Какую долю этот материал дол­жен занимать в сюжете? 4 страница

Второй вариант применения ра­курсной съемки — это возможность показать характерные признаки объ­екта, которые могут быть хорошо различимы только при взгляде с верхней или нижней точки. Этим приемом пользуются часто. Пейза­жи и архитектурные комплексы, интерьеры и различные предметы, общая картина какого-либо собы­тия — все разнообразие явлений и процессов, касающихся героя, неред­ко можно показать с яркой вырази­тельностью только при ракурсной съемке.

В кадре 74 кинооператор выбрал ракурсную точку зрения, учитывая, что ракета устремлена вверх. Ракурс усиливает смысл композиции, кото­рая читается просто: ракета вызва­ла интерес ребят, потому что она мо­жет уноситься в небо. Эта мысль за­явлена в содержании кадра и уси­лена ракурсной съемкой. Четка** J* коничная композиция состоит из трех компонентов: ракета, ^ дети. Нижняя точка съемки позволи­ла убрать из кадра все, что могло от­влечь внимание, — павильоны ВДНХ, аллеи, заполненные посети­телями, и пр.

В сущности, эта съемочная точка косвенно соотнесена с позицией че­ловека, гуляющего по выставке и рассматривающего экспонаты. Осо­бенной остроты ракурса в данном случае не потребовалось, потому что

Кадр 74

компоновка кадра вполне соответ­ствует тому, что увидел бы посети­тель ВДНХ при непосредственном наблюдении окружающего.

На общем плане зафиксирован очень важный момент: жест маль­чика, указывающего на сопло раке­ты. Его значимость действительна не только для общего плана. Эффект от этого жеста будет определять

;!Р^но-композиционную структу­ральных кадров эпизода, так выражает чувства юных по-са®*ггелей выставки и говорит о том экспонате, который вызвал эти чув­ства.

Этот жест — основной компози­ционный вектор, определяющий ха­рактер построения остальных мон­тажных планов, которые могут быть сняты на данном объекте. Это мо­гут быть портреты ребят, детали ра­кеты и т. д. Ясно, что независимо от содержания этих планов они

потребуют ракурсных композиций. Если кинооператор во время репор­та ж иых съемок фиксирует какой-либо ударный момент, выражающий главный смысл происходящего дей­ствия, то в дальнейшем набор кад­ров может компоноваться на основа­нии найденного изобразительного ориентира.

— Ну и что вы хотите сказать разговорами о ракурсах? — мог за­сомневаться пещерный художник. — Уж не упрекаете ли меня за то, что я не рисовал портреты мамонтов с нижней точки?

— Совсем не собираемся, — ска­зали бы мы. — Мы понимаем, что это сложная творческая задача.

Но если бы мы снимали кино­фильм об эпохе палеолита, то обяза­тельно сняли бы мамонта с точки зрения человека, стоящего у ног косматого великана. Так мы под­черкнули бы рост мамонта. Его хобот


(нооператора

Е. Медынский «Компонуем кинокадр»


брал бы охапку травы и медленно уносил вверх, к основаниям клыков, в спокойно жующий рот. Или сняли бы крупный план самого худож­ника после того, как он со своими соплеменниками праздновал оконча­ние удачной охоты. На фоне неба по­явилась бы сияющая физиономия нашего коллеги, а на переднем пла­не мелькала бы ручища с копьем, которым наш предок размахивал, выражая дикий восторг...

— Вот этот ракурс подчеркнул мою радость, — сказал бы предок, увидев такой кадр. — Такой ракурс служит особой цели.

— Правильно, — согласились бы мы. — Это пример ракурса, помо­гающего выразить эмоциональное состояние героя.

Третий вариант ракурсной съем­ки — это использование ракурса как своеобразного изобразительно­го эпитета. Это значение приема кинематографисты нашли далеко не сразу, но именно такое его приме­нение дает наиболее интересные результаты. Одним из тех, кто рас­крыл эту роль ракурса, был заме­чательный советский киноопера-

Какую долю этот материал дол­жен занимать в сюжете? 4 страница - student2.ru

тор А. Д. Головня. Снимая фильм «Мать», он использовал ракурс как средство психологической харак­теристики героев, и это было собы­тием в истории не только отече­ственного, но и мирового киноискус­ства.

В наше время стилистика игровых фильмов изменилась, но принципы, найденные основоположниками ки­нооператорского мастерства, оста­лись, так как они составляют сущ­ность операторского искусства. Это касается и ракурса, использованного в качестве эмоционального определе­ния.

Такой эпитет подчеркивает не только внешние признаки объекта, он может комментировать духовное состояние героя. Именно это явилось подлинно творческим открытием ра­курса, который стал не техническим приемом, а средством, выражающим идеи и чувства автора.

