Схема описания случая из практики

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа выполняется в период самоподготовки и сдается в деканат не позже, чем за месяц до экзамена по данной учебной дисциплине.

Студент, не выполнивший контрольную работу, к экзамена ну допускается.

Порядок выполнения контрольной работы

1. Выбрать тему работы: Указанная ниже тематика контрольных работ является примерной. Студент вправе предложить собственную тему, если она вписывается в область изучения данной дисциплины. Выбор и корректировка темы контрольной работы обязательно согласуется с преподавателем.

2. Подобрать литературу: Работа должна быть выполнена после изучения учебной, монографической, периодической и справочной литературы по выбранной теме. Подбор литературы осуществляется студентом самостоятельно на основе указанных в данном методическом пособии источников, библиографических указателей и библиотечных каталогов.

3. Составить план работы: Накопленный материал необходимо осмыслить и только затем приступить к написанию работы.

4. Написать текст и оформить работу: Текст работы включает в себя краткое введение с обоснованием выбора темы, содержательный анализ темы, заключение с краткими выводами, список использованной литературы. Содержание контрольной работы опирается на изучение научной литературы и других источников по этой теме и обязательно включает в себя ссылки на эти источники. Содержание работы излагается самостоятельно. Оформление должно быть грамотным и аккуратным.

5. Сдать контрольную работу в ПГТИ: Работа должна быть выполнена в срок, установленный учебными планами.

Требования к оформлению контрольной работы

1. На титульном листе обозначается: название учебного заведения, факультет и курс, на котором обучается студент, тема работы, Ф.И.О. ее автора, индекс группы, дата представления работы на проверку, Ф.И.О. преподавателя.

2. Работа обязательно должна иметь оглавление или план, содержащий: введение, основную часть, заключение и библиографию.

3. Работа должна включать общепринятые ссылки на цитируемую литературу (либо в скобках, либо внизу страницы).

4. Список литературы оформляется в соответствии с общепринятыми правилами библиографии: фамилия, имя и отчество автора, название книги, место издания, издательство, год издания, количество страниц.

5. Объем контрольной работы — 10-15 печатных или рукописных страниц.

СХЕМА ОПИСАНИЯ СЛУЧАЯ ИЗ ПРАКТИКИ

В качестве контрольной работы может быть представлено подробное описание случая из психолого-психотерапевтической практики слушателей, где приводится характеристика клиента, проблемы, психолого-психотерепевтического процесса, используемых техник и методов, результатов работы.

Схема описания случая приводится ниже.

1. Формальные сведения о клиенте (указывать не обязательно)

- порядковый номер консультации

- дата обращения

- Ф.И.О. (или условное имя) клиента

- возраст

- домашний адрес, телефон для связи

- место работы

- длительность консультации

2. Первый этап: начало беседы

- жалобы клиента (краткое описание проблемы/ситуации)

- общее впечатление о клиенте (внешний вид, особенности речи, темперамента, интенсивность эмоциональных переживаний и т.д.)

- контакт с клиентом (что мешало, что помогало установлению контакта)

3. Второй этап: исследование

- заявленная проблема (“хочу…, но не могу”)

- самодиагноз (объяснение клиентом причины затруднений)

- запрос (какой помощи ждет клиент от консультанта: выслушайте, объясните, научите, посоветуйте, вылечите, накажите, избавьте и др.)

- краткое описание этапа исследования (вопросы, направления исследования и пр.)

- гипотезы (версии, предположения) консультанта о “подтексте” (несознаваемых потребностях клиента, мотивах его поступков и т.д.), возникшие в момент исследования

4. Третий этап: воздействие

- психолого-психотерапевтические цели консультанта

- мероприятия, которые предпринималось для их достижения (техники, приемы, методы)

5. Четвертый этап: завершение беседы

- результаты психолого-психотерапевтической работы (что изменилось в представлениях клиента о проблеме/ситуации, что изменилось в его эмоциональном состоянии и пр.)

- планирование дальнейшей психолого-психотерапевтической работы

- отношение клиента к консультации и консультанту (выраженное в вербальной или невербальной форме)

6. Удовлетворенность консультанта от консультации, необходимость в обсуждении данного случая с коллегами

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Как дословно переводится слово «психотерапия»?

2. Что относится к универсальным психотерапевтическим факторам?

3. Какой метод относится к психодинамическому направлению?

4. Какой метод относится к когнитивно-поведенческому направлению?

5. Какой метод относится к экзистенциально-гуманистическому направлению?

6. Какое из перечисленных направлений является интегративным?

7. Что является структурным компонентом личности, по З.Фрейду?

8. Какая психическая структура, по З.Фрейду, содержит вытесненные сексуальные и агрессивные импульсы?

9. Какая психическая структура, по З.Фрейду, подчиняется «принципу удовольствия»?

