Специфические психотерапевтические процессы

в библиотерапии характеризуются более узкой, специальной направленностью на нарушения и на личность преимущественно через какой-либо один психический процесс: мышление, чувство, деятельность. Поэтому они более просты, более конкретны, легче регулируются. Это - контроль; эмоциональная переработка; тренировка; разрешение конфликта.

1. Контроль над психическими процессами путем усиления их повторением, воспроизведением деталей или ослабления посредством анализа, оттеснения другими воспоминаниями и эмоциями может изменять воздействие на личность как обычных, так и невротических переживаний. Контроль можно разделить на несколько степеней. Первая - понимание своей невротической симптоматики, ее субъективности, воздействия на нее гетеро- и ауто­психо­ген­ных факторов; вторая - понимание роли собственной личности в развитии болезни; третья - осознание своих истинных отношений к важнейшим жизненным проблемам.

Во всех степенях контроля особое значение имеют ме­ди­цин­ские, научные, научно-популярные книги из области психиатрии и медицинской психологии (Д. Фурст, С. Консторум, Э. Кречмер, П. Ганнушкин, А. Кемпински, В. Рожнов и М. Рожнова, К. Обуховский, К. Имелинский и др.). Во вторых и третьих степенях очень большое значение может иметь современная беллетристика. Мы можем, например, рекомендовать произведения таких авторов, как В. Лихоносов («Тоска - кручина»: «Я вечно куда-то рвусь и заранее воображаю свою жизнь там, в тридевятом царстве. И воображение у меня сильнее жизни». «Мир явился мне невыносимо прекрасным потому, что он был выдуман мною». «В нашем возрасте за месяц может случиться такое, чего не воротишь за целую жизнь»); Г. Матевосян («Оранжевый табун»: «...я хочу каким-нибудь образом завязать новую мировую войну и средь шума ее и дыма потихоньку незаметно истребить, прикончить остатки армян... но почему же люди своей добротой не предотвратят все мои страшные действия?»); В. Потанин («Пристань»: «Так вот в чем правда - в моей слабости, и я не хочу ее сбросить, я защищаю ее, под ней прячусь»). Такие переживания героев произведений дают пациентам возможность отождествить себя с ними, понять многие личностные особенности, осознать свои ошибки. Литература тут дает больному ту возможность, которую не может дать даже опытный психотерапевт в силу своей загруженности: основательно, не торопясь, в интимной обстановке узнать, понять, научиться анализировать и, следовательно, контролировать свою симптоматику.

2. Эмоциональная переработка. Суть ее - способность пациента проявляя личные эмоции сравнивать их с эмоциями других людей при поддержке и коррекции со стороны врача. Это позволяет больному научиться наиболее оптимальным реакциям и действиям, помогает избегать слишком бурных, слабых или извращенных эмоциональных реакций. Литература в этом случае дает возможность сделать это с таким же эффектом, как и проведение функциональных тренировок, групповой терапии, организовать которые более сложно. Например, средних лет мужчина с излишней психастенической порядочностью, старательностью, из-за которой страдает сам и его ближние, находя у А.П. Чехова безжалостную честность доктора Львова, убеждается, что нередко непрактичность, праздность способствует углублению чувства жизни, что «ненужное» доставляет большее удовольствие, чем необходимое.

3. Тренировка. Суть ее в том, чтобы пациент старался как можно чаще чувствовать, желать, думать, делать то, что ему дается струдом. Таким образом тренируются, укрепляются нормальные психические процессы и вытесняются патологические. При библиотерапии это осуществляется «проигрыванием» в воображении диалогов, поведения альтернативного по сравнению с действующими лицами произведения, учитывая свои особенности: меньший опыт, храбрость и др. Это может быть «разговор» с врачом-психиатром, сексологом после прочтения С. Консторума, К. Имелинского, при подобном «разговоре» с близким человеком это может быть рассказ о своих неудачах в духе рассказов М. Зощенко или автобиографии Б. Нушича и М. Твена.

Это могут быть попытки подобно А. Фету приравнивать единственное мгновение к вечности. «Фет... мечтал добиться такого звучания слова, чтобы оно ощущалось не как знак смысла, а как знак чувства, чтобы оно передавало музыкальный настрой души, состояние духа». В одном из его стихотворений «...при 15 подлежащих ни одного сказуемого!»

4. Разрешение конфликта. Это своеобразный синтез контроля, эмоциональной переработки и умения, полученного в результате тренировки, - в применении к конкретной жизненной ситуации. После прочтения пациентом книги терапевт спрашивает пациента, как, по его мнению, преодолевал бы его трудности автор этой книги или главный герой. Врач может поставить перед больным, например, такую задачу: «В течение ближайшей недели Вы должны решать конфликты в духе... Постарайтесь, чтобы поводов к конфликтам у Вас было достаточно...» Или предложить подумать над вопросами: «Чем все-таки образ действия... лучше Вашего? А что Вас не устраивает в таком образе действия? Какие отрицательные последствия чаще всего вызывало Ваше поведение прежде и теперь? Как можно усовершенствовать это поведение? Как бы справились с этими трудностями литературные герои В. Лихоносова, В. Потанина, Ю. Нагибина?..

Наши рекомендации