Величественный. Торжественный. Радостный... Очевидно, раскрыть смысл этих определений и дать эмо­циональные оценки их поможет взгляд с нижней точки. Объект или герой как бы возвысятся над зрите­лем. И хотя это будет пространствен­ное соотношение, но наше сознание при определенных условиях наделя­ет его нравственно-этическим содер­жанием. Опыт поколений помогает кинозрителю воспринимать ракурс как эмоциональную оценку по ана­логии с ролью литературных эпите­тов. Ведь читая фразы, где эпитетам принадлежит решающая роль, мы сразу воспринимаем характеристи­ки, данные герою писателем. «Гор­до поднятая голова», «горестно опу­щенная голова» — такие сочетания сразу дают нам представление о

чувствах, переживаемых героем. И у нас не вызовут осмысленного отклика словесные формулировки типа «гордо опущенная голова», «весело согнутая спина», «радост­но поникшие плечи». В речевом строе такие образы прозвучали бы неле­постью. Аналогично может действо­вать и неточное применение ракур­са.

Горестный. Поверженный. Уд­рученный... Как снять героя, которо­му адресованы такие эпитеты? Оче­видно, эти определения могут быть выражены съемкой с верхней точки.

Кадр 75 — своеобразное дока­зательство связи физического дей­ствия и духовного состояния чело­века. Оба — и победитель и побеж­денный — красноречиво свидетель­ствуют, как выглядит человек, испы­тывающий положительные или отри­цательные эмоции. И кинооператор сделал бы правильно, если бы, ра­ботая над этим эпизодом, снял круп­ные планы спортсменов, показав их в ракурсе: победителя с нижней точки, а побежденного — с верхней. И это вовсе не шаблонное решение. Позы героев — это внешнее проявле­ние их чувств, их настроения, и это может быть подчеркнуто ракурсной позицией камеры.

Применение ракурсных съемок для психологической характери­стики персонажей очень ярко про­явилось в творчестве замечательно­го советского кинооператора А. Д. Головни — одного из основателей советской кинооператорской шко­лы. В фильме «Мать», ставшем классикой мирового кинематографа (режиссер В. Пудовкин), был создан изобразительный образ глав­ной героини Ниловны, которая в

Какую долю этот материал дол­жен занимать в сюжете? 4 страница - student2.ru

Какую долю этот материал дол­жен занимать в сюжете? 4 страница - student2.ru

начале своего гражданского станов­ления была снята с верхней точки, что подчеркивало ее забитость, при­ниженность, покорность судьбе (кадр 76). И лишь в финале картины, когда Ниловна идет со знаменем в первых рядах демонстрантов, опе­ратор снял ее с нижней точки, чтобы усилить ощущение пробу­дившегося в ее душе человеческого достоинства (кадр 77).

Но, с другой стороны, в фильме «Мы из Кронштадта» (режиссер Е. Дзиган, оператор Н. Наумов-


Какую долю этот материал дол­жен занимать в сюжете? 4 страница - student2.ru

Какую долю этот материал дол­жен занимать в сюжете? 4 страница - student2.ru

Кадр 78

Страж) кадры, показывающие плен­ных моряков, стоящих на краю об­рыва перед казнью, тоже сняты с нижней точки. Правомерно ли это? Они потерпели поражение, а ракурс соответствует понятиям «величест­венный», «непобедимый»? Но все дело в том, что, хотя взятые в плен моряки и побеждены, они не сломлены духовно! Кстати, они по­казаны в том же ракурсе, в котором снят финальный кадр фильма: на этом же обрыве стоит балтийский моряк Артем Балашов, который отомстил за погибших товарищей и, сбросив врагов в море, произнес пророческие слова: «А ну, кто еще

хочет на Петроград?!» (Кадры 78, 79.)

Когда мы слышим эту фразу, зву­чащую с экрана сегодня, мы не­вольно вспоминаем последующую историю Ленинграда, дни Великой Отечественной войны, и кадр, сня­тый в тридцатые годы, приобретает символическое звучание!

Выбирая ракурсные съемочные точки, кинобператор не должен за­бывать о конкретных обстоятель­ствах, об индивидуальных особен­ностях объекта съемки, которые мо­гут соответствовать авторскому за­мыслу, а могут и противостоять ему. Так, например, показывая лю­дей в ракурсе, следует особенно

Кадр 80 а, 6

Какую долю этот материал дол­жен занимать в сюжете? 4 страница - student2.ru

внимательно следить за тем, как в данных обстоятельствах выглядит герой, не деформируется ли его фигу­ра или лицо. Сравнивая кадры 80, а и б, можно заметить, что в первом случае герой снят по клас­сической схеме, повторяющей ракурс из финальной сцены фильма «Мать», и действительно выглядит вполне торжественно. Но портрет бывшего моряка явно неудачен. В центре кар­тинной плоскости оказались подбо­родок и шея пожилого человека, и на эти натуралистические детали зри­тель обратит внимание в первую очередь. Кроме того, в известной степени потерялось ощущение тор­жественности момента оттого, что в ракурсном кадре исчез фон, соз­дающий определенное эмоциональ­ное настроение.

С помощью ракурсной позиции кинокамеры можно решать различ­ные творческие задачи. Но в любом случае ракурс становится сильным и действенным средством только тогда, когда кинооператор приме­няет этот прием, чувствуя необхо­димость высказать свое отношение к объекту съемки и имея для этого достаточные основания.

Наши рекомендации