Тема 3. Организация процесса консультационной работы
Условное структурирование процесса на несколько стадий (начальную, середину работы и завершающую).
Условно консультационную встречу можно разделить на 4 этапа:
- Знакомство с клиентом и начало беседы
- Расспрос клиента, формулирование и проверка консультационных гипотез, выяснение контекста жизни клиента
- Коррекционное воздействие
- Подведение итогов и завершение встречи.
Особенности первой встречи с клиентом. Задача психолога – ослабить страх и укрепить надежду. Оговорить, какие методы и техники будут использоваться в работе.
Обсуждение взаимных обязательств. Постановка широких общих вопросов к клиенту. Обсуждение условий дальнейшей совместной работы. Предупреждение клиента о том, что в ходе проводимой работы могут происходить значительные изменения в его жизни.
Использование диагностических методик для прояснения контекста жизни клиента. Эффективное использование проективных методик.
Эффективно использовать домашние задания. Темы заданий являются логическим продолжением рассматриваемой на встрече проблемы. Обязательное обсуждение их выполнения на следующей встрече. Невыполнение домашнего задания (особенно повторное) как повод для прекращения работы (невыполнение взаимных обязательств).
Постановка проблемы. Понятия «территория» и «карта».
4 блока информации для рассмотрения: а) неудовлетворительное состояние (симптоматика); б) выяснение желательного состояния;в) контекст (внешний и внутренний); г) обсуждение усилий клиента по изменению его состояния и поведения.
Эффективно работать с выявленными противоречиями в рассказе клиента. Из анализа противоречий возможен выход на осознание клиентом своих иллюзий.
При необходимости рекомендации для встречи с другими специалистами.
Что мешает работе?
- Торопливость, суета консультанта,
- многословность,
- желание с первых минут вступить с клиентом в активный контакт,
- поспешные и необоснованные обещания
Основа эффективной работы – контакт. Необходимость интереса и доброжелательности со стороны терапевта. Важное значение имеет то, насколько сам психотерапевт верит в возможности и силу терапевтической помощи.
Несложившийся контакт в начале совместной работы может стать препятствием и быть благодатной почвой для дальнейшего сопротивления клиента.
Завершающая встреча. Обязательная подготовка со стороны психолога. Целесообразны различные виды итоговых работ. Эффективность проведения арт-терапевтических методов на завершающей встрече (способствует снижению тревоги).
Тема 4. Основные средства оказания психологической помощи
Во главе взаимодействия с другим человеком должно стоять желание помочь человеку. Используются различные средства.
- Способность вступить в контакт с любым клиентом.
- Не останавливаться на первом впечатлении
- Умение слушать, что говорит другой (понимать смысл).
- Умение задавать уточняющие наводящие вопросы.
- Помогать в постановке реалистичных целей.
- Умение обобщать то, что говорит клиент.
- Понимать невербальные реакции (голос, мимика, жесты, вегетативные реакции). За этим стоит понимание того, что чувствует клиент.
- Использовать широкий набор методов и техник для оказания терапевтической помощи.
Вербальные средства.
- Речь психолога: четкость, ясность, конкретность
- Умение слушать и задавать вопросы
- Умение перефразировать сказанное
- умение расставлять акценты – выделять главное.
Невербальные средства.
1. Организация пространства. Внимательное отношение ко времени. (Постоянно опаздывающий, запыхавшийся человек). Организация пространства. На возвышении – позиция «над». Э. Холл выделяет следующие виды дистанций в общении: интимная - от 0-45 см; персональная – от 45 – 120 см ( для друзей, приятных людей); социальная – от 120 – 400см ( с вышестоящим лицом); публичная – от 450 – 750см.
2. Визуальный контакт (глаза в глаза).
3. Невербальные вокальные феномены. Интенсивность и высота голоса. Пониженный и пониженный тон. Зажатость и открытость. Ускоренный и замедленный темп. Смех, плач, прерывистость. Значимые паузы (часто указывают на то, что человек хочет изменить сказанное). Качественные характеристики голоса (детский, старческий, неживой, как из подземелья и т.д.).
4. Мимика (заученная улыбка, приподнятая бровь, опущенные уголки губ и т.д.).
5. Кинетика(как сидит, как ест, жесты, движения). Тревогу выдают быстрые движения, резкость, дрожание. Увидеть и понять, что жестами и мимикой усиливает человек.
6. Вегетативные реакции(покраснение, побледнение, зевота, икота, засыпает).
Понимание невербальных реакций(своих и клиента)– это наилучший способ понимания того, что чувствует клиент и нахождения направления помощи. Важно увидеть расхождение между вербальной и невербальной информацией. Больше доверять невербальным реакциям (тело не врет).