Задания для выполнения практической

Части работы

Практическая часть состоит из трех пунктов. Первый пункт предполагает выполнение следующих разделов:

1. Общая характеристика предприятия.

В этом разделе студент должен выбрать объект исследования – организацию любой формы собственности и вида деятельности. В качестве таковой может быть выбрано предприятие на котором работает студент, либо учебное заведение (или его структурное подразделение), где он обучается. Далее необходимо дать краткую характеристику организации по направлениям:

- цели, задачи, функции, основные виды деятельности:

- форма собственности;

- наименование выпускаемой продукции (оказываемых услуг);

- стадия развития (этап жизненного цикла организации);

Студент строит жизненный цикл организации и показывает графически на нем место предприятия.

2. Внешняя и внутренняя среда организации

На основании анализа деятельности предприятия студент:

- строит схему внутренней и внешней среды предприятия, выделяя при этом внешнюю среду прямого и косвенного воздействия.

- анализирует влияние факторов внутренней и внешней среды на деятельность предприятия.

- дает подробную характеристику элементам внешней среды.

3. Миссия и цели предприятия

В данном разделе необходимо сформулировать:

- миссию организации, т.е. смысл существования организации.

- цели предприятия (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные). Необходимо рассмотреть требования, предъявляемые к целям, и учитывать эти требования при разработке целей. В работе необходимо сформулировать цели организации, согласно имеющейся классификации и показать связь целей предприятия с уровнями управления.

4. Методы управления

Студент рассматривает используемые на предприятии методы управления (на примере своего предприятия). Приводит их классификацию в форме табл. 1, раскрывая сущность каждого метода, и делает выводы.

Таблица 1

Методы управления.

Организационно-административные Экономические Социально-психологические
     

5. Организационная структура управления

Организационная структура управления представляет собой состав подразделений и должностных лиц аппарата управления, она отражает их соподчиненность и взаимодействие, т.е. отношения и связи между ними в процессе управления.

Одной из задач менеджмента является выбор структуры, наиболее отвечающей целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. Студент:

• Строит организационную структуру управления предприятия, дает ей характеристику.

• При построении организационной структуры управления должны четко выделяться уровни управления: высший, средний, низший.

• Дает характеристику структурным подразделениям предприятия, выявляет их основные функции.

• Выявляет достоинства и недостатки существующей организационной структуры управления.

Во втором пункте по представленной методике исследуется система управления предприятием. Для осуществления организационной диагностики организации будем рассматривать процесс ее функционирования на дискретном пространстве состояний S, которое включает три непересекающиеся области, что можно представить формулой:

S = SN + S+ + S,

где SN — подмножество нормальных состояний организации, определенных плановой траекторией развития;

S+ — подмножество отклонений от плановой траектории, способствующих более эффективному развитию предприятия. Данная область соответствует развивающимся предприятиям, финансово-устойчивым, гарантирующим постоянную платежеспособность, расширяющим сферу своей деятельности и использующим перспективные технологии.

S — подмножество отклонений от плановой траектории, способствующих развитию кризисного состояния предприятия. Данная область соответствует предприятиям, которые находятся на грани банкротства, характеризуются снижением объемов продаж (производства), проблемами с выплатой долгов и зарплаты, конфликтными ситуациями.

Каждую область можно характеризовать по степени отклонения от нормального (планового) состояния.

К показателям характеристик степени отклонения от нормального (планового) состояния S+ относятся:

1. Выход на устойчивый режим функционирования предприятия.

2. Оптимизация производства и существенные инновации.

3. Значительное расширение предприятия.

4. Достижение высокой степени развития предприятия.

К показателям характеристик степени отклонения от нормального (планового) состояния Sотносятся:

1. Снижение прибыли. Скрытая стадия кризиса.

2. Первые симптомы кризиса. Первые убытки.

3. Неустойчивое положение на рынке.

4. Явное кризисное состояние.

Таким образом, введенная система состояний позволяет описать реальное состояние организации в различных сферах деятельности.

Проведение диагностического анализа наиболее удобно осуществлять с помощью диагностических таблиц. По результатам анализа строится диагностический профиль организации, характеризующий различные стороны ее деятельности.

Проведем оценку различных аспектов деятельности организации с помощью диагностических таблиц, составленных по результатам опроса группы экспертов. Экспертами могут быть руководители структурных подразделений, а также, заместители руководителя предприятия по данной функции, имеющие опыт работы в данной области не 5 лет. Их количество может составлять от 6 до 10 человек. Эксперты осуществляют оценку различных сфер деятельности предприятия по 9-балльной шкале.

