Материалы и организация пространства рисуночной арт-терапии
Диагностика по рисуночным техникам арт-терапии
- Введение
- Материалы и организация пространства рисуночной арт-терапии
- Анализ рисунков. На что обращать внимание.
- Рисуночные техники для отреагирования эмоций и психокоррекции
Введение
Последнее время термин «арт-терапия» используется довольно часто. Красиво звучит. Это первое. Несложно перевести как «исцеление искусством». Во времена популярности всевозможных нетрадиционных методов лечения души и тела такое сочетание – это практически точное попадание в цель – того, что бальзамом ляжет на душу уставшего от проблем и кризисов населения.
Популярность арт-терапии как понятия привела к тому, что этим странным, но таким притягательным термином, называют разные вещи. Некоторые из них имеют отношение к арт-терапии, некоторые – практически нет. Чтобы определиться с понятием арт-терапии, давайте начнем с того, чем она НЕ является. Или является очень относительно.
Существует, на мой взгляд, 2 самых распространенных мифа-представления об арт-терапии.
Миф 1. Арт-терапия – это кружок прикладного творчества. Поскольку творчество целительно само по себе (именно этот принцип и лежит в основе арт-терапии), значит, любые занятия рисованием, лепкой, изготовлением поделок из вермишели и семечек можно считать арт-терапией.
К арт-терапии, как психотерапии, такой подход имеет мало отношения. Ничего плохого в этом нет: разве в творчестве может быть что-то плохое? Но и классической арт-терапии здесь тоже нет.
Миф 2. Арт-терапия – это диагностика по рисунку. Такой вид диагностики используют разные направления психологии. Существуют классические проективные методики, как «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее живовтное», «Рисунок семьи», «Рисунок семьи животных» и другие.
В общем, это можно отнести и к арт-терапии тоже. Однако сфера ее применения гораздо шире, глубже, разнообразнее, чем просто анализ рисунка.
Арт-терапия ставит перед собой 3 основные задачи:
- диагностика состояния, проблемы и т.д.;
- возможность отреагировать эмоции (страх, гнев и т.д.);
- психокоррекция.
При этом диагностика – не является центральной составляющей. Она может иметь место для нахождения контакта с клиентом, например. Для поиска путей дальнейшей работы. Диагностика в арт-терапии – это чаще всего некий эмоциональный отклик на артефакт; набор гипотез, позволяющих нащупать путь.
В групповой работе рисунки могут обсуждаться самими участниками группы. Как правило, именно эти «диагнозы» партнеров по арт-терапевтическому пространству и свои собственные открытия запускают терапевтические процессы. Как правило, в группе люди довольно быстро «включаются» в предложенные правила игры. Нередко в конце занятий участники с удивлением говорят о том, как много можно узнать о человеке по рисунку. Даже без специальных знаний.
На мой взгляд, желание клиентов узнать о себе что-то по рисунку больше связано с неким ожиданием чуда и проверкой терапевта на профессионализм. По большому счету, эти ожидания – дело рук сопротивления. «А вот, вытащи-ка ты зайца из шляпы. Тогда я тебе поверю и потребую свою волшебную таблетку!»
Терапевт, в свою очередь, может использовать диагностику для установления контакта с клиентом и совместного поиска направления работы. В длительной терапии серия рисунков может служить маркером успешности (или неуспешности) процесса.
Если говорить о двух других задачах арт-терапии (отреагировании и психокоррекции), то процессы эти начинаются уже с момента выполнения техники (рисунка, скульптуры, инсталляции, ассамбляжа и т.д.). Этот момент, как мне кажется, является великолепным ресурсом. Поскольку клиент получает возможность помогать себе сам – фактически, на сеансах арт-терапии он имеет возможность обучиться методам психологической самопомощи. В этом случае, степень его ответственности за результат терапии увеличивается вместе с шансами на успех.
Таким образом, если коротко, то арт-терапия – это психотерапия, основанная на использовании прикладного творчества. Современная арт-терапия объединяет множество разнообразных методик и направлений. Сюда входит и использование изобразительного искусства (собственно арт-терапия), а также музыкальная терапия, танце-двигательная терапия, песочная юнгианская терапия, драматерапия и т.д.
