Методика 1. Исследование объема внимания

Для выполнения исследования группа делится на пары, каждую из которых составляют участник исследования и экспериментатор. Функция последнего заключается в хронометрировании и наблюдении за поведением испытуемого. После выполнения задания участником исследования роли меняются. Время выполнения задания 2 мин.

Шаг 1. Инструкция

Перед Вами тестовая таблица, в которой представлены 25 произвольно расположенных цифр. Вам необходимо записать их в возрастающем порядке в аналогичной рабочей таблице. Постарайтесь работать быстро, поскольку время ограничено.

Тестовая таблица Рабочая таблица

           
           
           
           
           

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

После завершения выполнения задания результат сверяется по проверочной таблице. Если Вы за определенное время правильно расставили 18 и более цифр, то следует считать, что у Вас хороший, достаточный для успешного выполнения деятельности объем внимания. 15 – 17 цифр – с объемом внимания у Вас благополучно; 12 – 14 цифр – объем внимания средний, есть смысл заняться его тренировкой; 11 и менее цифр – Вам нужно серьезным образом заняться тренировкой объема внимания. Для этого можно воспользоваться методом, предложенным К.К. Платоновым4.

Проверочная таблица

Методика 2. Исследование избирательности внимания

Экспериментатор читает инструкцию и фиксирует время выполнения задания.

Шаг 1. Инструкция

ПередВами тестовый материал с напечатанными в нем построчно буквами. Постарайтесь обнаружить в нем слова и подчеркнуть их, например: ПЮКЛБЮСРАДОСТЬУФРНКП. Работать следует быстро, поскольку время выполнения задания фиксируется.

Тестовый материал

БСОЛНЦЕТР ШОЦРАЙОНЗГУЦНОВОСТЬХЭЬГЧАФАКТУЕКЭКЗАМЕНТРОЧ

ЯГШГЦПРОКУРОРГЦРЕТАБЕСТЕОРИЯЕНТЕДЖЗБЬАМХОККЕЙЫУТРОУЦЫ

ФЩУЙГЗХТЕЛЕВИЗОРБОЛДЖШЗХЮЭЛГШЬБПАМЯТЬШОГХЕЮЖИНДРОШ

ХЭНЗВОСПРИЯТИЕИЕЦУКЕНДШИЗХЬВАФЫАПРОЛДБЛЮБОВЬАБФЫРПЛО

ЕСЛЖСПЕКТАКЛЬЯЧСИМТЬБАЮЖЮЕРАДОСТЬВУФЦНЭЖДЛКРИНАРОДШ

ЛДЖЬХЭГНЕОКУЫФЙШРЕПОРТАЖЗЖДОРЛАФЫВЮЭФБЬДЬКОНКУРСЗЖ

ЙФЯЧЫЦУВСКАПФЛИЧНОСТЬЭХЖЭЬСЮДШНГЛЫДЖЭПРПЛАВАНИЕДТЛ

ЭЗБЬТРЛШРЖНПРКЫВКОМЕДИЯЪШЛДКЦУЙФОТЧАЯНИЕЗФРЯЧАТЛДЖЭ

ХТЬФТАСЕНЛАБОРАТОРИЯГШДШНРУЦГРГШЩТЛОСНОВАНИЕЗШРЭМЪТД

ИТАОНРИКГВМСТРПСИХИАТРИЯБПЛМЕТЧЬЙФЯОНТЗАЦЭЬАНТЗАХТЛИО

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

Показателями уровня выраженности избирательности внимания в данном исследовании являются: время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов:

1.Солнце 2.Район 3.Новость 4.Факт 5.Экзамен
6.Прокурор 7.Теория 8.Хоккей 9.Трон 10.Телевизор
11.Память 12.Восприятие 13.Любовь 14.Спектакль 15.Радость
16.Народ 17.Репортаж 18.Конкурс 19.Личность 20.Плавание
21.Комедия 22.Отчаяние 23.Лаборатория 24.Основание 25.Психиатрия

Результаты оцениваются при помощи табл. 10. Баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.

Баллы (табл. 10) дают возможность количественно установить уровень выраженности избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину низкой избирательности внимания. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др.

Очень высокий уровень избирательности внимания – это свидетельство феноменальной психической активности человека.

В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.

Таблица 10

Наши рекомендации