Раздел шестой. Трудности Пути 4 страница

Примите эту божественную возможность в вас; имейте веру в свое внутреннее существо и в его божественную судьбу. Сделайте его развитие, как частицы Божественного в вас, целью жизни, ибо великая и серьезная цель в жизни - это самая мощная помощь, чтобы избавиться от подобного рода беспокойств или от выводящей из строя нервной слабости; она придает твердость, равновесие, оказывает сильную поддержку всему существу и мощное основание для действия воли. Также примите помощь, которую мы можем вам дать, не закрывайте себя от нее неверием, отчаяньем или необоснованным мятежом. В настоящее время вы не можете одержать победу потому, что вы не утвердились в вере, цели, в установленной убежденности; темное настроение способно омрачить все ваше сознание. Но если вы установили эту веру в себе и можете придерживаться её, тогда помрачение не сможет установиться не какой-либо длительный период времени, и внутреннее существо будет способно прийти к вам на помощь. И даже лучшее я сможет остаться на поверхности, сохранять вашу открытость к свету и поддерживать внутреннюю почву для души, даже если внешняя частично омрачена или взволнованна. Когда это произойдет, победа будет одержана и полное устранение витальной слабости будет лишь делом небольшого упорства.

* * *

Я кратко отвечу на вопросы, которые вы задаете. (1) Способ привести себя в хорошее состояние - это способ, чтобы привести вашу природу в хорошее состояние и сделать себя господином своего витального существа и его импульсов. (2) Ваше положение в человеческом обществе является, или может быть, таким же как и у многих других, кто в молодости совершал всевозможные чрезмерности, а потом достиг самоконтроля и занял должное место в жизни. Если бы вы не были таким несведующим в жизни, то вы бы знали, что ваш случай не исключение, а наоборот, очень распространен, и что многие делали эти вещи, а впоследствии становятся пристойными гражданами и даже руководят людьми в различных областях человеческой деятельности. (3) Абсолютно возможно для вас вознаградить своих родителей и осуществить прошлые ожидания, о которых вы говорите, если вы поставите это в качестве своей цели. Только сначала вы должны оправиться от своей болезни и достичь соответствующего баланса своего ума и воли. (4) Цель жизни зависит от вашего собственного выбора, а путь достижения зависит от природы цели. Также ваше положение будет такое, каким вы сделаете его. Вам нужно, прежде всего, восстановить свое здоровье, затем со спокойным умом определить свою цель в жизни сообразно своих способностей и предпочтений. Я бы не хотел решать за вас. Я могу только указать вам то, что я сам считаю подходящими целями и идеалами.

Не касаясь внешних вещей, существуют два возможных внутренних идеала, которым может следовать человек. Первый - это высочайший идеал обычной человеческой жизни, а другой - божественный идеал йога. (Я должен сказать, принимая во внимание то, что вы, кажется, говорили своему отцу, по поводу того, что целью первого не является быть великим человеком, а целью второго не является быть великим йогином). Идеалом человеческой жизни является установление контроля над всем существом, контроля чистого, сильного и рационального ума и правильной и рациональной воли, овладеть эмоциональным, витальным и физическим существом, создать гармонию целого и развить способности, какими бы они ни были, и осуществить их в жизни. В терминах индусской мысли, это установление правления очищенного и саттвичного буддхи (buddhi – ум), следование дхарме, осуществление своей собственной свадхармы (svadharma-собственный внутренний закон поведения) и осуществление работы согласно своих способностей, и удовлетворения кама (kama-желания) и артха (artha-интересы) под контролем буддхи и дхармы. С другой стороны, целью божественной жизни является освобождение своего высочайшего я или реализовать Бога и привести все существо в гармонию с истиной высочайшего я или с законом божественной природы, найти свои собственные божественные способности, великие или маленькие, и осуществить их в жизни как жертву высочайшему или как истинный инструмент божественной Шакти. О последнем идеале я могу написать как-нибудь позже. Сейчас, я только скажу кое-что о трудности, которую вы чувствуете в осуществлении обычного идеала.