8 - 9 баллов – отличная

6 - 7 баллов - хорошая

4 - 5 баллов - удовлетворительная

ниже 3-х - слабая.

Результаты экспертизы представляются в виде табл. 2, где введены следующие обозначения сфер деятельности организации:

F1 - производственная деятельность;

F2 - финансовая деятельность;

F3 - снабжение материально-техническими ресурсами;

F4 - управленческая деятельность;

F5 - маркетинговая политика;

F6 - технологическая политика;

F7 - управление персоналом;

F8 - инновационная деятельность;

F9 - рекламная деятельность;

F10 - организационная культура и имидж организации.

Основными результатами должна стать оценка следующих аспектов:

1. Оценка уровня грамотности и подготовки персонала.

2. Оценка ведущей мотивации сотрудников компании, ценностной ориентации, удовлетворенность трудом и причины неудовлетворенности.

3. Оценка особенностей коллектива:

♦ формальные характеристики: опыт работы, социальное положение, уровень образование, возрастной состав и т.п.;

♦ неформальные характеристики: сплоченность коллектива, ведущий стиль взаимодействия, психологический климат, формальные и неформальные лидеры, межличностные и деловые аутсайдеры, и т.п.

4. Оценка особенностей организации рабочего процесса:

♦ материально-техническое обеспечение;

♦ условия работы (микроклимат, освещенность и т.д.);

♦ динамические характеристики деятельности коллектива (темп, объем работ, формальное и неформальное время работы) и т.п.

5. Оценка особенностей управления компанией:

♦ формальная и неформальная системы управления, стиль и методы управления, делегирование полномочий;

♦ система поощрения и наказания и т.п.

6. Оценка организационно-функционального строения организации:

♦ функциональные обязанности сотрудников: четкость описания функциональных обязанностей, распределение обязанностей между сотрудниками;

♦ анализ коммуникаций, информационных потоков, документооборота и т.д.

7. Оценка соответствия формальной и неформальной структур компании.

Таблица 2

Экспертные оценки состояния сфер деятельности предприятия

Эксперты     Виды деятельности (F)
                   
                   
                   
                   
N (5-10)                    

Диагностика может включать в себя большее или меньшее число вопросов анализа, в зависимости от конкретных задач поставленных перед консультантами (экспертами).

Для получения средних значений оценок экспертов применим средний балл оценок:

Задания для выполнения практической - student2.ru

дисперсия индивидуальных балльных оценок:

Задания для выполнения практической - student2.ru Задания для выполнения практической - student2.ru Задания для выполнения практической - student2.ru

где Задания для выполнения практической - student2.ru , Задания для выполнения практической - student2.ru — оценка, выставленная j-м экспертом, i-й сфере деятельности организации;

Задания для выполнения практической - student2.ru — средняя оценка экспертов i-й сферы деятельности организации.

Степень согласованности мнений экспертов при оценке i-й сферы деятельности организации оценим коэффициентом вариации:

vi = σ ( Задания для выполнения практической - student2.ru )/ Задания для выполнения практической - student2.ru

При этом, если все vi < 0,3, то степень согласованности мнений экспертов считается удовлетворительной.

В результате обработки результатов экспертизы получим показатели средних результатов, значения которых сводятся в таблицу (пример, табл. 3).

Таблица 3

Показатели среднего результата

  F1 F2 F3 F4 F5 F6 F7 F8 F9 F10
Задания для выполнения практической - student2.ru 4,0 3,3 2,7 5.3 2,7 3,7 5,8 5,3 1,5 5,7
σ ( Задания для выполнения практической - student2.ru ) 0,63 0,52 0,52 0,52 0,52 0,52 0,41 0,52 0,41 0,82
vi 0,16 0,16 0,19 0,1 0,19 0,14 0,07 0,1 0,23 0,14

Анализ значений коэффициента вариации позволяет считать степень согласованности экспертов удовлетворительной. Экспертные оценки деятельности предприятия в различных сферах дают возможность определить реальное его состояние, и оформить результаты диагностики в виде табл. 4. В таблицу заносятся средняя оценка экспертов сфер деятельности организации. Нормальное состояние организации S(N) соответствует норме в данной сфере, S(+) соответствует высокой степени развития в данной сфере деятельности, S(-) соответствует неустойчивому положению в данной сфере. Например: согласно таблицы 3, показатели S (-) будут от 1,8 до 4,0; S(+) - от 5,7 до 6,0; S(N) -5,3.

