Раздел четвертый. Трансформация Физического. 9 страница

Я слышал, говорили, что даже очень продвинутые йоги имеют такие сны, по крайней мере, раз в шесть месяцев - я не знаю, насколько это истинно, или что сами йоги говорят об этом. Но от сексуальных впечатлений в сердце можно избавиться задолго до конца жизни, и даже зачаточное состояние в подсознательном, которое поднимается во снах, хотя довольно прилипчиво, но не является таким уж неизменным.

В любом случае, о снах подобного рода не стоит беспокоиться, только если это не происходит часто, - именно бодрствующее состояние должно быть строго очищено. Иногда, если это сделано, возникает автоматическое расширение привычки отвержения на подсознание, чтобы, когда появляется сон, прекратить его автоматическим запретом. Под действием подобной власти, я думаю, что сексуальное давление стало бы, если и не несуществующим, но всё же постоянно успокоенным в своём зародышевом состоянии и поэтому практически несуществующим.

* * *

Вещью первой необходимости в таких случаях является совершенное спокойствие и отказ расстраиваться из-за этих трудностей. Если они поднимаются, то нужно принимать их как то, что должно быть отработано. Если в бодрствующем сознании нет ничего, что падает духом из-за сексуальной трудности, тогда эти сны или выделения без снов могут быть лишь подъёмами старых спящих впечатлений из подсознания. Такие подъёмы часто имеют место, когда Сила работает в подсознании, очищая его. Также вполне возможно, что выделения могут быть, особенно когда без снов, чисто по материальным причинам, например давление скопившейся мочи или фекальные массы у мочевого пузыря. Но в любом случае нужно не беспокоиться и накладывать силу или волю на сексуальный центр или сексуальный орган, чтобы эти вещи прекратились. Это можно делать прямо перед сном. Если делать регулярно, то обычно со временем это имеет эффект. Нужно оказывать спокойное общее давление воли или силы на физическое подсознание. Подсознательное часто может быть очень упрямым в своём продолжающемся постоянстве, но оно может, и должно, быстро или медленно приспосабливать себя к воле сознательного существа.

* * *

Ваши сны были главным образом на витально-физическом плане. Там, если есть какой-либо физический контакт сексуального или другого рода, который воздействует сильно на сексуальный центр или на сенсорный контакт, - это может создавать выделения даже без поднятия какого-либо желания в результате механически слепого и несознательного действия чисто физического (и даже не витально-физического) характера. Только когда сексуальный центр станет сильным, тогда это станет невозможным.

* * *

Если бы это [сексуальное выделение] было нормальными, то почему же они должны так сильно подавлять и ослаблять систему? Люди всегда жаловались на это ослабление и, если это происходило, часто становились сильно подавленными и тамасичными. Конечно, нет необходимости в том, чтобы это было так, ибо, если противодействовать, то можно предотвратить депрессию или слабость, но большинство чувствуют ее. Это, конечно, нормально в том смысле, что это случается, когда прерывают сексуальную активность, не освободившись от сексуальных фантазий или импульсов или даже впоследствии, когда их секс уже больше не беспокоит, это может продолжаться из-за неискоренённых впечатлений в подсознании. Это иногда может вызвать чрезмерную секрецию, но результат ослабления, кажется, указывает более часто на потерю необходимой энергетической субстанции. Правильный способ обращения с избытком - это превратить избыток в чистую энергетическую субстанцию, ретас в оджас.

* * *

Это, очевидно, атака, которая воздействует на вашу нервную систему через подсознание. Она приходит во сне потому, что в пробуждённом сознании вы более бдительны и способны противодействовать атакам. Обычно подобные сны и выделения приходят, когда физическое сознание находится в тамасичном состоянии из-за усталости или напряжения, или под действием инерции.