Этот идеал вовлекает в построение ума и характера и всегда является медленным и трудным процессом, требующим терпеливой работы годами, иногда лучшей части жизни. Почти для каждого, главной трудностью на этом пути является трудность контроля желаний и импульсов витального существа. Во многих случаях, также как и в вашем, определенные сильные импульсы упорно движутся против идеала и требований ума и воли. Причиной этого почти всегда является слабость самого витального существа, ибо, когда есть эта слабость, она проявляет неспособность подчиняться диктату высшего ума и вместо этого вынуждает действовать под влиянием импульсов, которые приходят от определенных сил в природе. На самом деле, эти силы являются внешними по отношению к личности, но находят в этой ее части некую разновидность механической готовности удовлетворять и подчиняться им. Трудность усугубляется, если место пребывания слабости находится в нервной системе. Тогда в ней существует то, что европейской наукой названо склонностью к неврастении и под действием определенных обстоятельств это ведет к нервному разрушению и полному упадку сил. Это происходит когда есть слишком сильное напряжение нервов или когда существует чрезмерное удовлетворение сексуальных или других пристрастий, а также тогда, когда есть слишком острая и продолжительная борьба между ограничивающей ментальной волей и этими склонностями. Это болезнь, от которой вы страдаете, и если вы рассмотрите эти факты, то вы увидите истинную причину почему вы не выдержали в Пондичерри. Нервная система в вас была слабая, она не могла подчиняться воле и сопротивляться требованию внешних витальных сил, и из-за борьбы произошло перенапряжение ума и нервов, и коллапс принял форму острой атаки неврастении. Эти трудности не означают того, что вы не сможете одержать победу и осуществлять контроль над своей нервной системой и витальным существом и выстроить гармонию ума и характера. Только вы должны правильно понимать эту вещь, не потакая лжи и нездоровым идеям относительно этого, и вы должны использовать правильные средства. Необходим только спокойный ум и спокойная воля, терпение, упорство, отказывая как возбуждению, так и депрессии, но всегда спокойно настаивая на необходимости изменения в существе. В конечном счете, спокойная воля подобного рода не может не преуспеть. Ее воздействие неотвратимо. Она должна отвергнуть сначала в бодрствующем состоянии не только действия, привычные для витального существа, но и импульсы, стоящие позади их, которые она должна осознавать как внешние по отношению к личности, даже если они и проявлены в нем, а также внушения, которые находятся позади импульсов. Отвергнутые таким образом привычные мысли и движения могут все еще проявляться во сне и сновидениях, поскольку это хорошо известный психологический закон: то, что подавлено или отвергнуто в бодрствующем состоянии, может все еще возникать во снах, поскольку они находятся все еще там, в подсознательном существе. Но если бодрствующее состояние полностью очищено, то эти движения во сне должны постепенно исчезнуть, поскольку они теряют свою подпитку, и впечатления в подсознании постепенно стираются. В этом причина снов, которых вы так сильно боитесь. Вы должны видеть, что они являются только вторичными симптомами, которые не должен беспокоить вас, если вы однажды смогли достичь контроля в своем бодрствующем состоянии.

Но вы должны избавиться от идей, которые стояли на пути осуществления самопреодоления.

1. Поймите, что эти вещи приходят в вас не из-за какой-то истинной моральной порочности, ибо это может существовать только тогда, когда извращен сам ум и поддерживает извращенные витальные импульсы. Там где ум и воля отвергают их, моральное существо здорово, дело только в слабости или нездоровьи витальных частей или нервной системы.

2. Не размышляйте над прошлым, но повернитесь лицом с терпеливой верой и убежденностью к будущему. Размышление над прошлым падением будет мешать вам восстановить здоровье и будет ослаблять ваш ум и волю, препятствовать им в работе по самопреодолению и перестройке характера.

3. Не поддавайтесь упадку духа, если успех не приходит сразу, но продолжайте терпеливо и непреклонно до тех пор, пока дело не будет сделано.

4. Не мучайте свой ум, постоянно думая о своих слабостях. Не думайте, что они делают вас непригодными в жизни или для осуществления человеческого идеала. Однажды поняв, что они существуют, ищите источники силы и сосредотачивайтесь скорее на них и на несомненности победы.

