Лекция в.м.кандыбы о ск и гипнозе 1 страница
Мною законспектирована лекция моего отца - Президента Всемирной ассоциации профессиональных гипнотизеров, Виктора Михайловича Кандыбы, которую он читает на курсах по обучению всех желающих профессии гипнотизера в Петрограде, Ленинграде или Санкт-Петербурге по Малой Морской ул., д.9, кв.34, тел. (812) 219-11-98:
"Древнерусские и современные ученые-гипнологи выделяют в человеке 4 самостоятельных личности: две внешние и две внутренние.
Физиология, психика и поведение наружной внешней личности определяется психофизиологией обычного состояния сознания (ОСС) человека, находящегося в обычном здоровом бодрствующем состоянии и способного более-менее трезво, адекватно и правдоподобно оценивать и реагировать на происходящее во внешней и внутренней среде.
Психофизиологию и поведение скрытой или истинной внешней личности определяет трансовое состояние сознания, которое во всем мире, кроме России, называется СК. В России же это состояние сознания большинство называют "гипнозом", т.е. термином, который ввел английский хирург Брэйд в 1843 году, когда увидел выступление магнетизера Лафонтена. Однако многолетние исследования Гурджиева, Блаватской, Бехтерева, Ухтомского, Довженко, Эриксона и мои личные показали, что необычные трансовые состояния
человека не вмещаются в теоретическую концепцию феноменологии гипноза. И мною была создана в 1970 году единая теория самых разных трансовых состояний человека, которых оказалось свыше двадцати, а ныне их открыто более тридцати. В свете открытия огромного количества новых трансовых состояний, я вынужден был окончательно отказаться от термина "гипноз" и назвал все это новое многообразие СК(состояиие Кандыбы). За термином "гипноз" я сохранил все то, что в него вкладывали Брэйд и Павлов -т.е. всю феноменологию "искусственного сна с наличием раппорта". В 1984 году на своем сыне - Дмитрии впервые получил уже практически такие необыкновенные СК, о которых мировая наука знала только по восточным мифам и легендам. Новые СК получили название СК-2, СК-3, СК-4 и т.д. С 1984 года СК быстро распространились по всему Киеву, а затем по всему СССР и всему миру. Итак, истинная внешняя личность человека определяется особенностями психофизиологии конкретного СК (гипнотического, эмоционального, психоделического, психологического, полового, возрастного, патологического, биокритического, медитативного, изоляционного, просоночного, предсмертного, каталептического и т.д.).
Работа обеих внешних личностей, наружной (или иллюзорной) и трансовой (или истинной) определяется как каждое мгновение изменяющийся (непостоянный) результат одновременной активности двух самостоятельных внутренних личностей человека - левополушарной и правополушарной.
При снижении активности наружной личности (ОСС) вскрывается трансовая или истинная личность человека. Это значит, что в СК, в зависимости от содержания и доминирования в итоговой, результирующей нейропсихофизиологии левого или правого полушария мозга мы имеем огромный спектр истинных
состояний человека - от порока до скотины и негодяя, каких даже в животном мире не бывает. Итак, СК (транс) обнажает истинное лицо конкретного человека, поэтому в русском народе говорят "что у трезвого в уме, то у пьяного на языке". То есть транс более ясно показывает, активность какого полушария преобладает в итоговой результирующей психофизиологической активности человека - его левополушарные идеи, установки, опыт и трезвый аналитический ум или его мощные правополушарные животные инстинкты, влечения, чувства, эмоции и т.д.
Левое полушарие мозга является нашим подсознанием, нашим внутренним цензором, в котором человек сохраняет все, что ему удалось узнать в его жизни, начиная с того момента, когда он научился понимать речь и осознавать самого себя, как отдельную мыслящую личность. Наше внутреннее подсознание - это наша левополушарная личность, в которой хранится весь наш приобретенный жизненный опыт, наши знания, представления, убеждения, установки, идеалы, наша память и речевой центр; центры по приему, верификации и обработке всей поступающей информации и др.
Наша правополушарная личность - это наше бессознательное, это влечения, чувства, эмоции, эйдетическое образное мышление, интуиция, чувство пропорции и прекрасного, наши фантазии, запретные желания, наши сны и видения, наш внутренний мир грубой физиологии и прекрасных иллюзий...
Если в природе бессознательной правополушарной личности доминирует в качестве основного инстинкт сохранения жизни в его наиболее простых формах в виде полового инстинкта и биологических потребностей (спать, дышать, есть, пить и т.д.), то в природе нашей подсознательной левополушарной личности доминируют прежде всего наши социально-общественные установки и приобретенный нами личный опыт, формируемый мозговыми механизмами памяти. Именно с имеющимся у каждого человека индивидуальным социальным и чувственным опытом и происходит постоянное снижение и верификация поступающей информации.
Поэтому человеческое восприятие на 90% зависит от содержания этого опыта, то есть зависит от наших мыслей, установок и пережитых чувств (то есть от содержания левого и правого полушария). Можно сказать, что наши мысли, установки и пережитые в жизни самые сильные эмоции составляют основное содержание нашего "истинного внутреннего человека", который полностью определяет "искусственного внешнего человека". Древнерусская традиция всегда различала в каждом человеке "мысль и чувство" или "ум и сердце". Имея виду под "сердцем" наши внутренние чувства. И не всегда "ум и сердце" были едины и в ладу...
Внутренний опыт и содержание обоих полушарий - левого подсознательного и правого бессознательного, формируется частично сознательно, частично полуосознанно и в основном бессознательно, особенно когда нашему сознанию что-то не нравится или у него есть на что-то запрет, как результат полученного воспитания, влияния личных установок и установок среды, моральных или социальных табу и т.д.