Первым делом надо отбросить последствия, что вы и сделали в это время - ибо вы говорите, что не чувствовали никакой слабости, но, скорее, как будто ничего не происходило. Вовсе не обязательно чувствовать слабость после подобных снов и выделений; это только из-за привычной ассоциации в физическом уме эти силы могут приносить такие реакции нервной слабости.

Что касается предотвращения выделений, то это можно сделать, становясь более сознательным во сне. Вы осознавали всё, что происходило, но вы, кроме этого, должны развить силу сознательной воли, которая видит, что происходит и вмешивается, чтобы помешать этому, либо вовремя пробуждает или прекращает сон, или запрещает выделение. Всё это абсолютно возможно, это дело привычки и небольшого упорства.

Также часто находят очень эффективным прикладывать волю, или силу, на сознание тела перед отходом ко сну с тем, чтобы этого не случалось - особенно это следует делать, когда вы чувствуете предрасполагающие к этому условия тяжести и инерции. Эта воля не всегда сразу эффективна, но со временем подсознание создает привычку ответа на волю, или силу, таким образом наложенную на него, и беспокойство уменьшается и, в конце концов, полностью исчезает.

* * *

Эта воля может и не добиться успеха сразу, но со временем подсознание приобретёт привычку отвечать воле или силе, так наложенной на него, и беспокойство уменьшается и, в конце концов, исчезает полностью.

* * *

Сексуальные атаки подобного рода через сон не так сильно зависят от пищи или от чего-то ещё внешнего. Это механическая привычка подсознания; когда сексуальный импульс отброшен или не выпускается в бодрствующие мысли и чувства, то он приходит в такой форме во сне, ибо тогда работает только подсознание, и нет сознательного контроля. Это признак сексуального желания, подавленного в бодрствующем уме и витале, но не ликвидированного в основе физической природы.

Чтобы устранить это, прежде всего надо быть осторожным, чтобы не давать прибежище никаким сексуальным фантазиям или чувствам в пробуждённом состоянии, затем наложить сильную волю на тело и особенно на сексуальный центр с тем, чтобы не должно быть ничего подобного во сне. Это может не получиться сразу, но если долго упорствовать, это обычно имеет результат; подсознание начинает подчиняться.

* * *

Давление из почек или кишечника, приносящее сон сексуальной направленности или воображение, - это последняя и наиболее физическая форма - она часто остаётся, когда другие ушли. Тупость тела и полупробуждённость ума - вот что в действительности предоставляет им эту возможность. Но если это лишь на несколько минут и не оставляет никакого следа впоследствии, тогда со временем эта тенденция должна исчезнуть.

* * *

Атаки [сексуальных сил] могут приходить и при дневном свете и ночью, поэтому они могут приходить также и при электрическом свете. Только внутренний свет ослабляет атаки, хотя он может и не полностью предотвратить их, несмотря на то, что Сила также есть.

* * *

Да, конечно, болезни кожи сильно связаны с сексуальными желаниями - не всегда, конечно, но часто.

* * *

Я полагаю это [прыщи на лице] часто является результатом подавленной сексуальности - подавленной в действии, но ещё внутренне активной. Эти вещи не действуют одинаковым образом со всеми, у некоторых это может действовать на кровь, у некоторых - нет или же не действовать в той же самой форме. Больше того, я не думаю, что секс - это единственная причина прыщей на лице - также существуют и другие вещи, которые могут дать это.

IX

Контроль речи очень необходим для физического изменения.

* * *

От мауны (mauna - молчание, неразговорчивость) редко бывает большая польза. После того как она заканчивается, речь начинается снова, как и раньше. Именно во время самой речь, она должна измениться.

* * *

Это не метод. Абсолютное молчание и распущенность речи - это две крайности; и то и другое нехорошо. Я видел много людей, практикующих маунаврата (maunavrata - обет молчания), но впоследствии они были такими же болтливыми, как и прежде. Вы должны достигнуть само-господства.

* * *

В целом, вы правы. Хотя, лучше избегать разговоров, которые снижают сознание или вносят снова что-то от старого сознания. Разговор о садхане, когда это простая ментальная дискуссия поверхностного типа, также относится к той же категории.