Вашим первым делом является восстановление здоровья ума и тела, а это требует спокойствия ума и на некоторое время спокойного образа жизни. Не терзайте свой ум вопросами, которые он еще не готов разрешить. Не размышляйте всегда над одной и той же вещью. Займите свой ум на сколько сможете, здоровыми повседневными делами и дайте ему как можно больше отдыха. Впоследствии, когда у вас будет хорошее ментальное состояние и равновесие, вы сможете с ясным рассудком решить как вы будете планировать свою жизнь, и что вы должны сделать в будущем.

Я дал вам наилучший совет, какой только мог и сказал вам то, что, как мне кажется, является сейчас самым важным для вас. Что касается вашего приезда в Пондичерри, то лучше не делать это прямо сейчас. Я не могу сказать вам ничего большего, чем то, что я уже написал. До тех пор пока вы больны, наилучшим для вас будет не оставлять заботу отца и, больше того, верным правилом при такой болезни как ваша является избегать возвращения в те места и в то окружение где вы подорвали здоровье до тех пор, пока вы абсолютно не выздоровеете и пока воспоминания и ассоциации, связанные с этим, не изгладятся и не потеряют своей власти над умом и больше не смогут оказывать на него сильное или беспокоящее впечатление.

* * *

Да, решением, конечно, является Божественная Милость - она приходит сама, вмешиваясь внезапно или с возрастающей силой, когда все готово. Между тем, она там, позади всей борьбы и «неодолимое стремление к свету», о котором вы говорите - это внешний знак того, что она вмешается. Что касается двойственности природы, то это лишь одна из форм постоянной дуальности в человеческой природе, которой никто не избежит, такой универсальной, что многие системы считают ее неизменной характерной чертой, с которой нужно считаться в своей дисциплине: две Персоны, одна - светлая, другая - темная, в каждом человеческом существе. Если бы это было не так, то йога была бы легкой прогулкой, и не было бы борьбы. Но наличие этого вовсе не причина полагать, что там есть неспособность; упорство мирового элемента - это также не причина, ибо он всегда упорен, по самой своей природе. Он, как немцы в своих окопах, отбрасываемые назад и окапывающиеся для новой массовой атаки, всякий раз они сбивают с толку. Но, несмотря на это, если светлая Персона также четко выражена и не удовлетворена без короны света, если она достаточно сильна, чтобы заставить существо не довольствоваться покоем в меньших вещах, то это признак того, что существо призвано, одно из избранных, несмотря на внешние проявления и его собственные сомнения и отчаяния - кто их не имел, даже Христос и Будда имели их - и что внутренний дух к конце гарантированно одержит победу. На этот счет нет причины для малейшего опасения.

* * *

То, что вы говорите о «Злой Персоне» весьма интересует меня, поскольку это отвечает моему аналогичному опыту о том, что человек сильно одаренный для работы всегда, или почти всегда, - наверно не стоит делать слишком жесткого универсального правила из этого - имеет существо, прикрепленное к нему, иногда проявляющееся как часть его, которая почти противоречит той вещи, которую он центрально представляет в той работе, которая должна быть сделана. Или же, если его нет сначала, или оно не прикреплено к нему лично, то сила подобного рода входит в его окружение как только он начинает свое движение к реализации. Его миссия [Злой Персоны], кажется, заключается в том, чтобы противодействовать, создавать препятствия и неправильные состояния, словом, установить перед ним всю проблему работы, которую он начал осуществлять. Кажется, будто в оккультной экономике вещей проблема не может быть разрешена, если предназначенный [для решения этой трудности] инструмент не сделает эту трудность своей собственной. Это объяснило бы множество вещей, которые кажутся очень сбивающими с толку, если смотреть только на их внешнюю сторону.

