При проведении оценки безопасности необходимо обеспечить получение

Изучение первичной информации

Первичная информация, поступающая в уполномоченную службу (организа-цию), как правило, не является достаточно полной и точной. Заявители могут бытьмало знакомы с ребенком и его семьей, не знают, что интересует специалистов в пер-вую очередь, возможно, не желают раскрывать конфиденциальную информацию, не-

верно оценивают характер и динамику жестокого обращения с ребенком или в силуразных причин пытаются оговорить родителей. Сотрудники, принимающие информа-цию, должны знать критерии, свидетельствующие о случаях жестокого обращения и

неудовлетворения основных жизненных потребностей, а также уметь «разговорить»заявителя, чтобы он сообщил как можно больше важной информации в ходе первогоконтакта, который, как правило, ограничивается кратким телефонным разговором.

Для того чтобы получить больше информации, «разговор» с заявителем дол-жен состоять из простых прямых вопросов, позволяющих удостовериться в уместно-сти и точности сведений, на основании которых специалист будет решать, что делать

дальше. Эти вопросы обеспечат выявление важнейших, очевидных факторов риска,и задавать их нужно в определенном порядке, чтобы в итоге специалист мог принятьпредварительное решение о сроках реагирования.Свидетельством того, что ребенку угрожает опасность, и необходимо незамед-лительное вмешательство органов защиты детства, являются утвердительные ответына следующие вопросы:

• Ребенок получил серьезные травмы?

• Ребенок нуждается в срочной медицинской помощи?

• Ребенок не достиг возраста 7 лет?

• Ребенок является инвалидом или имеет особенности психофизического раз-

вития?

• Ребенок стал объектом чрезмерно жестокого или необычного наказания, или

насилия?

• Органы защиты детства располагают сведениями о прошлых случаях жесто-

кого обращения с детьми в семье?

• Предполагаемый виновник имеет неограниченный доступ к ребенку?

3. Первичное расследование: оценка безопасности

При первом контакте с семьей специалист должен оценить, насколько ситуация

опасна для ребёнка. Эта процедура называется оценкой безопасности. Ее цель –

определение уровня непосредственного риска причинения детям серьезного вреда

(речь в данном случае идет о нескольких следующих часах или днях) и незамедли-

тельное принятие защитных мер по обеспечению безопасности детей, если уровень

риска окажется высоким.

Оценка безопасности детей в своих семьях требует быстрого и точного выяв-

ления особых факторов серьезной опасности. Эти факторы обычно называют угро-

зами безопасности. В этой связи специалистов, проводящих расследование, должно

интересовать следующее:

• серьезные случаи жестокого обращения с ребенком, которые имели место

в недавнем прошлом или продолжаются в настоящее время;

• ситуации, в которых действие или бездействие родителей можно охаракте-

ризовать как насилие над детьми или неудовлетворение их основных жиз-

ненных потребностей;

• неконтролируемое семейное насилие;

• неспособность родителей и родственников ребенка защитить его от се-

рьезного вреда;

• крайне опасные условия жизни и другие обстоятельства, подвергающие

ребенка риску причинения ему серьезного вреда.

Выявление любой из этих угроз достаточно для того, чтобы оценить ситуацию

как потенциально опасную, а вероятность причинения ребенку серьезного вреда в

ближайшем будущем как высокую.

При проведении оценки безопасности необходимо обеспечить получение

информации от следующих людей:

• ребенок, относительно которого поступила жалоба о жестоком обращении/

неудовлетворении основных жизненных потребностей;

• его братья и сестры;

• родители/ опекуны ребенка;

• сожитель родителя/ опекуна;

• дети сожителя, живущие в доме;

• другие дети, живущие в доме;

• другие взрослые (родственники или лица, не состоящие в родственных свя-

зях), проживающие в доме и оказывающие помощь в уходе за ребенком и его

братьями и сестрами (например, кормление, купание и т.д.).

Получение информации от вышеперечисленных лиц требует личного контак-

тадля проведения бесед с ними. При невозможности личной встречи при первом по-

сещении семьи, специалист должен предпринять попытку встречи с отсутствующи-

ми членами семьи в течение 3-4 последующих рабочих дней(см. раздел «Методы

сбора информации»).

Для того чтобы установить, был ли причинен ребенку вред, специалист дол-

жен проверить, имеются ли у ребенка физические, эмоциональные и поведенческие

признаки жестокого обращения (см. Приложение 1 «Признаки жестокого обращения

и неудовлетворения основных жизненных потребностей»). Специалист обязан уви-

Наши рекомендации