Тема для обсуждения: «Некоторые методы оценки в оперативно-розыскной деятельности»
Время 2 часа.
Учебные вопросы:
1. Особенности оценки личности в процессе общения в оперативно-розыскной деятельности.
2. Оценка личности по внешним признакам в оперативно-розыскной деятельности.
Задание на самоподготовку
1. Изучить раздел «Психология оперативно-розыскной деятельности».
2. Подготовить сообщения:
· Эффект первого впечатления в процессе общения.
· Стереотипы, мешающие правильному восприятию человека в процессе общения в различных этнических культурах.
· Оценка эмоциональных переживаний по лицу человека.
· Индивидуальные особенности речи как источник информации о человеке.
3. Составить глоссарий из терминов и понятий изучаемой темы.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные методы оценки в оперативно-розыскной деятельности.
2. Что представляет собой метод наблюдения в оперативно-розыскной деятельности, и каким оно бывает?
3. Беседа как метод, применяемый при изучении личности.
4. Анализ документов как важный метод при изучении личности.
5. В чем сущность метода эксперимента?
6. В чем особенность оценочных тестов?
7. Что такое эмпатия и какое воздействие она оказывает на другого человека?
8. Назовите источники ошибок, возникающих в процессе общения.
9. Что можно определить по лицу человека?
10. Какую информативность несут невербальные особенности человека?
11. Речевое поведение человека: его особенности и информативность.
12. О чем сигнализирует нарушение речи?
Методические рекомендации
При подготовке к первому вопросу важно обратить внимание на то, что процесс оценки личности начинается с первого впечатления, которое в своей основе представляет собой общее восприятие объекта заинтересованности. Последующий процесс восприятия принимает специфический характер, когда воспринимаются уже детали этого объекта. Однако первое впечатление таит в себе возможность ошибки, которая обусловлена рядом эффектов и стереотипов. В их числе: этнические стереотипы, стереотипы, связанные с внешним видом, стереотипы, касающиеся физической ущербности или экспрессивности движений, особенности голоса и речи, стереотип, связанный с мнением других лиц, галоэффект, эффект снисходительности, эффект доминирующей потребности, эффекты защитных механизмов и упрощений, психическое состояние наблюдателя.
Причины ошибок восприятия связаны, во-первых, с особенностями личности воспринимаемых. Во-вторых – с непреднамеренным или преднамеренным влиянием воспринимаемых на воспринимающего. И, наконец, причины ошибок восприятия связаны с особенностями личности воспринимающего. В этой связи следует иметь в виду и индивидуально-психологические особенности людей, которых мы воспринимаем, и их действия с целью предвосхищения своей оценки и обмана наблюдателя. Некоторые люди интуитивно пытаются создать о себе хорошее впечатление, начиная приветливо улыбаться, проявлять знаки внимания. В этом случае возможно возникновение ошибочного восприятия. Ошибка усиливается, если ситуация или сам наблюдающий вызывает в наблюдаемом подозрительность и тревогу. Тогда наблюдаемый еще сильнее старается угодить, предугадать желания воспринимающего. Но иногда встречается и обман наблюдателя, который может быть преднамеренным и непреднамеренным.
При подготовке ко второму вопросу необходимо обратить внимание на то, что при оценке личности по внешним признакам необходимо понимать реакции лица, тела, рук, голоса и речи, особенности походки и т.д.
Практика показывает, что по лицу можно прочитать весь спектр эмоционального состояния человека. Кроме того, исследованиями установлены общечеловеческие и индивидуальные эмоциональные экспрессии, основу которых составляют системы лицевых реакций: удивление, страх, негодование, отвращение, радость и печаль. Научиться «читать» эмоциональный подтекст - чрезвычайно важная задача для сотрудника. Однако, следует помнить, что не только лицо может быть носителем информации, но и тело, которое дает нам данные о возрасте, поле, национальной и расовой принадлежности человека. При этом, особенности походки зависят как от телосложения, так и от эмоционального настроя. А жестикуляция и движения рук не менее информативны. По ним можно определить не только эмоциональный настрой, но и индивидуальные характеристики человека и даже его этническую принадлежность. Голос и речь дают нам информацию об интеллектуальном развитии человека, о его эрудиции, о некоторых чертах характера, и, конечно же, об эмоциональном состоянии наблюдаемого. Умение видеть и анализировать всю наблюдаемую информацию требует от сотрудника высокого профессионализма, наблюдательности и специальной подготовленности.
Литература:
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2008.
2. Носков В.А. Психотехника общения в работе оперуполномоченного службы БХСС. Горький, 1989.
3. Чуфаровский Ю.В. Психология общения в ОРД таможенных органов. М., 1998.
4. Чуфоровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. М., 2005.
5. Чуфоровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной деятельности. Учебно-практическое пособие. М., 2006.
6. Чуфоровский Ю.В. Требования к написанию характеристик в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов// Юрист, 1999, №1.
7. Чуфоровский Ю.В. Опрос как метод получения информации в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов// Юрист, 1999, №1.