Основные сферы деятельности практического психолога

Основные социальные сферы


Основные сферы деятельности практического психолога - student2.ru


Схема 21. Основные социальные сферы деятельности практического психолога

Основные сферы деятельности практического психолога

Таблица 10


Критерии Социальная сфера
Образование Производство Медицина Право
Общая область Общая психология; психология личности; психология общения; психодиагностика; кон-
знаний сультативная психология; психокоррекция; социальная психология.  
  Педагогическая пси- Психология труда; Медицинская психо- Юридическая психо-
  хология; Психология Инженерная психо- логия; логия;
  развития и возраст- логия; Клиническая психо- Криминологическая
  ная психология; Экономическая логия; психология;
  Методика преподава- психология; Нейропсихология; Судебная психоло-
  ния психологии; Психология управ- Соматопсихология; гия;
Специфическая область знаний Психологические ления; Психология Психология развития Пенитенциарная
основы профориента­ции маркетинга; Психологические и возрастная психоло­гия; (исправительная) психология;
    основы профориен- Психология девиант- Психология деви-
    тации и профот- ного поведения; антного поведения;
    бора; Специальная психо- Клиническая психо-
    Психология рекламы. логия логия
    Организационная    
    психология    
Психологическое Школьная психологи- Социально- Медико- Психологическая
подразделение ческая служба (ШПС) психологическая психологическая служба в юридиче-
    служба (СПС) служба ской практике
Виды деятельно- Психологическое Социально- Психогигиена; Профилактика про-
сти просвещение и психо- психологическое Психопрофилактика; тивоправного пове-
  профилактика; просвещение; Психодиагностика; дения;
  Психологическая Психодиагностика; Психотерапия; Судебно-психологи-
  диагностика; Исследовательская Психологическая и ческая экспертиза;
  Психологическое деятельность; социальная реабили- Психологическое
  консультирование; Рекламная деятель- тация консультирование;
  Психокоррекционная ность;   Исправительная
  и развивающая работа Психологическое консультирование и коррекция   деятельность; реаби­литационная работа

Основные сферы деятельности практического психолога - student2.ru

3.4. Этические принципы профессиональной деятельности психолога

Основные этические принципы психологической работы

Схема 22. Основные этические принципы профессиональной деятельности психолога

Этика –совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы.

Профессиональная этика психолога– реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с колле­гами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.

Принцип ненанесения ущерба: процесс и результат деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека; ответст­венность за результаты и последствия их внедрения в жизнедеятельность клиентом.

Принцип профессиональной компетентности: осознание психологом пределов своей компетентности, решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, владеет практическими методами работы, наделен соответствующими правами и полномочия­ми выполнения психокоррекционных или иных воздействий.

Принцип объективности: недопущение предвзятого отношения к клиенту (испытуемо­му) и осуществления действий психологического характера (выбора методов работы, обработ­ки и интерпретации результатов, формулирования выводов), противоречащих научным дан­ным.

Принцип уважения клиента: проявление честности в общении с клиентом, формирова­ние и поддержание у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с пси­хологом, построение взаимоотношений «на равных», избегание оценочных высказываний и прямых советов клиенту.

Принцип конфиденциальности: неразглашение вне согласованных условий информа­ции, полученной психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отноше­ний, чтобы не скомпрометировать клиента, заказчика, психолога и психологическую науку в целом.

Заключение

Переход к профессиональному обучению предъявляет особые требования к личности студента как будущего профессионала. Пользуясь терминологией Е.А. Климова, став студен­том, молодой человек из фазы оптанта, характерной для школьного возраста, вступает в фазу адепта, что знаменует переход от выбора профессии к ее непосредственному освоению. Таким образом, студенческий этап онтогенеза, охватывающий несколько лет, имеющий свои особен­ности и динамику, сопровождающийся специфическими кризисами, является начальной стади­ей профессионального развития человека.

Вместе с тем учебная и профессиональная деятельность не тождественны, и, следова­тельно, освоение роли «студента» и роли «специалиста» требует решения разного круга задач, которые в конечном итоге ведут к одной цели – профессиональному становлению и развитию человека.

Студенты младших курсов больше всего сталкиваются с проблемами организации собст­венной учебной деятельности, вследствие чего их физические и психологические усилия на­правлены на адаптацию к структуре обучения в высшей школе, новым видам учебных занятий и работ, изменению форм контроля над протеканием учебной деятельности, новой системе со­циальных отношений. В то же время первокурсникам необходимо проверить правильность со­вершенного профессионального выбора, что, в свою очередь, оказывает влияние на принятие решения о продолжении образования по данному направлению или же приводит к поиску дру­гих вариантов профессионального обучения и развития.

На наш взгляд, данный курс помогает решать поставленные перед студентами первого курса задачи, оказывая информационную помощь не только в осознании совершенного выбора профессии, но и места обучения, повышая, таким образом, уровень учебно-профессиональной ориентированности первокурсников.

Наши рекомендации