* * *

Что-то очень внешнее испытывает удовольствие от легкой болтовни, и только когда установлено спокойствие, а с ним и некий спонтанный самоконтроль в нижней витальной природе, тогда эта тенденция может быть полностью побеждена в тех, кто имел ее, т.е. у большинства людей.

Все эти вещи будут выработаны со временем. Наиболее важным является нисхождение спокойствия во все существо, а вместе с ним истинная сила приносит энергию, которую вы описываете вверху.

* * *

Во время разговора имеют тенденцию спускаться в нижнее и самое внешнее сознание потому, что разговор приходит из внешнего ума. Но невозможно полностью избежать его. Вы должны делать это - научиться сразу отступать во внутреннее сознание - до тех пор, пока вы не сможете говорить всегда из внутреннего существа или, по крайней мере, с внутренним существом, поддерживающим действие.

* * *

Разговор – это более внешнее [занятие], чем письмо, зависит больше от физического и его состояния. Поэтому в большинстве случаев более трудно вырвать его из хватки внешнего ума.

* * *

Разговор обычного типа очень легко рассеивает или снижает внутреннее состояние, поскольку он обычно исходит только из нижнего витала и физического ума и выражает эту часть сознания - он имеет тенденцию выбрасывать вперед, экстернализировать существо. Конечно, именно поэтому так многие йоги находят убежище в безмолвии.

* * *

Есть некоторые люди, у кого поток речи изливается по природе и те, кто, будучи очень витален, не может ничего делать без нее. Но последний случай (неспособность делать без нее) - это, очевидно, является бессилием, с духовной точки зрения. Существуют определенные стадии в садхане, когда должны уходить внутрь и безмолвие в это время очень необходимо, в то время как излишняя речь становится распылением энергий или экстернализацией сознания. Особенно должна быть преодолена тенденция болтать ради болтовни.

* * *

Разговор подобного рода действительно оказывает очень утомляющее воздействие, когда человек находятся полностью в потоке истинного переживания, поскольку он бесполезно рассеивает энергию и делает движение ума бесполезными обрывками и лоскутками вместо того, чтобы быть собранным и уравновешенным в самом себе для того, чтобы получать.

* * *

Всегда существует возможность входа чего-то легкого и несбалансированного, когда потворствуют несерьезности ради нее самой. Сознание, пребывая на своем троне, чувствует легкую встряску, если его не выдергивают оттуда полностью. Когда сознание хорошо установится внутри, тогда внешнее движение будет определяться изнутри и не будет такого беспокойства.

* * *

Да. Речь должна приходить изнутри и контролироваться изнутри.

* * *

Трудность, которую вы испытываете, существует из-за того, что речь является формацией, которая в прошлом работала гораздо больше, как выражение витала в человеке, чем была выражением ментальной воли. Речь вырывается, как выражение витала и его привычек, не заботясь о том, чтобы ожидать контроля ума; язык болтает как неуправляемый. В вашем случае трудность нарастала из-за привычки говорить о других – о человеке, к которому ваш витал был очень предвзят, так сильно, что он еще не может отказать себе в этом удовольствии. Поэтому эта тенденция должна прекратиться в самом витале. Не быть под контролем импульса речи, быть способным делать [что-либо]без необходимости в ней и говорить только тогда, когда видят, что правильно сделать именно так и говорить только о том, что необходимо и правильно, - это очень необходимая часть йогического самоконтроля.

Это может быть сделано только упорством, бдительностью и сильной решительностью, но если есть решимость, то это может быть сделано за короткое время с помощью Силы сзади.

* * *

Очевидно, что вещи, которые были долгой привычкой, сразу не смогут уйти. Особенно речь, которая в большинстве людей очень автоматична и не находится под их контролем. Именно бдительность устанавливает контроль, поэтому нужно быть начеку против той опасности, о которой вы говорите, проявляя бдительность. Только лучше, если это будет спокойная и однонаправленная, а не беспокойная бдительность.