* * *

Я уже дал вам понять, что я одобряю обоих людей, чьи фотографии вы мне послали. Что касается А., то вы правы, полагая, что он прирожденный йогин. Его лицо выражает тип Суфи или арабского мистика, и он должно быть определенно был им в прошлой жизни и перенес многое из его тогдашней персональности в его нынешнее существование. Существуют дефекты и ограничения в его существе. Узость физического ума, о которой вы говорите, видна на фотографии, хотя она и не очень явно проявлена и это может толкать его, скорее, в сторону скудного аскетизма вместо полного расширения и открытия себя к изобилию Божественного. Это также может вести его в других обстоятельствах к определенному фанатизму. Но, с другой стороны, если он получит верное направление и откроет себя правильным силам, то эти вещи могут быть обращены в ценные элементы: способность к аскетизму - в силу полезную [в борьбе] против витально-физических опасностей, а то, что может стать фанатизмом - в сильную преданность Истине, открывшейся ему. Там также, похоже, есть какая-то проблема в физико-витальном существе. Но я еще пока не могу сказать какой она природы. Это не тот случай полностью безопасного развития, который может быть гарантирован только там, где есть сильный витальный или физический базис и определенное естественное равновесие в различных частях существа. Это равновесие здесь должно быть создано и его создание абсолютно возможно. Здесь должен быть принят любой риск, ибо эта природа рождена для йоги и не должна отрицаться ее противоположностью. Нужно, чтобы он полностью понял характер и требования Интегральной Йоги.

Следующий - В. Он, несомненно, как вы говорите, тип богатого и успешного человека, но лучший представитель этого типа и содержит в себе неиспорченные и благородные линии. Кроме того, в его лице и выражении есть утонченность и способность к идеализму, которые встречаются не так часто. Конечно, мы не вовлекаем людей в йогу из-за их богатства, но, с другой стороны, мы не должны иметь склонности отвергать кого-либо из-за его богатств. Если богатство является большим препятствием, то оно также является и большой благоприятной возможностью и частью нашей работы является не отвержение, но завоевание ради божественного самовыражения витальных и материальных сил, включая и богатство, которое сейчас находится во власти других влияний. Тогда, если человек, подобный ему, готов с искренней и действенной волей перенести себя и свою силу из другого лагеря в наш, то нет причины, чтобы отказывать ему. Это, конечно, не тот случай прирожденного йога, подобного С., но он один из тех, кто имеет в себе открытость к духовному пробуждению, и я думаю, что, тут, скорее, есть возможность потерпеть неудачу из-за некоего негативного дефекта в природе, чем из-за какого-либо враждебного элемента в существе. Единственной необходимостью является то, что он должен понять и принять то, что йога требует от него: во-первых, поиски большей Истины; во-вторых, посвящения себя, своих сил и богатства служению ей, и, наконец, преобразование всей своей жизни в элементы Истины, и что он должен иметь не просто восторженное обращение своего идеализма, но твердую и неторопливую Волю к ней. Для этих богатых людей особенно необходимо понять, что в этой йоге не достаточно иметь духовное стремление с одной стороны, а с другой - все остальные энергии, отдаваемые по обычным мотивам, но, что вся жизнь и всё существо должны быть посвящены на йоге. Возможно, именно из-за этой причины двойственной жизни человек, подобный Д., потерпел неудачу в развитии, несмотря на природную склонность. Если это понятно и принимается, то посвящение, о котором он говорил, в его обстоятельствах, несомненно, является первым шагом на пути. Если он вступит на него, то, вероятно, будет благоразумно для него, спустя короткое время, приехать в Пондичерри и увидеться со мной. Но это, конечно же, должно быть решено позже…

