Назовите несколько отличий младшего школьника от дошкольника в когнитивной сфере.
Творческое задание
Ученица 2-го класса, хорошо учившаяся и поддерживающая хороший контакт с учительницей, вдруг стала учиться «неровно» и практически перестала разговаривать с педагогом. Опираясь на возрастные особенности младшего школьника, попробуйте назвать возможные причины такой перемены.
Тема 11. Подростковый возраст (11 – 15 лет)
Подростковый возраст – это период интенсивной перестройки во всех сферах жизни человека: телесной, социальной, интеллектуальной, психосексуальной и личностной. Подросток обретает способность критически пересмотреть свое прошлое, и наметить первые самостоятельные шаги во взрослой жизни. В этом возрасте происходит становление целостной идентичности, перестраивается система отношений со сверстниками и взрослыми, развивается абстрактное мышление, включаются процессы саморазвития и самовоспитания.
Когнитивное развитие связано с переходом многих детей на стадию формальных операций, что позволяет подросткам использовать абстрактное мышление. Как и младшие школьники, они могут пользоваться логикой в своих рассуждениях, но при этом обретают способность использовать ее за пределами актуальной, конкретной ситуации.
Словесно-логическое мышление– вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями, в которых отражаются наиболее общие и существенные свойства и качества предметов и являений.
Логическая память в подростковом возрасте становится важным элементом обучения, так как объем материала резко возрастает, и механическая память уже не обеспечивает процесс учения.
Развитие личности
Идёт развитие самооценки подростка, его представлений о себе:
· на протяжении подросткового возраста растет устойчивость самооценки – она становится менее подвержена воздействию оценок окружающих, хотя по-прежнему сильно влияние референтной группы сверстников и значимых взрослых;
· самооценка становится более дифференцированной – количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников;
· большую, чем у младшего школьника, роль приобретает оценка собственной личности – в противовес оценке внешних качеств в младших возрастах;
· самооценка становится более обобщенной, цельной – оценивается характер в целом;
· постепенно возрастает адекватность самооценки в подростковом возрасте.
Мотивационная сфера подростков характеризуется возникновением постоянных (стержневых) личностных интересов, которые характеризуются «ненасыщаемостью», что подталкивает подростков к постановке отдаленных целей, делает их целеустремленнее, организованнее, гармоничнее. Стремление занять иную жизненную позицию, более самостоятельную (в отличие от потерявшей субъективную ценность позиции школьника), вызвано желанием воспитать в себе и проявить особенные качества личности.
Интересы становятся более устойчивыми, и принимают характер стойкого увлечения.
Увлечения подростков разнообразны, но в то же время достаточно типичны и поддаются классификации. Так, чаще всего называются: интеллектуально-эстетические увлечения,основной характеристикой которых является глубокий интерес подростка к любимому делу — музыке, рисованию, древней истории, электронике, разведению цветов; сюда же относится изобретательство и конструирование; телесно-мануальные – связаны с намерением молодого человека развить силу, выносливость, ловкость; лидерскиеувлечения; накопительские увлечения (коллекционирование); эгоцентрические – любые занятия, внешняя сторона которых позволяет подростку оказаться в центре внимания; азартные увлечения – картежные игры, ставки и пари на деньги, лотереи; информативно-коммуникативныеувлечения связаны с повышенной жаждой общения. Тип увлечения напрямую связан с типом личности подростка и является одним из его диагностических признаков.
Чувство взрослости – это особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых. Выделено и описано несколько видов взрослости:
· подражание внешним признакам взрослости: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе: это поверхностное представление о взрослости с акцентом на свободное времяпровождение;
· стремление подростков-мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость и т.п.;
· социальная взрослость – как правило, складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как его помощника, часто возникает в тех семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную помощь и поддержку;
· интеллектуальная взрослость – связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения за рамками школьной программы.
Общение со взрослыми и сверстниками
Родители. В подростковом возрасте ярко проявляется реакция эмансипации – стремление высвободится из-под опёки, руководства, покровительства взрослых. Это проявляется в увеличении числа конфликтов во взаимоотношениях подростка с родителями и учителями, а в крайних случаях – в побегах из дома, и бродяжничестве.