В данном мини-пособии мы коснемся, в большей степени, рисуночной арт-терапии.
Материалы и организация пространства рисуночной арт-терапии
Очевидно, что для рисуночной арт-терапии потребуется арсенал материалов и принадлежностей для рисования: бумага, карандаши, мелки, краски, кисти и т.д. Естественно, потребуется удобное место (места) для рисования – оптимально большой стол. Почему большой, станет понятно чуть позже.
Теперь детальнее. Давайте начнем с того, что нам важно, чтобы клиент оказался в непривычной для себя ситуации. Сами задания, которые дает терапевт, способствуют этому: они, как правило, непривычны для обывателя. Например, нарисовать свое текущее состояние или представить себя группе в виде метафорического портрета. Если человек «не знает», что рисовать, можем предложить ему закрыть глаза и водить карандашом по бумаге с закрытыми глазами. После чего открыть глаза, попытаться увидеть в этих каракулях некий образ. Дорисовать недостающие детали, если хочется. Тем самым мы получаем доступ к бессознательному материалу. Чего, собственно, и добиваемся.
Непривычность обстановки и техник можно (крайне желательно) усилить с помощью материалов.
Бумага. Привычный размер листа, с которым человек имеет дело, - А4 (210х297 мм) – это бумага, которой пользуются в офисах, для распечатки текстов. В общем, самый традиционный размер. В арт-терапии формат А4 используется. Но предпочтительнее А3 (300х420 мм, т.е. вдвое больше А4) – для индивидуальных и парных работ.
Также широко используются большие форматы – до А0 (размер листа ватмана), а также бумага в рулонах (обратная сторона обоев, к примеру). Большие форматы используются, к примеру, для коллажей, групповых рисунков, работы с контурами тела в натуральную величину и т.д.
Можно также использовать цветную, фактурную бумагу, бумагу разной плотности – желательно плотнее офисной (80 г/м).
Непривычные форматы, текстура, плотность бумаги помогают клиенту вырваться из привычного контекста своей жизни. Здесь сразу можно «вытащить» страхи, способность реагировать на стресс, помочь погрузиться в себя.
Изобразительные средства. Карандаши, мелки, краски, фломастеры кисти. Ластики, емкости для воды, губки. Клей, ножницы, скотч. Все, что используют для занятий творчеством.
Набор может быть больше или меньше. Важно предоставить клиенту выбор изобразительных средств (особенно на начальных этапах работы). Как минимум, в арсенале арт-терапевта должны быть средства разной жесткости. Оптимальный минимальный набор: мелки (восковая пастель или цветные карандаши) и краски. Во-первых, выбор клиентом того или другого дает информацию для диагностики. Во-вторых, в определенных ситуациях нужны либо твердые средства (мелки) либо более мягкие (краски). Об этом в следующих разделах.
Дополнительные материалы и средства.. Кроме собственно материалов для рисования будет полезно иметь:
- музыку (например, медитативную для техник, глубоко погружающих в себя);
- набор иллюстраций, журналов, фотографий – изображений на разную тематику (используется для коллажей; в качестве стимульного материала и т.д.);
- старые газеты или упаковочная бумага, пергамент, фольга (используется, к примеру, для работы с агрессией);
- крупы, макаронные изделия, семена растений и т.д. (для создания аппликаций);
- материалы для рукоделия (к примеру, для работы с костюмом, талисманами);
- декоративную косметику или грим (для работы с масками, драматерапии)
- пластические материалы (глина, пластилин, соленое тесто и пр.) – для техник, связанных с созданием скульптур, ассамбляжей и т.д.
- набор миниатюрных фигурок (людей, животных и пр.), игрушек, камешков, раковин и т.д. (для техник ассамбляжа, ролевых игр, песочной терапии);
- песок и специальные «песочницы» - для занятий песочной терапией.
Арт-терапевт может предложить клиенту принести с собой на занятия необходимые материалы (например, иллюстрации для коллажа). Хорошо, если в кабинете арт-терапевта есть разные материалы для творчества.