10. Что является содержанием бессознательного, по З.Фрейду?

11. Какова цель механизмов психологической защиты, по З.Фрейду?

12. Какой защитный механизм, по З.Фрейду, лежит в основе забывания психотравмирующей ситуации?

13. Какой защитный механизм, по З.Фрейду, может стать причиной аутоагрессивного поведения?

14. Какой защитный механизм, по З.Фрейду, лежит в основе оправдания своего поведения внешними причинами?

15. Какой защитный механизм, по З.Фрейду, действует, когда человек бессознательно не воспринимает негативные аспекты реальности?

16. Какой защитный механизм, по З.Фрейду, проявляется, когда человек начинает незаслуженно критиковать своих коллег после конфликта с начальником?

17. Какой защитный механизм, по З.Фрейду, лежит в основе развития культуры и цивилизации?

18. Как З.Фрейд называл формирование сознательного убеждения, противоположного вытесненному инстинктивному импульсу?

19. Как З.Фрейд называл приписывание собственных неосознаваемых чувств другим людям?

20. Как З.Фрейд называл возврат к поведению, присущему более ранним стадиям развития?

21. Каким термином З.Фрейд называл блокирование свободных ассоциаций защитными механизмами?

22. Как З.Фрейд называл проективное отношение психоаналитика к клиенту?

23. Как З.Фрейд называл проективное отношение клиента к психоаналитику?

24. Что из перечисленного входит в число техник, используемых в классическом психоанализе З.Фрейда?

25. Что означает понятие «мышечный панцирь», по В.Райху?

26. Что входит в состав сегментов «мышечного панциря», по В.Райху?

27. Какие приемы использовал В.Райх для «распускания мышечного панциря»?

28. Что означает термин «индивидуум» в индивидуальной психологии А.Адлера?

29. Каким факторам А.Адлер придавал главное значение в развитии личности?

30. Что является фактором развития «комплекса неполноценности», по А.Адлеру?

31. Какие принципы положены А.Адлером в основу анализа сновидений?

32. Из каких главных областей состоит душа, по К.Юнгу?

33. Как К.Юнг определял архетип «Анима»?

34. Как К.Юнг определял архетип «Анимус»?

35. Как К.Юнг называл универсальные структуры коллективного бессознательного?

36. Из каких структур состоит личное бессознательное, по К.Юнгу?

37. Как К.Юнг определял архетип «Тень»?

38. Как К.Юнг определял архетип «Персона»?

39. Как К.Юнг определял архетип «Самость»?

40. Какие этапы К.Юнг НЕ выделял в процессе индивидуации?

41. Какие основные стадии К.Юнг выделял в психотерапевтическом процессе?

42. Какие принципы лежат в основе анализа сновидений, по К.Юнгу?

43. Какие приемы использовал К.Юнг для расширения содержания сновидения?

44. Как выглядит схема поведения, по Дж.Уотсону?

45. Как выглядит схема оперантного обусловливания, по Б.Скиннеру?

46. Как Б.Скиннер определял личность?

47. Какую роль играет терапевт в поведенческой психотерапии?

48. Какое из перечисленных положений НЕ поддерживается гуманистической психологией?

49. Что относится к «дефицитарным мотивам», по А.Маслоу?

50. Что относится к «бытийным мотивам», по А.Маслоу?

51. Что К.Роджерс называл Я-концепцией?

52. Какие механизмы психологической защиты выделял К.Роджерс?

53. Какова цель механизмов психологической защиты, по К.Роджерсу?

54. Что К.Роджерс НЕ включал в условия терапевтического контакта?

55. Какие средства использовал К.Роджерс в своей терапии?

56. Что означает термин «экзистенция»?

57. Какие роли НЕ являются компонентами психодраматического действия?

58. Что НЕ является составной частью психодраматической сессии?

59. Какова цель механизмов психологической защиты, по Ф.Перлзу?

60. Что Ф.Перлз обозначал термином «гештальт»?

61. Какой защитный механизм, по Ф.Перлзу, заключается в присвоении чужих убеждений без их критической оценки?

62. Какой защитный механизм, по Ф.Перлзу, проявляется в отождествлении со значимым объектом?

63. Какой защитный механизм, по Ф.Перлзу, заключается в отвлечении от своих актуальных потребностей?

64. Что относится к функциям Родителя, по Э.Берну?

65. Что относится к функциям Ребенка, по Э.Берну?

66. Что относится к функциям Взрослого, по Э.Берну?

67. Какие уровни содержат двойные трансакции, по Э.Берну?

68. Что НЕ является составным элементом понятия игры, по Э.Берну?

69. Что Э.Берн считал выигрышем, получаемым игроком в результате игры?

70. Что Э.Берн вкладывал в понятие «сценарий»?

Наши рекомендации