Способность видеть, слышать, чувствовать.

В возрасте четырех месяцев у детей развита пространственная координациядвижений рук, которая частично связана с развитием зрительных навыков. Досих пор зрительная система ребенка напоминала фотоаппарат с фиксированнымфокусом. Это позволяло ему четко различать объекты, находившиеся нарасстоянии 30 -- 40 сантиметров. Теперь ребенок способен фокусировать взгляд в зависимости от того, накаком расстоянии от него находится предмет. Вот почему малыш так радостнореагирует при виде новых предметов и при смене обстановки. Самая любимая игрушка четырехмесячного ребенка -зеркало. Небьющеесязеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет длянего неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенокнаблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд собственногоотражения и улыбается ему. Несмотря на развитие зрительных навыков, ребенок исследует предметы,главным образом, с помощью рта. Стоит малышу схватить какую-нибудь вещь, онтут же тянет ее в рот. Действия быстро следуют одно за другим -- он видитигрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкомупорядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет себе в рот,ребенок будет долго изучать его. Наряду с интересом к новым зрительным образам, ребенок захваченмногообразием звуков. Четырехмесячный малыш обнаруживает, что можетпроизносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, напримерпронзительный крик, невнятное бормотание, кашель, ему особенно нравятся, ион повторяет их снова и снова. Многие дети забавляются, издавая то очень громкие, то, наоборот, оченьтихие звуки, и получают удовольствие от эффекта, который они производят.

Понимаем своего ребенка

Четырехмесячные дети радуются приходу гостей и приветствуют их почтитак же восторженно, как родителей или братьев и сестер. Фактически ихвнимание притягивают лица любого вида и формы -- малыши относятся к самымстранным, страшным маскам и к куклам, как к лучшим друзьям. Несмотря на то что детям нравится видеть новых людей, их способ общенияс ними отличается от того, как они общаются с родителями. Ребенок не толькос большим энтузиазмом реагирует на действия родителей, но и ощупываетпальцами их лица. Он притрагивается к глазам, носу, усам, дергает за волосы.Когда мать иди отец -говорят с ним, он всовывает пальцы им в рот, как будтопытаясь схватить вылетающие слова. По мере того как ребенок проявляет все возрастающий интерес к словам,которые произносят родители, его собственный репертуар звуков все большерасширяется. Он осваивает уже большинство гласных звуков и некоторыесогласные. В возрасте трех месяцев дети разных национальностей, с разнойязыковой принадлежностью и также глухие одинаково произносят звуки. Кчетырем месяцам мы начинаем замечать, что они подражают языку, на которомговорят окружающие. Четырехмесячный малыш продолжает разговаривать с заводной птичкой или сяркой погремушкой, однако он выглядит более заинтересованным, еслисобеседник реагирует на его "слова". Мама подражает его лепетанию, и ребенокначинает "гулить" активнее и громче, и по мере продолжения разговора ихголоса становятся все более звонкими и веселыми. Родители могутстимулировать диалог, сначала ускоряя темп речи, затем замедляя его толькодля того, чтобы снова ускорить. Аналогичный эффект достигается такжеусилением или понижением голоса. Как правило, родители, в особенности папы, в ответ на активноеповедение ребенка начинают воздействовать на него физически. Они поднимаютмалыша вверх, щекочут или громко чмокают. Обычно дети реагируют на эти на- стойчивые ласки взрывом смеха. Если взрослые начинают притворно кашлятьили чихать, их поведение также вызывает смех или хихиканье ребенка. Очень забавно слушать, как смеется четырехмесячный малыш, но важно приэтом помнить, что у маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг сдругом. Смех дает выход нарастающему напряжению. Однако если оно становитсяслишком сильным, смех переходит в плач. Вам, вероятно, приходилось видеть,как только что смеявшийся малыш вдруг начинает кричать. Обычно этопроисходит на шумных семейных встречах. В тот момент, когда вы поднимаетеребенка вверх, он громко смеется. Стоит поднять его чуть выше, и тут онзаливается плачем. У маленьких детей веселье часто граничит с избыточнымвозбуждением. Со временем родители научатся определять, как долго можнооказывать воздействие на ребенка, не перевозбуждая его.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Любим смотреть сидя Ребенку нравится смотреть на окружающий мир с разных сторон. (В сидячемположении ему легче говорить с мамой и папой и наблюдать за их движениями.)Каждый день ненадолго сажайте малыша, так чтобы он мог на что-нибудьопираться. Используйте специальное детское креслице или стульчик. Когдаребенок научится сохранять равновесие, его можно будет сажать на пол иобкладывать подушками. Плоская поверхность Положите малыша на твердую ровную поверхность, оденьте очень легко, ипусть он некоторое время поиграет. Одежда не мешает движениям, и этопозволяет ему заняться гимнастикой. Учимся дотягиваться Посадите ребенка в детское креслице и повесьте перед ним на веревочкенесколько интересных игрушек. Ему захочется дотянуться и схватить их.Прикрепите к кроватке или манежу подвесное устройство (подвеску) сигрушками. Ребенок будет особенно доволен, если игрушки будут производитьшум. Учимся хватать Ребенок совершенствует свои хватательные навыки и в то же время учитсядотягиваться до игрушек. Держите в запасе погремушки разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затемдо правой руки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть онсхватит ее. Поднимите ее высоко, затем приблизьте к ребенку и сноваотодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствуеткоординацию движений глаз и рук. Качели на дверях Для детей этого возраста хорошо устроить качели, подвесив их к двернойраме. Ребенок уже достаточно силен, чтобы сидеть на качелях, но еще не можетсам вылезти из них. Малышу понравится качаться взад и вперед, одновременноразговаривая с вами.

