Анализ психологических текстов. Ознакомьтесь с работой Э
Ознакомьтесь с работой Э. Эриксона «Идентичность: юность и кризис» [21, С. 285-301]. Заполните таблицу и ответьте на вопросы.
Возраст | Результат Развития | Нормальная линия развития | Аномальная линия Развития |
Вопросы: 1. Какие положения психоаналитической теории З.Фрейда легли в основу концепции Э. Эриксона? 2. Какой критерий использует Э. Эриксон для выделения стадий психического развития? 3. В чем различие во взглядах на проблему психического развития З. Фрейда и Э. Эриксона? 4. Почему концепция Э. Эриксона называется эпигенетической?
Тематика рефератов
v Основные положения теории конвергенции двух факторов В. Штерна.
v Теория трех ступеней К. Бюлера.
v Теория созревания А. Гезелла.
v Теория социального научения.
v Взгляды представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт) на проблему психического развития человека.
Факторы, закономерности и динамика
Психического развития
Литература:1-5, 10, 12, 14, 15, 17-19, 21-23, 27-33, 41, 45, 47, 56
Вопросы для подготовки к занятиям:
1. Понятие психического развития.
2. Факторы и движущие силы психического развития.
3. Закономерности психического развития.
4. Возрастная периодизация психического развития.
Требования к компетентности
· понимать сущность процесса психического развития;
· уметь определять основные понятия темы: «развитие», «возраст», «социальная ситуация развития», «ведущая деятельность», «возрастные новообразования», «кризис развития»;
· знать факторы и закономерности развития;
· уметь выделять критерии периодизации;
· уметь анализировать теоретические концепции периодизации;
· уметь обосновывать свою профессиональную позицию, используя знания о закономерностях психического развития.
Тестовый контроль
1. К факторам психического развития можно отнести…
а) среду;
б) наследственность;
в) активность;
г) все ответы верны.
2. Под развитием в психологии понимают…
а) естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста;
б) количественные изменения;
в) созревание определенных структур организма;
г) последовательные, прогрессирующие, в целом необратимые количественные и качественные изменения.
3. В современной возрастной психологии под созреванием понимают…
а) последовательные, прогрессирующие, в целом необратимые количественные и качественные изменения;
б) количественный аспект развития;
в) естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста;
г) формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.
4. Ведущей можно назвать такую деятельность, …
а) в которой возникают и дифференцируются другие деятельности;
б) в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы;
в) от которой зависят психологические изменения личности;
г) все ответы верны.
5. Наиболее благоприятный возрастной период для развития каких-либо психических свойств, называется…
а) кризисным;
б) сензитивным;
в) стабильным;
г) противоречивым.
6. Возрастные новообразования – это…
а) характерные для каждой стадии развития качества, свойства, влияющие на развитие личности;
б) уровень произвольности психических свойств;
в) образование новых черт характера в процессе воспитания;
г) достижения ребенка в каком-либо виде деятельности.
7. Кризисные стадии развития – это…
а) краткие, но бурные стадии, характеризующиеся значительными сдвигами в развитии ребенка;
б) периоды, характеризующиеся быстрым физическим ростом;
в) периоды, характеризующиеся только негативными изменениями;
г) периоды, характеризующиеся нарушениями социализации ребенка.
8. Характеристиками кризиса развития могут быть…
а) неотчетливость границ;
б) трудновоспитуемость детей;
в) снижение темпа продвижения ребенка в ходе обучения;
г) все ответы верны.
9. Движущими силами психического развития являются…
а) противоречия между возрастающими способностями и старыми формами деятельности;
б) противоречия между порождаемыми новой деятельностью потребностями и возможностями их удовлетворения;
в) противоречия между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями;
г) все ответы верны.
10. Зона ближайшего развития - это…
а) те психические функции и свойства, которые сформировались у ребенка к определенному возрастному этапу;
б) количественная мера прогресса умственного развития в случае успешного лечения;
в) потенциальные возможности ребенка, которые реализуются при помощи взрослого;
г) показатель интеллектуального развития.