P.S. После того как это письмо было закончено, я получил ваше последнее 12-е письмо. То, что вы говорите о Е. - это то, что и я мог бы уже сказать о нем, только точнее. Я не думаю, что эти вещи имеют очень большое значение. Все сильные натуры содержат в себе раджасичную активную исходящую силу и, если бы это было достаточным основанием для непригодности к йоге, то очень немногие из нас имели бы шанс. Что касается сомнения физического ума в возможности этого дела, то кто из нас не имел их? В моем случае оно преследовало меня годы и годы, и только в последние два года последняя тень сомнения, не его конечная теоретическая выполнимость, но практическая несомненность в его достижении при нынешнем состоянии мира и человеческой природы, полностью оставили меня.[15] То же самое можно сказать и об эгоистичной манере поведения, что почти все сильные люди имеют сильную эгоистичную манеру поведения. Но я не думаю, судя по фотографии, что это такая же, как у F. полубычья, полубульдожья природа. Эти вещи могут уйти только в ходе духовного развития и опыта, и тогда сила позади них становится ценным качеством. Также очевидно, из того, что вы сказали о его прошлом переживании голоса, присутствия широты, что, как я полагаю, нечто психическое в нем ожидает и находится на грани духовного пробуждения. Я понимаю, что он ожидает интеллектуальной убежденности и, чтобы получить ее, ему нужны некие гарантии внутреннего опыта. На это также нечего ответить. Но вопрос в том, - и это, как мне кажется, является единственным вопросом в его случае - будет ли он готов принести в йогу твердую, цельную и абсолютную волю и посвящение, которые будет ему необходимы, чтобы нести его через всю борьбу и кризисы садханы. Несоответствие между его ментальной уравновешенностью и его действием довольно естественны именно из-за того, что это именно ментальное равновесие. Оно должно стать духовным равновесием, прежде чем жизнь и идеал смогут стать едиными. Может ли избалованность роскошью, о которой вы говорите, и мирской жизнью истощить в нем возможность развития полностью направленной к Богу воли? Если нет, то ему может быть дан шанс. Я не могу категорично заявить, что он будет адхикари (adhikari -тот, кто имеет способности в йоге). Я могу только сказать, что существует способность в лучшей части его природы. Я также не могу сказать, что он один из «лучших». Но он, как мне кажется, имеет больше первоначальных способностей, чем некоторые из тех, кто были приняты. Когда я писал о «лучших», я не имел в виду, что адхара (adhara -тонкое тело) без дефектов и подводных камней, ибо я не думаю, что такого можно найти. Мое впечатление, конечно, основано на общем благоприятном впечатлении, которое производит его облик и внешний вид; на неких определенных наблюдениях и на психических указаниях, которые были смешанными, но в благоприятном балансе. Я не видел человека, как вы. Подведите итог его готовности, но сейчас не давите больше на него, и, что касается остального, то позвольте ему ясно понять не только то, чем является эта йога, но и те большие требования, которые она предъявляет к природе. Посмотрите, как он изменится и можно ли дать ему шанс.

III

Существуют только три главные препятствия, которые могут стоят на пути:

1. Отсутствие или недостаток веры;

2. Эгоизм: ум, цепляющийся за свои собственные идеи; витал, предпочитающий свои собственные желания истинной самоотдаче; физическое, жестко придерживающееся своих собственных привычек.

3. Некая инерция или фундаментальное сопротивление в сознании, нежелание меняться из-за того, что для этого нужно слишком большое усилие, либо из-за того, что оно не хочет верить в свою способность или в силу Божественного, либо по какой-то другой более подсознательной причине. Вы должны сами увидеть, что из этого является причиной.

* * *

Главная трудность в садхане заключается в движениях нижней природы: идеи ума, желания и влечения витала, привычки телесного сознания, которые стоят на пути роста высшего сознания - существуют и другие трудности, но эти создают основную массу противодействия.

* * *

В той или иной форме сопротивление ума и Прана, стремящаяся быть независимой и удовлетворять эго под предлогом духовной реализации, часто являются препятствием в йоге.

* * *

Каждая часть природы хочет продолжать свои старые движения и до тех пор, пока может отказывается допускать радикальное изменение и развитие, поскольку это бы подчинило ее чему-то более высокому, чем она сама, и лишило бы своего суверенитета в ее собственной сфере, ее отдельной империи. Именно это делает трансформацию таким долгим и трудным процессом.

Ум становится тупым потому, что в его нижней основе находится физический ум со своим принципом тамаса и инерции, поскольку в материи инерция является основополагающим принципом. Постоянная или длительная последовательность высших переживаний создает в этой части ума чувство изнеможения или реакцию беспокойства, или тупости. Транс, или самадхи, - это способ выхода [из этой ситуации] - тело делается спокойным, физический ум пребывает в состоянии оцепенения, внутреннее сознание становится свободным для того, чтобы продолжать свои переживания. Недостаток здесь в том, что транс становится необходимым, а проблема бодрствующего сознания не решается; оно остается несовершенным.