Что касается накопленного чувственного опыта и особенно острых стрессовых ситуаций, то они автоматически и бессознательно фиксируются правополушарными мозговыми механизмами на всю жизнь и иногда оказывают серьезное и определяющее зацикливающее патологическое воздействие на всю дальнейшую жизнь человека. В этом смысле прав был Фрейд, когда предложил психоаналитическую теорию извлечения из бессознательного пациента фиксированных там патологических чувств и установок, губительно искажающих нормальное восприятие, нормальное мироощущение и нормальное протекание всей психофизиологии. Фрейд гениально предугадал, что для извлечения из бессознательного травмирующей ситуации необходимо ее просто вновь пережить, но осознанно. В то время наука еще не знала межполушарную асимметрию и роль правого полушария, поэтому Фрейд просто гениально угадал, что если хочешь что-то из правого полушария извлечь и "разрядить", то надо это "что-то" пропустить через мозговые механизмы левого полушария, то есть просто вспомнить и осознать на новом эмоционально нейтральном фоне.
СК-специалисты и ученые-гипнологи знают, что люди относятся друг к другу совершенно неадекватно реалиям, а по каким-то чисто внутренним "странным" установкам, т.е. то с неожиданной симпатией, то нейтрально, а то и агрессивно и враждебно. Уже заранее имеющиеся внутренние установки и пережитые чувства определяют не только общение между гипнотизером и гипнотиком, но и являются сутью любой человеской коммуникации, будь то общение с другим человеком или с произведением искусства, природой, книгой, женщиной котом, столом, тарелкой и т.д. Это значит, что восприятие абсолютного большинства людей глубоко субъективно, и они видят, слышат и чувствуют двояко и только сквозь призму своих внутренних личностей - левополушарной и правополушарной. Когда я открыл в начале семидесятых годов, что левое полушарие - это самостоятельная личность, которая сама по себе живет, воспринимает, реагирует, имеет по любому вопросу свое мнение, имеет свой способ мышления и коммуникации, свои мозговые механизмы приема, обработки и хранения информации и опыта и т.д., то я был очень потрясен и много думал, как же могло случиться, что никто до меня не смог это открыть. Затем мои исследования привели меня к открытию самостоятельного существования и другой, правополушарной личности, которая полностью отличается от внешних наружной и трансовой личностей и одновременно не имеет ничего общего с личностью левого полушария, а, наоборот, имеет абсолютно самостоятельные мозговые механизмы приема, обработки и сравнения внешней и внутренней информации, имеет свое собственное эйдетическое мышление и свой собственный язык в виде образов и эмоций.
Итак, с учетом всего вышеизложенного, созданная совместно с моим сыном Д.В.Кандыбой современная СК-наука утверждает, что основными характеристиками внутренних личностей человека являются:
I. Личность, базирующаяся в основном на психофизиологии левого полушария:
1) Язык личности - внешняя и внутренняя речь.
2) Способ мышления - вербальное логическое мышление.
3) Основные свойства - хранит весь опыт, выполняет функции критического анализа и моральной и социальной цензуры, является сосредоточением сознания и самосознания.
II. Личность, базирующаяся в основном на психофизиологии правого полушария:
1) Язык личности - образы и эмоции.
2) Способ мышления - эйдетическое, картиннообразное мышление.
3) Основные свойства - животное инстинктивное сознание, обеспечение непроизвольной надежности мозговых (центральных) механизмов биологической саморегуляции и жизнеобеспечения.
Исходя из вышеприведенной теории, загипнотизировать человека или погрузить его в СК, это значит максимально убрать активность левого полушария, подменить его психофизиологическую роль внешним стимулом (например, голосом гипнотизера) и, лишив таким образом результирующие внешние личности способности сознательно логически мыслить и адекватно анализировать, перевести работу всего мозга в СК-режим, то есть - с левополушарного доминирующего и сознательного логического мышления на правополушарное подчиненное и бессознательное эйдетическое чувственно-образное мышление.
В СК-науке, с учетом психофизиологических особенностей работы человеческого мозга, существуют несколько основных видов психотехник погружения человека в СК:
1. Психологические психотехники - это методы, в основном, словесного наведения СК способами воздействия на левое полушарие. Примером таких психотехник является лучшая в мире психотехника "психологического СК" Д.В.Кандыбы, метод Довженко, метод Эриксона, метод нейролингвистического программирования, метод логической рациональной психотерапии Дюбуа, метод убеждения Бехтерева и др. Все психотехники этого класса рекомендуется применять для лиц, у которых в психической деятельности доминирует левое полушарие. Это обычно люди образованные, логически мыслящие, - ученые, математики, учителя, физики, химики, инженеры, военные, юристы, сотрудники милиции и чиновники, врачи и вообще многие мужчины средних лет. Более подробно смотрите в книге Д.В.Кандыбы "Психологический гипноз".
2. Мыслеобразные психотехники - это методы "силового" или мысленного гипноза, основанные на технике эйдетического контакта и образного мысленного отождествления гипнотизера с гипнотизируемым и навязывания гипнотику нужных реакций и поведения образным представлением в воображении требуемого поведения. Такие методы называются "мысленным гипнозом" и действуют на правое полушарие языком мысленных образов, поэтому воспринимаются гипнотиком бессознательно и автоматически. Противостоять этой психотехнике гипнотик не может, поэтому древнерусские жрецы такую психотехнику назвали термином "магия". Наиболее художественно понятно эти психотехники описаны в книге Д.В.Кандыбы "Мысленный гипноз", а также в романе А.Куприна "Олеся" и в работе В.Бехтерева "Гипноз. Внушение. Телепатия", где Бехтерев описывает подробно свою личную мыслеобразную технику навязывания собаке определенного поведения.
