Этапы деятельности человека-оператора 1 страница

Допускается использовать исключительно в образовательных целях.

Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.

Этапы деятельности человека-оператора 1 страница - student2.ru

УДК 159.9

ББК 88

Д86

Рецензенты:

Е.А. Климов, доктор психол. наук, профессор, академик РАО Кафедра социологии и психологии управления Государственного университета управления (зав. кафедрой В.Н. Князев, доктор психол. наук, профессор)

Под редакцией академика РАЕН Б.А. Душкова

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов.

Д86 Основы инженерной психологии. Учебник для студентов вузов. — М.: Академический Проект;

Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 576 с. — (Gaudeamus)

ISBN 5-8291-0159-9 (Академический Проект) ISBN 5-88687-106-3 (Деловая книга)

В учебнике рассматриваются основные методические проблемы инженерной психологии, методы изучения де­ятельности оператора в системе «человек-машина», психофизиологические основы деятельности оператора. Настоящее издание учебника отличается от предыдущего (1996) подбором нового нормативного и фактического ма­териала, расширением методов, применяемых в настоя­щее время в инженерной психологии.

Для студентов технических вузов. Может быть поле­зен инженерам, экономистам, организаторам производ­ства, специалистам в области менеджмента, маркетин­га, мониторинга.

УДК 159.9 ББК 88

ISBN 5-8291-0159-9 ISBN 5-88687-106-3

©Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А., 2002

©Академический Проект, оригинал-макет, оформление, 2002

©Деловая книга, 2002

Предисловие

С момента выхода в свет предыдущего, второго издания данного учебника (Основы инженерной пси­хологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. — М.: Высшая школа, 1986) прошло более 15 лет. За это время в стране про­изошли крупнейшие изменения в политической, эко­номической и социальной сферах жизни общества. Дальнейшее развитие научно-технической революции и рыночных отношений, возрастание роли маркетин­га, менеджмента, мониторинга и рекламы существен­но расширили значение и границы применения пси­хологических знаний в практической деятельности многих категорий специалистов. Рост технической оснащенности производства, постоянно возрастающая конкуренция на рынках производства и сбыта продук­ции, изменившиеся производственные отношения вызывают резкое усложнение труда человека, при этом центр тяжести трудовых нагрузок все более пе­ремещается на его внутреннюю, психическую дея­тельность. Учет взаимоотношений производства и че­ловека, совершенствование процессов управления, производства и сбыта продукции являются важней­шим резервом повышения эффективности производ­ства и производительности труда. Важная роль в решении этих задач принадлежит различным отраслям психологии и прежде всего — инженерной психоло­гии и психологии труда. Данный авторский коллектив уже представил энциклопедический словарь «Психо­логия труда, реклама, управление, инженерная пси­хология и эргономика». Издание включает свыше 1000 статей, в которых дается определение и раскрывает­ся содержание ряда терминов и понятий психологии труда и управления, эргономики, инженерной психо­логии и смежных с ними научных дисциплин, в час­тности психологии рекламы. Словарь рассчитан на широкий круг специалистов, работающих в различ­ных отраслях науки, техники, народного хозяйства и в той или иной мере использующих эргономические и инженерно-психологические данные в своей дея­тельности, а также преподавателей, аспирантов и сту­дентов вузов.

Возникновение инженерной психологии обус­ловлено бурными темпами научно-технического прогресса, а ее дальнейшее развитие — теми изме­нениями в жизни страны, которые вызваны возник­новением и развитием рыночных отношений. В этих условиях существенно изменились структура и спе­цифика трудовой деятельности. Возросли требования к интеллектуальной (и психической в целом) сфере человека, к его знаниям и умениям. В этой связи воз­никает широкий круг теоретических и прикладных проблем, связанных с изучением и совершенствова­нием систем «человек—машина» (СЧМ), которые и являются объектом инженерно-психологических ис­следований.

На современном производстве и транспорте, в области связи и строительстве, в банковской сфере и системах управления основное окружение человека составляет техника. Поэтому она должна быть удобной для человека, соответствовать его способностям и воз­можностям. Согласованием возможностей человека и техники как раз и занимается инженерная психология. Ее основами в настоящее время должен владеть любой инженер-конструктор, технолог, экономист, организа­тор производства, специалист в области менеджмента, маркетинга и рекламы.