Такая потребность подростка в автономии на первых порах чаще всего находит свое выражение в его стремлении эмансипироваться от контроля взрослых. Это проявляется в стремлении молодого человека к пространственной автономии — неприкосновенности своего личностного пространства, к свободе выбора стиля одежды, круга общения и т. п. Позднее возрастает значимость такого мотива, как «стремление быть материально независимым», и практически каждый четвертый школьник в возрасте 15—16 летхочет работать в свободное время, чтобы иметь собственные деньги (Собкин В. С, 1997).
Несмотря на стремление подростка отделиться от родителей, его отношение к взрослым двойственное:
· с одной стороны, подростки стремятся уйти от отношений «детско-родительских», зависимых,
· с другой – подросткам часто бывают нужны мнение, совет, поддержка со стороны взрослых, зрелых людей. Причем если регламентированного общения со взрослыми (например, в отношениях учителя и ученика, ребенка и родителя) подростку более чем достаточно, то не хватает в первую очередьнерегламентированного, неформального общения.
При благоприятном развитии событий, в этом возрасте происходит перестройка отношений подростка с родителями и поиск взрослого в своем окружении, с которым подросток не был бы связан отношениями зависимости, но мог бы доверительно поговорить на волнующие его темы.
Не находя значимых и внимательных людей среди взрослых и старших сверстников, подростки часто создают кумиров (известных музыкантов, киноактеров, спортсменов), которым подражают, некритично заимствуя у них способы поведения и привычки; часто на этой основе создаются подростковые группы и даже целые субкультуры.
Отношения со сверстниками – ведущий вид активности, и именно в нем идет основное развитие личности подростка. Для этого возраста характерны групповые формы общения – так называемая «реакция группирования», стремление войти в группу сверстников, которая выполняет ряд важных функций.
· Развитие самосознания: группа дает возможность лучше понять себя, свои потребности и возможности через взаимодействие с другими, соревнование и риск.
· Развитие социальных, коммуникативных навыков и, в частности, создание прототипа взрослых отношений, основанных на равенстве.
· Становление независимости, общие заботы по освобождению от родительской власти.
· Экспериментирование, в том числе и сексуальное, с наркотиками, и т.п.
· Оказание поддержки еще слабому «Я» подростка, придание уверенности через эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности.
· Предоставление канала информации, которую не сообщают взрослые.
К негативным эффектам подростковых групп относятся: взаимное «заражение», деиндивидуализация, выбор опасных действий как следствие размывания ответственности в группе; экспериментирующее поведение без продумывания последствий, оправдывание своей группы, круговая порука, ложное товарищество. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников также сопровождается повышенной конформностью к нормам поведения и ценностям референтной группы, что особенно опасно в случае приобщения к асоциальному сообществу.
Мотивы общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста изменяются:
1. желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10 – 11 лет);
2. мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12 – 13 лет);
3. стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14 – 15 лет).
У старших подростков растет стремление к поиску близких дружеских и любовных связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. Это стремление найти близкого по духу человека определяется потребностью во взаимопомощи, верности и понимании. Однако в полной мере эта потребность в друге проявляется после 15 лет, в ранней юности.
В межполовых отношениях наступает этап ролевой игры в освоении межполовых отношений. Наблюдаются «эпидемии влюблённости». Свидания для подростков – это прежде всего развлечение и средство повышения своего статуса.
Девочки часто выбирают в качестве объекта своих чувств какого-либо кумира, и только в воображении: так можно воображать себя неотразимой без риска быть отвергнутой. Мальчики более активны – они чаще демонстрируют сексуальную неразборчивость, могут выбрать несоответствующий объект, возможны гомосексуальные контакты. Особенные трудности возникают, когда подросток недополучает любви и заботы дома, имеет трудности в школе, или низкий статус в группе – тогда сексуальное поведение может служить способом компенсации этих трудностей.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте роль группы в развитии подростка.
2. Каковы проявления эгоцентризма в подростковом возрасте?
3. Как изменяется самооценка подростка?
Творческое задание
Посмотрите фильм режиссера Лукаса Мудиссона «Покажи мне любовь». Найдите и отметьте у его героев - подростков минимум 5 особенностей подросткового возраста.
12. Ранний юношеский возраст (15 – 18 лет)
Юношество – это последняя достаточно четко выделяемая фаза развития. Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному, так как зависят от культурно-исторической обстановки – есть ли необходимость работать или возможность учиться и самому выбирать свой путь; наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет).