Данная группа психотехник мысленного гипноза применяется на лицах очень впечатлительных, отличающихся высочайшей чувствительностью, способных к сильному сопереживанию. Часто эта техника применяется на лиц, которые ранее уже погружались данным гипнотизером в глубокий сомнамбулический транс с повышением общей чувствительности и резким повышением избирательной чувствительности именно к данному гипнотизеру. До меня последними из крупных ученых-гипнологов этим занимались Платонов и особенно Васильев. За границей до сих пор ничего подобного нет, поэтому из моих современников никто, кроме меня, воздействовать на человека мысленно и на любом расстоянии не может. Лучшие зарубежные специалисты - индиец Прапзупада, японец Судзуки, американец Эриксон, Франциску Шерток, немец Шульц и др., исследованиями в этой области даже и не занимались, поэтому русские ученые-гипнологи, благодаря работам Д.В.Кандыбы, ушли в этих психотехниках далеко вперед, оторвавшись, например, от США лет на 200-300, если не больше а может американцы и никогда секретами этих психотехник и не овладеют, такое тоже может быть. Данные психотехники применяются на художниках, режиссерах, актерах, артистах, конструкторах, модельерах, врачах, вдовах, детях и вообще на многих молодых женщинах и женщинах средних лет.
3. Эмоционально-экстатические психотехники - это введенные в мировую науку Д.В.Кандыбой психотехники "экстатического СК" или "техники эмоционального гипноза", которые он, впервые в мире, описал в своей книге "Эмоциональный гипноз". Психотехники эмоционального гипноза применяются в ситуациях напряжения чувств и эмоций, а также на очень эмоционально быстро воспламеняющихся людях. Эти техники применяются политиками, одаренными учителями и преподавателями, лекторами, ораторами, военными лидерами, актерами, артистами и т.д. по отношению к людям, объединенным одним наведенным чувством и настроением, или одной общей эмоцией или совместным переживанием и т.д. Эмоциональный гипноз применяется на людях с неустойчивым социальным положением, не уверенных в своем будущем, дезориентированных. Рекомендуются эти психотехники при воздействии на детей, подростков, молодежь, женщин, творческую интеллигенцию и т.д. Воздействие в этих психотехниках рассчитано на лиц, в чьей психофизиологии доминирует правое полушарие. Поэтому эмоциональный гипноз очень эффективен среди примитивных народов (США, австралийские аборигены, многие африканские народы и т.д.). Итак, эмоциональный гипноз рекомендован по отношению в людям, у которых "чувства затмевают разум", поэтому управлять такими людьми нужно игрой на их чувствах, эмоциях и переживаниях... Поэтому Явлинскому для расширения своей аудитории надо добавить эмоций, Жириновскому - логических текстов, а Ельцину и Зюганову надо срочно изменить свою внешность и взгляд на вызывающие симпатии, с остальным у них более-менее. А экономические программы ни при чем, большинство простых людей, а их в стране 80%, реагируют по законам психологического и эмоционального гипноза. Хорошо сочетал в себе нужные качества Петр I, поэтому если бы мне поручили организовать какому-нибудь лидеру победу на выборах, то я смог бы обеспечить за 2-3 недели результат в 70-90%! Но, к сожалению, к этим вопросам подключаются некомпетентные люди, а гипнотизеры, будучи профессиональными по воздействию на людей, к этим делам сегодня не привлекаются. Есть тут, правда, и другая причина, на которую указал один лидер - "Неважно, как вы проголосуете, а важно, как мы подсчитаем".
4. Комплексная психотехника или "метод Кандыбы" - эта психотехника включает в себя одновременно все три основные группы психотехник: психологическую (словесную), мысленную (мыслеобразную) и эмоциональную (экстатическую). Этот метод имеет еще одно название "СК-кодирование", когда он применяется с предсуггестией и по определенному сценарию.
5. Психоделические психотехники - эти техники основаны на использовании специальных препаратов-галлюциногенов. Лучшим является ЛСД-25 в количестве 300 микрограммов (в дозах 100 микрограммов, а затем через 10 минут, оставшиеся 200 микрограммов).
А теперь несколько слов о коллективной суггестии. Вопрос о возможности коллективной гипнотической суггестии, то есть одновременного внушения с воздействием большого числа людей, пока еще остается открытым. Несмотря на многочисленные выступления против, это искусство было неоднократно продемонстрировано гастролирующими гипнотизерами. Один из трюков, входящих в арсенал известного английского гастролера Кассона (Са оп), заключался в следующем: все присутствующие крепко прижимают руки со скрещенными пальцами к макушке головы ладонями вверх. После демонстрации возможностей гипнотической суггестии на сцене огромное число людей из зала с готовностью воспринимает любое внушение гипнотизера. Таким образом, когда он провозглашает, что многие из присутствующих не смогут разомкнуть руки, то иногда сотни, а то и большее число людей действительно неспособны совершить это действие до получения на то позволения оператора. Несомненно, что в благоприятных условиях коллективное внушение может быть очень эффективным. У примитивных племен можно легко вызвать массовые грезы, иллюзии или зрительные галлюцинации. Внушение имеет особую силу в результате распространения идей и эмоций, хорошо воспринимаемых толпой, в которой люди как бы заражаются друг от друга.
Термин "коллективная гипнотическая суггестия", безусловно, применим только в тех случаях, когда оператор использует гипногенные методы для достижения патологической степени внушаемости у составляющих толпу людей. Обычно используется другой, более подходящий термин - "коллективная суггестия". В этой связи интересно отметить, что в примитивных сообществах шаман или целитель часто прибегают к помощи гипногенной методики коллективного внушения. Монотонное бормотание или ритмические удары в там-там с успехом заменяют более рафинированные методы нынешних гипнотизеров.
Возможно, настало время пояснить, почему Би-би-си запретила показ сеансов гипноза на телеэкранах. Это явилось следствием выступления Кассона в 1946 году по телевидению. Примерно треть всех телеоператоров и инженеров вскоре после начала передачи находилась в глубоком гипнотическом вне. Двое из них спали так крепко, что Кассон был вынужден нанести им несколько ударов, чтобы вывести их из этого состояния. Эффективность передаваемых по телевизору гипнотических сеансов не оставляет и тени сомнения в возможности такого воздействия с помощью кинематографа. Некоторые психотерапевты записывают свой голос, подающий команды людям, страдающим от бессонницы, в целях внушения желания спать. Успех этого метода зависит от эффективности неоднократного гипнотического внушения, проводимого ранее этим же оператором.
