Типы динамики максимального темпа движений 5 страница
ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА «СЫРЫХ» ОЦЕНОК В «ШКАЛЬНЫЕ» ПО ТЕСТУ «ДЕЛОВЫЕ СИТУАЦИИ». ВЫБОРКА ЖЕНЩИН.
"Шкальные" | |||||||||||
Оценка | |||||||||||
Фактор | "Сырые" | ||||||||||
Е ' | - | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5-4 | 4,5 и более | ||
I1 | - | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3-3,5 | 4-4,5 | 5,0 " | ||
М' | - | - | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5-3 | 3,5 | 4,0 " | ||
Е | 0-0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3-3,5 | 4,0 | 4,5-5 | 5,5-6 | 6,5 " | |
Е | - | - | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2-2,5 | 3-3,5 | 4-4,5 | 5,0 " | ||
I | - | - | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5-3 | 3,5-4 | 4,5 " | ||
I | - | - | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5-3 | 3,5-4 | 4,5 " | ||
М | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3-3,5 | 4-4,5 | 5-6 | 6,5 " | ||
е | 0-0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5-3 | 3,5 | 4-4,5 | 5-5,5 | 6-6,5 | 7,0 " | |
i | 0,5 | 1,0 | ,1,5 | 2,0 | 2,5 | 3-3,5 | 4-4,5 | 5-5,5 | 6,0 " | ||
m | 0-0,5 | 1,5 | 1,5 | 2,0 | 2,5-3 | 3,5 | 4-4,5 | 5-5,5 | 6-6,5 | 7,0 " | |
ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА «СЫРЫХ» ОЦЕНОК В «ШКАЛЬНЫЕ» ПО ТЕСТУ «ДЕЛОВЫЕ СИТУАЦИИ». ВЫБОРКА МУЖЧИН.
"Шкальные" | |||||||||||
Оценка | |||||||||||
Фактор | "Сырые" | ||||||||||
Е' | - | - | 0,5 | 1,0 | 2-2,5 | 2,5 | 3-3,5 | 4-4,5 | 5 и более " | ||
/' | - | 0,5 | - | 1,0 | 2,5 | 2,5 | 3-3,5 | 4-4,5 | 5 " | ||
М' | - | - | 0,5 | 1,0 | 2,0 | 2,0 | 2,5 | 3-3,5 | 4 " | ||
Е | 0,5 | 1,0 | - 1,5-2 | 2.5 | 4-4,5 | 4,0 | 5-5,5 | 6-6,5 | 7 " | ||
Е. | - | - | 0,5 | 1,0 | 2,5-3 | 2-2,5 | 3,5-4 | 4,5-5,5 | 6 " | ||
I | - | - | 0,5 | 1,0 | 2,0 | 2,0 | 2,5-3 | 3,5-4 | 4,5 " | ||
I | - | - | 0,5 | 1,0 | 2,0 | 2,0 | 2,5-3 | 3,5-4,5 | 5 " | ||
М | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 3-3,5 | 3-3,5 | 4,0 | 4,5-5 | 5,5 " | ||
в | 0,5 | 1,5 | 2-2,5 | 3-3,5 | 4,5-5 | 4-4,5 | 5,5-6 | 6,5-7 | 7,5 " | ||
i | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 3-3,5 | 3-3,5 | 4-4,5 | 5-5,5 | 6 " | ||
m | 0-0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5-3 | 4-4,5 | 4-4,5 | 5-5,5 | 6-6,5 | 7 " | |
ТАБЛИЦА СРЕДНИХ «СЫРЫХ» ОЦЕНОК И СТАНДАРТНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ ПО
МЕТОДИКЕ «ДЕЛОВЫЕ СИТУАЦИИ»
Фактор Группа | Е' | /' | М | Е | Е | / | / | М | е | i | т | ||
Женщи | М | 1,4 | 1,6 | 1,2 | 2,9 | 1,3 | 0,8 | 1,1 | 2,2 | 3,1 | 2,2 | 3,1 | |
ны | б | 1,3 | 1,3 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,6 | 1,3 | 1,7 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |
Мужчи | М | 1,0 | 1,3 | 1,1 | 2,8 | 1,2 | 0,8 | 0,9 | 2,2 | 3,6 | 2,3 | 3,1 | |
ны | б | 1,5 | 1,4 | 1,2 | 1,7 | 2,0 | 1,5 | 1,7 | 1,4 | 1,4 | 1,5 | 1,5 | |
3) / (принятие на себя вины за случившееся) - поступать таким образом предпочитают доверчивые, уступчивые, заботящиеся о других, доброжелательные, склонные «уступать дорогу другим», а также застенчивые, конформные, нередко берущие вину на себя; по мнению окружающих, это люди самокритичные, ответственные, но с несколько сниженным творческим и рациональным потенциалом в решении задачи;
4) / (субъект, допуская свою виновность, отрицает ответственность, ссылаясь на смягчающие обстоятельства) - подобной тактики придерживаются специалисты с доминирующей узко-производственной направленностью, умеющие ориентироваться в работе, но со сниженными административно-организаторскими умениями несмотря наих высокие коммуникативные качества;
5) М (ответственность за кого-либо, вовлеченного во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, ситуация рассматривается как неизбежная) - толерантное поведение в затруднительной обстановке связано с такими личностными характеристиками, как независимость в суждениях и поведении, с богатым воображением и творческим подходом к решению задачи, а также с хорошим словарным запасом и высоким уровнем культуры специалиста.
