Окончательная постановказвука [с].

■^ Пусть ребенок тянет «верхнеязычный» звук [с'].Нужно подста­вить ко рту ладонь (несколько снизу), для того чтобы ощущать на ней выдыхаемую струю воздуха (слегка прохладную). Губы долж­ны быть вытянуты в улыбку.

•^ Во время длительного произнесения мягкого звука [с'](внима­тельно следя за воздушной струей на ладони) ребенок должен по­степенно округлять губы и, в конце концов, вытянуть их в тру­бочку, как при произнесении гласного [у](только оставив более широкое отверстие). Вы беззвучно показываете ребенку, каким образом нужно менять форму губ, а он повторяет это за вами. Звук [с']будет звучать более твердо.

Следите, чтобы ребенок, округляя губы, заодно не открывал ши­роко рта, в крайнем случае ему можно позволить ставить верхние резцы на нижние.

^ Ребенок все время должен следить за попадающей на ладонь воз­душной струей. Дайте ему такую инструкцию: «Ты должен по-

степенно вытягивать губы вперед, но струйка воздуха все равно должна попадать на ладонь. Она будет становиться все более и более теплой, а в конце ты должен будешь сделать ее горячей».

^ В результате у ребенка получится твердый звук [с].Если вы заме­тите, что он пытается удерживать мягкость произношения (с ок­руглением губ она должна исчезнуть автоматически), скажите ему, что его задача сейчас не в том, чтобы произносить звук [с'],а чтобы сделать горячей струю воздуха на ладони.

•^ Скажите ребенку, что, когда он произносит звук с вытянутыми в улыбку губами, у него во рту «пищит» тощий, маленький комар, и струйка воздуха получается прохладной. А когда он вытягивает губы в трубочку — то «пищит» толстый, упитанный комарик, и струйка воздуха от этого становится горячей.

•^ В конце концов, предложите ребенку сразу «попищать толстым комаром». Если это будет сложно, пусть произносит (по картин­ке) слог [су](губы ребенка уже находятся в походящей позиции). Этот слог должен выговаривать «толстый комар».

^ Если будет слышаться правильный или почти правильный звук [с],нужно будет выдвинуть губы вперед, как при произнесении гласного [ы](чтобы были видны верхние и нижние резцы). Зубы должны оставаться сомкнутыми. Покажите ребенку, как это сде­лать. Произношение звука от этого станет более точным. Можно (по картинке) произносить слог [сы].

^ Для уточнения произношения можно предложить ребенку поплот­нее прижать язык к верхним зубам.

■^ В дальнейшем закрепляйте звук в слогах [са], [сы], [сэ], [со], [су](«учите толстого комара разговаривать»).

^ Когда ребенок будет безошибочно произносить звук [с],сообщите ему, какой звук он выговаривает.

СПОСОБ V. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Ш]

•^ Ребенок должен тянуть звук [ш].

^ В это время пусть медленно продвигает язык вперед, от альвеол к верхним резцам. Язык не должен отрываться от нёба. Верхние резцы находятся прямо над нижними. Вы можете беззвучно пока­зать ребенку это движение.

■^ Если вы услышите прерывистое звучание звука, это значит, что перемещая язык, ребенок отрывает его от нёба. Предложите ему приоткрыть рот и совершать движение языком, глядя в зеркало.

^ При таком движении языка в произношении ребенка сначала бу­дет слышаться несколько смягченный звук [ш],потом неясный свистящий звук и, наконец, правильный звук [с].Это произойдет, если резцы ребенка закрыты. Если же рот будет приоткрыт, звук [с]окажется не совсем точным. Предупредите ребенка, что от дви-

жения языка его звук будет меняться, предложите вместе посмот­реть, какой звук в итоге получится.

^ Когда ребенок произнесет звук [с] (более или менее точный), скажи­те ему, что у него получился звук, напоминающий «свист» комара.

^ После этого потренируйте с ребенком этот «свист». Пусть сразу ставит язык в то место, в котором он слышится.

^ В дальнейшем, произнося звук [с] ребенок должен сомкнуть рез­цы так, чтобы они оказались в форме правильного прикуса (то есть закрыть рот), и в этом положении продолжать «свистеть».