Время от времени появляются сообщения о психически здоровых индивидуумах, которые слышали голоса или имели видения, предупреждающие о надвигающейся опасности, предсказывающие болезнь, событие или указывающие на необходимость предпринять те или иные действия. Блендер называл их телеологическими галлюцинациями. Это явно неудачный термин, поскольку он придает некий оттенок тому, что следует рассматривать с точки зрения медицинской психологии. Телеологическая галлюцинация проявляется прежде всего как средство служения какой-либо цели или плану. Она требует объяснения с точки зрения сверхъестественных причин, хотя спиритуалисты и многие другие утверждают обратное.
Существует много путей рождения легенд о телеологических галлюцинациях. Их значительное число попадает под раздел, общим заголовком которого могут стать слова: "Психология самообмана и страстного желания необычного". Безусловно, мы знает множество примеров галлюцинаций или снов, имеющих самую тесную соотнесенность с последующими событиями. К ним можно отнести продромальные галлюцинации или сны, когда индивидуум получает предупреждение о болезни. Однако, он, возможно, подсознательно уже чувствовал ее некоторые симптомы, не желая по различным причинам признать их именно за то, чем они являлись на самом деле, до тех пор пока сон или слуховая галлюцинация не зафиксировали его внимание на существующем моменте.
Такие продромальные симптомы, как сильная утомляемость, неясная боль или зуд, могут стать причиной аутоскопических галлюцинаций, особенно у истеричных людей, когда они видят себя в палате больницы. Впоследствии у них может развиться рак или появиться какое-то другое заболевание, что служит поводом для утверждения, что они имели предупреждение о болезни в виде видения. Несомненно, они будут склонны рассматривать его как оккультное или религиозное явление. В психических исследованиях прошлого века часто упоминаются случаи галлюцинаций, когда человек видел своего родственника либо тяжело больным, либо мертвым. В ряде ситуаций, которые отражали события достоверно, галлюцинации были навеяны имеющейся информацией о состоянии здоровья родственника.
Галлюцинации, которые якобы имели место именно в тот момент, когда умирал дальний родственник или друг, живший где-то в другом месте, вызывали немало подозрений. По крайней мере ни один случай подобного совпадения не имеет четких доказательств.
Галлюцинации подобно снам могут служить подсказкой того, как следует поступать человеку в определенной ситуации. Возможно, что обстоятельства дела, которые, безусловно, хорошо известны индивидууму, могут обусловить подсознательный выбор вероятной последовательности. Затем приходит сон или галлюцинация, которые содержат развертывание элементов этой цепочки. В результате впоследствии у человека может сформироваться вера в получение предупреждения свыше. Короче говоря, все сообщения о телеологических сенсорных галлюцинациях, которые случаются у психически здоровых людей, следует воспринимать крайне осторожно. Однако не вызывает сомнения тот факт, что они могут иметь место при определенных типах истерии, на начальных стадиях развития психоза или при наличии галлюцинаторного синдрома любой этиологии. Настоящие сенсорные галлюцинации у здоровых людей - большая редкость. С другой стороны, иллюзии, грезы, псевдогаллюцинации и причуды и капризы могут быть легко превращены в галлюцинации теми, кто этого сильно хочет.
Меньше всего подозрений вызывают описания случаев, когда человек слышит голос, предупреждающий его о близкой опасности (о яме, расположенной на тропинке, по которой он идет в темноте глубокой ночью, или о близости врага или дикого зверя). Мы знаем, что опасность и страх могут привести к глубоким физиологическим изменениям в организме человека. Следовательно, вполне возможно, что у некоторых ин-
дивидуумов подсознательное предчувствие опасности может стать причиной слуховой или зрительной галлюцинации, то есть средством осознания грозящей беды. Еще одно объяснение заключается в том, что внезапное осознание опасности порождает волну страха с последующим развитием галлюцинаций или псевдогаллюцинаций. Подлинный порядок событий при попытке их реконструкции в памяти смешивается.
Подсознательное аргументирование - факт, не вызывающий сомнений. Многие трудные проблемы были разрешены с его помощью. Существуют доказательства того, что у людей, переживших истерические галлюцинации, подсознательное аргументирование определяло их форму и содержание. В качестве примера можно указать голоса, которые слышала Жанна д'Арк и которые давали точную оценку событий и предсказывали их развитие в будущем, или голос духа, говорившего с Сократом, имевшим выраженную склонность к диссоциации. Именно подсознательное аргументирование часто заставляет людей, имеющих длительные и плохо разрешимые трудности и жаждущих их урегулирования, слышать голоса, которые дают им полезные советы. При пограничных с психозом состояниях подобные телеологические галлюцинации не являются таким уж редким феноменом. Издания Общества психических исследований, вышедшие в XIX в., буквально пестрят описаниями случаев телеологических галлюцинаций. Однако более критический подход к проблеме свел их число к минимуму, сделав их достоянием, в основном, оккультных журналов, редакторы которых с презрением относятся к столь широко почитаемому принципу Оккамы.
Известно, что у примитивных народностей сенсорные галлюцинации могут быть вызваны с помощью обычной суггестии, особенно если индивидуум испытывает сильный эмоциональный стресс (страх или напряженное ожидание).
Ожидание является причиной большинства случаев обмана зрения. Так, человек, нетерпеливо ждущий автобуса, пытается издали разобрать его номер. Он видит, что это автобус N17, т.е. именно тот, который ему нужен. Однако, по мере приближения оказывается, что это автобус N24. Человек недоумевает по поводу своего промаха, который есть не что иное, как обман зрения, вернее, его самая распространенная форма.
