательный, аккуратный (аккуратный, потому что первые два слова — синонимы); ленивый, драчливый, злой (ленивый).

«Подросток рассердился».Подростки делятся на две ко­манды. Каждая получает по одной картинке неопределенного содержания (можно использовать стимульный материал ТАТ). Командам нужно придумать рассказ о подростке, который очень сильно на кого-то рассердился или обиделся.

«Помогите маме».Учащиеся слушают, а затем обсуждают рассказ мамы о сыне.

«Мама пришла к школьному психологу и рассказывает: «Помогите, пожалуйста, — сын изменился в худшую сторону. Раньше он всегда был хорошим, вежливым мальчиком. Все соседи говорили, что он приветлив, хорошо воспитан. Да он и сейчас хорошо учится, четверть закончил с одной четверкой, а остальные — пятерки. Вот только то с одним мальчиком в школе подерется, то с другим. А недавно из-за какой-то де­вочки подрался. С тех пор как он связался с большими ребя­тами, он очень сильно изменился, и не в лучшую сторону. Вот младшенький сын — единственная наша радость. Смышленый очень. Да и вообще в нем чувствуется наша порода. Весь в нашу родню пошел. Он, как наш дед, любит что-то мастерить, плотничать. Ему бы вещь разобрать, до сути докопаться. Бокс любит. Такой же бесшабашный, как дед в молодости. Дерет­ся. Часто мы его ругаем, что сам задирается, лезет к большим ребятам. Ну в точности как дед, не зря же назвали в его честь. Учится на одни четверки. И знаете, он такой ласковый. Вот, бывает, им что-нибудь купят, чипсы или еще что они там любят. И Толя (младший) всегда меня угощает, а старший — нет. Или, бывает, приходишь к ним в школу, младшенький так радуется, на шею бросается, а старшего обнимешь — от­пихивает, стесняется».

Рисуем обиду».Учащиеся выполняют рисунки на тему

Подросток рассердился» или «Подросток обиделся» (по своему выбору).

Тема 4. Я и мой внутренний мир

Цель:

подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира

каждого человека

Занятие 12. Кяжйый guqut мир

U ЧУВСТВУЕТ ПО-СВОЕМУ

«Найди слово».Подростки должны найти лишнее слово: страх, злость, ненависть (страх); страх, беспокойство, злость (злость); доброта, спокойствие, доверие (спокойствие)..

«Психологические примеры». Дети говорят о том, как они понимают следующие психологические примеры, и по жела­нию предлагают свой вариант «решения» какого-либо приме­ра (понятно, что вариантов решения может быть несколько).

Зависть + Высокомерие =Одиночество;

Доверие + Хорошее Настроение = Счастье;

Неуверенность + Тревога = Злость.

«Мысленная картинка».Подростки закрывают глаза и слушают медитативную музыку с заданием «нарисовать мыс­ленную картинку». Затем они рассказывают о своих картин­ках. Ведущий подчеркивает, что каждый имеет право «нари­совать» то, что захочет, каждый имеет право видеть мир по-своему.

«Если я камушек».Ребятам предлагается рассказать, что они могут увидеть вокруг себя, что почувствовать, если пре­вратятся в камушек, травку, облако, потолок. Делается вывод о том, что из разных позиций один и тот же предмет или яв­ление видятся по-своему.

«Маленькая страна».Учащиеся закрывают глаза, пред­ставляя дверку в маленькую страну, в которой все устроено по их желанию (если у ведущего есть китайский колокольчик, дайте возможность каждому подростку позвонить — открыть дверку). Затем ребята рисуют то, что они увидели за дверкой. При обсуждении делается акцент на том, кто может открыть дверку в маленькую страну — внутренний мир. Кого хочется пригласить, а перед кем — запереть дверь на все засовы.

Работа со сказкой.

Сказ про Вольняшку (О. Пасхпна)

В одном далеком-далеком городе почти неделю шел дождь. Усталые от непогоды горожане безмолвно шлепали по лужам. Прохожие старательно кутались в порядком поднадоевшие во­ротники теплых курток и пальто, натягивали шапки на уши, тщательно пряча порозовевшие от ветра носы за ненадежную преграду огромных шарфов. И только сочная зелень молодой листвы, казалось, не собиралась мириться с проделками при­роды, упрямо выдавая истинное время года — весну.