При написании книги авторы использовали мате­риалы отечественных и зарубежных авторов, стандар­ты по системе «человек—машина» и безопасности труда, а также материалы собственных исследований. По сравнению с предыдущим, в настоящем издании введен ряд новых разделов (например, по информа­ционным процессам в системе «человек—машина», инженерно-психологическим аспектам взаимодей­ствия человека и ЭВМ, социально-психологическим вопросам управления в условиях применения новой техники, инженерно-психологическим проблемам эк­сплуатации техники и др.). Другие разделы существен­но переработаны и дополнены в соответствии с новы­ми данными и требованиями. Значительно больше внимания уделено, психическим резервам человека, разрешению и предотвращению конфликтов в систе­ме «человек—машина», инженерно-психологическим проблемам менеджмента и мониторинга. Коренным образом расширены и переработаны вопросы, ка­сающиеся методов изучения трудовой деятельности человека, существенно расширен арсенал применяе­мых методов, специально рассмотрены вопросы тех­нического обеспечения инженерно-психологических исследований.

Хотелось бы остановиться на двух замечаниях иде­ологического плана. Во-первых, авторы не считали нуж­ным полностью отказываться от использования трудов классиков марксизма-ленинизма, что стало довольно модным в последнее время. Наиболее характерным в этом плане является работа [148], в первом издании которой (1983 г.) к месту и не к месту приводятся их цитаты, а во втором издании (1997 г.) о них вообще нет упоминания. Авторы считают такое положение ненор­мальным и используют при необходимости труды этих классиков наряду с трудами других ученых и специали­стов. Во-вторых, авторы часто используют понятие «оте­чественная психология». Под ним понимаются все пси­хологические работы, выполненные в дореволюционной России, Советском Союзе (1917—1991 гг.) и на террито­рии СНГ после 1991 г. Деление инженерной психоло­гии на национальные подразделы или по национальной специфике, на наш взгляд, пока преждевременно.

Учебник включает три раздела. В первом разделе освещаются основные методологические вопросы ин­женерной психологии. Рассматриваются ее предмет, задачи, связи с другими науками, основные концеп­ции. Большое внимание уделяется информационным процессам в системе «человек—машина», анализу де­ятельности оператора в СЧМ. Второй раздел посвя­щен изучению методов инженерной психологии. При­водится описание психологических, физиологических и математических методов исследования деятельнос­ти оператора. Освещаются вопросы технического обеспечения инженерно-психологических исследова­ний, применения ЭВМ и моделирования деятельнос­ти оператора. Третий раздел посвящен вопросам пси­хофизиологического анализа деятельности оператора. Здесь рассмотрены характеристики основных психи­ческих процессов, свойств и состояний, характерных для деятельности оператора.

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Предмет инженерной психологии

Известно, что главной производительной силой общества является человек. Используя средства труда, он преобразует природу соответственно заранее по­ставленной цели. С развитием средств труда меняется и трудовая деятельность человека.

С давних пор при создании орудий и средств тру­да учитывались те или иные свойства и возможности человека. В начале интуитивно, а позже с привлечени­ем научных данных решалась задача приспособления техники к человеку. Однако предметом анализа после­довательно становились различные свойства человека.

На первых порах основное внимание уделялось вопросам строения человеческого тела и динамики рабочих движений. На основе данных биомеханики и антропометрии* разрабатывались рекомендации, отно­сящиеся лишь к форме и размерам рабочего места человека и используемого им инструмента. Затем объектом исследования становятся физиологические свойства работающего человека. Рекомендации, выте­кающие из данных физиологии труда,** относятся уже не только к оформлению рабочего места, но и к режи­му рабочего дня, организации рабочих движений, к борьбе с утомлением. Предпринимались попытки оце­нить различные виды труда с точки зрения тех требований, которые они предъявляют человеческому орга­низму.

* Антропометрия занимается изучением формы и размеров человеческого тела.

** Физиология труда занимается изучением функционирова­ния организма человека в процессе его трудовой деятельности.

Научно-техническая революция привела к суще­ственному изменению условий, средств и характера трудовой деятельности. В современном производстве, на транспорте, в системах связи, в строительстве и сельском хозяйстве все шире применяются автоматы и вычислительная техника; происходит автоматизация многих производственных процессов.

Благодаря техническому перевооружению производ­ства существенно изменяются функции и роль человека. Многие операции, которые раньше были его прерогати­вой, сейчас начинают выполнять машины. Однако, каких бы успехов ни достигала техника, труд был и остается достоянием человека, а машины, как бы сложны они ни были, являются лишь орудиями его труда. В процессе труда человек, используя машины как орудия труда, осу­ществляет сознательно поставленные им цели.