Ожидание же, приводящее к подлинным зрительным галлюцинациям, совершенно отличное явление. Сильный испуг, который испытывал суеверный и ограниченный человек прошлого при каком-то шорохе или шуме, порождал их появление в виде объекта, который мог быть причиной этого шума. Сильный страх является пусковым моментом ряда физиологических реакций, воздействующих на нервную систему и кровообращение, а также способных вызывать изменения, которые имеют место в мозгу при психических расстройствах или бреде. Коллективные галлюцинации до сих пор изучены недостаточно глубоко, поскольку они практически выпали из поля зрения медицинской психологии. В прошлом веке население планеты было более легковерно, суеверно и подвержено влиянию суггестии, чем сегодня. Однако не следует забывать о том, что человек в окружении толпы становится более примитивным. С точки зрения мыслительных процессов он может даже уподобиться дикарю. Любой, кто хоть раз слышал рев толпы на выступлениях Гитлера или наблюдал реакцию болельщиков во время игры в регби, легко согласится с этим утверждением. Эмоциональный вызов, мгновенно охватывающий толпу, или быстрое распространение абсурдных слухов, обрастающих через несколько минут самыми невероятными подробностями, - это только два примера взаимоусиливающего действия суггестии. Подобные формы суггестии лучше всего могут быть продемонстрированы в момент религиозного экстаза. Неудивительно, что рассказы о коллективных галлюцинациях чаще всего имеют отношение к церкви, статуям святых или их изображениям на картинах. Наиболее часто встречающимся "чудом" является движение статуи или изображения вплоть до схода с пьедестала или выхода из рамки картины. По мнению Россет в этом нет ничего удивительного для человека, понимающего механизм такого явления, как внимание и его взаимосвязь с процессом засыпания и с рождением видений, ассоциируемых с этим процессом.
Вера в чудеса порождает свидетельства их существования. Те факторы, которые индуцируют появление галлюцинаций у отдельного индивидуума, могут еще более эффективно повлиять на возбужденную и напряженно ждущую толпу, приводя к массовым галлюцинациям. Нет повода говорить о том, что их
содержание у любых двух людей будет совершенно идентичным. Однако предрассудки и разговоры при ожидании чуда, несомненно, приведут к огромному сходству видений, что исключает возможность последующего выявления различий. Воображение каждого отдельного человека вносит свой вклад в
форму и движение видения, поскольку галлюцинаторные ощущения всех типов - продукт деятельности его собственного сознания. Сообщения о некоторых различиях в пережитом опыте затем исчезают в процессе его гармонизации при последующих обсуждениях и воспоминаниях.
В 1919 г. в Испании были зарегистрированы многочисленные случаи массовых галлюцинаций. Некоторые из них были тщательно изучены профессором Энсайнас. Почти все из них были связаны с изображениями святых на картинах, которые "двигались" и даже "выходили" к зрителям. Кроме того, на некоторых картинах выступала кровь. Энсайнас и участвующий в работе профессор Яиш пришли к выводу, что в своей
основе галлюцинации были обусловлены фиксацией и углублением внимания. Действительно, после первый сообщений о чуде в церковь хлынули толпы любопытных, которые часами стояли перед картинами, рассматривая их очень внимательно и пристально. Временами кто-то вдруг вскрикивал, указывая на "движение глаз" на картине или "появление капель крови".
История знает также немало примеров появления в небе горящих или сверкающих крестов. Рассказы "очевидцев", которые сами не видели в небе чего-либо необычного, свидетельствуют о том, что практически каждый человек вокруг них возбужденно указывал пальцем на что-то. Раздавались возгласы удивления, некоторые присутствующие падали на колени и горячо благодарили за данную возможность увидеть чудо.
Бесспорно, что у многих людей возникают подлинные галлюцинации. Однако не менее бесспорен тот факт, что некоторые из присутствующих просто убеждают себя, что видели чудо. Вместо того чтобы признать отсутствие чего-то необычного, они скорее будут изображать приобщение к таинству, пока у них действительно не сформируется ощущения, что они видели все собственными глазами. Вахерс писал по этому поводу следующее: "Эмоция - могущественный враг вещественных доказательств. Она является причиной путаницы между увиденным в действительности и воспоминанием о событии. Определенные детали запоминаются лучше, тогда как другие, а также взаимосвязь между ними размываются и становятся
нечеткими. Память начинает услужливо воспроизводить первые, переставляя акценты и придавая случившемуся ложную окраску. Наша память может подвести нас под влиянием очень сильной эмоции. Присутствие вокруг большого числа людей увеличивает напряжение. Эмоция усиливается теми, кто ее разделяет, возбуждение и сопутствующая ему неразбериха растут, случайно оброненное слово дает "толчок воображению". "Видишь, как он парит", - говорит кто-то безапелляционным тоном. Другие, кто ничего не видит, просто рисуют нужную картину в своем воображении. Впоследствии их уже невозможно разубедить в том, что на самом деле они не наблюдали ничего сверхъестественного. В ряде случаев коллективные гал-
люцинации имеют именно такое происхождение".
Первые упоминания о двойниках относятся к ранним этапам развития древнего Египта. В романтической литературе викторианской эпохи двойники или духи играли главную роль. Одни из них выступали как ангелы-хранители, другие - как злые посланцы дьявола. В этих произведениях герой или злодей сталкивались лицом к лицу в точной копией самих себя. Это второе "я" часто квалифицировалось как душа или судьба, а его появление рассматривалось как предупреждение о неотвратимости рока.
Еще одной разновидностью феноменов того же порядка является астральный выход (внетелесные переживания), привлекающий внимание многих исследователей. Описания подобного опыта весьма многочисленны. Их авторы, потрясенные явлением, выпадающим за пределы нашего познания, склон-
ны придавать ему мистический оттенок. Они считают, что на какое-то время их души покинули физическое тело. При аутоскопических галлюцинациях подобного типа у человека часто возникает яркое ощущение, что он видит свое тело со стороны. Наиболее распространены ситуации, при которых могут наблюдаться такие галлюцинации, включающие в себя кризис тяжелой болезни, моменты наивысшего страдания, после
которых боль отступает.
Сообщения часто содержат упоминания об ощущении вылета из тела и парения над ним в состоянии спокойного отчуждения, о наблюдениях за ходом оперативного вмешательства. Причем во многих случаях люди, пережившие этот опыт, были, согласно свидетельствам медперсонала, в бессознательном состоянии.
