Основными методами получения психологической информации являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях.

Необходимые условия для использования метода: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка гипотезы в последующих наблюдениях.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт)– один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (или факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.

6.Становление низших форм поведения и психики.

Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А. Н. Леонтьев. Позднее она была доработана и уточнена К. Э. .Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией Леонтьева — Фабри.

В данной концепции выделяют две стадии. Первая – стадия элементарной психики – имеет два уровня: низший и высший. Вторая стадия перцептивной психики – имеет три уровня: низший, высший и наивысший.

Стадия элементарной сенсорной психики.

А. Низший уровень. Примитивные элементы чувственности. Развитая раздражительность.

Особенности поведения:

четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений, слабая пластичность поведения. Несформированная форма реагирования на биологически незначимые свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.

Виды живых существ:

простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы.

Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.

Особенности поведения:

четкие реакции на биологически незначимые раздражители. Развитая двигательная активность. Способность избегать условий среды, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научения играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.

Виды живых существ:

высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.

II

Стадия перцептивной психики.

А. Низший уровень. Отражение высшей действительности в форме образов и предметов. Объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти.

Особенности поведения:

формирование двигательных навыков. Преобладают генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны. Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных, развитое защитное поведение.

Виды живых существ:

Рыбы и другие низшие позвоночные, некоторые высшие беспозвоночные, насекомые.

Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной "картины мира".

Особенности поведения:

высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к назначению.

Виды живых существ:

высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).

В. Наивысший уровень.

Выделение в практической деятельности ориентировочно-исследовательской фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях.

Особенности поведения:

выделение специализированных органов. Манипулирования: рук и лап. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

Виды живых существ:

обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

7. Развитие высших психических функций у человека.

8.Понятие и строение сознания.

Сознание – высшая, свойственная только человеку форма обобщённого отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Характеристики сознания:

· Активность

· Интенциональность – направленность на предмет.

· Способность к рефлексии и самонаблюдению.

· Наличие интеллектуальных схем – правила, понятия, логические операции, используемые людьми для упорядочивания имеющейся информации.

· Различная степень ясности.

Функции сознания: обобщённое отражение мира; формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов; разумное регулирование поведения и деятельности человека; определённое отношение к окружающей среде, к другим людям; возникновение переживаний; рефлексия и самопознание.

Сознание тесно связано с мышлением и эмоциями. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоций – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Сознание тесно связано с волей, т.к. представления и образы в сознании часто порождаются и изменяются усилием воли. Сознание связано с речью и без неё в высших своих формах не существует. Кроме словесной формы, сознание имеет и образные формы. Примерами образного сознания являются искусство и музыка.

Единицей сознания является слово-понятие.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко): 1) бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя биодинамические свойства движений, опыт действий; чувственные образы. 2) рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя значение и смысл.

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения-понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание развивалось в условиях активного воздействия людей на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

В онтогенезе сознание развивается сложным, опосредствованным путём. Психику младенца нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий. Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т. е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное направление можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание.

9.Понятие и строение деятельности.

Изучением закономерностей и особенностей деятельности занимались отечественные психологи Л.С. Выготский, Сергей Леонидович Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.В. Давыдов, Георгий Петрович Щедровицкий и др.

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Общая структура деятельности включает: мотив, цель, средства, сам процесс деятельности (действия, операции) и результат.

Мотив – то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она осуществляется. Мотивы деятельности могут быть различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма, на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих (производство и потребление продуктов питания и одежды и т.п.). Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности (игры, занятия спортом и т.д.). Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей, инструментов. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определённое место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием и саморазвитием человека. Всякая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими разными мотивами. Тип деятельности определяется по её доминирующему мотиву (пример: учебная деятельность может быть познавательной).

Мотивы могут меняться по мере реализации деятельности и в ходе её развития, а также с возрастом и по мере приобретения опыта человеком.

Цель – то, на что непосредственно направлена деятельность; образ того результата, на достижение которого направлена деятельность. Цель и мотив – неравнозначны, однако, иногда они совпадают. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель, могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. И, наоборот, в основе разных деятельностей, имеющих различные цели, могут лежать одни и те же мотивы.

Средства осуществления деятельности – те инструменты, которыми пользуется человек в процессе деятельности (пример: перо и бумага, ручка и бумага, печатная машинка и бумага, компьютер и магнитные носители информации – средства деятельности писателей в разные эпохи существования человечества).

