Способность видеть, слышать, чувствовать.
Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, скоторыми он сталкивается. До этого малыш ударял по предмету в поискахинтересных ощущений, затем хватал его, чтобы засунуть в рот. Пятимесячныйребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Прежде чем взятьпогремушку в рот, он трясет ее, вертит и внимательно изучает. По мере того как у малыша накапливаются знания об окружающем мире, онпродолжает с особым вниманием относиться к поведению матери. Если онавыходит из комнаты, ребенок продолжает пристально смотреть на то место, гдеона только что находилась. Когда мать входит обратно, он следит за каждым еедвижением. Пятимесячный ребенок не только поворачивает голову, услышав какой-либозвук, но пытается найти его источник, даже если он трудно различим. Малышживо реагирует на звук шагов, и когда кто-нибудь входит в комнату, оннастораживается и становится необычайно внимательным. Он проявляетлюбопытство к звукам, которые произносит сам, обнаруживая при этом, что звукголоса меняется, если положить в рот палец или игрушку. Ему нравится слушатьмузыку, и он часто оживляется при звуках ритмичной, бодрой мелодии. В этом возрасте купание может стать для малышей настоящим праздником.Большинство детей уже умеют брызгаться и делают это сразу, как толькопопадают в воду. Обычно они бьют по воде сразу двумя руками. Когда ваш малышнаучится играть в эту игру, он будет разбрызгивать воду себе в лицо и вглаза, вскрикивать от восторга и снова брызгаться. Он как бы пытаетсяпонять, как надо реагировать, когда вода попадает ему в лицо. Во время купания ребенок может вволю наиграться в воде и одновременноузнать, какие у него есть части тела. Если родители поддерживают его заспинку, он дотянется до пальцев ног и потрогает их. Забавляясь в воде сигрушками, малыш неожиданно для себя откроет свою половую принадлежность. Затем, пока его вытирают, он обнаружит пупок или судовольствием потрогает свой нос и уши. Когда вы близко наклонитесь к нему,он попытается ощупать ваше лицо и сравнить его со своим. К этому времени ребенок освоил многие согласные звуки н можетпроизнести: "Ма-Ма", "Па-Па", "На-На". Интересно, что он почти никогда непроизносит слоги по-одному, например "Ма", а только "Ма-Ма" или"Ма-Ма-Ма-Ма". Когда малыш произносит осмысленные звуки, такие как "Ма-Ма"или "Па-Па", его родители, братья и сестры обычно подхватывают и повторяютих, явно получая от этого наслаждение. Ребенок, отвечая на их восторги,произносит эти слова снова и снова. Вот так, получая поддержку, онпостепенно переходит от бессвязного лепета к осознанной речи. Хотя пятимесячный ребенок не вкладывает смысла в то, что произносит,тем не менее его речевые упражнения являются необходимым условием дляовладения речью. Он находит способы позвать в комнату маму или заставить ееобратить на себя внимание, если она отвернулась. Отвечая на зов малыша, матьтем самым дает ему представление о том, какой силой обладает человеческаяречь. Когда мама и папа, ненадолго расставшись с малышом, возвращаютсяобратно, он восторженно приветствует их, изо всех сил размахивая руками,возбужденно подпрыгивая и издавая громкие звуки. Он также радуется появлениюбратьев, сестер и других членов семьи, однако при этом проявляет своичувства более сдержанно. Пятимесячный ребенок способен выражать недовольство столь женепосредственно, как и восторг. В более раннем возрасте, как мы уженаблюдали, эта реакция обычно возникала в результате каких-либо внутреннихили внешних физических воздействий. Теперь, повзрослев, ребенокраздражается, когда не может получить того, чего хочет. Если вы отнимете унего игрушку или положите его в кроватку, пока он еще не уснул, или будетеслишком долго переодевать его, то рискуете вызвать у малыша гнев.