Время игр

Теперь, когда ваш ребенок бодрствует большую часть дня, старайтесьследить за тем, чтобы у него была возможность поиграть не только сигрушками, но и с людьми. И то и другое имеет важное значение для развитиямалыша. Новые открытия Поиграйте в прятки Поиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками своиглаза, затем его. Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув "Ау-у-у!"Малышу наверняка понравятся оба варианта игры. С горки катится игрушка Постройте в детском манеже небольшую картонную горку. Покажите ребенку,как катится с нее игрушка на колесиках. Это занятие станет для него первымпримером причинно-следственных связей между явлениями. Наблюдение за мыльным пузырем Ваш ребенок до сих пор любит смотреть, как медленно парят в воздухемыльные пузыри. Когда ребенок будет находиться в ходунках, покажите ему какпускать мыльные пузыри. Малыш станет восторженно вскрикивать, наблюдая заэтим процессом. Запишите на магнитофон голос малыша Запишите на пленку лепетание своего малыша и дайте ему послушать.Запишите также голос мамы и папы и дайте послушать ребенку. Понаблюдайте затем, как будет реагировать малыш, заметив, что ваш голос доносится измагнитофона. Носок с ярким рисунком Теперь ребенок с интересом исследует части своего тела. Наденьте ему наногу яркий носок. Сначала малыш будет просто смотреть на свою ногу, но черезнекоторое время схватит ее. Для ребенка это событие станет большой победой. Матерчатый мячик Смастерите мячик, вырезав из ткани несколько полосок, каждая длиной 8сантиметров. Свяжите их вместе и оберните сверху еще одной ленточкой.Ребенку понравится держать мячик в руках и ощущать разную ткань. Кроме того,в магазинах детских товаров продаются забавные матерчатые мячики сколокольчиком внутри. Развитие координации Повозитесь с малыш-ом Пора с малышом немного побороться и повозиться. Возьмите ребенка запояс, поднимите, подкиньте вверх, затем опустите вниз и подержите в стоячемположении. Новые перспективы Положите ребенка на коврик животом вниз и подсуньте под него подушку.Это упражнение укрепляет мышцы шеи и рук. Маленький лягушонок Положите ребенка на живот и проделайте с ним следующие упражнения: согните его колени, выпрямите колени и разведите ноги в стороны, соедините ноги вместе. Делая упражнения, можно напевать какую-нибудь песенку. Свернутое одеяло Расстелите на траве одеяло и положите на его край ребенка животом вниз.Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышуперевернуться с живота на спину. За предпринятые им усилия наградите егопоцелуем и крепкими объятиями. Поднять руки вверх и опустить вниз Поднимите руки малыша вверх и опустите вниз, скрестите и затемразведите в стороны. Делая упражнение, напевайте какую-нибудь песенку. Игрушки, до которых трудно дотянуться Если ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь и ерзая,положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет, чтодля того, чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но идоползти до нее. Не разочаровывайте его. Если ребенок не сможет дотянутьсядо игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним. Делайте упражнения, напевая песню Положите ребенка на спину и, напевая, делайте руками малыша круговыедвижения. Затем поднимите и опустите руки малыша. Далее возьмите ребенка забока и осторожно поверните сначала в одну сторону, затем в другую. Продолжайте повторять движения, напевая тот же мотив, но с другимисловами. После этого слегка надавите руками малышу на животик, потом осторожноприподнимите его ножки и потрясите их. Продолжайте петь малышу песни, которые пели раньше. Помните, чторебенок любит как новые, так и-хорошо знакомые песни. Принятие решений Две игрушки В каждую руку ребенка положите по игрушке, которые могут пищать. Дляэтого лучше подойдут резиновые игрушки, чтобы малыш мог легко сжимать их.Понаблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обеигрушки одновременно. Браслет с шарфом, Прикрепите к пластмассовому кольцу яркий шелковый шарф и обвяжите еговокруг ручки кресла. Ребенок будет хватать за кольцо и смотреть, как шарфперемещается вверх и вниз. Вскоре он найдет и другие способы, как заставитьдвигаться шарф. Цепь из колец Сделайте цепочку, связав вместе несколько колец для занавесок. Повесьтеее над детской кроваткой или на спинку стула, так чтобы малыш мог до неедотянуться. Через некоторое время он обнаружит, что если дернуть за цепочку,то колечки будут стукаться друг о друга и звенеть. Это доставит малышубольшое удовольствие.