Комплекс реакций испытуемых разрешающего типа (N/P), когда активность субъекта направлена на поиск конкретного выхода из затруднительной ситуации, включает в себя:
1) е (требование, ожидание от кого-либо разрешения фрустрирующей ситуации) - такой путь решения конфликта отличает людей деятельных, склонных к социальным контактам, активных, имеющих предрасположенность к эмоциональному лидерству; эксперты отмечают их оперативность, авторитетность в коллективе, инициативность;
2) i (субъект берется сам решить фрустрирующую проблему) - этот фактор связан с высокой эмоциональной стабильностью личности и свидетельствует о развитом чувстве долга, повышенной ответственности специалиста, но вы-
сокий процент реакций такого рода связан с несколько сниженными экспертными оценками организационных умений, например, умением правильно распределять работу, отсутствием индивидуального подхода к людям;
3) т (выражается надежда, что время, естественный ход событий разрешат проблему) - этой продуктивной тактики придерживаются инженеры с развитыми административно-организаторскими умениями, особенно умением правильно распределять работу, а также справедливо поощрять и наказывать; их также отличает гармоничное сочетание таких личностных черт, как упорство, ответственность, обязательность, с одной стороны, и конформность, внимание к мнению и интересам других людей - с другой.
Методика «Деловые ситуации» является инструментом, направленным на изучение предпосылок к осуществлению управленческой деятельности, демонстрирующим индивидуальную комбинацию приемов, позволяющих решать напряженные конфликтные ситуации. Но без знания индивидуальных характеристик личности, а также интеллектуального потенциала инженера, нельзя адекватно оценить его управленческую деятельность и дать справедливый прогноз его возможностей. Данная методика имеет прогностическую силу при определении административно-управленческих особенностей рядовых и ведущих инженеров, дает дополнительную информацию при выдвижении в резерв, а также служит полезным инструментом для определения уровня управленческой деятельности руководителя.