Вместе с тем автоматизация производства ведет к перестройке трудовой деятельности человека. Осво­бождаясь от ряда функций, переданных машинам, че­ловек получает новые возможности для реализации своих целей.

С развитием техники роль человека в процессе Производства неуклонно возрастает. Освобождаясь от необходимости выполнять частные операции, он начи­нает регулировать и контролировать огромные потоки энергии и информации, сложные системы технологи­ческих процессов. При этом возрастает уровень его ответственности и цена допускаемых ошибок. Напри­мер, если ошибается рабочий-станочник, то в резуль­тате — одна испорченная деталь; ошибка же операто­ра автоматической линии приводит к браку сотен и тысяч деталей.

Следовательно, с развитием и усложнением тех­ники возрастает значение человеческого фактора на производстве. Необходимость изучения этого фактора и учета его при разработке новой техники и техноло­гических процессов, при организации производства и эксплуатации оборудования становится все более оче­видной. От успешности решения этой задачи зависит эффективность и надежность эксплуатации создавае­мой техники.

Функционирование технических устройств и дея­тельность человека, который пользуется этими устрой­ствами в процессе труда, должны рассматриваться во взаимосвязи. Эта точка зрения привела к формирова­нию понятия системы «человек—машина» (СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая человека-опе­ратора (группу операторов) и машину, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Маши­ной в СЧМ называется совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в про­цессе деятельности. СЧМ и является объектом инже­нерной психологии.

Обобщенная структурная схема СЧМ показана на рис. 1.1. Любые изменения в состоянии управляемого объекта (УО) поступают в технические устройства системы и после соответствующей обработки в них отображаются на средствах отображения информации (приборах и индикаторах). Следовательно, оператор воспринимает не непосредственно состояние УО, а некоторый имитирующий его образ, называемый ин­формационной моделью и формируемый с помощью средств отображения информации.

Этапы деятельности человека-оператора 1 страница - student2.ru

Рис. 1.1. Структурная схема системы «человек—машина».

Информационная модель должна, с одной сторо­ны, с необходимой полнотой и точностью отображать состояние УО, с другой — соответствовать возможно­стям оператора по приему и переработке информа­ции. На основании воспринятого с помощью органов чувств состояния информационной модели в сознании оператора (его центральной нервной системы) фор­мируется оперативный образ, или концептуальная модель У О.

В ее содержание входит полученное оператором представление о текущем состоянии УО. Оно сравни­вается с некоторым эталоном, хранящимся в памяти оператора и отражающим требуемое состояние УО. В результате такого сравнения оператор принимает ре­шение по приведению текущего состояния УО в задан­ное (требуемое). Это решение передается эффекторам (органы движения), с помощью которых командная ин­формация вводится в машину, в результате чего осу­ществляется перевод УО в нужное состояние. На этом заканчивается цикл регулирования в системе «чело­век—машина».

Вводя понятие системы «человек — машина», сле­дует отметить два важных обстоятельства. Во-первых, помимо этого термина употребляются и другие: антропотехническая система, эргатическая система, эрготехническая система, система «человек — техника», сис­тема «оператор — машина» и др. Детальный анализ и особенности применения этих терминов рассмотрены Ю.Г. Фокиным [184]. Однако не вдаваясь в частные детали, следует отметить, что во многих случаях эти термины фактически означают одно и то же. Поэтому мы будем использовать термин СЧМ как наиболее употребительный.

Во-вторых, чтобы подчеркнуть роль внешней сре­ды (а более широко — условий труда) вводят такое понятие, как система «человек — машина — среда». Однако в этом нет особой необходимости, так как лю­бая СЧМ всегда работает в условиях определенной среды. Об этом свидетельствуют и первые серьез­ные публикации по инженерной психологии, в кото­рых деятельность оператора рассматривается с уче­том тех внешних условий, в которых она протекает [59, 62, 76, 93]. Несмотря на это в этих публикациях речь идет только о системе «человек— машина». Поэтому усложнять название термина введением третьей составляющей «среда» представляется не­целесообразным.

Система «человек — машина» представляет собой частный случай управляющих систем, в которых фун­кционирование машины и деятельность человека свя­заны единым контуром регулирования. При организа­ции взаимосвязи человека и машины в СЧМ основная роль принадлежит уже не столько анатомическим и физиологическим, сколько психологическим свойствам человека: восприятию, памяти, мышлению, вниманию и т. п. От психологических свойств человека во многом зависит его информационное взаимодействие с маши­ной. Необходимость изучения этих свойств человека в СЧМ привела к появлению инженерной психологии (рис. 1.2).