* * *

Привычки физической и витально-физической природы всегда наиболее трудны для изменения, потому что их действие автоматично и не управляется ментальной волей, и поэтому для ментальной воли трудно контролировать и трансформировать их. Вы должны упорно продолжать и сформировать привычку контроля. Если бы вы смогли добиться часто контролировать речь - это требует постоянной бдительности, - то вы бы, в конце концов, увидели, что контроль отпечатывает себя и может всегда вмешиваться в долгий разговор. Это нужно делать до тех пор, пока это движение полностью не откроется Свету Матери и Силе, ибо, если это произойдет, вещь может быть сделана более быстро, а иногда с большой стремительностью. Также существует и вмешательство психического, - если психическое существо достаточно пробуждено и активно, чтобы вмешиваться всякий раз, когда вы начинаете говорить произвольно, и говорит «Нет», тогда изменение становится более легким.

* * *

Головная боль и усталость всегда являются признаком того, что сознание больше не хочет этой направленной вовне мысли и речи и даже физически напряжено этим. Но именно подсознательная привычка хочет продолжать. Человеческая речь и мысль в основном механически катятся по определенным рельсам, которые всегда повторяют себя и, на самом деле, это не ум контролирует и диктует их. Вот почему эта привычка может продолжаться некоторое время даже после того, как сознательный ум отказался ее поддерживать, согласился и решил сделать по-другому. Но, если упорствуют, то эта подсознательная механическая привычка останавливается, как и любая машина, теряющая завод, чтобы продолжать движение снова. Тогда в подсознании можно сформировать обратную привычку, допуская только то, о чем внутреннее существо соглашается думать или говорить.

* * *

Это происходит очень часто. Разговор по своему характеру не являющийся необходимым утомляет внутреннее существо, потому что разговор идет от внешней природы, в то время как внутренняя должна прикладывать энергию, которая, как оно чувствует, растрачивается понапрасну .

Даже те, кто имеет сильную внутреннюю жизнь, тратят много времени, прежде чем они могут связать ее с внешней речью и действием. Внешняя речь принадлежит экстернализирующему [т.е. то, что воплощает во внешней форме] уму - вот почему так трудно связать его с внутренней жизнью.

* * *

Да, конечно, полная правдивость в речь очень важна для садхака и является великой помощью для принесения Истины в сознание. В то же самое время, трудно поставить речь под контроль; ибо люди привыкли говорить то, что приходит к ним и не наблюдают и не контролируют то, что говорят. В речь есть что-то механическое и всегда нелегко перенести ее на уровень самой высокой части сознания. В этом заключается одна из причин, почему полезна умеренность в речи. Это помогает более продуманному контролю и мешает языку уклоняться от него и делать то, что ему нравится.

Встать позади - означает стать свидетелем, наблюдателем своего собственного ума и речи, видеть их как что-то отдельное от себя и не отождествлять себя с ними. Наблюдая, их как свидетель, отделяясь от них, узнают чем они являются, как они действуют и затем накладывают на них контроль, отвергая то, что не одобряют и говоря только то, что чувствуют как истинное. Конечно, этого нельзя сделать целиком и сразу. Потребуется время, чтобы установить эту позицию отделенности, и еще больше времени, чтобы установить контроль. Но с практикой и упорством это может быть сделано.

* * *

Она [речь] может контролироваться, только если вы отделяете себя от той части, которая говорит, и если вы способны наблюдать за ней. Говорит именно внешний ум - нужно смотреть на него из внутреннего свидетельствующего ума и наложить контроль.

* * *

На самом деле необходимо внутреннее безмолвие - нечто безмолвное внутри, которое наблюдает внешнюю речь и действие, но чувствует это как нечто поверхностное, а не как самого себя и совершенно безразлично и не затрагивается этим. Оно может давать силы, чтобы поддержать речь и действие, или оно может прекратить их своим отказом, или оно может позволить им продолжаться и смотреть на них будучи не вовлеченным или недвижимым.