Методика может быть использована для индивидуальной работы, а также в условиях группового эксперимента при одновременном участии 20-25 испытуемых. Индивидуальная форма проведения эксперимента, как правило, дает большую информацию исследователю, так как имеется возможность выяснить эмоциональную окраску ответа, уточнить некоторые особенности реагирования на фрустрационную обстановку. Не исключена возможность полу-
ОПИСАНИЕ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ СИМВОЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОЦЕНКЕ ОТВЕТОВ В ТЕСТЕ «ДЕЛОВЫЕ СИТУАЦИИ»
OD препятственно-доминантный тип реакции (с фиксацией на препятствии) | ED самозащитный тип реакции (с фиксацией на защите собственной личности) | NP разрешающий тип реакции (с фиксацией на разрешение ситуации) | |
Е | Е' - В ответе подчеркивается чувство фрустрированности, активность индивида направлена на «переживание» информации о препятствии. Пример: «Жаль», «Вот так неудача». | Е - В ответе выражается порицание, враждебность против кого-либо или чего-либо в окружении, обвинения, упреки, саркастические атаки. Пример: «Пошел к черту», «Мы из-за Вас сорвем срок сдачи...». E - Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный проступок. Пример: «Я никогда не обещаю того. что сделать не смогу». | е - В ответе требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить «ту ситуацию. Пример: «Это Вам надо разрешить «тот вопрос». |
I | I1 - Фрустрирующая ситуация интерпретируется как благоприятно выгодно-полезная, как приносящая удовлетворение или заслуживающая наказания. Пример: «Блестящее совпадение. У меня тоже нет времени». В ситуациях «обвинения» оцениваются ответы, в которых выражается смущение или сожаление отвечающего по поводу того, что он послужил причиной неприятности. Пример: «Надеюсь. Вы на меня не сердитесь». | I - Агрессия в форме осуждения, порицания или самоумаления направлена на себя. Пример: «Простите ради бога», «Я действительно виноват в случившемся». I – Субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства. Пример: «Да, но я же не хотел...». | i -Субъект сам берется разрешить фрустрационную проблему. Пример: «Я беру ответственность за исправление «той ситуации на себя». |
M | M1 - Трудности фрустрирующей ситуации, не замечаются или сводятся к полному ее отрицанию. Пример: «Ничего страшного, я ее уже прочитал». | М - Ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается. Пример: «Ничего, на ошибках учимся». | т - В ответе выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать, или же, что взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию. Пример: «Давайте спокойно поговорим. подумаем». |
чения устных ответов с последующим их фиксированием психологом-экспериментатором. Инструкция предусматривает ограничение времени при выполнении испытуемым теста с целью выявления непосредственной реакции, специфической для индивида. В среднем время выполнения теста - 25 мин.
В процессе работы с методикой создана таблица «стандартных ответов», т. е. наиболее часто встречающихся на определенную ситуацию (от 40%). Для этого использованы результаты выборки из 120 инженеров КБ г. Красногорска (поровну мужчин и женщин); каждая подвыборка содержала по 20 представителей различного должностного статуса: рядовых, ведущих инженеров и руководителей. Были подсчитаны частоты выделенных факторов, которыми оцениваются ответы испытуемых на каждую ситуацию теста. Далее подсчеты велись исходя из соображений равновероятности выбора с использованием формулы биноминального распределения. Статистически значимые (на 0,01% уровне) вероятности появления счетных факторов определили характерные для конкретной ситуа-
ТАБЛИЦА «СТАНДАРТНЫХ ОТВЕТОВ»
OD | ED | ND | |
Е' | е | ||
ет | |||
iт | |||
Е | е | ||
I | |||
ЕЕ | |||
Е | |||
е | |||
I1 | I | ||
М | т | ||
im | |||
i | |||
т | |||
т | |||
M | е |
ции ответы. Полученная таким образом таблица «стандартных ответов» служит для подсчета индивидуального коэффициента групповой адаптивности (КГА), который, по мнению С. Розенцвейга, является показателем фрустрированности субъекта. Н. Г. Хитрова придерживается мнения, что КГА служит показателем коммуникативных свойств личности, навыков эмоционального реагирования.
Валидность теста «Деловые ситуации» определялась путем сопоставления его результатов, полученных на выборке, состоящей из 40 руководителей одного из предприятий г. Вильнюса, с результатами проведения фрустрационно-рисуночного теста С. Розенцвейга на той же выборке специалистов. Корреляционный анализ выявил положительные связи между идентичными факторами методик, причем наиболее тесные связи обнаружены между показателями по факторам: е, Е, I. Данный факт свидетельствует о том, что методика «Деловые ситуации» выявляет те же признаки, что и положенный в ее основу метод рисуночных ассоциаций.
Валидность теста «Деловые ситуации» доказывается также сопоставлением ее результатов с данными групповой оценки личности, отражающей мнение коллектива. Работа проведена на выборке инженеров одного из КБ г. Красноярска - 111 человек. Полученные данные приведены выше, в описании содержания основных поведенческих реакций, и подтверждают валидность методики «Деловые ситуации» по большинству показателей теста. Результаты статистической обработки содержатся в прилагаемых таблицах.
МЕТОДИКА
ДИАГНОСТИКИ «РЕЙТИНГ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРСОНАЛА»
Укажите, пожалуйста. Вашу должность
Каков Ваш трудовой стаж
Предлагаем ответить на интересующие Вас вопросы, которые объединены в три группы (табл. 1). При ответе на вопросы первой группы необходимо выполнить два задания.