Обычный человек, сталкивающийся с рассказами о двойниках и внетелесных переживаниях, бесспорно будет испытывать чувство глубокого недоверия и попытается объяснить все чрезмерной игрой воображения. Нет ничего, что могло бы стоять от правды дальше, чем подобный взгляд. Оба эти явления какими бы сверхъестественными они ни казались, имеют под собой ту же основу, что и зрительные галлюцинации. Однако необходимо признать, что причина, вызывающая столь необычную форму галлюцинации, пока еще не выяснена. На протяжении целого времени любая галлюцинация считалась, обусловленной действием сверхъестественных сил. Многие исследователи-физики, занимающиеся изучением аутоскопических галлюцинаций, испытывают интерес именно к оккультной стороне проблемы. Сторонники этой псевдонауки редко интересуются галлюцинациями ради них самих. Их прежде всего волнует возможная взаимосвязь со сверхъестественными или паранормальными. Подобный подход заставляет вспомнить о том благоговейном ужасе, который испытывали наши не столь отдаленные предки, наблюдая проявление психологических аномалий.
Лишенные налета дьявольщины или магии, аутоскопические галлюцинации могут расцениваться как более прозаическая вещь: чисто физиологические отклонения, вызванные, в основном, бредом или истерией. Они могут проявляться самым неожиданным образом. Юнг, например, описывает случай, главным действующим лицом которого была женщина, склонная к истерической диссоциации. Ей предстояло перенести небольшое оперативное вмешательство по поводу попавшей в палец занозы. Вероятно, она впала в аутогипнотическое
состояние, поскольку "без какого-либо перехода вдруг увидела, что сидит у ручья, протекающего вдоль живописного луга, и собирает цветы. Это состояние длилось ровно столько, сколько шла операция. Затем оно само собой прекратилось". При подобных аутоскопических галлюцинациях индивидуум находится в полном сознании и не утрачивает чувства собственного "я". Он просто "видит" свою точную копию, стоящую или сидящую рядом с ним. Обычно галлюцинации данного типа очень непродолжительны, хотя в ряде случаев они могут отмечаться на протяжении довольно длительного периода. Следует иметь в виду, что оценка временного фактора - трудная задача, так как при некоторых разновидностях зрительных галлюцинаций (например, галлюцинаций, возникающих при приеме мескалина) чувство времени абсолютно исчезает. То, что по ощущениям длится час и более, на самом деле занимает всего несколько минут.
При аутоскопических галлюцинациях, характеризуемых как внетеяесные переживания и часто практикуемых мистиками и прорицателями, осознание самого себя принимает очень интересную форму. Плотин называл подобные состояния экстазом. Вместо привычной формы существования, когда собственное "я" неотделимо от тела, индивидуум вдруг видит образ самого себя и одновременно испытывает ощущение, что это и есть его подлинная сущность. Здесь галлюцинация и сопровождаемый ею обман чувств являются, по-видимому, чем-то сродни сноподобному состоянию, поскольку во сне мы часто видим себя со стороны. Связь между сном и внетелесным переживанием становится, по мнению многих авторов, еще более достоверной, если вспомнить, что большинство случаев аутоскопических галлюцинаций подобного типа имели место, когда по внешним проявлениям индивидуум был без сознания. Однако, здесь, вероятно, кроется ошибка. Скорее всего, вышеупомянутые аутоскопические галлюцинации возникают при возвращении сознания и выходе из бессознательного состояния.
Существует целый ряд теорий, объясняющих этиологию и специфический характер аутоскопических галлюцинаций. Однако ни одна из них не является удовлетворительной. Кроме истерии еще одной причиной данного феномена, возможно, следует считать шоковое воздействие любой разновидности, оказываемое на мозг и нервную систему. Кроме ощущений, обусловленных восприятием мира на основании шести органов чувств, существуют ощущения, информация о которых передается в мозг через симпатическую нервную систему. Грубо говоря, они являются свидетельством нашего здоровья и указателем физического состояния. Деятельность внутренних органов, мышц, желез внутренней секреции и нервной системы регистрируются нашим сознанием в виде ощущений здоровья, дискомфорта, усталости и других неясных и часто неопределенных чувств. Известно, что они могут порождать сны вполне определенной направленности. Таким же образом они могут влиять и на содержание галлюцинаций.
В литературе описаны случаи, когда индивидуум видел изображение собственных внутренних органов. Иногда такие видения помогали человеку осознать причину его страдания (наличие язвы, спаечный процесс или застой в кишечнике и т.д.). Интересный пример приводит доктор Комар. Он сообщает о человеке, галлюцинации которого точно отображали воспалительный процесс, идущий в поперечной кишке. Они возникали очень часто и полностью отражали все происходящие изменения. Галлюцинации прекратились с выздоровлением. Естественно, что подобные ситуации требуют ответа на следующие вопросы:
имели ли место галлюцинации на самом деле;
была ли получена проявившаяся в виде галлюцинаций информация благодаря высокой чувствительности симпатической нервной системы;
не оказали ли воздействие на содержание галлюцинаций присутствие сиделки и ее неосторожные замечания;
При столкновении с нетелесными переживаниями даже самый здравомыслящий человек может усмотреть в них нечто мистическое. Трудно удержаться от подобного чувства, когда вокруг возникает ощущение, что ваше "эго" находится где-то вне тела в точке, из которой можно наблюдать, как ваша телесная оболочка лежит и движется где-то внизу. При этом "эго" сохраняет способность видеть и даже слышать все на расстоянии, однако последнее имеет место несколько реже.
В качестве наиболее типичного примера можно привести случай с водителем танка, подорвавшегося на мине, из которого он был выброшен взрывной волной. Внезапно у офицера возникло ощущение того, что он парит в воздухе, наблюдая за своим лежащим внизу неподвижным и искровавленным телом. С одной стороны, эта галлюцинация может рассматриваться как яркая греза; с другой - момент возвращения сознания. Ощущение парения в воздухе, вероятно, было прямым следствием действия взрывной волны, то есть эпизодом, который
водитель впоследствии просто не мог вспомнить. Видение раненного тела, возможно, было подсказано осознанием случившегося или ощущениями, возникшими в организме в процессе возвращения сознания.