* * *

Это, конечно, потому, что сознание выброшено в эти вещи (дискуссии и смех) и выходит из внутреннего равновесия, и имеет трудности, чтобы вернуться в него - особенно, если есть некий вид распыления витальной энергии. Если достигают состояния, в котором могут делать эти вещи только с поверхностью сознания, оставаясь внутри и наблюдая то, что делается на поверхности, но не забывая себя в нем, тогда равновесие не теряется. Но немного трудно достичь этого раздвоения себя - однако, со временем приходят к этому, особенно, если внутренний покой и тишина становятся очень интенсивными и стойкими.

* * *

Если покой очень силен внутри, то разговор не вуалирует его - потому что это покой не ментальный или витальный, даже когда он захватывает ум и витал – или же, если и затемняет, то быстро проходит, не затрагивая глубоко. Однако, обычно такой разговор распыляет сознание и можно многое потерять. Единственный недостаток молчания в том, что это слишком сильно изолирует, если оно абсолютное, но, не обсуждая такие вещи (новости и т.п.), вы ничего не теряете.

* * *

Это [размышление над тем, что было сказано] привычка физического ума, которая должна со временем исчезнуть. Ум должен быть свободен, чтобы выключаться сразу, как только беседа закончилась.

* * *

Торопливость в речи и действии - (встречается в избытке, поскольку до определенной степени это существует в каждом) - это дело темперамента. Я не думаю, что в вас она больше, чем во многих других здесь. Конечно, от этого надо избавиться, но это одна из малых, а не одна из главных несовершенств природы, с которыми йогическая Сила должна иметь дело. Именно экстернализирующий ум должен быть дисциплинирован так, чтобы он не перескакивал слишком быстро к выводам или не бросался сразу же от мысли к речи и действию.

* * *

Эти дискуссии совершенно бесполезны, они только искривляют ум и открывают врата для лжи.

* * *

В таком окружении желателен психический самоконтроль и в момент обсуждения, кроме прочих вещей, это бы означало:

1. Не позволяйте импульсу речи слишком сильно утверждать себя или говорить что-либо не думая, но говорить всегда с сознательным контролем и только то, что необходимо и полезно.

2. Избегайте всех споров, дебатов и слишком оживлённых дискуссий, но говорите только то, что должно быть сказано и оставляйте это. Также не должно быть никакой настойчивости в том, что вы правы, а другой - нет, но то, что сказано, должно быть высказано в качестве вклада в рассмотрение истины по существу.

3. Сохраняйте тон речи и формулировки очень спокойными, тихими и ненавязчивыми.

4. Ничего не возражайте, если другие возбуждены и спорят, но оставайтесь тихими и непотревоженными, и сами говорите только то, что может помочь вещам снова стать гладкими и уравновешенными.

5. Если сплетничают о других и резко критикуют (особенно о садхаках), не присоединяйтесь, ибо эти вещи никак не помогут, а лишь снизят сознание с его высшего уровня.

6. Избегайте всего, что может нанести вред или ранить других.

* * *

Речи и проповеди затрагивают только поверхностный ум. Если ум соглашается с ними, то они приятны и стимулируют, но на этом и всё. Если он не согласен с ними, то ум начинает критиковать или становится нетерпеливым и отворачивается от них. Если речь очень сильная, то она может иногда затронуть витал и произвести мгновенный эффект.

* * *

Это [проповедь другим того, чего не хватает самому] не притворство, но конфликт между двумя частями природы. Лицемерие приходит только когда человек проповедует то, во что он не верит или сознательно притворяется этим, или домогается того, чем не является и не имеет намерения попытаться стать.

