Как правильно написать резюме
Ведущий. Сегодня письменное резюме специалиста — обязательное условие рассмотрения кандидатуры при приеме в серьезную, хорошо оплачиваемую организацию. Цель резюме — привлечь внимание к себе при первом же заочном знакомстве, произвести благоприятное впечатление. Если внимание привлечь не удалось, значит, резюме не сработало. Вот почему так важно правильно составить его, избегая типичных ошибок.
Происходит знакомство с универсальной структурой резюме.
Какие данные о себе указывать?
Укажите Ф.И.О., год рождения, контактные адреса (в том числе электронный) и телефоны. Часто забывают указать отчество, или домашний адрес, или не указывают, какой из телефонов рабочий, а какой домашний, и в какое время куда лучше звонить. Хорошо добавить маленькую строгую цветную фотографию.
В тексте довольно часто приводят не тот электронный адрес, с которого посылают электронное письмо с резюме. Если кандидат претендует на владение компьютером — это ошибка. Посылать резюме надо только с того адреса, который фигурирует в тексте резюме.
Образование
В разделе «Образование» укажите, где, когда и какое учебное заведение окончили. А также (если недавно закончили ВУЗ), какие были оценки — если, конечно, они являются Вашим «плюсом». Если Вы занимались в ВУЗе или сейчас занимаетесь наукой — укажите научную специализацию, ученую степень, ученое звание.
Необходимо перечислить всевозможные награды различных конкурсов, олимпиад, конференций, в том числе школьных, наличие «красных» дипломов и т.д. Пишите подробно, указывайте факультет, кафедру, специализацию, тему диплома. Укажите номера соответствующих дипломов, свидетельств и сертификатов. Не забудьте также о курсах повышения квалификации и стажировках, даже если они были однодневными.
Опыт работы
Это самый важный и самый длинный раздел резюме, который по объему должен превышать все вместе взятые остальные разделы. Если Ваша работа носила проектный характер (программист, дизайнер), то перечислите все Ваши проекты, длившиеся свыше одного месяца. Если работа однородная или не носит проектный характер (менеджер, продавец), то выделите в Вашей работе какие-то особенности и виды работы (например, работу с определенным крупным заказчиком или поставщиком).
По каждому проекту необходимо кратко и точно указать:
· период времени с точностью до месяца (можно приблизительно);
· место работы;
· наименование проекта (вида работы, особенности);
· краткую характеристику проекта (вида работы, особенности) на 1-2 строчки;
· используемый инструментарий (например, компьютерные программы, специфические технологии, которые могут представлять интерес для работодателя);
· Вашу роль в выполняемой работе.
Скажем, если Вы — программист, то в последнем пункте необходимо указать, чем именно Вы занимались, кроме программирования — например, постановкой, разработкой структуры базы данных, документации, тестированием, внедрением, сопровождением и т.д.
Если Вы — операционист в банке, то необходимо указать, с какими клиентами работали (особенно если были крупные клиенты) и сколько было клиентов; какими счетами (рублевыми, валютными, вкладами населения); какой программой типа «операционный день банка» пользовались и т.д.
В Ваших интересах сделать список как можно длиннее. Чем больше опыта — тем больше шансов устроиться на работу. Не пренебрегайте упоминанием курсовых, дипломных, научных работ, всевозможных приработков и т.д. Всё это — большие проекты, малые ли — так или иначе, составляет Ваш реальный опыт, который непременно нужно отразить в послужном списке.
Перечислять работы (проекты) и нанимателей необходимо в обратном хронологическом порядке, т.е. последняя работа должна быть записана первой, предпоследняя — второй и т.д. Когда раздел с описанием опыта опущен, невозможно сделать вывод о качествах кандидата, и резюме неизбежно проиграет в сравнении с другими.
Нужно ли указывать желаемый уровень оплаты труда?
Это зависит от обстоятельств. Вообще говоря, всякий разговор о зарплате до окончания собеседования обычно ставит нанимателя в трудное положение. Ведь он еще не знает Ваших возможностей, не оценил, сколько Вы «стоите» в его шкале ценностей и возможностей, потому и не может заранее ответить, готов ли он дать Вам требуемую зарплату.
Поэтому, если Вы вообще решились указывать конкретные цифры, то укажите только желаемый минимальный уровень, на который Вы согласны, и обязательно упомяните, что он минимальный. Писать лучше правду. Если Вы укажете слишком высокую минимальную зарплату, то никто не рискнет с Вами связываться. Если же Вам предложат запрашиваемый минимум, то всегда можно сказать, что указанная цифра минимальная, а предстоящая работа сложная, ответственная, и она стоит намного больше.
Хорошо ли резюме в виде единой таблицы?