Юношеский возраст является сензитивным для личностного, социального и профессионального самоопределения; здесь формируется система ценностей и жизненных целей. Юноши и девушки учатся устанавливать зрелые отношения и жить в обществе взрослых.
Когнитивное развитиев юношеском возрасте, как и в подростковом, также происходит на стадии формальных операций. Здесь развивается и совершенствуется абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными предметами и явлениями. Юноши и девушки склонны к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке происходящего, философскому осмыслению глобальных проблем.
Обращенность мышления на будущее и на себя проявляется в развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью (математических, технических, педагогических и др.). В результате когнитивные структуры в юности приобретают очень сложное строение и индивидуальное своеобразие.
Идет активное развитие метапознания – познания человеком своих интеллектуальных возможностей, а также способностей управлять своим интеллектом.
Метакогнитивная осведомлённость – характеризует уровень и тип представлений человека о своих интеллектуальных возможностях, предполагает:
1. знание своих индивидуальных интеллектуальных качеств (особенности памяти, внимания, мышления, способы решения проблем) а также правил интеллектуальной деятельности (мнемонических приёмов, правил эффективного мышления);
2. умение оценивать свои интеллектуальные качества на уровне “хорошие – плохие” стороны и на уровне самопринятия, чувство интеллектуальной состоятельности;
3. готовность использовать приёмы стимулирования и настройки работы собственного интеллекта, мобилизовать свои интеллектуальные силы для решения проблемы.
Произвольный интеллектуальный контрольвключает в себя следующие способности: планировать собственную интеллектуальную деятельность; предвосхищать и учитывать последствия принимаемых решений; прекращать или притормаживать интеллектуальную деятельность на любом этапе её исполнения; выбирать стратегию собственного обучения и при необходимости модифицировать её.
Учебно-профессиональную деятельность Д.Б. Эльконин считает ведущей деятельностью в раннем юношеском возрасте. Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, его учебная деятельность приобретает новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее.
Это проявляется в избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью, посещении подготовительных курсов, начале профессионального обучения, или во включении в реальную трудовую деятельность.
В психологической среде вопрос о ведущей деятельности в юношеском возрасте является дискуссионным: так, другие авторы говорят о ведущей роли ценностно-ориентационной деятельности, профессионального, а также личностного самоопределения. Существует также мнение, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, ибо это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению, т.е.не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенная зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.
Отсутствие общепризнанного мнения о ведущей деятельности в ранней юности может быть связано с тем, что на определенном этапе развития личности взаимоотношение между личностью и деятельностью изменяется, и личность не включается в ведущую деятельность, а выбирает ее. Поэтому возможно, что для разных старшеклассников будет ведущей разная деятельность: учебно-профессиональная, общение или какая-либо другая.
Тем не менее, вопрос жизненного самоопределения (которое включает в себя личностное, ценностное, профессиональное и т.д.) признается ключевым для юношеского возраста. В широком смысле, самоопределение – это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.
В общении юношей и девушек активно проявляются две тенденции
1. Расширение сферы общения с окружающими людьми, рост потребности быть принятыми ими, потребности быть признанными обществом.
2. Тенденция к индивидуализации и к социальному обособлению, которая проявляется встрогом разграничение юношеством природы (характера) взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в паре.
При сравнении с подростками, для которых более важно количество отношений в противовес качеству, и которые более сосредоточены на себе, юноши уделяют большее внимание качеству отношений и строят более глубокие отношения, уделяя больше внимания партнеру. Как следствие, отношения становятся более устойчивыми.
Семья остается тем микросоциумом, где юноши и девушки себя чувствуют наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом – профессиональные. Жизненные планы юноши и девушки обсуждают и с преподавателями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно, и, конечно, друг с другом.
Общение со сверстниками имеет важное значение для развития личности в юношеском возрасте. Это специфический канал информации, особый вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта.
В юношеском возрасте становится актуальным поиск спутников жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, возникает чувство интимности во взаимодействии с некоторыми людьми. Повышаются требования к дружбе, усложняются её критерии.
Эмоциональная напряженность дружбы в юношеском возрасте снижается при возникновении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она, что характерно, как бы включает в себя дружбу.