При определенных формах шоковых состояний сны могут становиться настолько наполненными и живыми, что они приобретают многие черты, характерные для подлинных галлюцинаций, возникающих в состоянии бодрствования. Разница между ними заключается, в основном, в степени яркости ощущений. Независимо от того, являются ли они порождением одного и того же механизма, их близкая взаимосвязь совершенно очевидна. Описано немало случаев, когда действующее лицо сна или какой-то другой объект существовали в течение нескольких секунд после того, как спящий открывал глаза, становясь при этом подлинной галлюцинацией.
Преобладающее число случаев галлюцинаций, когда индивидууму представляется, что он покидает свое тело, приходится на больных с психозами. Лишь небольшая часть внетелесных переживаний является аутоскопическими галлюцинациями, когда индивидуум видит себя со стороны. Чаще всего встречаются галлюцинации, при которых у человека возникает ощущение, что его как будто вынимают из тела. Покинув телесную оболочку, он взмывает к звездным мирам, слушает музыку сфер, видит их в цвете, разговаривает с духами, ангелами и даже самим Богом.
Могут иметь место галлюцинации противоположного содержания, когда индивидуум проваливается в ад, где его пытают бесы и черти и где он встречается с Сатаной. Такие явления - не редкость среди истериков. Аналогичные видения отмечались в пожилом возрасте у Эммануэля Сведенборга, блестящего ученого и философа XVIII века. Скорее всего, они были результатом истерии при начинающейся паранойе. Психостеники (т.е. люди, страдающие разнообразными психоневрозами, которые не попадают под понятие "истерия") часто переживают чувства нереальности происходящего, потери личности и навязчивые состояния. Хотя галлюцинации у обычных психостеников являются все-таки исключением, они нередко могут ощущать и видеть свое второе "я". Психостеник обычно описывает свое состояние так: "Возникает ощущение нереальности происходящего: хотя я и узнаю все вокруг, вещи кажутся странными и незнакомыми. Часто, когда я просыпаюсь или вхожу в комнату после прогулки, она кажется мне чужой. Я вижу свой стол, свою кровать, знаю, что они принадлежит мне. Однако одновременно у меня рождается чувство, что я вижу это все впервые в жизни. Мне также кажется, что вместо меня одного существует два человека, что я стою и смотрю на самого себя, наблюдаю за своими действиями и даже стараюсь предугадать их. Но временами я прихожу в сильное замешательство, настолько глубоко я чувствую присутствие незнакомца который каким-то непостижимым образом является частью меня самого. Наконец, меня нередко посещает состояние, когда возникает неприятное ощущение отсутствия чего-то внутри, потери части себя, неполноты и незавершенности.
На основании этого описания можно без труда представить себе содержание галлюцинаций у психотехника с ощущением деперсонализации при ухудшении его состояния. Большая их часть будет иметь аутоскопический характер, то есть содержать переживание астрального выхода. Чувство диперсонализации может стать настолько ярким, что психостеник выпадает из реальности. Он начинает вдруг говорить об отсутствии материального тела. Этот симптом может наблюдаться при определенных типах паранойи.
Многие рассказы об аутоскопических галлюцинациях являются просто фабрикацией фактов. Некоторые из них есть следствие бреда или деления. Очень часто аутоскопические галлюцинации связаны с критическими моментами в период болезни (например, пневмонии), когда пациент как бы видит себя со стороны. Если допустить, что галлюцинации - это реальность, то возникает вопрос: возможно ли то, что видения точно совпадают с событиями, которые действительно имели место в момент их переживания. Это маловероятно, хотя отрицать полностью было бы неверно. Подлинный ход событий и их отражение в галлюцинации, безусловно, не будут совпадать в деталях. Однако делирий, нарушения сознания и различные сенсорные фак-
торы могут стать связующим звеном между реальными явлениями и событиями, составляющими содержание галлюцинаций. До того как пациент теряет сознание, у него обычно возникает, пусть даже и очень мимолетное, представление о положении тела или обстоятельствах, приведших к такому состоянию. Это происходит независимо от причины, вызвавшей потерю сознания болезнь, несчастный случай или хирургическое вмешательство). Приделирии или когда выключаются не все центры коры, звук, прикосновение или запах могут стать источником информации, на основании которой мозг способен реконструировать происходящее в виде галлюцинаций.
Тем не менее, в большинстве случаев аутоскопических галлюцинаций теория координации между подлинным событием и его реконструкцией в видениях не выдерживает критики. Гораздо более вероятным представляется тот факт, что опыт пациента является следствием галлюцинации, возникающей в процессе возвращения сознания.
Сильное переохлаждение или перенапряжение могут вызвать трансовые состояния сознания. Несомненно, что именно здесь заключено объяснение того, что индивидуум часто отрицает потерю сознания в процессе испытываемых переживаний. Существуют описания случаев, когда аутоскопические галлюцинации имели место у выдающихся людей, обладающих исключительными способностями и высокоразвитым интеллектом. Они могут быть объяснены какими-то переходящими явлениями со стороны мозга, обусловленными повышением температуры, истощением, шоком или приемом препаратов.
Бред и галлюцинации как следствие истерии или сенсорных нарушений, безусловно, внесли свой вклад в создание мифа об "астральном теле". Последний - это лишь капля в огромном океане предрассудков и веры в сверхъестественное, корни которых заключены в психологической аномалии.
Гипнагогические галлюцинации - относительно редкое явление. Обычно они характерны для стадии между бодрствованием и сном. Галлюцинации, появляющиеся перед засыпанием, называются гипнагогическими, сразу после пробуждения - гипнапомическими. Однако чаще всего они обозначаются одним термином: "гипнагогические галлюцинации". Несмотря на то, что данный тип галлюцинаций имеет присущие ему особенности, четкое разграничение между ним и другими видами галлюцинаций не представляются возможным. Гипнагогические галлюцинации обычно развиваются в состоянии, которое нельзя классифицировать ни как сон, ни как бодрствование. Во сне человек принимает участие в происходящем. При гапнагогических галлюцинациях этот фактор отсутствует.
