Необходимо избегать любых проявлений неуважения, пренебрежения к собеседнику.
Негативные примеры:
"Давайте с вами быстренько рассмотрим...",
"Я как раз случайно проходил мимо и заскочил к вам...",
"А у меня на этот счет совершенно другое мнение..."
Не следует первыми вопросами вынуждать собеседника подыскивать контраргументы и занимать оборонительную позицию. С точки зрения психологии это промах. Собеседник вынужден, хочет он того или нет, искать объяснения, аргументы, о которых он до того и не думал. Таким приемом мы создаем барьер между собой и собеседником, и устранить этот барьер нелегко. Как и в шахматах, деловая практика выработала ряд эффективных "дебютов". Коротко рассмотрим некоторые из них.
"Снятие напряженности". Позволяет установить тесный контакт с собеседником. Скажите ему несколько теплых слов — и Вы этого добьетесь. Произнесите несколько доброжелательных фраз личного характера или комплиментов — и лед быстро растает. Созданию дружеской обстановки способствуют и хорошая шутка, и тонкий и доброжелательный юмор. Обратите внимание на предмет, имеющий отношение к хозяину кабинета. Это может быть картина на стене, теннисная ракетка, стоящая в углу, книга на полке. Сделайте какое-нибудь замечание, которое показало бы Вашу заинтересованность, восхищение. Или задайте вопрос типа: "Какая красивая картина! Кто ее написал?" или "Теннис? А в него трудно научиться играть?" Ни одну из этих фраз нельзя назвать особенно глубокой. Но все они выдают принципиально важный личный интерес к другому человеку и ненавязчиво способствуют поиску общего языка.
"Зацепка"'. Этот прием позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы, и использовать эту "зацепку" как исходную точку для проведения беседы. В качестве такой "зацепки" можно использовать какое-либо событие, личные впечатления, сравнение, анекдотичный случай, необычный вопрос.
"Стимулирование воображения". Предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по тем проблемам, которые в ней должны рассматриваться. Этот метод эффективен в разговоре с оптимистичными и трезвомыслящими собеседниками.
"Прямой подход". Означает начало беседы без раскачки и каких бы то ни было вступлений. Коротко перечисляются причины, вызвавшие необходимость беседы, осуществляется переход от общих вопросов к частным и собственно к теме беседы. Этот метод холоден и рационален, он имеет прямой характер и подходит для кратковременных и не слишком значительных деловых контактов, например начальника и подчиненного. Тем не менее, как справедливо заметил французский писатель и моралист Ж. Лабрюйер, "в жизни бывают случаи, когда самой тонкой хитростью оказывается простота и откровенность". Прямой подход порой предпочитает и собеседник. Многие, с кем приходится вступать в деловые отношения, не любят ходить вокруг да около и хотели бы все уладить без лишних проволочек.
ДОПУСТИМ, что вам предстоит встреча с начальником, причем вы хотите получить от него согласие на изменения в процедуре работы своего отдела. Зачин: «У нас возникли кое-какие проблемы, не могли бы вы меня принять на несколько минут?» — определенно не самое лучшее начало разговора. «Джон, у меня есть кое-какие идеи относительно повышения эффективности работы отдела. Когда у вас будет время обсудить этот вопрос?» — такое начало обеспечит вам гораздо большие шансы на успех.
Планируя начало разговора, мы должны были задуматься, а захочет ли собеседник выслушать нас. Поэтому уже в первых фразах необходимо указать довод или мотив, которые его заинтересуют.
• «Думаю, если мы внесем некоторые изменения, нам удастся сэкономить существенные средства» (утверждение).
• «Когда у вас будет время обсудить мои предложения?» (вопрос).
• «Полагаю, мы сможем получить неплохую дополнительную прибыль, если...» (утверждение).
• «У вас найдется сейчас время для обсуждения этого вопроса?» (вопрос).
• «Тебя заинтересует возможность (вопрос) сократить свои расходы на...?» (утверждение, подразумевающее выгоду).
• «Если есть способ уменьшить наши издержки на... (утверждение, подразумевающее выгоду), вас заинтересовала бы возможность услышать подробности?» (вопрос).
• Тот же принцип можно использовать при встрече с поставщиком.
• «Билл, ваши люди портят все дело. Последний раз поставка была задержана на три дня. Второй раз за месяц». Такое начало не может принести нужных результатов. А если сказать так: «Билл, мне нужно поговорить с вами о том, как МЫ можем ускорить поставки. У вас сейчас есть время?»
Цель начальной стадии — вызвать интерес к беседе. Поэтому можно рекомендовать также обращение за советом к партнеру; упоминание об изменениях, которые произошли со времени последней встречи; обсуждение проблем, тенденций, актуальных событий в рассматриваемой сфере; демонстрация Вашей информированности о потребностях и проблемах партнера; включение в начальную фазу беседы какого-либо профессионального вопроса.
Общее правило заключается в том, что начало беседы предполагает использование так называемого "Вы-подхода ". "Вы-подход" — умение человека, ведущего беседу, представить себя на месте собеседника, чтобы лучше понять его позицию и точнее ее выразить. Для этого необходимо поставить перед собой вопросы: что бы меня интересовало, будь я на месте своего партнера? Как бы я реагировал на его месте? Вы получите преимущество, как только поймете следующее; заклю-чить приемлемое соглашение — это не заставить собеседника видеть вещи по-вашему, а сде-лать так, чтобы он согласился на него, оставаясь по возможности при собственных взглядах.
В приводимых ниже примерах "Я-подход", акцентирующий внимание на своих интересах, заменен более продуктивным "Вы-подходом"
Избегайте следующих Замените их такими, как:
выражений:
Мне это представляется интересным... Ваша проблема, как я понимаю, заключается
в том, что...
Я бы хотел... Вы хотите...
Я пришел к выводу, что... Вам будет интересно узнать...
Подобный подход полезно применять и в других ситуациях: при констатации фактов, передаче сведений и т.п.
Избегайте следующих выражений: Замените их такими, как:
Вы, конечно, об этом еще не знаете... Конечно, Вам уже известно...
Вероятно, Вы об этом еще не Вы скорее всего уже об этом
слышали... знаете...
Хотя Вам это и неизвестно... Как Вы знаете...
Тем самым мы показываем собеседнику, что мы его ценим и уважаем как специалиста и компетентного партнера. Кроме того, учитываем известный закон, согласно которому любой человек охотнее всего говорит о собственных проблемах, и наш собеседник вовсе не является исключением из этого правила.
Ведите беседу в располагающей к сотрудничеству манере: спрашивайте, просите совета. Вместо категоричного "Почему Вы не сделали...?" спросите: "Вы не думали сделать...?" или "Что могло бы получиться, если сделать...?" Агрессивный тон оттолкнет, спокойный и доброжелательный — направит беседу в конструктивное русло. Имея перед собой цель, начните с вопроса: как бы собеседник поступил в этой ситуации? Наводящими вопросами типа "А нельзя ли...?", "Не правда ли...?" вполне реально направить его ответы к нужному Вам результату.