Задание 1. Внимательно ознакомьтесь, пожалуйста, с перечнем, включающим 25 вопросов. Выберите наиболее значимую для Вас проблему и оцените высшим баллом - 25 баллов. Занесите оценку в графу Н. Из оставшихся 24 вопросов вновь выберите наиболее значимый для Вас и дайте ему оценку, но уже в 24 балла. Оценку также занесите в графу Н. Проведите это последовательно по всем вопросам. Последний вопрос будет оценен Вами в 1 балл. Задание 1 выполнено.
Задание 2. Загните, пожалуйста, опросный лист с левой стороны сверху вниз на расстоянии 3,5 см так, чтобы не было видно показателей в графе Н. Теперь оцените, пожалуйста, какая из 25 Ваших потребностей удовлетворяется в настоящее время лучше и больше чем все остальные. Оцените ее 25 баллами, а результат занесите в графу HI. Из оставшихся 24 потребностей оцените высшим баллом (24 балла) ту, которая удовлетворена сейчас в большей степени. И так до конца. Последняя - 1 балл.
Таблица 1.
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
Н | ВОПРОС | HI | Д | д |
Благополучие в семейных отношениях | ||||
Удовлетворенность во взаимоотношениях с сотрудниками | ||||
Личная комфортность и удовлетворенность в жизни | ||||
Психическая стабильность и отсутствие постоянной неудовлетворенности работой | ||||
Защищенность в социальной среде: на работе и вне ее | ||||
Удовлетворенность Вашим статусом в коллективе | ||||
Свобода выбора и смены вида профессиональной деятельности | ||||
Удовлетворенность взаимоотношениями со всеми вышестоящими руководителями | ||||
Возможность для самосовершенствования и самореализации вне работы при обеспечении законных гарантий | ||||
Комфортность условий труда | ||||
Наличие авторитета среди сотрудников | ||||
Спокойствие и уверенность в благополучии и обеспеченности семьи в настоящем и будущем. | ||||
Материальная достаточность и удовлетворенность денежным содержанием | ||||
Высокие результаты труда и их признание | ||||
Соответствие позиции лидера реальному статусу | ||||
Степень совпадения личных и служебных интересов | ||||
Наличие авторитета среди вышестоящего начальства | ||||
Удовлетворенность взаимоотношениями на работе | ||||
Признание руководством личных усилий и их оптимальности в достижении результатов труда | ||||
Более престижная и оплачиваемая профессиональная деятельность | ||||
Удовлетворенность результатами самосовершенствования и самореализации в избранном виде деятельности | ||||
Удовлетворенность престижностью | ||||
Вашей профессией, статусом и реальным положением в обществе | ||||
Удовлетворенность взаимоотношениями с непосредственным начальником | ||||
Преобладание хорошего, приподнятого настроения | ||||
Мотивация профессиональной деятельности и удовлетворенность личным участием в ней | ||||
Забота о личном здоровье и здоровье членов семьи |
Вопросы второй группы
Ответьте, пожалуйста, на них
Укажите, пожалуйста, в табл. 2, как Вы используете служебное и внерабочее время (в процентах от общего бюджета).
Таблица 2.
№ | Вопросы | День | Нед | Мес | Ср.з |
1. Служебное время | |||||
а. Характер функциональных действий: | |||||
выдача распоряжений, совещания | |||||
организация исполнения и контроль | |||||
аналитическая работа | |||||
другие функции, укажите какие | |||||
б. Содержание деятельности: | |||||
личное участие в обучении персонала | |||||
личное участие в воспитательной работе | |||||
выполнение сугубо должностных обязанностей | |||||
коммуникации и общение | |||||
самосовершенствование как профессионала | |||||
решение личных вопросов | |||||
другие обязанности и занятия | |||||
2. Внеслужебное время | |||||
а. Виды и направления занятий: | |||||
личные увлечения | |||||
занятия в кругу семьи | |||||
занятия в кругу друзей | |||||
другие хобби и занятия | |||||
б. Содержание занятий и увлечений: | |||||
отдых, увлечения | |||||
вопросы быта и обустройства | |||||
профессиональное самосовершенствование | |||||
культурное развитие и художественное творчество | |||||
занятия физкультурой и спортом | |||||
другие виды занятий и увлечений |