* * *

Жесткость заключалась в упорстве, с которым ваш ум и витал цепляются за свои собственные идеи и витальные привычки и не хотят меняться. Но результат был довольно неопределенным: общая расслабленность, которая не хочет разворачивать всю природу к духовному усилию, но позволяющая всевозможным вещам блуждать по его струнам, ради их удовольствия. Пластичность сознания необходима, но пластичность к истинному касанию Силы, а не к любому обычному касанию сил Природы. Развернуть все к Высшему - вот что должно быть вашей целью, тогда там будет полная поэзия духа, и не только в письме, но и в жизни.

* * *

Существование недостатков, и даже многих и серьезных недостатков, не может быть постоянной преградой в развитии йоги. (Я не говорю о восстановлении прежней открытости, ибо согласно моему опыту то, что приходит вслед за периодом обструкции или борьбы, обычно является новым и более широким открытием, каким-то новым сознанием, продвинутым вперед относительно того, что было достигнуть раньше и что казалось, - но только казалось - было на время утрачено). Единственная преграда, которая может быть постоянной - но даже и это необязательно, ибо это тоже можно изменить - это неискренность, но этого в вас нет. Если бы недостатки были преградой, то ни один человек не преуспел бы в йоге; поскольку несовершенно все, и из того, что я видел, я почти уверен, что те, кто имеют величайшую силу для йоги, очень часто имеют также, или имели, величайшие недостатки. Я думаю, что вы знаете комментарий Сократа по поводу своего собственного характера; то же самое может быть сказано многими великими йогинами по поводу их первичной человеческой природы. В йоге в конечном итоге лишь одна вещь принимается в расчет - это искренность, а с ней - терпение в упорном следовании по пути - многие проходили даже и без этого терпения, ибо, несмотря на бунт, нетерпение, депрессию, отчаянье, усталость, временную потерю веры сила более великая, чем наше внешнее я, сила Духа, напор потребности души подталкивает их через тьму и туман к стоящей перед ними цели. Недостатки могут быть камнем преткновения и временами вызывать тяжелое падение, но они не могут быть постоянной преградой. Недостатки, существующие из-за некоего сопротивления в природе, могут быть более серьезными причинами задержки, но и они тоже не могут продолжаться вечно.

Длительность вашего периода тупости также не является достаточной причиной для того, чтобы терять веру в свою способность или в свою духовную судьбу. Я думаю, что это чередование светлых и темных периодов является почти универсальным опытом йогов и исключения очень редки. Если расследовать причины этого феномена, - очень неприятного для нашей нетерпеливой человеческой природы - то, я думаю, можно указать две главные. Первая причина заключается в том, что человеческое сознание либо не может вынести постоянного нисхождения Света, Силы или Ананды, либо не может одновременно и получать и впитывать их; нужны периоды ассимиляции, но эта ассимиляция продолжается за вуалью поверхностного сознания; переживание или реализация, которые спустились, отступают за вуаль и оставляют это внешнее, или поверхностное, сознание лежать вспаханным и готовиться к новому нисхождению. На более продвинутых стадиях йоги эти темные или тупые периоды становятся короче, менее мучительны, а также поддерживаются чувством более великого сознания, которое, хотя и не действует ради немедленного развития, все же остается и поддерживает внешнюю природу. Вторая причина - это некое сопротивление, что-то в человеческой природе, что не почувствовало предыдущего нисхождения, не готово, и, вероятно, не желает меняться, - часто это некая сильная привычная формация ума или витала или какая-то временная инерция физического сознания, которая не полностью является частью природы, и это, либо показывая, либо скрывая себя, создает препятствие. Если могут определить причину в самом себе, признать ее, видеть ее работы и призывать вниз Силу для ее устранения, тогда темные периоды могут быть сильно укорочены и их острота уменьшается. Но в любом случае Божественная Сила всегда работает позади и однажды, возможно, когда уже перестанут ждать этого, преграда падает, тучи исчезают и там снова появляется свет и светит солнце. В таких случаях наилучшим является, если могут управлять этим, не волноваться, не беспокоиться, но спокойно упорствовать и сохранять себя открытым, тянуться к Свету, с верой ожидая его прихода; я видел, что это укорачивает эти испытания. Впоследствии, когда препятствие исчезает, понимают, что был сделан большой прогресс и что сознание гораздо сильнее чем раньше способно получать и удерживать. Существует ответ на все тяготы и испытания духовной жизни.

