Основные сферы деятельности практического психолога
Основные социальные сферы
Схема 21. Основные социальные сферы деятельности практического психолога
Основные сферы деятельности практического психолога
Таблица 10
Критерии | Социальная сфера | |||
Образование | Производство | Медицина | Право | |
Общая область | Общая психология; психология личности; психология общения; психодиагностика; кон- | |||
знаний | сультативная психология; психокоррекция; социальная психология. | |||
Педагогическая пси- | Психология труда; | Медицинская психо- | Юридическая психо- | |
хология; Психология | Инженерная психо- | логия; | логия; | |
развития и возраст- | логия; | Клиническая психо- | Криминологическая | |
ная психология; | Экономическая | логия; | психология; | |
Методика преподава- | психология; | Нейропсихология; | Судебная психоло- | |
ния психологии; | Психология управ- | Соматопсихология; | гия; | |
Специфическая область знаний | Психологические | ления; Психология | Психология развития | Пенитенциарная |
основы профориентации | маркетинга; Психологические | и возрастная психология; | (исправительная) психология; | |
основы профориен- | Психология девиант- | Психология деви- | ||
тации и профот- | ного поведения; | антного поведения; | ||
бора; | Специальная психо- | Клиническая психо- | ||
Психология рекламы. | логия | логия | ||
Организационная | ||||
психология | ||||
Психологическое | Школьная психологи- | Социально- | Медико- | Психологическая |
подразделение | ческая служба (ШПС) | психологическая | психологическая | служба в юридиче- |
служба (СПС) | служба | ской практике | ||
Виды деятельно- | Психологическое | Социально- | Психогигиена; | Профилактика про- |
сти | просвещение и психо- | психологическое | Психопрофилактика; | тивоправного пове- |
профилактика; | просвещение; | Психодиагностика; | дения; | |
Психологическая | Психодиагностика; | Психотерапия; | Судебно-психологи- | |
диагностика; | Исследовательская | Психологическая и | ческая экспертиза; | |
Психологическое | деятельность; | социальная реабили- | Психологическое | |
консультирование; | Рекламная деятель- | тация | консультирование; | |
Психокоррекционная | ность; | Исправительная | ||
и развивающая работа | Психологическое консультирование и коррекция | деятельность; реабилитационная работа |
3.4. Этические принципы профессиональной деятельности психолога |
Основные этические принципы психологической работы |
Схема 22. Основные этические принципы профессиональной деятельности психолога
Этика –совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы.
Профессиональная этика психолога– реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.
Принцип ненанесения ущерба: процесс и результат деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека; ответственность за результаты и последствия их внедрения в жизнедеятельность клиентом.
Принцип профессиональной компетентности: осознание психологом пределов своей компетентности, решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, владеет практическими методами работы, наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или иных воздействий.
Принцип объективности: недопущение предвзятого отношения к клиенту (испытуемому) и осуществления действий психологического характера (выбора методов работы, обработки и интерпретации результатов, формулирования выводов), противоречащих научным данным.
Принцип уважения клиента: проявление честности в общении с клиентом, формирование и поддержание у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом, построение взаимоотношений «на равных», избегание оценочных высказываний и прямых советов клиенту.
Принцип конфиденциальности: неразглашение вне согласованных условий информации, полученной психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, чтобы не скомпрометировать клиента, заказчика, психолога и психологическую науку в целом.
Заключение
Переход к профессиональному обучению предъявляет особые требования к личности студента как будущего профессионала. Пользуясь терминологией Е.А. Климова, став студентом, молодой человек из фазы оптанта, характерной для школьного возраста, вступает в фазу адепта, что знаменует переход от выбора профессии к ее непосредственному освоению. Таким образом, студенческий этап онтогенеза, охватывающий несколько лет, имеющий свои особенности и динамику, сопровождающийся специфическими кризисами, является начальной стадией профессионального развития человека.
Вместе с тем учебная и профессиональная деятельность не тождественны, и, следовательно, освоение роли «студента» и роли «специалиста» требует решения разного круга задач, которые в конечном итоге ведут к одной цели – профессиональному становлению и развитию человека.
Студенты младших курсов больше всего сталкиваются с проблемами организации собственной учебной деятельности, вследствие чего их физические и психологические усилия направлены на адаптацию к структуре обучения в высшей школе, новым видам учебных занятий и работ, изменению форм контроля над протеканием учебной деятельности, новой системе социальных отношений. В то же время первокурсникам необходимо проверить правильность совершенного профессионального выбора, что, в свою очередь, оказывает влияние на принятие решения о продолжении образования по данному направлению или же приводит к поиску других вариантов профессионального обучения и развития.
На наш взгляд, данный курс помогает решать поставленные перед студентами первого курса задачи, оказывая информационную помощь не только в осознании совершенного выбора профессии, но и места обучения, повышая, таким образом, уровень учебно-профессиональной ориентированности первокурсников.