Причина возникновения снов
– Раньше мы обсуждали причины возникновения сновидений, используя знания западной цивилизации, теперь же обратимся к тибетским традициям, – сказал Винс. – Рассматривая в отдельности европейский и восточный подходы, мы более полно понимаем все отличия и сходства, а это, в свою очередь, помогает нам сформировать наиболее глубокое представление о первопричине появления сновидений.
В буддизме основой для возникновения сновидений считается неведение. Оно разделяется на два типа. Это врожденное неведение и неведение общественное, порожденное культурой и средой, в которой мы живем. И то и другое формирует в человеке двойственную систему восприятия (дуализм), о которой мы уже говорили. Происходит разделение реальности на «я» и «оно». Такой подход рождает обусловленные реакции вроде хорошо – плохо, мое – твое, нравится – не нравится… Создается система предпочтений и отрицаний. Врожденное неведение выражается в постоянном недовольстве тем, что у нас есть, и желанием, чтобы все было по‑другому.
С развитием цивилизации общество играет в этом процессе все большую роль. Создаются традиции, да что там говорить, целые учения, пронизанные разного рода неведением. Рождается общественное неведение. Интересно, что большинство людей, живущих в определенной среде, считают принципы и нормы морали своего общества неоспоримыми, принимая их за истину просто потому, что их так научили думать с детства, не дав ни малейшего шанса что‑либо познать и осознать самостоятельно. Основным мотивом для принятия такого подхода является все тот же страх перед развитием, который Юнг назвал мезонеизмом. Многим гораздо проще что‑либо принять на веру только потому, что это мнение или взгляд существует тысячелетия, чем, осознав их несостоятельность, избавиться от них, как от гири, что висит на шее и не дает поднять голову.
Во всех обществах заблуждения разного рода выносятся на государственный уровень. За успешные результаты в заблуждениях дают медали, дипломы, титулы. Мы стали специалистами по заблуждениям. Приверженность к определенным ценностям и представлениям есть самый яркий результат неведения. Технический прогресс превращает ум человека в инструмент по обслуживанию механизмов, которые он сам же и создал. Круговая порука коллективного идиотизма. Двойственная система восприятия порождает все большее отдаление от себя и все большую концентрацию на правилах, нормах, законах, установках, рамках приличия, системах ценностей… Мы действуем, абсолютно не осознавая, что все это временно, непостоянно. И смысл даже не в том, что это плохо или хорошо. Такие понятия отсутствуют во Вселенной. Дело в состоянии ума, которое позволяет так жить, привязывая человека к ограничениям эго. Йога сновидений – одно из немногих учений, позволяющих развеять неведение и, дав нашему уму свободу, избавить его от ограничений и заблуждений разного рода.
Эмоции и карма
– Мы говорили с тобой о природе энергетических следов и их выравнивании (приведении в равновесие) пространством при помощи аналогичных эмоциям, что их создали, действий, – сказал Дрейк. – В буддизме эти понятия имеют иную формулировку, но ее смысл остается таким же.
Причина возникновения любых эмоций, кроме эмоций глубинной сути, которые имеют своей причиной расщепление сознания, кроется в разрыве между желаемым и действительным. Придание этому явлению важности и отождествление его с собственной персоной приводит человека к постоянной гонке за желаемым. Мало кто задумывается над тем, что желаниям этим нет конца. Люди рассуждают примерно следующим образом: будь у меня то или это, я был бы счастливым и моя жизнь обрела бы смысл. Большинство так и гоняется за миражами, растрачивая жизнь впустую. Куда дует ветер навеянных модой или обществом желаний, туда и летит обычный человек.
До тех пор, пока мы отождествляем себя с эмоциями и мыслями, мы будем создавать предпочтения и отрицания, а это, в свою очередь, приведет к очередным эмоциям, обретающим свое отражение во внешних проявлениях. Так возникает карма.
Это слово переводится как «действие». Задумайся, насколько глубока его суть, – предложил Винс. – Любое действие влечет за собой следующее, за ним еще и еще… Возникает так называемый круг сансары. Сансара переводится с санскрита как «череда перерождений». Эти перерождения происходят в мире страданий, источником которых является расщепленный двойственным восприятием разум. Под страданием в данном случае понимается не только физическая боль, но и любая неудовлетворенность происходящим. Все, что наполняет наш мир, непостоянно и не имеет собственной основы. Это лишь бесконечная череда причин и следствий наших эмоций, мыслей и поступков. В более широком смысле сансара обозначает способ существования людей, которыми владеют иллюзии, вызванные двойственной системой восприятия реальности.
Карма создается путем эмоционального (как правило, шаблонного) отклика на возникающее событие. Таких шаблонов у человечества немного. Мы ограничены даже в этом. Однако мысли о подобном восприятии возникают очень редко. Слишком сильно люди поглощены своими иллюзиями. Любое действие, в основе которого лежит чувство, влечет за собой рождение кармы, которая условно разделяется на благоприятную и неблагоприятную. Как нетрудно догадаться из названия, первый ее вид есть следствие накопленных ранее позитивных эмоций и поступков, второй – негативных. Мы, кстати, уже разбирали данную тему, обсуждая теорию энергетических следов.
Размышления о природе возникновения кармы весьма плодотворно влияют на состояние ума человека, давая ему понять, каким дальше путем идти. Не думаю, что кто‑либо стал бы причинять вред другому, зная, что этим он прежде всего вредит себе. Дело даже не в последующем «наказании», а в том, что, понимая Вселенские законы как нечто естественное и неоспоримое, в каждом человеке постепенно сформировалось бы истинное представление о взаимодействии событий в жизни. Это избавило бы нас от огромного количества бесполезных движений.