^ Затем «обучайте» комара произносить слоги (по картинкам).

^ Когда ребенок будет свободно произносить звук [с], сообщите ему, какой звук он выговаривает.

СПОСОБ VI. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Ц]

■^ Пусть ребенок тянет звук [ц]. Вторым звуком после него будет

слышаться полноценный звук [с]. •^ Обратите внимание ребенка на этот второй звук. Скажите ему,

что он напоминает «свист» комара. ■^ Пусть ребенок произносит звукосочетание [цсс] таким образом: [цс —

с — с — с], прерывая звучание звука [с] короткими паузами. ^ В дальнейшем паузы нужно удлинять. ■^ В конце концов, предложите ребенку произнести изолированный

звук [с] — сразу «посвистеть» как комар. ^ В завершение приступайте к произношению слогов. -/ Когда звук у ребенка будет получаться безошибочно, скажите ему,

какой звук он произносит.

СПОСОБ VII. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

■^ Ребенок должен широко улыбнуться и поместить широкий рас­пластанный язык между зубами — на нижних зубах должен ле­жать только его расширенный кончик. Следите, чтобы верхними зубами ребенок не прикусывал язык.

■^ Попросите ребенка подуть на самый кончик языка, так, чтобы на нем почувствовался холодок. Пусть ребенок подставит ко рту ла­донь и ощутит на ней выдох.

^ Пока ребенок дует на кончик языка, вы кладете на него вдоль его средней линии зубочистку, слегка надавливаете ею на язык, обра­зуя «желобок», по которому в дальнейшем будет «выдуваться» воз­дух. Зубочистка должна входить в рот ребенка примерно на два сантиметра. Если язык будет уворачиваться, просуньте ее глубже.

-/ Когда вы нажимаете на язык зубочисткой, начинает слышаться неясный «шепелявый» свист.

После этого ребенок должен сблизить зубы так, чтобы между ними помещалась только зубочистка (прикусывать ее не надо), а язык остался за зубами (внутри). Ребенок должен продолжать дуть на кончик языка, выдох должен ощущаться между зубами. Во время сближения зубов свист прерывать нельзя.

Пока ребенок «свистит», вы сильнее или, наоборот, слабее нажима­ете на его язык зубочисткой, продвигая ее в глубь рта или, наоборот, прикасаясь ею к самому кончику языка. Таким образом, вы ищете положение, в котором звук [с]будет звучать наиболее правильно. Когда такое положение найдено, вы тренируете в нем свистящий звук, который можно назвать «свистом комара». В тот момент, когда звук [с]будет звучать правильно, вам нужно будет осторожно вынуть зубочистку изо рта ребенка. Какое-то время звук будет продолжаться по инерции.

Использовать этот прием нужно до тех пор, пока ребенок не на­учится самостоятельно ставить язык в нужное место и свистеть, как «комар».

После этого приступайте к произношению слогов (по картинкам). Если ребенок в слоге будет терять артикуляцию звука, какое-то время произносите с ним слоги при помощи зубочистки. Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.

Постановка звука [с] при аномалиях строения речевых органов

^ Если у ребенка недостаточная подвижность речевых органов,сна­чала разучите с ним упражнения артикуляционной гимнастики, предназначенные для постановки звука [с](см. с. 84). В результа­те он научится формировать по средней линии языка «желобок». Во время работы над звуком нужно контролировать положение губ ребенка, чтобы они не принимали участия в произношении. На первых порах можно придерживать их пальцами. Ставить звук [с]ребенку лучше всего третьим и седьмым способами. Межзубное произношение звука [с]возникает у ребенка при вы­полнении упражнения «Футболист».

-/ При вертикальном прикусезвук [с]нужно ставить при верхнем положении языка, когда его кончик упирается в верхние резцы. Используйте для этого первый, третий, четвертый, пятый и шес­той способы.

^ Точно так же нужно ставить звук при высоком нёбе или отсут­ствии нижних резцов(когда есть верхние).

■^ При нижнем выдвинутом прикусеставить звук [с]нужно при ниж­нем положении языка, когда его кончик упирается в нижние резцы.