Процесс деятельности включает действия – части деятельности, имеющие вполне самостоятельную, осознанную человеком цель (пример: чтение книги; разработка проекта; формулировка замысла и т.п.); операции – способы осуществления действий, характер которых зависит от многих факторов (условия выполнения действия, имеющиеся у человека умения и навыки, наличие инструментов и средств осуществления действия). Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Результат (продукт) – то, что человек получает по окончанию деятельности. Это может быть реальный физический предмет, создаваемый человеком; определённые знания, умения и навыки, приобретаемые человеком в ходе деятельности; творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства). В идеальном варианте цель деятельности и её результат совпадают. Если этого не происходит, человек корректирует цель, или изменяет процесс деятельности, или находит другие средства деятельности.

Виды деятельности у современного человека очень разнообразны, т.к. разнообразны имеющиеся у него потребности. Можно обобщить и выделить основные виды деятельности, присущие всем людям: общение, игровая, учебная и трудовая деятельности.

Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми, взаимное познание партнёров и оказание взаимопомощи друг другу.

Игра – специфический вид деятельности, направленный на приобщение ребёнка к социокультурному опыту и на снятие психологического напряжения.

Учебная деятельность – вид деятельности, направленный на приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Труд – особый вид деятельности, направленный на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование условий жизни человека, его развитие и совершенствование.

10. Определение, виды, функции и стороны общения.

1.Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.). Оно обеспечивает планирование, осуществление и контролирование деятельности партнёров по общению. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих человека к совместной практической деятельности.

Виды общения:

- непосредственное и опосредованное;

- прямое и косвенное;

- вербальное и невербальное;

- межличностное и массовое;

- межперсональное и ролевое.

Непосредственное общение – исторически первый вид общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения – неполного психологического контакта при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Межперсональное общение – вид общения, участниками которого являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются партнёру по ходу общения и организации совместной деятельности. В ролевом общении человек становится носителем какой-либо социальной роли и лишается определённой спонтанности своего поведения, так как те или иные его действия и поступки диктуются исполняемой ролью (учитель – ученик, продавец – покупатель и т.д.). В процессе такого общения человек отражается уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определённые функции.

Общение с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребёнка в ответ на ласку взрослого (после 4-ой недели жизни). На 2-ом месяце у младенца появляется комплекс оживления как первая форма общения со взрослыми – непосредственно-эмоциональное общение вне практического сотрудничества с партнёром. В таком общении, выражая своё отношение к партнёру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляды, улыбки, выразительные движения, вокализации).

К концу первого года жизни у детей формируется ещё вторая форма контакта с окружающими – предметно-действенное общение, включённое в совместную манипулятивную и игровую деятельность ребёнка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения (приближение, протягивание предмета и пр.).

В дошкольном возрасте сохраняется типичная для предметно-действенного общения «привязанность» ребёнка к конкретной ситуации, связь с деятельностью партнёра. Постепенное овладение многообразными функциями речи позволяют ребёнку всё чаще выходить за пределы непосредственных ситуаций и текущих интересов. К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно-личностное общение, достигающего своего совершенного уровня в подростковом возрасте.

Общение со взрослыми – один из главных факторов психического развития ребёнка. Оно обеспечивает приобщение ребёнка к историческому опыту человечества. Организация общения, достаточного по количеству и адекватного по содержанию, служит важным условием правильного воспитания детей в любом возрасте.

2.По своему назначению общение многофункционально.

Функции общения:

- прагматическая - реализуется во взаимодействии людей в процессе совместной деятельности;

- формирующая - проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека;

- подтверждения - проявляется в имеющейся у каждого человека возможности познать себя, утвердить и подтвердить своё существование

- организации и поддержания межличностных отношений;

- внутриличностная - реализуется в общении человека с самим собой.

3. В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны общения:

- коммуникативная - заключается в обмене информацией (представлениями, идеями, чувствами, интересами, настроениями, установками и т.д.) между общающимися людьми;

- интерактивная - проявляющаяся в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями;

- перцептивная - представляет собой процесс восприятия партнёрами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними.

11.Понятие и классификации игры; развитие игры в онтогенезе.

