Насколько важна для меня эта задача?

При постановке задач проследите, чтобы план действий не шел вразрез с системой ваших ценностей. Ведь так легко попасть в ловушку и поставить задачи, направленные на то, чтобы ублажить других. На этом этапе психологам часто приходится бороться с искушением дать клиенту совет. Спросить у кого-нибудь, что делать, проще всего, но если получим совет, противоречащий нашим собственным ценностям, то, как бы он ни был хорош, мы вряд ли ему последуем. Конечно, в таком положении кроется одно преимущество – всегда можно обвинить в неудаче своего советчика!

Упражнение Приведенная ниже опорная структура поможет вам поставить для себя задачи. Она дается в форме утверждении, которые вам предлагается закончить либо письменно, либо записав на пленку. Если вы занимаетесь с парт -нером или в группе, проработайте все пункты по очереди, помогая друг другу придерживаться вышеописанных принципов. · Мое общее намерение заключается в том, чтобы.. · Поэтому я ставлю перед собой следующие цели. · Первая цель, над которой я собираюсь работать. · К этой цели приведет выполнение следующих задач. Закончите следующие утверждения для каждой задачи: · Когда я выполню эту задачу, то смогу... · Я смогу судить о своих успехах по... · Доказательством моего успеха будет... · Для выполнения задачи мне потребуется... · То, что я собираюсь делать, вполне реально, так как... · Этого достаточно для моих целей, потому что... · Это важно для меня, поскольку... · Я начну с такого-то числа... · Я пересмотрю ситуацию тогда-то...

СТОИТ ЛИ БЕСПОКОИТЬСЯ?

Этот этап можно рассматривать как середину вашего путешествия. Все, что было до сих пор, только подготавливало перемены. Все, что будет дальше, направлено на выполнение поставленных вами задач. Не поддавайтесь искушению "перескочить" через стадию тщательного выбора задач, особенно если вас так и распирают идеи, касающиеся задуманных изменений. Ваш долгосрочный успех полностью зависит от того, как вы справитесь с этим процессом. Одна из причин неудач при проведении изменений в жизнь заключается в том, что люди начинают действовать слишком рано, пожалев времени на всестороннее рассмотрение дела.

Вот, например, Дерек – он был очень одинок и совсем не умел строить отношения с женщинами. Тем не менее ему очень хотелось жениться и обзавестись семьей. У него никогда не было близкой подруги, и казалось, что жизнь проходит мимо. Вспоминая свое детство и постоянно ссорившихся родителей, у которых он был единственным сыном, Дерек понял, что для защиты от насилия и несчастий, перенесенных тогда, он выработал себе такой сценарий: "Если у меня ни с кем не будет близких отношений, то меня некому будет обижать".

Когда он уяснил, что ни к чему проявлять такую сдержанность и замкнутость, то решил действовать. Он вступил в клуб холостяков, стал помещать в газетах объявления в рубрике "знакомства" и назначать свидания женщинам со своей работы.

Но его надежды не оправдались. В обществе женщин он чувствовал себя неловко, не знал, о чем говорить и что делать, чтобы создать нужную атмосферу. Он вел себя то слишком робко, то слишком напористо. Поэтому после первого свидания никто не хотел встречаться с ним еще раз.

Он понял, что бросился в бой, не продумав как следует свои задачи. Для подготовки почвы следовало бы поставить себе задачи в нескольких направлениях – например, чаще встречаться с женщинами, стать увереннее в себе, научиться вести себя в обществе и т. п. Сделав вывод, что ему надо учиться искусству общения в более дружелюбной обстановке, он поступил на курсы межличностных отношений при ближайшем центре образования взрослых.

Очень легко совершить ту же ошибку, что и Дерек, и начать действовать слишком поспешно. Ценность рассмотренного выше способа постановки задач заключается в том, что вы можете двигаться не спеша, постоянно следя за своими успехами.

КАК ВЫ ЭТО СДЕЛАЕТЕ?

Следующий шаг после постановки задач – решить, как вы будете их выполнять. Если вам удастся придумать несколько вариантов, – замечательно, так как чем больше у вас возможностей, тем больше шансов на успех. Единственный план, если он не сработает, заставит вас начинать все сначала. Имея несколько планов, вы сможете в случае неудачи перейти к запасному.

Давайте вернемся к Дереку. Курсы очень помогли ему, и его умение общаться заметно улучшилось. У него была возможность попрактиковаться, участвуя в ролевых играх и выполняя групповые упражнения. Преподаватель и другие члены группы относились к нему с участием и поддерживали, его уверенность в себе стала расти. Он вспомнил о своем желании чаще встречаться с женщинами и почувствовал, что теперь готов к этому. Но он не был изобретателен по части знакомств со слабым полом, поэтому воспользовался простым методом, который часто используется в деловом мире для генерации творческих идей, – методом мозговой атаки. Им можно пользоваться самостоятельно в качестве индивидуального упражнения, но лучшие результаты он приносит в группе. Членам группы совсем не обязательно до тонкостей разбираться в вашей проблеме или быть экспертами. Даже лучше, если эти люди не знают ни вас, ни ваших проблем – тогда вы скорее получите конструктивные результаты.

Провести мозговую атаку очень просто, только надо придерживаться нескольких правил.

Объясните, чего вы хотите

Как можно проще объясните участникам мозговой атаки, чего вы хотите добиться, например: "Я хочу похудеть на шесть килограммов к концу зимы"; "Я хочу поступить на новую работу к концу года".

Объясните правила

Вам необходимо выслушать как можно больше идей по поводу того, как выполнить поставленные задачи. Пусть участники высказывают все идеи, пришедшие им в голову, – на этом этапе их не надо обсуждать. Скажите людям, чтобы они не стеснялись; годятся любые мысли – даже самые фантастические. Запишите все поступившие предложения.

Наши рекомендации