На основании оценки различных сфер деятельности предприятия и исходя из данных таблицы 4, строится его диагностический профиль (рис. 1).

Таблица 4

Результаты диагностики

Область диагностики S(+) S(N) S(-)
F1 - производственная деятельность;      
F2 - финансовая деятельность;      
F3 - снабжение материально-техническими ресурсами;      
F4 - управленческая деятельность;      
F5 - маркетинговая политика;      
F6 - технологическая политика;      
F7 - управление персоналом;      
F8 - инновационная деятельность;      
F9 - рекламная деятельность;      
F10 - организационная культура и имидж организации.      

После чего дается характеристика проблемной области: как близкая к кризисной и требующая оперативного вмешательства во многие сферы деятельности предприятия; как устойчивая, но имеющая отклонения от нормы.

Задания для выполнения практической - student2.ru

Рис. 1. Диагностический профиль организации

Например:

1. В сферах производственной и финансовой деятельности, технологической политики, снабжения предприятия производственными ресурсами: увольнение сотрудников, убытки, спад производства, отсутствие новых технологических решений, несвоевременное и некачественное обеспечение производственного процесса материалами и техникой.

2. В сфере маркетинговой политики: из-за отсутствия маркетинговой стратегии произошла утрата значительной доли рынка, производство неконкурентоспособной продукции из-за отсутствия достоверной информации о конъюнктуре и требованиях рынка.

3. В сфере рекламной деятельности: отсутствие рекламной стратегии и подразделений в структуре предприятия, занимающихся рекламной деятельностью, затрудняет про движение продукции предприятия на рынке.

4. В сферах управленческой и инновационной деятельности и управления персоналом: происходят попытки определения новых путей и решений, разработки стратегии развития предприятия, кадровые перестановки в управленческих и производственных подразделениях. С приходом нового директора несколько улучшилась организационная культура и имидж предприятия.

Таким образом, общая характеристика ситуации на предприятии может быть охарактеризована как близкая к кризисной и требует оперативного вмешательства во многие сферы деятельности предприятия.

Анализ диагностического профиля предприятия показывает необходимость проводить дальнейшую диагностику в следующих предметных областях: F9, F3, F5 (рекламная деятельность, снабжение ресурсами, маркетинговая политика).

Для проведения дальнейшего анализа необходимо выявить корневые проблемы организации путем построения причинно-следственных цепочек проблем и определения методов устранения недостатков, приводящих к данной проблеме.

В третьем пункте “Выводы и предложения по совершенствованию системы управления” необходимо привести краткие выводы по всем разделам и сформулировать собственные предложения по совершенствованию системы управления на предприятии.

Примерные вопросы к зачету

1. Управление: понятие, сущность, виды.

2. Менеджмент: понятие, сущность, задачи.

3. Цели и принципы менеджмента.

4. Менеджер, его роли. Уровни управления.

5. Школа научного управления.

6. Классическая (административная) школа в управлении.

7. Школа человеческих отношений и поведенческая школа.

8. Наука управления или количественный подход.

9. Процесс управления как совокупность основных функций менеджмента.

10. Сущность системного и ситуационного подходов в менеджменте.

11. Понятия и признаки организации. Виды организаций.

12. Законы организаций.

13. Жизненный цикл организации.

14. Внутренняя среда организации, ее характеристика.

15. Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия.

16. Методы управления.

17. Понятие миссии и целей организации. Классификация целей.

18. Стратегия: понятие, виды.

19. Планирование: сущность и задачи.

20. Принципы и процедура планирования.

21. Подфункции планирования (прогнозирование, моделирование, программирование)

22. Организация как функция управления

23. Разделение и специализация как основа организационных отношений.

24. Департаментализация, ее виды в организации.

25. Делегирование прав и ответственности. Понятие полномочий и власти.

26. Централизация и децентрализация в менеджменте.

27. Линейно-функциональные структуры: достоинства и недостатки, область применения.

28.Дивизиональные структуры управления: достоинства и недостатки, область применения.

29. Матричные структуры управления: достоинства и недостатки, область применения.

30. Проектные и бригадные структуры управления: достоинства и недостатки, область применения.