* * *

Йог достигает некого разделения в своем существе, при котором внутренний Пуруша неподвижен и спокоен, смотрит на волнения внешнего человека, как смотрят на переживания неразумного дитя, прекратив которые, впоследствии, он сможет продолжать контролировать также и внешнюю личность; но для полного контроля внешней личности нужна долгая и тяжелая тапасья.

Но даже от сиддха йога вы не можете всегда ожидать абсолютного совершенства: есть многие, кто даже не заботятся о совершенстве внешней природы, что не может рассматриваться как опровержение их реализации и опыта. Если вы так рассматриваете это, то вы оставите без внимания йогинов прошлого, а также древних Риши.

Я признаю, что идея моей йоги другая, но я не могу связывать ею других духовных людей и их достижения и дисциплину. Мой собственный идеал - это трансформация внешней природы, достижение максимально возможного совершенства. Но вы не можете говорить, что те, кто не достигли его, или не позаботились о его достижении, не имели духовности. Красивое поведение - это не учтивость, которая является внешней вещью, как бы высоко это ни ценилось, но красота, основанная на духовной реализации единства и гармонии, спроецированная в жизнь, - это, конечно, является частью совершенной гармонии.

* * *

Но когда же на земле вежливость и хорошие манеры рассматривались как часть или как доказательство духовного опыта или истинных йогических сиддхи? Это не большее доказательство, чем способность хорошо танцевать или красиво одеваться. Также как есть очень хорошие и добрые люди, которые невежливы и грубы в своих манерах, также могут быть очень духовные люди (под духовным человеком я понимаю того, кто имел глубокие духовные переживания), у них нет контроля над физической жизнью или действием (кстати, многие интеллектуалы такие же), и они вовсе не заботятся о своих манерах. Я думаю, что и сам обвиняюсь в грубом и высокомерном поведении, поскольку отказываюсь встречаться с людьми, не отвечаю на письма и за массу других проступков. Я слышал об одном известном отшельнике, который бросал камни в любого подходящего к его уединенному месту потому, что он не хотел учеников и не находил другого способа, чтобы отражать наплыв кандидатов. По крайней мере, я бы не спешил заявлять о том, что такой человек не должен иметь духовной жизни или опыта. Конечно, я предпочитаю, чтобы садхаки были довольно внимательны друг к другу, но это исходя из правила коллективной жизни и гармонии, а не как сиддхи йоги или как необходимый признак внутреннего опыта.

Вы пишите так, будто человек на мгновение имевший какое-либо духовное переживание или реализацию, должен сразу же стать совершенной личностью без недостатков и слабостей. Это создает требование, которое невозможно удовлетворить, и это игнорирует тот факт, что духовная жизнь является ростом, а не внезапным и непостижимым чудом. Ни одного садхака нельзя осуждать так, будто он уже стал сиддха йогом, поскольку лишь меньшинство прошло только четверть, или даже меньше, этого очень длинного пути. Даже великие йоги не заявляли о совершенстве, и вы не можете говорить, что, поскольку они не были абсолютно совершенными, следовательно, их духовность ложная или бесполезна для мира. Кроме того, есть всевозможные духовные люди: некоторые - удовлетворены духовным переживанием и не ищут внешнего совершенства или развития, некоторые - являются святыми; другие - не ищут святости, некоторые - удовлетворены жизнью в космическом сознании, в касании или единении со Всем, но позволяя всевозможным силам проходить через них, например, как в типичном описании Парамахансы (духовная личность высшего порядка, эпитет Рамакришны).

Наши рекомендации