Причины возникновения конфликта
Саму основу конфликтных ситуаций составляет негативное столкновение между противоположно по отношению друг к другу направленными интересами, целями, совершенно разными представлениями о способе их выяснения и благополучного достижения.
За основу причин возникновения конфликтов можно взять:
1) факторы, которые мешают достижению людьми:
а) цели трудовой деятельности;
б) вторичных целей трудовой деятельности;
2) несоответствие каких-либо поступков человека принятым в его коллективе нормам и жизненным ценностям, обычаям.
Конфликты, которые возникли в трудовом процессе, вызываются факторами, препятствующими достижению людьми главной цели трудовой деятельности, а именно непосредственному получению запланированных результатов.
К числу подобных факторов относят следующие:
1) технологический процесс, в процессе которого деятельность одного из работников напрямую влияет на эффективность деятельности другого работника;
2) отсутствие или частичное отсутствие исполнения функциональных обязанностей в системе «руководство – подчинение». Важными причинами возникновения конфликтов, вызываемых психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, являются:
1) взаимная связь людей, в процессе которой результат действий одного зависит от действий другого;
2) нерешенные вопросы, из-за которых возникают разногласия между непосредственными исполнителями;
3) нарушения в системе «руководство – подчинение», которые являются барьером для достижения целей как руководителей, так и их подчиненных.
Список причин не является окончательным, и не следует забывать о так называемых коммуникативных барьерах, встречающихся в организационном процессе и вызывающих возмущения с той или другой стороны.
Существуют также межличностные конфликты, примерами которых являются симпатии и антипатии людей, ведущие к совместимости или полной несовместимости.
Перечня причин, способных вызывать конфликтные ситуации, в том числе и в трудовой деятельности, не существует.
Иногда возникают ситуации, когда человек видит несуществующий конфликт или, наоборот, когда конфликт уже есть, но этому факту не уделяется никакого внимания. Конфликт может быть понят адекватно (когда конфликтная ситуация существует объективно), неадекватно (когда конфликтная ситуация вполне реальна и все стороны вполне осознают это, но их понимание не совпадает с действительностью) и ложно (когда сама по себе конфликтная ситуация отсутствует, но стороны воспринимают свои отношения как конфликтные).
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ
В настоящее время существует некоторое количество способов управления конфликтной ситуацией. Эти способы показали свою эффективность.
Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
Из-за того что конфликты отрицательно влияют на организованность и деятельность персонала компании, их необходимо разрешать. Такой процесс делят на шесть этапов, таких как:
1) определение основной причины конфликта. Это заключается в выявлении предпосылок и факторов, послуживших для его возникновения;
2) определение вторичных причин конфликта в себе подразумевает, что после выяснения основной проблемы необходимо выявить повод;
3) обязательный поиск путей разрешения конфликта;
4) совместное решение о выходе из конфликта заключается в разработке компромиссного решения для всех участников конфликта;
5) разрешение конфликта осуществляется за счет устранения причин конфликтной ситуации. Именно в этом процессе немаловажно, чтобы у участников конфликта не возникло сомнений в искренности друг друга;
6) оценка эффективности предпринятых усилий, приложенных для разрешения конфликта. Именно по ее окончательным результатам делается вывод о степени разрешенности проблемы.
Существует несколько стратегий поведения оппонентов в конфликтной ситуации. Их основные типы:
1) мирное сосуществование. Используется в тех случаях, если стороны, вступившие в конфликт, слабо заинтересованы в его разрешении. Такая стратегия является эффективной, если в основе конфликта лежат субъективные причины, ведь только здесь могут появиться различные возможности проанализировать ситуацию;
2) приспособление. Обычно применяется в таком конфликте, где не принимает участия более высокая сторона;
3) силовое решение. Применяется, если одна из сторон, вступивших в конфликт, занимает более высокую должность. Результатом данной стратегии является подавление более слабой стороны;
4) поиск компромисса. Подобное может успешно использоваться, если силы участников конфликта примерно равны, они зависят друг от друга;
5) окончательное разрешение. Заключается в устранении его причин оппонентами. Данная стратегия дает возможность ликвидировать неизбежные при компромиссе потери. Она применима только в том случае, если стороны, участвующие в конфликте, отличаются рассудительностью и при этом изначально хорошо относятся друг к другу.
47.Эффективность менеджмента- результативность управленческой деятельности. Она оценивается по степени достижения целей и задач менеджмента (табл. 11.1).
Задача менеджмента- достижение целей организации с минимальными затратами на управление.