* * *

Депрессия вошла в вас подсознательно потому, что у вас была дискуссия с Х. Когда вы дискутируете подобным образом с людьми, то вы что-то вкладываете в них, но также что-то от них приходит к вам. Поэтому, поскольку Х. был не в очень хорошем состоянии, хотя ничего подобного он не позволяет в своей депрессии, но вы легко получили касание её, и как только подсознание смогло найти привычное оправдание, оно отправило это вверх, в ум. Вы должны всегда быть начеку против этих автоматических взаимообменов. Достаточно немного позаботиться [об этом], и никаких ненужных дискуссий.

* * *

Во время разговора всегда должна быть некая инстинктивная защита, за исключением разговора с теми, кто свободен от обычных витальных импульсов.

* * *

Слаба именно нервная оболочка, это её вы видели. Тот факт, что вы почувствовали слабость, когда разговаривали с людьми, показывает, что первопричиной всего беспокойства является ослабленная нервная сила. Именно её вам нужно усилить. Вам следует избегать много говорить с другими; вы можете также отдыхать, когда чувствуете очень сильные симптомы. Но вера, спокойствие и открытость высшей силе - вот основное лекарство.

* * *

Да, конечно, сила сказать «нет» необходима в жизни, и ещё больше это так в садхане. Это сила отвержения, выраженная в речи.

* * *

Во всех вещах также должен быть контроль за мыслью и речью. Но, хотя раджасичное насилие исключается, спокойная, убедительная строгость мысли и речи - где нужна строгость - иногда является необходимой.

* * *

Привычка к критике (главным образом невежественная критика других) смешенная со всевозможными фантазиями, догадками, преувеличениями, ложными интерпретациями, даже грубыми измышлениями - это одна из универсальных болезней. Это болезнь витала, поддержанная физическим умом, который делает себя инструментом удовольствия, которое получают от этого бесплодного и вредного занятия витала. Очень необходим контроль за речью и отказ от этой болезни и витального зуда, если внутреннее переживание должно оказывать какой-либо истинный трансформирующий эффект на внешнюю жизнь.

* * *

Также лучше быть более строгим, чтобы не говорить о других и не критиковать их обычным умом. Это необходимо для того, чтобы развить более глубокое сознание и взгляд на вещи, сознание, которое в безмолвии понимает движения Природы в самом себе и в других и неподвижно или необеспокоено, или поверхностно незаинтересовано и невовлечено во внешнее движение.

* * *

Садхаки этого Ашрама несовершенны - у них множество слабостей и неверных движений. И только слепой не видит этого, только это не должно вести к критике или к осуждающему отношению к этим людям, и это нужно рассматривать как игру сил, которые должны быть превзойдены.

* * *

Это весьма очевидно, что из-за существования этого внутреннего контроля, который, как вы чувствуете, просветляет и направляет вас и заставляет принять решение говорить правду, ваше психическое существо пробуждено внутри вас.

Недостатки характера, о которых вы говорите, общераспространены и почти универсальны в человеческой природе. Импульс говорить неправду или, по меньшей мере, преувеличивать или преуменьшать, или искажать истину для того, чтобы льстить своему собственному тщеславию, предпочтениям, желаниям, или получать некую выгоду, или защитить что-то желаемое - это очень распространено. Но нужно научиться говорить только истину, если действительно хотят изменить природу.

Начать осознавать то, что должно быть изменено в природе - это первый шаг, чтобы изменить её. Но нужно смотреть на эти вещи не с отчаянием или, думая, что «это безнадёжно», или, что «я не могу изменить». Вы делает правильно, веря в то, что изменение придёт. Ибо нет ничего невозможного в природе, если пробуждено психическое существо и ведёт вас вместе с сознанием и силой Матери, [стоящими] за ним и работающими в вас. Сейчас это и происходит. Будьте уверены в том, что всё будет сделано.

* * *

Полезно это или нет, но неправды следует избегать.