Традиционно рассматривают следующую классификацию теорий игры: 1) философско-культурологические (Платон, Аристотель, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт, М. Бахтин, Е. Финк, Й. Хейзинга); 2) биологические теории (К. Гросс, В. Штерн, Ф. Бойтендайк, К. Бюлер и др.); 3) индивидуально-психологические (К. Левин, К. Коффка, Э. Клапаред, З. Фрейд, Ж. Пиаже, М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

Изменение актуальных потребностей человека, происходящее в онтогенезе, приводит к смене преобладающего, в том или ином периоде дошкольного детства, вида игры. В младшем дошкольном возрасте для ребёнка важен сам процесс действия, а не тот результат, к которому это действие может привести [174]. Малыши стремятся изобразить в игре различные действия (стирают, варят, кормят куклу и т.д.) и функции какого-либо человека или предмета (они могут быть в игре машинами, солдатами, воспитателями, мамами, продавцами и т.д.). Первоначально дети стремятся к изображению бытовых действий, затем появляются ролевые обозначения (я - мама, я - шофёр и т.д.). Таким образом, наряду с уже существующими режиссёрскими играми, в младшем дошкольном возрасте возникает образно-ролевая игра. В среднем дошкольном возрасте основным стремлением ребёнка становится желание освоить отношения между людьми в какой-либо деятельности. "Роли в этих играх имеют главное значение, и интерес игры для детей заключается в выполнении той или другой роли" (Д.Б.Эльконин, 1999). В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Они играют друг с другом или с куклой как с идеальным партнёром, который тоже выполняет свою роль. В старшем дошкольном возрасте основной нереализуемой тенденцией, определяющей особенности игры ребёнка, является стремление правдиво и убедительно сыграть роль, освоить правило, характерное для конкретной игры, выполнить его. Из сюжетно-ролевой игры выделяются игры с правилами, в которых роль отходит на второй план, и главным оказывается чёткое выполнение правил игры. Зачастую в этих играх появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш. Всё сказанное иллюстрирует процесс освоения ребёнком мира предметов и человеческих отношений. Старшие дошкольники, научившись играть в различные игры, лучше адаптируются к окружающему миру, эффективнее осуществляют регуляцию своего поведения.

12. Содержание и характеристика учебной деятельности.

Учебная деятельность - один из основных видов деятельности, направленный на приобретение новых или изменение имеющихся у человека знаний, умений и навыков и развитие способностей.

Основные компоненты учебной деятельности:

· Цель – приобретение новых знаний, умений и навыков и развитие способностей.

· Учебная мотивация – частный вид мотивации, зависящий от конкретной образовательной системы, организации образовательного процесса, субъективных особенностей обучающегося и обучающего и специфики учебного процесса.

· Средства учебной деятельности: интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.), знаковые языковые средства.

· Результат – главным результатом является формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний.

13. Характеристика труда как одного из основных видов деятельности.

Труд занимает особое место в системе деятельности человека. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

В труде наиболее активно развиваются автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности: умения, навыки и привычки.

Умения – это сознательно контролируемые элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством. Например: точное и правильное выполнение какой-либо операции, серии действий или операций. Контроль за действием или операцией происходит по мере разворачивания процесса, в промежуточных пунктах и при достижении конечной цели.

Навык – полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль замещается внутренним, проприоцептивным. Скорость выполнения действия или операции резко возрастает, достигая некоторого максимума. Всё это обычно происходит в результате упражнений и тренировки. Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, совершенствование умений и деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это то, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.

Привычка – негибкая часть деятельности, которая выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определённой степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки).

14.Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект».

15.Определение, виды, свойства, закономерности ощущений.

Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.

Английский физиолог И.Шеррингтон выделил три основных класса ощущений:

1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела:

2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли);

3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частях тела.

Общую массу экстерорецептивных ощущений схема Шеррингтона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые).

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статистические и кинестезические, температурные, болевые, жажды, голода.

Свойства ощущений:

1) Нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Сигналы, интенсивность которых меньше нижнего порога, человеком не ощущаются.

2) Верхний порог – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор. Интервал между нижним и верхним порогами носит название диапазон чувствительности.

3) Дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они ещё ощущаются как различные.

4) Оперативный порог различимости сигналов – та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Оперативный порог в 10 – 15 раз выше дифференциального порога.

5) Временной порог – минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений.

6) Пространственный порог – минимальный размер едва ощутимого раздражителя.

7) Латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.