Перципиент просто наблюдает картины, происходящие перед его сознанием, не прикладывая каких-либо усилий и сохраняя восприятие окружающей его обстановки. Это свойство не присуще сну и часто отсутствует при других типах галлюцинаций. У перципиента также сохраняется способность испытывать интерес к происходящему. Этот феномен имеет сходство с галлюцинациями, которые наблюдаются при работе с "магическим кристаллом".
Чаще всего гипнагогические галлюцинации наблюдаются у детей. Взрослые переживают их относительно редко, хотя некоторые из них утверждают, что сталкиваются с этим явлением в течение многих лет или на протяжении всей жизни. Такие галлюцинации имеют периодический и нерегулярный характер. Интервалы между ними могут быть очень длительными. Вполне возможно, что большинство людей имели подобные
галлюцинации хотя бы раз в жизни. Однако впоследствии они могли полностью забыть об этом.
Видения при гипнагогических галлюцинациях специфичны. Часто они обладают неестественной яркостью и отчетливостью. Многие перципиенты видят сцены и объекты, которые как бы залиты ярким светом или сиянием. Картины, сцены, лица, фигуры быстро сменяют друг друга, не давая возможности рассмотреть их внимательно. Некоторые перципиенты видят игру каких-то причудливых и ярких арабесок. Перед взором других сцены предстают как постоянно мелькающие кадры, воспроизводимые с помощью проекционного аппарата. Кто-то рассказывает о видах и панорамах, наблюдаемых как бы из окна быстро мчащегося поезда. В ряде случаев видения представляют собой бесплотные, меняющиеся словно в калейдоскопе лица: прекрасные, заурядные, часто гротескные. Возможно, именно гипнагогические галлюцинации породили традиционные изображения демонов, домовых и леших. Некоторые перпициенты сообщают о том, что, хотя их видения имели очень небольшие размеры (маленькая фотография, почтовая марка), каждая деталь была видна абсолютно отчетливо. Обычно видения очень ярко окращены, однако существует несколько случаев ионохроматических галлюцинаций.
Не следует думать, что быстро сменяющиеся изображения - единственно возможная форма гипнагогических галлюцинаций. Ее содержание может быть самым различным, причем предмет или сцена могут сохранять неподвижность в течение нескольких минут. Описан случай, когда перципиент видит парящие в воздухе кирпичи, одна половина которых была окрашена в золотистый, а другая в черный цвет.
Попытки изменить содержание видений по желанию не увенчались успехом. Они приводили к их исчезновению. Очевидно, причина этого заключается в переходе перципиента при направленном волевом контроле в стадию, которая приближается к состоянию бодрствования.
У большинства перципиентов галлюцинации имеют место при закрытых глазах. Отдельные люди сообщают, что они продолжают видеть их в полутьме или темноте даже после открывания глаз. Некоторые индивидуумы утверждают, что они галлюционировали при дневном свете и с открытыми глазами.
Психологическая природа гипнагогических галлюцинаций пока еще не определена. Большинство видений, возможно, обусловлено забытыми воспоминаниями, игрой памяти или чистым воображением. В некоторых из них перципиенты узнают события или сцены давно минувших лет, единственный выход заключается в следующем: гипнагогические видения редко связаны с недавними событиями или случаями из жизни перципиента. Существует мнение, что состояние здоровья перципиента не имеет никакого отношения к проявлению гипнагогических галлюцинаций у взрослых. Подобный взгляд весьма сомнителен.
Автор книги выдвигает на рассмотрение два возможных этиологических фактора, присущих гипнагогическим галлюцинациям. Последние чаще всего наблюдаются у детей различного возраста, попадающего под рамки того периода их развития, для которого характерны наиболее яркие проявления образуй памяти. Именно по этой причине гипнагогические галлюцинации редко появляются после 12-14 лет. Что касается взрослыx, то их видения напоминают галлюцинации, вызываемые мескалином, или возникающие при подостром алкогольном психозе. Таким образом, гипнагогические галлюцинации у взрослых - это не спонтанные проявления их былых способностей, а следствие токсинемии. Согласно ряду сообщений, некоторые индивидуумы способны вызывать гипнагогические галлюцинации простым закрытием глаз и полным расслаблением.
Вряд ли это можно назвать гипнагогическими галлюцинациями, скорее здесь подходит термин "легкий транс", который обозначает определенное состояние и истериков. В принципе, загипнотизировать можно любого человека - одного больше, другого меньше.
При наличии определенных психических заболеваний - таких как невроз в виде навязчивых состояний - мы должны уже во время первого сеанса добиться как можно более глубокого транса - пусть это займет два часа или даже больше. В таких случаях мы может применять и дробный гипноз: в течение сеанса мы неоднократно будим пациента и вновь погружаем его в состояние гипноза.
Всегда задается вопрос, должен ли пациент во время сеанса гипноза лежать или сидеть в кресле? И то, и другое правильно, так как здесь нет твердых правил: одни гипнотизеры пользуются только одним положением, другие - обоими. Большинству пациентов положение их тела безразлично, но опыт показывает, что имеющиеся среди них пугливые люди лучше чувствуют себя сидя. Другие предпочитают лежать, и многие гипнотерапевты тоже считают это положение удобнее, так как оно облегчает расслабление и более всего приближается к положению тела во время обычного сна.
Какое бы положение мы ни избрали, мы в каждом случае должны обеспечить, чтобы пациент чувствовал себя хорошо. Итак, перед началом гипноза мы говорим ему, чтобы он принял позу наибольшей отдачи, не напрягал волю и ни в коем случае внутренне не сопротивлялся. Он также не должен задавать вопросов о том, что с ним происходит, а просто принимать все так, как есть.
После такой подготовки мы можем начать введение в гипноз, для чего мы располагаем несколькими методами. Наиболее важные и испытанные мы рассмотрим ниже.