* * *

Если вы возьмёте английский оригинал[13] у Х., то вы увидите, что это написано с высочайшей точки зрения. Если вы хотите быть инструментом Истины, то вы всегда должны говорить истину, а не ложь. Но это не значит, что вы должны говорить всё и каждому. Позволительно скрывать истину молчанием или отказом говорить, потому что истина может быть неправильно понята или неправильно использована теми, кто не подготовлен к ней, или теми, кто противостоит ей, - это может даже стать отправной точкой для искажения или чистой лжи. Но говорить ложь - это совсем другое дело. Даже в шутку этого следует избегать, поскольку это ведёт к снижению сознания. Что касается последнего момента, то опять же, с высочайшей точки зрения, - истины, как знает её ум, недостаточно, ибо идея ума может быть ошибочной или недостаточной, - необходимо иметь истинное знание в истинном сознании.

* * *

Почему же это должно быть ложью? Никто не обязан говорить обо всём каждому - это может причинить больше вреда, чем пользы. Нужно говорить только то, что необходимо. Конечно, то, что сказано, должно быть истиной, а не ложью, и там не должно быть никакого намерения обманывать.

* * *

«Как нравится» - это не формула, ведущая к истине, она предполагает возведение на престол витала и его желания, как стандарта, или следование предпочтениям ума, что даже в любой ментальной дисциплине рассматривается как противоположное самому принципу поиска Истины.

* * *

Прежде всего существует большая разница между провозглашением истины, когда думают или знают, что она ложна, и провозглашением истины, когда сознательно думают, что это истина, но в действительности это не так. Первая, с очевидностью, идёт вразрез духа истины, тогда как вторая почитает его. Первая высвобождает ложь, вторая - в худшем случае, лишь ошибка или неведение.

Вот что, с практической точки зрения, означает говорить истину. С точки зрения высшей Истины, не нужно забывать, что каждый план сознания имеет свои стандарты: то, что истинно для ума, может быть только частичной истиной для высшего сознания, но именно через частные истины ум должен проходить, чтобы достичь более широкой и более совершенной истины за своими пределами. Для этого нужно только быть пластичным и открытым, быть готовым распознать высшее, когда оно приходит, не цепляться за нижнее, поскольку оно своё собственное, не позволять желаниям и страстям витала закрывать его [ум] от Света, искажать или извращать вещи. Когда однажды начинает действовать высшее сознание, тогда трудности уменьшаются и имеет место развитие от истины к более великой истине.

* * *

Это ещё не факт, что если человек правдив (в том смысле, что не лжёт), то происходит всё, что он говорит. Для этого он должен знать Истину, быть в контакте с истиной вещей, а не просто говорить истину, как знает её его ум.

* * *

Что касается застенчивости, то у неё есть две формы: одна - эгоистическая, стыдиться выражать Истину или показывать преданность ей в форме, которая была бы не понята другими; другая - сдержанность, нежелание выставлять свои глубокие чувства на обозрение других, желание сохранить в святости и тайне отношение любви к Божественному - это психическое чувство.