31. Сущность и основные понятия мотивации.

32. Содержательные теории мотивации.

33. Процессуальные теории мотивации.

34. Понятие контроля, его функции и принципы.

35. Контроль: сущность, основные виды. Этапы процесса контроля.

36. Координация как функция управления. Аспекты и принципы координации.

37. Управленческое решение: понятие, сущность, классификация.

38. Процесс принятия управленческого решения.

39. Понятие коммуникации в менеджменте: виды, элементы, этапы.

40. Коммуникационные барьеры. Система “Пять “С”.

41. Понятие власти, ее основы и виды.

42. Лидерство и руководство в управлении

43. Основные теории лидерства.

44. Понятие руководства, концепция типов руководства МакГрегора.

45. Стили руководства, ситуационные факторы.

46. Конфликты: понятие, функции, классификация.

47. Объективные причины конфликтов.

48. Способы разрешения конфликтов и действия руководителей.

49. Понятие эффективности управления, факторы, влияющие на эффективность управления.

50. Понятие социальной ответственности и этики управления.

Список рекомендуемой литературы

По программе курса

Библиографический список обязательной (основной) литературы:

1. Веснин, В.Р. Менеджмент: Учебник. / В.Р. Веснин - М, 2004.

2. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд. Учебник. / О.С. Виханский, А.И. Наумов - М., 2003.

3. Дафт, Р., Менеджмент / Р. Дафт - СПб, 2004.

4. Мескон, М., Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури -М, 2005.

5. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. / Под. ред. А.А. Радугина - М.: Центр, 1998.

6. Управление организацией: Учебник. / Под. ред. А.Г. Поршнева - М.: ИНФРА-М, 2000.

Библиографический список дополнительной литературы:

1. Армстронг, М. Основы менеджмента / М. Армстронг - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998

2. Брасс, А.А. Основы менеджмента / А.А. Брасс - М.: ИП «Экоперспектива», 1999.

3. Герчикова, И.Н. Менеджмент./ И.Н. Герчикова - М.: ЮНИТИ, 2003.

4. Глухов, В.В. Основы менеджмента: Учебно - справочное пособие / В.В. Глухов - СПб.: специальная литература, 2002.

5. История менеджмента: Учебное. пособие / Под ред. Д. В. Валового - М.: ИНФА, 1997.

6. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин - Минск, 2001.

7. Коротков, Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие / Э.М. Коротков - М., 2000.

8. Котлер, Ф. Маркетинг, менеджмент / Ф. Котлер - СПб.: Питер, 1998.

9. Кузнецов, Ю. В. Основы менеджмента / Ю.В. Кузнецов, В.И. Подлесных - СПб.: ОЛБИС, 1998.

10. Колесник, М. Менеджмент (конспект лекций) / М. Колесник. - М.: ПРИОР, 1998.

11. Менеджмент: теория и практика в России: Учебник / Под. ред. А.Г. Поршнева – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.

12. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.

13. Смолкин, А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник / А.М. Смолкин - М.: ИНФРА-М, 2002.

14. Теория системного менеджмента: Учебник. / Под ред. П.В. Журавлева, Р.С. Седегова, В.Г. Янчевского. - М.: Издательство «Экзамен», 2002.

15. Уткин, Э. А. Менеджмент / Э.А. Уткин - М.: ТЕИС, 2003.

16. Уткин, Э. А. История менеджмента / Э.А. Уткин- М.: ЭКНОС, 1997.

17. Фатхутдинов, Р.А. Организация производства: Учебник / Р.А. Фатхутдинов - М.: ИНФРА-М, 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

министерство транспорта РФ

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет

путей сообщения»

ИТиПС

Кафедра “Менеджмент”

Расчетно-графической работы

По дисциплине: “Менеджмент”

Тема: “__________________________”

вариант №

Выполнил: студент ____ группы

________ _. _.

Шифр ____________

Проверил: __________________

_________ _. _.

Хабаровск 2014

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….

1. Сущность и основные категории менеджмента………………

1.1. Сущность и роль менеджмента………………………………………………

1.2. Функции и принципы менеджмента………………………………………….

1.3. Менеджер. Уровни управления……………………………………………….

2. Совершенствование системы управления ОАО “Ника”………

2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………………

2.2. Исследование системы управления…………………………………………..

2.3. Выводы и предложения по совершенствованию системы управления…

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………...

Наши рекомендации