Этапы деятельности человека-оператора 1 страница - student2.ru

Рис. 1.2. Предмет, цель и задачи инженерной психологии.

Инженерная психология есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техни­ки с целью использования их в практике проектиро­вания, создания и эксплуатации СЧМ. Процессы ин­формационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии. Значе­ние инженерной психологии при изучения деятельности человека в СЧМ определяется тем, что она иссле­дует процессы приема, хранения, переработки и реа­лизации информации человеком. В системах управления циркуляция и переработка информации имеют фунда­ментальное значение. С одной стороны, от Точности и своевременности приема информации человеком, на­дежности ее хранения и воспроизведения, эффектив­ности переработки в конечном итоге зависят надеж­ность, точность и быстродействие всей СЧМ. С другой стороны, с теми или иными нарушениями информаци­онного взаимодействия человека и машины связана основная масса ошибок, допускаемых человеком. Что­бы система «человек — машина» функционировала надежно и эффективно, необходимо, чтобы информа­ция, адресуемая человеку, передавалась ему в форме, наиболее удобной для ее восприятия, запоминания и осмысливания, а органы управления были бы удобны­ми для организации соответствующих движений.

Часто человек допускает ошибки не потому, что он не овладел своей профессией, а потому, что его психо­физиологические возможности ограничены: скорость передаваемой ему информации превышает возможно­сти органов чувств, форма сигналов оказывается труд­ной для осмысливания их человеком и т. п. Если при создании новой техники не будут учтены закономер­ности восприятия, внимания, памяти и мышления, психические свойства человека и динамика его психи­ческих состояний, то это означает, что уже в самой создаваемой технике «закладывается» человеческая ошибка.

В настоящее время инженерная психология раз­вивается интенсивно как в нашей стране, так и за рубежом. Ее развитие направлено на комплексное решение задачи повышения производительности тру­да, всестороннего и гармоничного развития личности, улучшения условий и гуманизации труда человека, управляющего современной сложной техникой.

Любая, даже самая совершенная техника создает­ся для использования ее человеком. Создание наибо­лее благоприятных условий для трудовой деятельнос­ти человека является важнейшей задачей. Решить эту задачу помогает, наряду с другими науками, и инже­нерная психология, изучение которой необходимо со­временному инженеру и организатору производства любого ранга.

1.2. История развития инженерией психологии

Как самостоятельная научная дисциплина инже­нерная психология начала формироваться в 40-х годах прошлого века. Однако идеи о необходимости комплекс­ного изучения человека и технических устройств выс­казывались русскими учеными еще в девятнадцатом столетии. Так, великий русский ученый Д.И. Менделе­ев уже в 1880 г. говорил о необходимости при констру­ировании воздухоплавательных аппаратов думать не только о двигателях, но и о человеке и пользоваться данными различных наук. Только тогда будет создан аппарат, «доступный для всех и уютный»,—подчерки­вал ученый [цит. по 132].

В 1882 г. русским метеорологом М.А. Рыхачевым был поставлен вопрос о психологической пригодности к летному делу. Он разработал перечень качеств, необ­ходимых воздухоплавателю для управления летатель­ным аппаратом: быстрота соображения, распоряди­тельность, осмотрительность, внимательность, ловкость, сохранение присутствия духа [132]. Эти положения впоследствии частично использовались при отборе пилотов русской авиации, причем гораздо раньше, чем в других странах. Особенно большое значение профотбор имел для пилотов тяжелых многомоторных само­летов, которые впервые в мире появились в России. Русские авиаторы поставили вопрос о природе летных способностей и наметили возможные пути их опреде­ления и использования в летной практике.

Русские ученые еще в конце позапрошлого века предприняли попытки разработать научные и теоре­тические основы учения о труде. Пионером в этой области явился великий русский ученый И.М. Сеченов, который первым поставил вопрос об использовании научных данных о человеке для рационализации тру­довой деятельности. И.М. Сеченов занялся изучением роли психических процессов при выполнении трудо­вых актов, поставил вопрос о формировании трудовых навыков и впервые показал, что в процессе трудового обучения изменяется характер регуляции: функции регулятора переходят от зрения к осязанию. Он ввел понятие активного отдыха как лучшего средства повы­шения и сохранения работоспособности. Работы уче­ного «Физиологические критерии для установки дли­ны рабочего дня» (1897), «Участие нервной системы в рабочих движениях человека» (1900), «Очерк рабочих движений человека» (1901) и другие не потеряли акту­альности и в наше время [40].