X

Я не думаю, что транс Х. как-то связан с её плохим здоровьем. Я никогда не слышал, что привычка трансов подобного рода приводила бы к какому-либо подобному результату: только грубое насильственное нарушение транса может иметь такой плохой результат, хотя необязательно, что это закончится фатально. Но есть возможность того, что, если сознательное существо выходит из тела в абсолютно полном трансе, то нить, которая связывает его с телом, может быть разрушена или же перерезана некой враждебной силой, и оно не может вернуться в физическую оболочку. Кроме какой-то подобной фатальной возможности может быть шок, который может вызвать временное нарушение или даже какое-то телесное повреждение; однако, как правило, шок был бы единственным последствием. Главный вопрос в другом. Во многих умах существует традиционное убеждение в том, что практика йоги вредна для здоровья тела и имеет тенденцию оказывать плохое воздействие того или иного рода и даже, в конце концов, приводит к преждевременному или раннему оставлению тела. Рамакришна, кажется, имел такое мнение, если мы можем судить по его замечаниям относительно связи между духовным развитием Кешав Сена и его болезнью, которая подрывала его здоровье, что было результатом, и к тому же желаемым результатом, другого, освобождения и избавления от жизни в этом мире, мукти. Могло ли это быть или нет, но я с трудом верю в то, что болезнь и износ тела является естественным и главным результатом практики йоги, или что такая практика является причиной неизбежного разрушения здоровья или конечной болезни, которая приводит к оставлению тела. На основании чего мы должны полагать, или как это можно доказать, что в то время, как не-йоги страдают от плохого здоровья и умирают из-за нарушений Природы, то йоги умирают из-за своей йоги? Если только не может быть доказана прямая связь между их смертью и их практикой йоги , - но это может быть доказано с уверенностью только в определённых, особых случаях, и даже тогда не с абсолютной уверенностью, - не существует достаточной причины верить в такое отличие. Более рационально предположить, что и йоги, и не-йоги заболевают и умирают по естественным причинам и из-за того же божьего промысла Природы; можно даже дальше развить эту точку зрения, поскольку в их распоряжении есть Йога-Шакти [Сила Йоги], если они выбирают её использование, то йоги болеют и умирают не из-за, а несмотря на свою йогу. Во всяком случае, я не верю в то, что Рамакришна (или какой-то другой йог) заболел из-за своего транса; нет ничего, что указывало бы на то, что он когда-либо страдал подобным образом после транса. Я думаю, что где-то говорилось, или даже он сам говорил, что рак горла, от которого он умер, пришёл из-за того, что он глотал грехи своих учеников и тех, кто приближался к нему: и опять же, [не важно] могло или не могло такое быть, но это был его особый случай. Несомненно, возможно перетаскивать болезни других на себя и даже делать это сознательно, например, подходящий исторический случай с греческим царём Антигонусом и его сыном Димитриусом; йоги тоже иногда делают это; или же враждебные силы могут набросить болезнь на йога, используя тех, кто окружает его, как дверь или проход, или используя злые желания людей, как инструментальную силу. Но все это - особые обстоятельства, которые конечно связаны с его практикой йоги; но они не устанавливают главное утверждение в качестве абсолютного правила. Такая как у Х. тенденция желать или приглашать, или принимать смерть, как освобождение, могла иметь силу из-за её развитого духовного сознания, чего не могло бы быть в обычных людях. С другой стороны, может быть противоположная польза и результат от йогического сознания: болезнь может быть выброшена из своего тела или излечена, даже хроническая или глубоко укоренившаяся болезнь и давно установленные дефекты строения излечиваются или изгоняются и даже предопределённая смерть задерживается на долгое время. Астролог из Калькутты Нарайян Джётиши (Narayan Jyotishi), кто предсказывал (тогда еще не зная кем я был, в те дни моё имя еще не было политически известно) мою борьбу с врагами из Mlechcha и три обстоятельства против меня, а также три мои освобождения, предсказал также, что, хотя смерть предначертана для меня по моему гороскопу в возрасте 63 лет, я буду продлевать свою жизнь, используя силу йоги, на долгий период и уйду в очень преклонном возрасте. На самом деле я избавился под действием йоги от некоторого количества хронических болезней, которые были в моём теле. Но ни один из этих примеров, будь то с благоприятной или с неблагоприятной стороны, нельзя возводить в ранг правила; нет оснований в подобной тенденции человеческого разума возводить относительность этих вещей в абсолют. В заключение я могу сказать о трансах Х., что они являются обычного савикальпа типа, (savikalpa - транс с формацией или движением сознания) открытого к переживаниям всевозможного рода, но значительные неизменные реализации в йоге обычно не приходят в трансе, но в результате упорной пробуждённой садханы. То же самое может быть сказано об устранении привязанностей: от некоторых можно избавиться в результате переживания в трансе, но более часто это должно делаться упорным стремлением в пробуждённой садхане.

Наши рекомендации