Интеллектуальные признаки стресса
1. Преобладание негативных мыслей
2. Трудность сосредоточения
3. Ухудшение показателей памяти
4. Постоянное и бесплодное враще
ние мыслей вокруг одной проблемы
5. Повышенная отвлекаемость
6. Трудность принятия решений, дли
тельные колебания при выборе
7. Плохие сны, кошмары
8. Частые ошибки, сбои в вычислени
ях
9. Пассивность, желание переложить
ответственность на кого-то другого
10. Нарушение логики, спутанное
мышление
11. Импульсивность мышления, по
спешные и необоснованные решения
12. Сужение «поля зрения», кажу-
шееся уменьшение возможных вари
антов действия
Эмоциональные симптомы
1. Беспокойство, повышенная тре
вожность
2. Подозрительность
3. Мрачное настроение
4. Ошушение постоянной тоски, де
прессии
5. Раздражительность, приступы гнева
6. Эмоииональная «тупость», равно
душие
7. Циничный, неуместный юмор
8. Уменьшение чувства уверенности
в себе
Поведенческие признаки стресса
1. Потеря аппетита или переедание
2. Возрастание ошибок при выполне
нии привычных действий
3. Более быстрая или, наоборот, за
медленная речь
4. Дрожание голоса
5. Увеличение конфликтных ситуа-
иий на работе или в семье
6. Хроническая нехватка времени
7. Уменьшение времени, которое
уделяется на обшение с близкими
и друзьями
8. Потеря внимания к своему внеш
нему виду, неухоженность
9. Антисоциальное поведение
10. Низкая продуктивность деятель
ности
11. Нарушение сна или бессоннииа
12. Более интенсивное курение
и употребление алкоголя
Физиологические симптомы
1. Боли в разных частях тела неопре
деленного характера, головные боли
2. Повышение или понижение АА
3. Учащенный или неритмичный
пульс
4. Нарушение процессов пишеваре-
ния (запор, диарея, повышенное
газообразование)
5. Нарушение свободы дыхания
6. Ошушение напряжения в мышцах
7. Повышенная утомляемость
8. Дрожь в руках, судороги
1 Источник: Марищук В. Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984. Данный вариант теста сокращен и модифицирован автором данного учебного пособия.
Авторская разработка.
230 ПриложенияПриложения
(Окончание)
Эмоциональные симптомы
9. Уменьшение удовлетворенности
жизнью
10. Чувство отчужденности, одино
чества
11. Потеря интереса к жизни
12. Снижение самооиенки, появле
ния чувства вины или недовольства
собой или своей работой
Физиологические симптомы
9. Появление аллергии или иных
кожных высыпаний
10. Повышенная потливость
11. Снижение иммунитета, частые
недомогания
12. Быстрое увеличение или потеря
веса тела
Приложение 2
ОТВЕТЫ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
Для подсчета суммарного показателя используется следующая схема.
Наличие каждого симптома из интеллектуальных или поведенческих признаков стресса оценивается в 1 балл, каждый симптом из «эмоционального» списка оценивается в 1,5 балла, а каждый симптом из «физиологического» списка оценивается в 2 балла. Таким образом, общая максимальная сумма по всему списку теоретически может достигать 66.
Показатель от 0 до 5 балловсчитается хорошим — означает, что в данный момент жизни сколь-либо значимый стресс отсутствует.
Показатель от 6 до 12 балловозначает, что человек испытывает умеренный стресс, который может быть компенсирован с помощью рационального использования времени, периодического отдыха и нахождения оптимального выхода из сложившейся ситуации.
Показатель от 13 до24 балловуказывает на достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, возникшее в ответ на сильный стрессорный фактор, который не удалось компенсировать. В этом случае требуется применение специальных методов преодоления стресса.
Показатель от 25 до 40 балловуказывает на состояние сильного стресса, для успешного преодоления которого желательна помощь психолога или психотерапевта. Такая величина стресса говорит о том, что организм уже близок к пределу возможностей сопротивляться стрессу.
Показатель свыше 40 балловсвидетельствует о переходе организма к третьей, наиболее опасной стадии стресса — истощению запасов адаптационной энергии.
Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Глава 5 | Глава 6 |
1-6 | 1-в | 1-в | 1-г | 1-в | 1-г |
2-г | 2-г | 2-6 | 2-в | 2-в | 2-в |
3-г | 3-й | 3-6 | 3-г | 3-а | 3-6 |
4-в | 4-в | 4-6 | 4-а | 4-г | 4-в |
5-а | 5-г | 5-г | 5-в | 5-6 | 5-6 |
6-в | 6-г | 6-г | 6-6 | 6-в | 6-а |
7-г | 7-А | 7-г | 7-г | ||
8-в | 8-г | 8-в | 8-г | ||
9-а | 9-в | 9-А | 9-в | ||
10-г | |||||
11 -в | |||||
12-а |
Приложение 3. Тематические планы, программа, вопросы к экзамену 233
Приложение 3
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ, ПРОГРАММА, ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Примерный тематический план для студентов дневного отделения
Обшее | Ауди- | Прак- | Само- | ||||
№ п/п | Наименование темы | количество | торные | Лекции | Семинары | тические | стоятельная |
часов | часы | занятия | работа | ||||
Стресс как биологи- | |||||||
ческая и психологи- | |||||||
ческая категория | |||||||
Семинар. Проблема | |||||||
стресса в биологии и | |||||||
медицине Особенно- | |||||||
сти психологическо- | |||||||
го стресса | |||||||
Оценка уровня | |||||||
стресса | |||||||
Семинар. Формы | |||||||
проявления стресса. | |||||||
Методы оценки | |||||||
уровня стресса | |||||||
Динамика протека- | |||||||
ния стресса | |||||||
Семинар. Обшие за- | |||||||
кономерности разви- | |||||||
тия стресса. Факто- | |||||||
ры, влияющие на | |||||||
развитие стресса. | |||||||
Последствия стресса |
№ п/п | Наименование темы | Обшее количество часов | Аудиторные часы | Лек-иии | Семинары | Практические занятия | Самостоятельная работа |
Причины возникно- | |||||||
вения стрессов | |||||||
Семинар. Субъективные и объективные | |||||||
причины возникно- | |||||||
вения психологиче- | |||||||
ского стресса | |||||||
Профессиональные | |||||||
стрессы | |||||||
Семинар. Обшие за- | |||||||
кономерности профессиональных | |||||||
стрессов и их специфика | |||||||
Методы оптимиза- | |||||||
ции уровня стресса | |||||||
Семинар. Обшеоздо- | |||||||
равливаюшие мето- | |||||||
ды снятия стресса. Способы саморегу- | |||||||
ляции психологиче- | |||||||
ского состояния. | |||||||
Нейтрализация | |||||||
стресса при помоши | |||||||
психотерапии | |||||||
Неадекватное пове- | |||||||
дение как причина | |||||||
возникновения | |||||||
стрессов | |||||||
Семинар. Устране- | |||||||
ние причин стресса | |||||||
путем совершенство- | |||||||
вания поведенческих | |||||||
навыков | |||||||
Всего часов | |||||||
Экзамен (зачет) |
234 Приложения
Приложение 3. Тематические планы, программа, вопросы к экзамену
Примерный тематический план для студентов заочного отделениия
№ п/п | Наименование темы | Обшее количество часов по плану | Аудиторные часы | Лекции | Самостоятельная работа |
Стресс как биологическая и психологическая категория | |||||
Оиенка уровня стресса | |||||
Динамика протекания стресса | |||||
Причины возникновения стрессов | |||||
Профессиональные стрессы | |||||
Способы саморегуляиии психологического состояния. Нейтрализаиия стресса при помоши психотерапии | |||||
Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков | |||||
Всего часов | |||||
Экзамен (зачет) |
Примерная программа по курсу «Психология стресса»
Введение
Учебная дисциплина «Психология стресса» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки специалистов-психологов в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Цель изучения дисциплины — дать студентам знания о психологической сущности стресса, механизмах его развития и основных методах его психопрофилактики и психотерапии.
Основной задачей учебной дисциплины является изучение студентами современных концепций биологического и психологического стресса, его влияния на психическое и соматическое здоровье, закономерностей его развития, факторов, способствующих его модифика-
ции в эустресс или дистресс, особенностей профессиональных стрессов, методов саморегуляции и психотерапии стрессовых состояний. Актуальность курса «Психологии стресса» связана с возрастанием темпа и напряженности жизни в современных условиях и многообразием социально-политических предпосылок его возникновения в сочетании с низкой психологической культурой населения. В результате в настоящее время отмечается значительное распространение феномена стресса со всеми его негативными последствиями, включая развитие невротических и психосоматических заболеваний. В этих условиях существенно возрастает роль психолога, который должен уметь вовремя выявить у своих клиентов первые признаки начинающегося стресса и принять соответствующие меры по его нейтрализации или коррекции.
Методическая концепция курса заключается в оптимальном сочетании теоретических и практических занятий, в результате чего предполагается не только вооружение студентов набором определенных знаний по тематике стресса, но и приобретение практических умений и навыков по управлению стрессом. В связи с этим учебный процесс осуществляется в форме лекций, семинаров и практических занятий студентов.
После завершения курса студент обязан:
+ иметь представление о современных концепциях стресса в биологии, медицине и психологии, методологии и методах исследования стрессовых состояний;
+ знать основные причины возникновения психологического стресса, закономерности его развития, методы прогнозирования, диагностики, психопрофилактики и психотерапии; + уметь использовать знания, полученные в процессе изучения курса в процессе профессиональной деятельности психолога, а также для оценки и коррекции собственного психического состояния; + иметь навыки диагностики и регуляции стресса у себя, у лиц, обращающихся за психологической помощью, и в рабочих коллективах (по заказам организаций).
Программа курса