В свиданиях для юношей и девушек на первый план выходят планы на будущее и личность партнера: свидания становятся средством социализации, выбора супруга, удовлетворения сексуальной потребности, и потребности в общении (деловом и межличностном). Как правило, на свидания приглашаются лица такого же статуса, со схожими интересами.
Анализ мотивов первого сексуального сближенияобнаруживает четко выраженные гендерные особенности: примерно половина мужчин называют ведущим мотивом любопытство (51%), а 25% —нежные чувства к партнерше. У девушек наоборот: примерно половина назвала нежные чувства к партнеру, а около 25% — любопытство и готовность к сексу.
Развитие личностисвязано с формированием жизненного самоопределения как осознания юношей своего места в будущем, и характеризуется:
1. изменениями в ценностно-смысловой сфере, формированием личностных ценностей, которые определяют характер отношений личности к миру, к другим людям, к самому себе;
2. изменениями в сфере самосознания, развитием таких его свойств, как самоанализ и самооценка, развитием умения ставить цели (что отражается в уровне притязаний личности) и быть ответственным за их достижение;
3. изменениями в мотивационной сфере, которые связаны с формированием жизненных планов, мировоззрения, выбором профессии и т.д.. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами ученика, его намерениями в будущее; возникает иерархия мотивов; мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого решения; мотивационная сфера в этот период также опосредована мировоззрением и на этой основе сознательно управляема.
Мировоззрение – система знаний, опыта и убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Мировоззрение тесно связано с решением в юности смысложизненных проблем, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных разрозненных событий, а как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл.
В теории Эриксона, подростковый и юношеский возраст – это единый период становления идентичности, и здесь заканчивается формирование целостного образа Я, с которым юноша вступает во взрослую жизнь. Однако развитие идентичности может идти разными путями. Так, Джеймс Марсиа описал варианты становления идентичности, которые выделяются на основе 2 факторов:
1. прошел ли индивидуум через период принятия собственных решений, называемый «кризисом идентичности»;
2. связал ли себя обязательствами относительно сделанного им выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности.
Варианты формирования идентичности
1. Достижение идентичности – статус идентичности тех, кто прошел кризис и принял на себя обязательства вследствие самостоятельных решений. Эта стадия обычно достигается уже после окончания школы.
2. Предрешенность (присвоение идентичности) – статус идентичности тех, кто принял на себя обязательства, не проходя через кризис идентичности, то есть принял то, что предложили родители (или другие авторитеты), не рассматривая другие альтернативы. Возможно влияние других авторитетных людей. Приводит к снижению самоуважения, большей конформности. Такие юноши и девушки поддерживают сильные позитивные связи со значимыми другими, придерживаются более авторитарных ценностей.
3. Диффузия (размывание идентичности) – статус идентичности тех, кто не прошел кризис идентичности и не принял на себя никаких обязательств. Эти подростки составляют группу риска по развитию девиантного повеления; нередко наркотики и алкоголь используются как способ ухода от ответственности. Истоки такого пути развития находятся в пренебрежении и отвержении со стороны родителей;
4. Мораторий — статус идентичности тех, кто находится и самом центре кризиса, они заняты поиском себя. Происходит задержка выбора из-за борьбы. Этот статус ведет к растущей неопределенности и тревоге.
Статус идентичности может быть разным – в зависимости от той стороны жизни, которая рассматривается подростком: профессиональная, сексуальная, политическая или другая.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие 2 фактора определяют вариант развития идентичности у юношей и девушек?
2. Что такое «метапознание» и как оно связано с развитием в юношеском возрасте?
3. В чем заключается различие между общением со сверстниками у юношей и у подростков?
Творческое задание
Вспомните, как менялся ваш профессиональный выбор от подросткового к юношескому возрасту, и проанализируйте его становление с точки зрения возрастной психологии. Что повлияло на Ваш выбор? Как развивалась Ваша профессиональная идентичность?
Список рекомендуемой литературы
Раздел I.
Учебная литература
· Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
· Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: МГППУ, 2010. - 460 с.
· Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 1997. - 608 c.
Монографии
· Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности // Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. - 448 с.
· Эриксон Э. Детство и общество. Изд-во: Университетская книга, 1996. - 592 с.
· Эриксон Э. Идентичность юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
· Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб: Питер, 2003. - 192 с.
· Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: За и против. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 191 с.
· Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
· Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000 - 1008 с.
Раздел II.