8) Различают две основные формы изменения чувствительности: адаптация – изменение (повышение или понижение) чувствительности для приспособления к внешним условиям (к яркому свету, сильному запаху); сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма.

16.Определение, виды, свойства, закономерности восприятия.

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Свойства восприятия: целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

Виды восприятия: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

Виды восприятия   Основные свойства восприятия  
Основание классификации Виды  
  Характер воспринимаемых образов Восприятие предметов Целостность – восприятие есть всегда целостный образ предмета.  
Восприятие времени  
Восприятие отношений Константность – восприятие окружающих предметов как относительно постоянных по форме, цвету, величине и т.д.  
Восприятие движения  
Восприятие пространства Структурность – восприятие не считается просто суммой ощущений. Мы воспринимаем абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру.  
Восприятие человека  
  Модальность преобладающих ощущений, создающих образ в восприятии   Зрительные Осмысленность – тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета.  
Слуховые  
Кинестетические (обонятельные, осязательные, вкусовые)  
Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.  

17. Определение, процессы, виды, закономерности внимания.

Внимание- произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и игнорирование всего остального.

Функции внимания:

· Отбор значимых, релевантных (соответствующих потребностям, данной деятельности) воздействий и игнорирование (торможение, устранение) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.

· Удержание (сохранение) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определённого предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

· Регуляция и контроль протекания деятельности.

Свойства внимания:

  • Объём – то количество объектов, которое воспринимается одновременно. У взрослого человека объём внимания равен 4 – 6 единицам.
  • Концентрация внимания – степень сосредоточенности сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация обеспечивает углублённое изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представлении человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме. Это свойство может успешно развиваться.
  • Распределение внимания – умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.
  • Устойчивость внимания – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. На устойчивость влияют интерес и разнообразие выполняемых действий или впечатлений. Противоположное свойство – отвлекаемость.
  • Переключение внимания – перестройка внимания, перенос его с одного объекта на другой. Различают преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) переключение внимания.

Виды внимания: природное и социально-обусловленное; непосредственное и опосредованное; непроизвольное, произвольное и послепроизвольное; чувственное и интеллектуальное.

Непроизвольное-непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.
Произвольное- сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Сознательное сосредоточение на определённой информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут.
Послепроизвольное- вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устаёт. Является самым эффективным и длительным.
Непосредственное - не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредованное - регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Природное - дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.
Социально-обусловленное - складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

18.Определение, процессы, виды, закономерности памяти.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание.

Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, являющийся предпосылкой сохранения.

Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Виды памяти:

· По использованию специальных приёмов: непроизвольная и произвольная;

· По срокам сохранения информации: мгновенная (сенсорная), кратковременная, оперативная, долговременная;

· По типу запоминаемого материала: двигательная, образная (подвиды – зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая), эмоциональная, вербальная (словесно-логическая).

19.Определение, виды, процессы, операции и формы мышления.

Мышление –наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Развитие мышления у ребёнка происходит постепенно, в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. В своём становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребёнка, когда оно имеет другую, чем у взрослых организацию. Суждения ребёнка единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении ими чего-либо всё сводится к частному, знакомому. Понятийное мышление – позволяет выходить человеку за пределы собственного опыта с использованием теоретических положений, путём формулировки совершенных понятий.

Виды мышления:

· Наглядно-действенное – такой вид мышления, при котором процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Это генетически наиболее ранняя форма мышления, первые проявления которой можно наблюдать у ребёнка в конце первого – в начале второго года жизни, ещё до овладения им активной речью.

· Наглядно-образное – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Функции наглядно-образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Очень важная особенность этого вида мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличии от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

· Словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Кроме того, выделяют теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

К разрешению задачи мышление идёт с помощью многообразных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции и обобщения.

Сравнение – сопоставление вещей, явлений и их свойств, путём выявления сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения соответствующих элементов. Таким образом, можно отделить несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Абстракция – это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств (цвет, форма и пр.), абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение – это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путём сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей, закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идёт к познанию.

Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях – основных формах логического мышления.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными; конкретными и абстрактными.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными или истинными.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

20.Определение, виды, функции, характеристики речи.

Речь –система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Функции речи:

· Сигнификативная (обозначения) отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

· Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда носителем их существенных признаков.

· Функция коммуникации реализуется при передаче информации и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакт с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизъявительную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизъявительная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

Наши рекомендации