Повседневные дела

Время одевания/время купания Двойная погремушка Свяжите тесемкой за тонкую часть две погремушки, придав им формугантели, так чтобы расстояние между ними было около 10-ти сантиметров. Дайтеребенку в руку одну из погремушек. Малыш будет пытаться схватить вторуюпогремушку, и это отвлечет его на то время, пока вы его переодеваете. Укрепляйте мышцы спины и живота Когда малыш лежит раздетый на пеленальном столике, осторожно проведитеногтями по животу. Понаблюдайте, как сокращаются при этом мышцы. Перевернитеребенка на живот и проведите ногтями вдоль спины. Малыш выгнет спинку иподнимет голову. Массаж с присыпкой После купания осторожно попудрите тело малыша детской пудрой. Во времямассажа ласково разговаривайте с ним. Лучше будет, если вы насыплете немногопудры себе на ладони, а затем оботрете ими малыша, чем сыпать еенепосредственно на тело ребенка. Это предохранить малыша от вдыханияпорошка. Время кормления Покажите ложку Если ваш ребенок начинает есть твердую пищу, перед тем как кормить егос ложечки, покажите ее малышу. Упражнения для губ и языка Капните немного еды на губы ребенка. Когда малыш попытается слизать ее,он высунет свой язычок так, как будто собирается произнести какой-нибудьзвук. Время отдыха Любимая игрушка Положите в детскую кроватку мягкую куклу или игрушечного зверька.Старайтесь всегда класть одну и ту же игрушку. Постепенно в сознании ребенкаустановится связь между куклой и сном. Покачайтесь в кресле-качалке Вместе с ребенком покачайтесь в кресле-качалке. Это будет прекраснымотдыхом и для вас и для малыша. Колыбельная Детям очень нравится успокаивающий ритм колыбельных песен. Пойтеребенку одну и ту же песню, укладывая его спать после кормления и на ночь.Малыш привыкнет к колыбельной, и она станет для него своеобразным приятнымритуалом перед сном.

* Пять месяцев *

Мир ребенка

Когда ребенок не спит, ему нужно чем-то заняться он может взять в руки игрушку и играть с ней. В то жевремя, потеряв к ней интерес, он роняет ее. Если малышу не дотянуться допредмета, он смотрит на него и при этом медленно сжимает и разжимаеткулачки. В его представлении игрушка приобретает особый смысл. Это не простопредмет, а нечто такое, что можно взять, попробовать на вкус и ощупать.Ребенок пытается познать окружающий его мир. Он стремится найти применениепредметам, которые находятся рядом с ним. Относясь приветливо к любому новому гостю, он, тем не менее, делаетчеткое различие между знакомыми и незнакомыми людьми. Малый: всегда отдаетявное предпочтение тем, кого знает. Когда он устал и капризничает, его могутуспокоить только родители. По мере того как ребенок знакомится с окружающим миром, у негопоявляются новые реакции. До этого момента вся его жизнь протекала междудвумя состояниями -когда он был счастлив или несчастлив. К пяти месяцамповедение ребенка становится более осмысленным -- можно различить, когда онвозбужден или доволен и спокоен. С другой стороны, состоянию дискомфортасопутствуют настороженность, печаль, страх. Многообразие окружающего миравызывает у малыша целую гамму чувств, которые выражаются в виде бессвязноголепета. Теперь он может означать: "посмотри на меня", "возьми меня на руки","мне это не нравится".

Двигательные навыки

Наши рекомендации