Однако в силу целого ряда причин многим идеям прогрессивных русских ученых не суждено было сбыться. Применение их на практике было скорее исключением, чем правилом.

Примерно в то же самое время на Западе (и преж­де всего в США) проявляется большой интерес к изу­чению трудовых актов. В связи с переходом капитализ­ма в его высшую стадию резко усилилась конкурентная борьба, усилилась погоня предпринимателей за полу­чением сверхприбылей. Это заставило их обратить самое серьезное внимание на повышение производи­тельности труда рабочих за счет его дальнейшей ин­тенсификации.

Одна из наиболее крупных попыток решения этой проблемы связана с появлением системы ф. Тейлора. Она была направлена прежде всего на рационализа­цию движений рабочего, изгнание из трудового про­цесса лишних и ненужных движений, осуществление такого темпа работы, при котором производительность труда рабочего достигала максимальных показателей, обеспечивая получение предпринимателем наиболь­ших прибылей. В работах Ф. Тейлора определенное внимание уделялось также психологическим вопро­сам — профотбору, нормированию труда, приспособ­лению инструмента к рабочему.

Эти работы являлись типичным примером капита­листической рационализации труда и полностью отве­чали интересам предпринимателей. Поэтому в них совершенно не разрабатывались мероприятия по со­хранению внутренних ресурсов человека. Противоре­чивый характер системы Ф. Тейлора отметил В.И. Ле­нин [88, т. 36, с. 189—190]. Он писал, что, несмотря на ярко выраженный эксплуататорский подход к рабоче­му, она содержала ряд богатейших научных завоева­ний в деле анализа механических движении при труде и выработки правильных приемов работы. Поэтому он призывал советских специалистов использовать все то ценное, что имеется в системе Ф. Тейлора.

Его работы были плодотворно продолжены Ф. Гил­бертом. Он выдвинул идею универсальных микродви­жений (терблигов), из комбинации которых может быть представлена любая производственная операция. Кроме этого Ф. Гилберт обосновал необходимость изу­чения трудового процесса до его начала; т. е. его про­ектирования. Эти идеи были внедрены на заводах Г. Форда, что позволило резко повысить производи­тельность труда.

Изучение трудовых процессов проводилось в за­падных странах также в рамках психотехники, которая зародилась в начале века. Ее задача заключалась в осу­ществлении рационализации труда психологическими средствами, в использовании законов человеческого поведения для целесообразного воздействия на челове­ка и регулирования его поведения. Предпосылкой раз­вития психотехники явилось изучение индивидуальных различий людей в дифференциальной психологии. Изу­чение этих различий и использование их для профес­сионального отбора в промышленности и армии стало одной из важнейших задач психотехники. Основным методом профотбора были тесты. Их применение было основано на идее врожденных способностей и на прин­ципе однозначного, фатального предназначения челове­ка для какой-либо одной профессии. Главным недостат­ком психотехники было механистическое понимание способности к деятельности как набора свойств, не свя­занных между собой и неизменных.

На рубеже 20-х годов в нашей стране вопросам оптимизации производственных условий и конструк­ции средств труда стало уделяться большое внимание. В 1918 г. под руководством В.М. Бехтерева в Петрогра­де организуется Институт по изучению мозга и психи­ческой деятельности, в программе которого одной из центральных становится проблема труда. Бехтерев организует в институте лабораторию труда, в которой сам ведет экспериментальное изучение влияния труда на личность, на ее нервно-психическое состояние. В своих работах он неоднократно выступал с идеей о комплексном изучении трудовой деятельности чело­века.

В 1920 г. был организован Центральный институт труда (ЦИТ). Под руководством А.К. Гастева в ин­ституте был решен ряд вопросов по стандартизации рациональных приемов обучения и трудовой деятель­ности человека с учетом его биологических и психоло­гических особенностей. Гастев выдвинул новаторскую концепцию «трудовой установки». Используя идеи И.М. Сеченова и И.П. Павлова, он разработал систему представлений об организации двигательной активно­сти человека в процессе труда, о построении его дви­жений.

Большой интерес представляла идея Гастева о создании «социально-инженерной машины», т. е. такой техники, которая в полной мере соответствует возмож­ностям человека и в которой проблема повышения производительности труда решается одновременно с созданием гуманизированных условий на производстве и обеспечением нормального комфорта в окружающей человека среде. Эта идея Гастева реализуется в совре­менной инженерной психологии при проведении ин­женерно-психологического проектирования.