Вольняшка тоскливо посмотрел вниз, уныло вздохнул и молча плюхнулся в пушистое облако. Ему, непоседливому и юному дождику, сегодня было особенно грустно. А грустно было оттого, что не берут его старшие браться участвовать в забавах и что сидит он теперь в полном одиночестве. Все не­счастья приключились потому, что не хватило ему, младшему, большой и темной тучки, такой, как другие получили. А дали ему вместо грозной тучки облачко — светлое, махонькое. И получается, что не похож он на остальных.

Вольняшка заплакал... А горожане, продолжая сердито вор­чать и кутаться от ненастья, сейчас же попрятались под ме­таллические козырьки намокших домов и бесконечные шляп­ки цветных зонтиков.

Но теплый ветерок тихонько отнес Вольняшку в сторону. И вдруг просветлело небо. И как-то несмело явилось весеннее солнышко, стыдливо прятавшееся в облаках. А откуда-то сни­зу донесся внезапный веселый смех. Он отвлек Вольняшку от грустных мыслей. Наш юный дождик посмотрел в ту сторо-НУ, откуда доносился смех. Там были дети, резвившиеся в лу-

чах солнышка и ликовавшие по случаю легкого грибного дож­дика. И понял Вольняшка, что только его легкое, светлое об­лако способно всем доставить радость. А грозные тучи — не­давняя его мечта — лишь тоску на всех нагоняют. И так ста­ло ему весело, что разразился Вольняшка задорным смехом, подарив детворе первый весенний гром. А на небе от его улыбки засняла радуга.

Вопросы Зло обсуждения

— Почему грустил Вольняшка?

— Приходили ли вам иногда в голову такие же мысли?

— Отчего стало весело Вольняшке?

— В каких ситуациях можно сказать про человека, что «от
его улыбки засияла радуга»?

Занятие I I. Имею ли я права сердиться и обижаться? - student2.ru Занятие I I. Имею ли я права сердиться и обижаться? - student2.ru Занятие I I. Имею ли я права сердиться и обижаться? - student2.ru ЗянятиЕ 13. Любоп внутренний мир

UEHEH U УНиКЙЛЕН

«Психологические примеры».Детям предлагается расска­зать, как они понимают следующие психологические примеры, и по желанию предложить свой вариант какого-либо примера: Радость+Хорошее настроение = Счастье

Доверие+Надежность = Дружба.

После обсуждения данных примеров подросткам дается за­дание написать свой пример, где после знака равенства полу­чилась бы Дружба.

«Мысленная картинка».Подростки закрывают глаза и слушают кассету из серии «Звуки природы» (шум моря, доЖ' дя, грозы, огня и т.п.) с заданием нарисовать мысленную кар' тинку. При обсуждении ведущий отмечает, что картинки по­лучились непохожими, несмотря на то что все слушали одни и те же звуки. Делается вывод о ценности и уникальности внутреннего мира каждого человека. Здесь же обсуждается»

можно ли использовать словосочетание «плохой внутренний мир»-

«Я внутри и снаружи».Для задания необходим пласти­лин. Учащимся предлагается слепить по две фигурки: одну, изображающую его таким, каким он сам себя ощущает, дру­гую — как видят его другие люди».

«Сны».Ведущий говорит подросткам о том, что все видят сны, но в каждом возрасте есть свои особенные типичные сны. Затем он предлагает «догадаться», какие сны часто видят пя­тиклассники.

«Маленький принц».Каждый ребенок представляет себя Маленьким принцем, имеющим свою собственную планету, и рисует ее. Затем дети обсуждают, кто может прилететь на эту планету и зачем, кто еще живет на ней.

Занятие I I. Имею ли я права сердиться и обижаться? - student2.ru Занятие I I. Имею ли я права сердиться и обижаться? - student2.ru Temr 5. Кто в ответе зй мой внутренний мир?

Uenb:

подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и

мысли.

л<

Наши рекомендации