Таблица 11.1 Главные цели предпринимательской организации
Сфера (область) | Основные цели |
Производство | § Высокая и равномерная загрузка производственных мощностей § Сведение к минимуму издержек § Оптимальное складирование § Минимальная текучесть кадров |
Финансы | § Кратковременная и долгосрочная максимизация прибыли § Невысокая задолженность § Самофинансирование § Высокие проценты на капитал § Обеспечение высоких дивидендов |
Сбыт | § Позитивная репутация § Постоянный рост § Высокое качество § Высокий удельный вес на рынке § Постоянная готовность к поставке § Максимально быстрое выполнение заказов § Высокий оборот |
Социальная сфера | § Удовлетворенные сотрудники § Непрерывность в занятости |
Эффективность менеджментапроявляется через эффективность (результативность) основной деятельности.
Критерии результативности деятельности организации:
§ Действенность — степень достижения целей организации.
§ Экономичность — соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов.
§ Качество — соответствие характеристик продукции (услуг) стандартам и требованиям потребителей.
§ Прибыльность — соотношение между доходами и суммарными издержками.
§ Продуктивность — соотношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.).
§ Качество трудовой жизни — условия труда работников.
§ Инновационная активность — внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации.
Экономические показатели эффективности управления:
Эу= П / Zy
§ Эу — показатель эффективности;
§ Zу - затраты на управление;
§ П — прибыль организации.
Кy= Чy/ Ч
§ Кy — коэффициент численности управленческих работников;
§ Чy - численность работников управления;
§ Ч — общая численность работников организации.
Кз= Зy/ З
§ К3 — коэффициент затрат на управление;
§ Зу — затраты на управление;
§ 3 — общие затраты организации.
Кэп= Зу/ ОП
§ Кэп — коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции (оказываемых услуг);
§ ОП — количество или объем выпускаемой продукции (оказываемых услуг).
Теория X и теория Y
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Теория X и Теория Y — теории Дугласа Макгрегора о мотивации людей и поведении в управлении.
[править]Теория Х
В этой теории управление предполагает, что работники изначально ленивы и будут по возможности избегать работы. Из-за этого работники должны быть под пристальным наблюдением, для чего разрабатываются комплексные системы контроля. Необходима иерархическая структура с пониженной нормой управляемости на каждом уровне. Согласно этой теории, работники проявляют мало амбиции без привлекательной программы поощрения и избегают ответственности, если это возможно.
Менеджер по Теории X, как правило, считает, что всё должно заканчиваться возложением ответственности на кого-нибудь. Он считает, что все предполагаемые работники ищут выгоды для себя. Как правило, такие руководители полагают, что единственная цель заинтересованности сотрудников в работе — это деньги. В большинстве случаев они обвиняют в первую очередь человека, не ставя вопрос о том, что, может быть, винить надо систему, стратегию или отсутствие подготовки.
Более того, руководители Теории X не могут доверять ни одному сотруднику, и это постоянно всеми средствами показывается вспомогательному персоналу. Менеджера Теории X можно назвать препятствием производительности и моральному духу сотрудников.
Многие руководители (в 60-е годы), как правило, поддерживали Теорию X в том её аспекте, что они довольно пессимистически оценивали своих работников. Менеджер Теории X считает, что его сотрудники не хотят по-настоящему работать, что они скорее будут избегать обязанностей и что работа менеджера заключается в структурировании деятельности и побуждении сотрудников. Результатом такого мышления стало то, что руководители Теории X естественным образом принимают более авторитарный стиль, основанный на угрозе наказания.
Один из серьезных недостатков этого стиля управления — то, что он имеет гораздо больше шансов вызвать отрицательный эффект масштаба в больших предприятиях. Теория Y позволяет расширять бизнес при одновременном увеличении прибыли, поскольку заводские рабочие имеют свои собственные обязанности.
[править]Теория Y
Правление предполагает, что работники могут быть амбициозными, иметь внутренние стимулы, стремиться взять на себя больше ответственности и осуществлять самоконтроль и самоуправление. Считается, что сотрудники получают удовольствие от своих обязанностей, связанных как с умственным, так и физическим трудом. Считается также, что работники испытывают желание проявлять творческое и прогрессивное мышление в производстве, если представляется возможность. Существует шанс повысить производительность, предоставляя служащим свободу работать по мере своих возможностей, не увязая в правила
Менеджер Теории Y считает, что при благоприятных условиях большинство людей хотят работать хорошо и что у рабочей силы есть резерв неиспользуемых творческих способностей. Они верят, что удовлетворение от хорошего выполнения своей работы само по себе является мощным стимулом. Менеджер Теории Y постарается устранить препятствия, мешающие работникам полностью реализовать себя.
Многие люди понимают Теорию Y как позитивный набор предположений относительно работников. Внимательное прочтение «Человеческой стороны предприятия» показывает, что Макгрегор просто приводит доводы в пользу того, что руководители должны быть открыты для более позитивного