Широко распространенная ошибка — оформление резюме в виде единой безликой многостраничной таблицы-анкеты, состоящей из неких оценок кандидата, которые он выставил себе сам.
Главный недостаток этого решения состоит в том, что анкеты обычно берутся в Интернете с сайта какой-нибудь конкретной организации, у которой — свои особенности и специфические требования к кандидату.
При подмене резюме таблицей невозможно оценить профессиональный и человеческий потенциал кандидата. Только свободная форма и наличие послужного списка позволяют оценить индивидуальность и практические умения и отделить их от формализованной самооценки.
Если у нанимателя есть требования к оформлению резюме, строго следуйте им. Если же на сайте есть только таблица, то приложите к ней и обычное резюме, что значительно повысит Ваши шансы быть принятыми на работу.
Оформление
В какой форме отправлять резюме?
Достойный кандидат направляет резюме по электронной почте с короткой сопроводительной запиской и вложением в виде RTF-файла или DOC-файла с именем в виде собственной фамилии.
Дело в том, что менеджер после прочтения обычно размещает файл с резюме у себя на компьютере, как правило, под фамилией кандидата. Поэтому не стоит посылать файл с именами RESUME.RTF или RESUME.DOC — ведь такой файл обязательно придется переименовывать.
Это только для Вас этот файл — быть может, единственное резюме, зато для менеджера — одно из десятков или сотен. Лишь очень немногие кандидаты догадаются сэкономить время менеджеров и назвать файл с резюме своей собственной фамилией, что свидетельствует об учете человеческого фактора и заранее располагает менеджера к себе.
Не следует посылать резюме в Microsoft Excel — не все пользуются им. К тому же, как уже упоминалось, таблица, в том числе электронная — не лучшая форма представления резюме.
В то же время отсутствие всякого форматирования может затруднить восприятие текста резюме, поэтому форматы Microsoft Word несколько предпочтительнее, чем, например, формат обычного текста (txt или plain-text), который редкому кандидату удается оформить так, чтобы он легко воспринимался и хорошо выглядел. С помощью Word этого легче добиться.
Надо ли архивировать резюме?
Во-первых, оптимальный размер файла резюме с фотографией — 100-150К. Потому не делайте файл с резюме больше чем 200-250 Кбайт. Не стоит включать в резюме большие фотографии или громоздкие элементы оформления — из-за них увеличивается размер файла.
Во-вторых, его не следует архивировать, заставляя менеджера тратить драгоценное время на распаковку. Не заставляйте нанимателя ждать или делать лишние усилия! Тем более, менеджер может вообще не распаковать Ваш файл, если пользуется другим архиватором, чем Вы.
Как выбрать шрифт?
Хорошо, когда резюме легко читается. Плохо действуют на восприятие нагромождение различных элементов оформления, разнообразие шрифтов. Пишите шрифтом Arial кеглем не менее 10, который легко воспринимается глазом и обычно установлен на любом компьютере. Не надо пользоваться слишком мелкими шрифтами, ибо менеджеры — часто люди не с самым лучшим зрением. Не пользуйтесь другими, реже встречающимися шрифтами, ибо их может не оказаться на компьютере менеджера.
Что писать в сопроводительном письме?
Напишите что-то вроде: «Уважаемый директор компании! (Варианты: руководитель студии, зав. отделом программирования, начальник цеха, управляющий банком, начальник отдела кадров и т.д.) Ищу работу (должность) такую-то. Резюме прилагается. С уважением…».
Следует непременно указать, на какую работу или должность Вы претендуете — из Вашего резюме это может быть непонятно. Не пишите лишние слова типа «Вот, случайно забрел на сайт, увидел, что Вам требуются сотрудники, и решил послать свое резюме».
О грамотности
Конечно, для многих работ стопроцентной грамотности не требуется. Опыт показывает, что наличие грамматических и речевых ошибок слабо связано с деловыми и волевыми качествами кандидата — практическими навыками, работоспособностью, целеустремленностью, организаторской жилкой, способностью добиться результатов.
Зато наличие ошибок часто свидетельствует об уровне подготовки кандидата как специалиста — о его эрудиции, теоретической подготовке, логических и алгоритмических способностях, умении четко и связно излагать свои мысли.
В любом случае, грамматические и речевые ошибки еще никогда не способствовали хорошему восприятию текста и не улучшали качества резюме. Попросите знакомых филологов прочитать Ваше резюме, прежде чем решите рассылать его.
Структура
Ни в коем случае не пишите связного текста. Не превращайте резюме в литературное сочинение! С ним очень неудобно работать.
Дело в том, что менеджеры — люди занятые и обычно читают резюме, что называется, по диагонали, выхватывая наметанным глазом нужные им места и ключевые слова. Поэтому резюме должно быть структурированным — его легко воспринимать.