Можно использовать первый способ, но базовый звук [т]нужно произносить, прижимая язык к нижним зубам. Можно полнос­тью использовать второй способ.

При постановке звука [с]третьим способом нужно придерживать­ся некоторых правил. Язык нужно располагать во рту так, чтобы он по всему периметру прижимался к нижним резцам, а верхние резцы нужно ставить на него, чтобы между ними образовывалась щель. Первоначальный звук [с]будет возникать в результате про­хождения воздуха в эту щель. Если у ребенка не будет появляться «желобок» вдоль языка, при помощи зубочистки сформируйте его. Для того чтобы звук оказался более точным, нужно немного ото­двинуть язык от нижних резцов.

Постановка звука [ц]

СПОСОБ ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ц]

ОТ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМЫХ ЗВУКОВ [Т] И [С]

^ Вслед за вами ребенок должен повторять звукосочетание [тс].Если он произносит звук [с]при верхнем положении языка, то звук [т]он должен произносить обычным способом. Если же ребенок про­износит звук [с]при нижнем положении языка, то звук [т]он должен произносить, прижимая кончик языка к нижним резцам.

■^ Вы должны произносить звукосочетание [тс]раздельно и внятно, ребенок должен повторять его за вами как можно быстрей. В ре­зультате такого произнесения ([тстстс])звуки сольются воедино, и будет слышаться звук [ц].

^ Когда звук у ребенка будет легко получаться, сообщите ему, ка­кой звук он произносит.

•^ В дальнейшем закрепляйте звук в слогах, это можно делать по подражанию.

Постановка звуков [ш] ([ж]), [ч] и [щ]Постановка звука [ш]

Прежде всего попытайтесь поставить звук первым способом.

Когда вы будете ставить ребенку произношение звука [ш](любым способом), у него может случайно возникнуть звук [р].В этом случае доведите до конца постановку звука [р]и закрепите его произношение (см. с. 158).

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ОТ ЗВУКА [Т]

•/ Ребенок должен длительно произнести звук [т],приставив широкий кончик языка к верхним резцам, вторым звуком будет слышаться свистящий звук. Пусть этим вторым звуком «целится» себе в ладонь.

•^ Затем, широко улыбнувшись, ребенок должен длительно произне­сти звук [т],прикасаясь широким языком к внешней поверхнос­ти альвеол. Следите, чтобы ребенок не отрывал языка от альвеол. Вторым звуком будет слышаться шипящийзвук, этим звуком так­же нужно «целиться» в ладонь.

-/ Предварительно можно ощупать пальцем то место во рту, куда нужно будет поставить язык, можно выполнять упражнение пе­ред зеркалом.

^ Укажите ребенку на этот, не очень отчетливый шипящий звук, который слышится после [т],скажите ему, что так «шипит» змея.

^ При длительном произнесении звука [т]рот ребенка окажется немного приоткрытым (особенно если он смотрит в зеркало). В товремя пока ребенок будет тянуть шипящий звук, скажите ему, чтобы он прикрыл рот (расположил верхние резцы над нижни­ми). Послышится почти полноценный звук [ш].«Змеиное шипе­ние» должно «ложится» на ладонь горячей широкой струей.

^ Затем ребенок сразу должен «шипеть» как змея. Губы должны быть в широкой, открывающей верхние и нижние резцы, улыбке.

•^ Во время длительного произнесения звука [ш]большим и средним пальцами руки нажмите на щеки ребенка около углов его рта так, чтобы губы выступили вперед (рупором). От этого произношение звука [ш]станет совсем точным.

^ Вдальнейшем ребенок должен сам округлять губы (можно перед зеркалом).

■^ Когда звук [ш]будет произноситься безошибочно, сообщите ре­бенку, какой звук он выговаривает, и закрепляйте его в слогах (по картинкам).

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [С]

1. Если ребенок произносит звук [с] при верхнем положении язы­
ка,начинайте ставить ему звук [ш](см. ниже).

2. Если ребенок произносит звук [с] при нижнем положении язы­
ка,ему нужно сначала поставить«верхнеязычное» произношение это­
го звука.

Наши рекомендации