Опустите двигающиеся игрушки Опустите вниз все висящие высоко игрушки, до которых ребенок пытаетсядотянуться. Его больше не удовлетворяет наблюдение за интересными предметамииздалека. Он хочет их схватить, потрясти, повертеть и увидеть вблизи. Еслиневозможно опустить игрушку, к которой он тянется, лучше будет убрать еесовсем. Детский рюкзачок Берите ребенка на прогулку, посадив в детский рюкзачок. Рюкзачки,которые закрепляются спереди, подходят для этой цели лучше всего, потому чторебенок может видеть ваше лицо, когда вы с ним разговариваете. Посадите малыша к себе на спину Делая домашние дела, сажайте малыша в рюкзачок себе на спину (как этоделают индейцы). Разговаривайте с ребенком при перемене обстановки Вынимая из кроватки, переодевая, сажая в ванночку или устраивая насиденье машины, разговаривайте с ребенком. Даже если он не понимает точногозначения слов, то так или иначе догадается, что вы подаете ему сигнал опредстоящей перемене обстановки. Протягивайте руки навстречу малышу Независимо от того, откуда вам приходится брать малыша, протягивайте кнему руки, говоря при этом "Он!" Через некоторое время ребенок начнеттянуться навстречу вам.
Понимаем своего ребенка
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Практические советы
Время игр
Новые открытия Блестящая кастрюля Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться внее. Пусть он повертит, похлопает и постучит по ней со всех сторон. Малышамнравятся "игрушки" взрослых. Перед зеркалом Подержите малыша перед большим зеркалом, где его видно во весь рост.Пусть он внимательно рассмотрит свое изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он. Несколько игрушек в детской кроватке Оставляйте в детской кроватке несколько маленьких игрушек. Ребенокнаучится отличать их друг от друга, выберет самую любимую и даже сможетзаметить, когда в кроватке появится новый предмет. Куклы-неваляшки В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересныепредметы, и поэтому ваш ребенок будет с удовольствием играть вкуклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут жесамостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает этанеобычная реакция на его действия. Детские качели Посадите ребенка в домашние детские качели и начните осторожнораскачивать. Когда качели качнутся от вас, скажите: "До свидания", а когдавернутся обратно: "Здравствуй". Хотя малыш еще не понимает смысласказанного, он догадается, что вы употребляете два разных слова. Черезнекоторое время он обнаружит, что слова, звучащие по-разному, имеют разноезначение. Потрогай звук Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вызаметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у.Попробуйте повторять их вслед за ним. Произнося звуки, положите пальцымалыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ. Погремушки Поскольку теперь принято считать, что погремушки отживают своей век,многие дети лишены возможности играть с ними. Это непростительная ошибка состороны родителей. Народная мудрость, создавшая эту замечательную игрушку,жива и по сей день. В возрасте пяти месяцев ребенок начинает осознаватьсвязь и взаимодействие окружающих предметов и явлений. Он обнаруживает, чтоопределенные действия, которые он совершает, связаны с определеннымипредметами. Поскольку в ребенке изначально заложены некоторые двигательныенавыки, в частности способность трясти руками, он автоматически начинаеттрясти погремушкой, как только она попадает ему в руки. Чем больше ребенокбудет играть с разными погремушками, тем больше удовольствия он получит,развивая при этом свои двигательные навыки. Развитие координации "Вот какой ты большой" Посадите малыша в высокий детский стул или устройте его так, чтобы онмог-на что-нибудь опираться. Опустите его руки вниз и спросите: "Тыбольшой?" Затем поднимите руки над головой и скажите: "Вот какой тыбольшой!" Если в ответ вы услышите смех, это значит, что игра ему нравится. Веселые прыжки Дети любят слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленях у мамы илиу папы. Особенно их забавляют песенки с "сюрпризом". Ребенок уже заранеепредчувствует, что его ждет в конце песни, и подает вам знак улыбкой илисмехом. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти. Раз-два встали! Малыш уже умеет садиться, и, возможно, вы обнаружите, что он пытаетсявставать. Помните, что прежде, чем расслаблять колени, ребенок учитсяраспрямлять их. Если вы видите, что ребенок готов подняться на ноги, обязательно поддерживайте его, взяв под мыш ки. Благодаря этомуребенок будет меньше уставать не переутомится. Прикрепите кольца к детской кроватке Прикрепите к передней спинке кроватки пластмассовые кольца. Малыш будетстремиться схватить их и подтянуться вперед. Вниз под горку Ваш ребенок наверняка уже умеет переворачиваться. Если погода позволяет, выйдите вместе с ним на улицу и расстелите натраве одеяло в том месте, где есть небольшой уклон. Положите малыша наодеяло и, придерживая, помогите ему несколько раз перевернуться. Спасательный круг Надуйте детский резиновый круг. Наденьте его на ребенка, когда онсидит. Если малыш начнет падать, круг защитит его от ушиба. Принятие решений По игрушке в каждой руке Дайте малышу игрушку сначала в одну, а затем в другую руку. Вскоре оннаучится перекладывать игрушки туда и обратно. Игра в мяч Пусть малыш увидит, как вы кидаете мячик вверх и вниз. Постепенно онбудет все внимательнее следить за его движениями. Нарисованное лицо Лица по-прежнему притягивают внимание ребенка. Нарисуйте на кусочкеткани рожицу и пришейте к внутренней стороне простыни, которой он накрыт.Поднимая простыню, малыш увидит улыбающееся лицо. Карусель Теперь малыш замечает разницу между нормальным лицом и перекошенным.Нарисуйте цветным карандашом или мелом на твердой бумажной тарелке две ро- жицы -- с одной стороны веселую, а с другой -- печальную. (Можносделать дырочки вместо глаз или менять положение пак и перевернуть тарелку. На какую рожицу вашемумалышу нравится смотреть больше? Исчезающий мяч Поставьте у стены стул, на котором сидит ваш ребенок, и закатите поднего мячик. Пусть он ударится о стену и выкатится обратно. Понаблюдайте,будет ли малыш следить за мячом.Повседневные дела
Время кормления Дайте ребенку ложечку Во время кормления дайте ребенку в руки ложечку, тогда он перестанеттянуться к той, которой вы его кормите. Не ждите, что малыш начнет естьсамостоятельно. То, что он держит ложку, уже само по себе большоедостижение. Дайте ребенку чашку Некоторым пятимесячным детям нравится пить из чашки. Чтобы ребенок неразлил жидкость, капните в пластмассовую чашку сначала всего 2 -- 3 капли идайте подержать ее своему малышу. Называйте части тела ребенка Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, докоторых вы дотрагиваетесь. Застывшее лицо Разговаривая с ребенком во время переодевания, остановитесь на секунду,и пусть малыш увидит, что ваше лицо стало совершенно неподвижным.Понаблюдайте за тем, как он будет пытаться заставить вас заговорить снова. Кораблик в детской ванночке Если, купая ребенка, вы опустите в ванночку кораблики, это доставитмалышу огромное удовольствие. Их можно легко сделать, взяв пластмассовыекоробочки из-под маргарина. Время отдыха Ласково похлопайте малыша Если вы видите, что ребенок устал, но никак не может успокоиться,возьмите его на руки, прислоните к пле- ; чу и ласково и ритмично похлопайтепо спине. Он расслабится и отдохнет вместе с вами. Разговор шепотом Попробуйте прошептать малышу на ушко несколько ! слов. Новые способыобщения способствуют установлению более близких контактов между вами иребенком. Укачивание Дети любят, когда мама или папа прижимают их к себе | и качают.Укачивая ребенка, пойте ему колыбельную песню.* Шесть месяцев *
Мир ребенка
Родители замечают появление новых особенностей в поведении и характереребенка. Ласковый, открыто проявляющий свои чувства малыш вдруг начинает сопаской относиться к незнакомым людям. При появлении гостя он уже не такохотно улыбается и выражает свою радость. Даже бабушка, которая постояннонавещает внука, рискует получить отпор, пытаясь взять его на руки. Ксчастью, первоначальная робость малыша быстро проходит. Чтобы ребенокпреодолел смущение, взрослым достаточно поговорить с ним или подаритьигрушку, и они снова станут добрыми друзьями. Почему так происходит? Неужели ребенок действительно утратил своймягкий, добрый нрав? Нет. Просто единственные люди, с которыми он всегдаготов общаться и которым доверяет, -- это его родители. В сознании малышамама и папа ассоциируются с ощущением безопасности и комфорта, с едой иудовольствием, и он не принимает никакой замены. Появление нового лица можетгрозить ему разлукой с родителями. Как только малыш привыкает к незнакомому человеку, он сразу становитсявеселым и ведет себя естественно. Шестимесячный ребенок начинает осознаватьсвое "я" и то влияние, которое он оказывает на окружающих. Малыш любитпокривляться и подурачиться, и если его гримасы вызывают одобрение взрослых,он начинает делать это еще с большим энтузиазмом.Двигательные навыки