Развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.

Тема2. 1.вопрос. Предпосылки возникновения менеджмента.

Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.

У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного челове­ка на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.

Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. С ростом масштабов производства увеличивается диапазон профессий и количество менеджеров. Наибольшее развитие менеджмент получил в ХХ веке.

Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:

индустриальный способ организации производства;

развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.

Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу “Принципы научного управления”, считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.

Развитие управления как научной дисциплины представляло собой несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления - это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких, как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере развития этих областей знаний исследователи в области управления, теоретики и практики узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации.

2.вопрос

«Одномерные» учения об управлении.

К числу основных данных учений относятся: научное управление, бихевиористские учения и организационные теории.

Научное управление. Основатель – Ф. Тейлор (1856–1915). Его учение основано на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации трудовой деятельности. Исходным для рационализации труда у Тейлора было изучение задачи, которое должно было давать информацию для построения рационального набора операций по ее решению. Он считал, что менеджеры должны думать, а рабочие – работать. Это приводило к появлению большого числа функциональных менеджеров и углубленной специализации на базе операционного разделения труда. Основные принципы этого направления: разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и др.; абсолютное следование разработанным стандартам; подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу; оплата по результатам труда; использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям и др.

Бихевиористские учения. Их развитие было обусловлено переносом центра тяжести в управлении с задач на человека. М. Фоллет (1868-1933) считал, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими, быть лидером, признанным рабочими, а не опирающимся на должностную власть. Менеджер должен исходить из ситуации и управлять в соответствии с тем, что диктует ситуация, а не с тем, что предписано функцией управления.

А. Маслоу (1908-1970) разработал теорию потребностей («пирамида потребностей»). Человек имеет сложную структуру иерархически расположенных потребностей, и управление в соответствии с этим должно вестись на основе выявления потребностей рабочего и использования соответствующих методов мотивирования.

Организационные теории. А. Файоль (1841-1925) считал, что при правильной организации работы каждый менеджер может добиться успеха. Рассматривая организацию как единый организм, Файоль считал, что для любой деловой организации характерно наличие определенных видов деятельности, или функций: техническая деятельность (производство); коммерческая деятельность (закупка, сбыт, обмен); финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала); деятельность безопасности (защита собственности людей); эккаутинг (деятельность по анализу, учету, статистике); управление (планирование, функция организации, распорядительство). Файоль выделил управление как особый вид деятельности и определил, что деятельность по управлению включает в себя обязательные функции: планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль.

Файоль также разработал 14 принципов управления: разделение труда; власть; дисциплина; единство распорядительства; единство руководства; подчинение индивидуальных интересов общим интересам; вознаграждение персонала; централизация; цепи взаимодействия; порядок; равенство; стабильность персонала; инициатива; корпоративный дух.

теории “X” и “Y”

Для организаций типа “X” характерны следующие предпосылки:

· обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы;

· по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут быть побуждены к тому, чтобы осуществлять нужные действия и затрачивать должные усилия, необходимые для достижения организацией своих целей;

· средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации.

Организации типа “Y” имеют следующие предпосылки, которые в основном изложены в теории бюрократического построения организации М.Вебера (1864 – 1920):

· разделение труда на базе функциональной специализации;

· хорошо определенная иерархическая система распределения власти;

· система правил и норм, определяющих права и обязанности работников;

· система правил и процедур поведения в конкретных ситуациях;

· отсутствие личностного начала в межличностных отношениях;

· прием в организацию на основе компетентности и потребностей организации;

· продвижение внутри организации на основе компетентности и широких знаний организации, которые приходят с выслугой лет;

· стратегия к пожизненному найму;

· четкая система карьеры, обеспечивающая продвижение наверх для квалифицированных работников;

· управление административной деятельностью состоит в разработке и установлении доскональных письменных инструкций по внутриорганизационным действиям.

Вопрос.

Наши рекомендации