В 20-х годах на многих крупных предприятиях промышленности и транспорта создаются лаборатории психотехники. Основное внимание в них уделялось работам по профессиональному отбору. Был проведен также ряд работ, явившихся прообразом современных инженерно-психологических разработок. К их числу можно отнести работу по выбору наиболее рациональ­ного расположения букв на клавиатуре пишущей ма­шинки с учетом времени двигательной реакции, рабо­ты по рационализации шкал авиационных приборов и кабины самолета, работы по организации рабочего места вагоновожатого и т. п. Эти работы проводились под руководством С.Г. Геллерштейна, И.Н. Шпильрейна, Н.В. Зимкина и многих других ученых.

Передовые советские ученые-психотехники стре­мились преодолеть основные недостатки западной психотехники. Ими высказывались идеи о комплекс­ном подходе к изучению трудовой деятельности, об изменчивости способностей, о возможности компенса­ции одних психических свойств другими, о необходи­мости учета этих явлений при применении тестов. Однако для многих работ характерным оставалось некритическое применение методов западной психотех­ники, увлечение тестированием, механическое приме­нение тестов без раскрытия и анализа содержательной стороны вопроса, пренебрежение к теории и голый эмпиризм. В силу этих причин психотехника ни у нас в стране, ни за рубежом не оформилась как самосто­ятельное научное направление. Несмотря на это, в работах психотехников содержалось много фактичес­кого материала, представляющего интерес и для совре­менной инженерной психологии.

Реальные социально-экономические условия для развития инженерной психологии в нашей стране сло­жились только в конце 50-х годов. Ее интенсивное раз­витие началось с 1959 г., когда при Ленинградском госу­дарственном университете под руководством Б.Ф. Ломова, а несколько позже и в Москве при НИИ автоматичес­кой аппаратуры под руководством В.П. Зинченко были созданы первые в стране научно-исследовательские лаборатории по инженерной психологии. Их создание дало большой толчок к интенсивному развитию отече­ственной инженерной психологии. Затем лаборатории и группы инженерной психологии создаются и в дру­гих организациях.

В своем развитии инженерная психология прошла два основных этапа. Первоначально в ней преоблада­ли исследования аналитического типа, связанные с оценками тех или иных отдельно взятых технических устройств и элементов с точки зрения их соответствия также отдельно взятым психологическим характерис­тикам человека. Так были выполнены многочисленные исследования восприятия показаний различных при­боров и индикаторов, различения и опознания цифр, букв, условных знаков и т. д., т. е. отдельно взятых сиг­налов, при помощи которых информация передается человеку. То же самое можно сказать и относительно исследования управляющих движений.

Эти исследования дали полезные результаты. Они позволили разработать инженерно-психологические требования к различным типам средств отображения информации и органам управления, к их взаимному расположению, последовательности использования и т. п. Однако реальная деятельность человека-операто­ра сводится в них к элементарным реакциям, поэтому накопленные в этих исследованиях данные имеют ог­раниченное значение. Этот этап развития инженерной психологии иногда называют коррективным. Характер­ным для него является машиноцентрический подход к анализу систем «человек — машина», т. е. подход «от машины к человеку», при этом человек рассматрива­ется как простое звено СЧМ.

В процессе дальнейшего развития инженерной психологии стала очевидной ограниченность такого подхода. Возникла необходимость психологического изучения деятельности человека-оператора в целом и рассмотрения всей системы психических и других функций, процессов и состояний в контексте этой де­ятельности. Главный упор в этом случае делается на проектирование деятельности оператора. Проект дея­тельности выступает как основа решения всех других задач, связанных с разработкой и построением СЧМ: от общей задачи определения ее принципиальной схе­мы и до конкретных частных задач, например оформ­ления шкал приборов и индикаторных панелей, выбо­ра типов органов управления и т. п. Этот этап развития инженерной психологии носит название проективно­го. Характерным для него является антропоцентричес­кий подход к анализу СЧМ, т. е. подход «от человека к машине». Необходимо отметить, что такой подход на­ходится пока в стадии становления. Методы его реали­зации разработаны еще не в полной мере. Однако от разработки методов проектирования деятельности во многом зависит эффективность инженерно-психологи­ческих исследований и разработок. Решению этой за­дачи должно уделяться первостепенное значение.

Наши рекомендации