Каждый раздел нужно формализовать — либо свести в таблицу (послужной список, образование), либо каждый новый элемент (ФИО, адрес и т.д.) начать с новой строчки. Необязательно прорисовывать рамки и разделительные линии таблиц — достаточно, если текст будет расположен достаточно строго по колонкам и хорошо структурирован. Озаглавьте каждый раздел и напишите заголовки крупным шрифтом, чтобы глаз легко выхватывал нужные сведения.
Не злоупотребляйте мелкими элементами оформления — курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием, словами из заглавных букв. Не превращайте текст в лоскутное одеяло.
Нет и не может быть единого резюме на все случаи жизни, которое можно было бы рассылать по всем фирмам без изменений. Каждый раз следует прежде подумать, какие качества будут цениться на новой работе, и в соответствии с ними модифицировать резюме.
Представьте, что ваш профессиональный план успешно реализуется, и наступил тот момент, когда вы готовы начать свою трудовую деятельность. Решите сами, когда это произойдет: вы уже получили необходимое образование или планируете начать работать, продолжая учиться. На какую должность вы претендуете, сколько вам лет, каково ваше семейное положение — сегодня у вас есть возможность представить свое будущее так, как вы хотите.
Итак, вам необходимо прорекламировать свои способности на рынке труда — составить резюме, которое не позволит работодателю пройти мимо вашей кандидатуры.
Учащиеся составляют резюме.
ЗАНЯТИЕ 27
РОЛЕВАЯ ИГРА
«СОБЕСЕДОВАНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ»
Вот лучший совет, который можно дать юношеству:
Найди что-нибудь, что тебе нравится делать,
а потом найди кого-нибудь,
кто будет тебе за это платить.
Кэтрин Уайтхорн
Работа в малых группах. У каждого участника должно быть составленное им резюме и «имидж-картинка».
Ведущий.Вы решили принять участие в конкурсе на интересующую вас вакансию. У вас подготовлено резюме, внешний вид соответствует вашим представлениям об идеале (имидж-картинка). Теперь необходимо подтвердить свои профессиональные притязания непосредственно при собеседовании с работодателем.
Перед началом собеседования ведущий обсуждает с участниками игры направление вопросов и критерии отбора, выделяя параметры оценки профессионально важных деловых и личных качеств кандидата.
Каждый участник игры проходит собеседование в своей малой группе, где остальные члены группы выступают в роли работодателей. После обсуждения выдвигается один кандидат от группы, который выглядел наиболее убедительно и полностью подтвердил свои претензии на вакантную должность. Прошедшие отбор в малых группах продолжают конкурс между собой. Остальные участники на этом этапе игры представляют коллектив организации, которая набирает новых сотрудников.
Возможны различные варианты собеседования, например, выбирается «совет директоров», принимающий окончательное решение о приеме на работу. Но в любом случае все «члены коллектива» имеют возможность задавать вопросы кандидатам, и их мнение учитывается при выборе самого достойного из претендентов.
Примечание: участники игры защищают право занимать заявленную ими должность в соответствии со своими профессиональными предпочтениями. Поэтому в финале вполне могут соревноваться представители разных профессий, так как оценивается прежде всего психологическая подготовка к построению профессиональной карьеры, умение убедительно обосновать свой профессиональный выбор. В условиях игры отмечается, что «организация, принимающая сотрудников на работу, располагает вакансиями по различным профессиональным направлениям, но число этих вакансий ограничено».
После того как собеседования с претендентами закончены, они должны выйти из класса, чтобы не слышать обсуждения «членами коллектива» их кандидатур.
Когда «работодатели» сделали свой выбор, все претенденты приглашаются в класс, и представитель работодателя (ведущий, председатель совета директоров) торжественно объявляет, кто из них принят на работу, поясняя причины этого выбора.
Примечание: обычно обсуждение по выбору самого достойного кандидата проходит довольно бурно, поступают предложения отметить нескольких понравившихся работодателю претендентов. Поэтому целесообразно кроме одного участника, принятого на работу, выбрать еще тех, кто «принят с испытательным сроком», «приглашен на стажировку с перспективой дальнейшего трудоустройства» и т.п.
Обязательное условие: ведущий должен проконтролировать, чтобы при подведении итогов был дан анализ причин выбора, отмечены типичные ошибки и главное — сильные стороны прошедших собеседование претендентов.
В заключение участникам предлагается обсудить итоги занятия. Ведущий может стимулировать обсуждение — спрашивать о трудностях, с которыми столкнулись участники, о личном опыте, который они приобрели. Финалисты конкурса рассказывают о своем личном опыте, чувствах и впечатлениях, игравшие роль «представителей работодателя» — о своих.
ЗАНЯТИЕ 28-29