Техника постановки на колени
Иногда в сеансе (чаще групповом или эстрадном; либо тебе надо произвести впечатление на «тайно» наблюдающего за твоей работой; либо вообще потешить собственное «эго» в бесплатных трудах – сие не важно) бывает необходимость «завернуть что-нибудь этакое». Рекомендую шлёпнуть клиента на колени перед собой, Мастером, – смотрится впечатляюще, хотя технически элементарно, про-Верь сам (строго говоря, сие технический ход, но повысим до «техники» по причине ценности и многофункциональности).
Техника работает на любой «двушке» и «трёшке» по Каткову (смотри «классификацию Каткова» [3, 1, 8, 11, 14, 21]; первое время можешь работать эмпирически, но всё равно понадобится), кроме 2/3, когда клиент даёт «тетанический монолит» (2/1 же вообще очень скоротечна); но только если у тебя есть возможность к нему прикасаться. Чтобы сделать без прикосновения, следует иметь однозначное 3/3 с открытыми глазами.
Итак, накладываешь ладони по боковым сторонам его головы (стоя перед ним, разумеется), уперев подушечки больших пальцев в точки выхода нервов в бровях (смотри учебник анатомии, если не в курсе). Затем делаешь аккуратное движение его головой «назад – вниз – на себя», «назад – вниз – от себя», чем и запускаешь по позвоночнику объекта «волну» сверху вниз. Докатившись до колен оного, «волна» их «подламывает», и у него нет другого выхода, кроме как шлёпнуться; только и всего. Если клиент «недогружен» до 3/3 , то в момент «плюха» резко дай команду «Спать! Ещё глубже!» и т.п. – загрузится, как последний «Пентиум».
Понятней пояснить не могу – сие надо показывать, как и движение руками в воздухе (можно одной рукой, но я делаю двумя), когда ставишь загруженного на 3/3 без прикосновения, а просто взмахнув руками сходным образом перед открытыми глазами (потренируйся и найди опытным путём).
В исполнении же «с прикосновением» важна близко не сила (не хватало ещё тебе повредить его шейные позвонки), а правильность движения. «Волна» запускается легко; а «проломить тетанический монолит» у тебя никак «здоровья не хватит» – просто загрузи глубже и сделай.
Технические ходы усиления
Есть несколько простых элементов, относимых к категории «технических ходов» в сеансе, и используемых для усиления неких процессов.
4.4.3.1.«Борода»
Нагляден пример при сценическом исполнении. В основе наведение транса через вестибулярную дезориентацию (смотри «технику шестерёнок» в 8.4.).
После предварительной работы с залом (клиентов к сеансу нужно подготовить!) приглашаешь на сцену подходящий экземпляр, кои выявляются стандартными методами эстрадного гипноза, в книге упомянутыми. Он должен подняться по ступенькам (однажды у меня запрыгнул на сцену «с ходу»; я [укоризненно]: «Ну что Вы… Поднимитесь по ступенькам! Кра-си-во!», и на меня вдобавок сработал ещё и «конфузионный транс», хотя оное и без надобности; опять же «кашу маслом не испортишь»).
Когда «заносит ногу» в конце лесенки – подхвати одной рукой под затылок (аккуратно, вроде как помогая подняться, а не « дай подзатыльник», как рекомендуют недоделки, эту технику «недо-Делавшие»); с его шагом подхват второй рукой за подбородок («за бороду» на сленге; крепко, но опять же аккуратно), голову резко вверх с командой: «Спать! Спать стоя!». Дальше я перехожу на «в спине лом» [7.4.1.1.] и с ассистентом тащу к стульям, которые быстро ставит второй ассистент. Если работаешь один, то поставь стулья заранее, но это хуже – клиенту нежелательно предполагать твои ходы; таскать же мужика в гипнозе «в одного» напряжно, а лично я презираю физический труд (для клиентуры моего уровня оный тоже не характерен).
Стулья ставь «два по два», спинками друг к другу (это устойчивая конструкция); расстояние между парами – меньше среднего роста человека. На спинки оных укладываем клиента примерно плечами и голеностопами (хоть затылком и пятками). Если «провисает» в тазу – поставь снизу предплечье, подними до горизонтали и дай установки: «Мышцы деревенеют! Тело одеревенело! Тело, как шпала! Как стальной рельс! Дыхание ровное, свободное! Сердце бьётся свободно, ровно! Ты спишь! Спать в этом положении!» Затем обычно я отрабатываю типовой сеанс повышения уверенности [по 25 – «Эго-усиление»] (лишней не бывает), снимаю в вертикаль, отменяю установки и вывожу.
Технический ход тут – именно «заброс головы», и оный можно использовать в любом контексте, хоть в полевых условиях; возьми на вооружение.
4.4.3.2.«Трансовый вопрос»
Мой любимый вопрос в этом ходе: «Как зовут мою собаку?» Сразу правую руку положи ему сбоку на голову, свали резко голову вбок, дай команду: «Спать! Спать стоя!» (если сидит – то «Глубже, крепче! Ещё глубже!») и продолжай загруз любым способом (из положения стоя простейшее – «в спине лом»).
Опять же предварительно клиента следует «подтрансовать» (например, «в поле» прервав паттерн прикуривания, вынуть у него изо рта сигарету плавным движением; можешь добавить «ква-ква» с серьёзной мордой – предварительная подготовка есть вопрос твоей безмерной фантазии).
Вообще, мои «собаки» уже достали все «узкие круги», поскольку не зело я люблю фантазировать (старею, наверное). У меня же собаки просто нет (живя один и «на колёсах» на кого оставлю любимую псину?!), вот и отрываюсь.
Как я уже упоминал, сразу после вывода вопрос клиенту: «У тебя собака есть?» вызывает переключение внимания и обеспечивает усиление амнезии после проведённой работы. Понятно, что спросить можно хоть: «Кто взял Казань?», однако меня забавляет, когда после сеанса клиент домогается: «Мастер, а при чём тут собака?!»; кроме того, есть возможность утилизировать оную от «контекста».
Самое простое – пояснить, что человеческие существа условно имеют мышление двух типов (это, кстати, хорошая рабочая модель, полезная для руководителей любого рода – от директора до пахана). А именно:
1) «мышление собаки» («Он меня кормит – значит Он бог»);
2) «мышление кошки» («Он меня кормит – значит Я бог»).
Разница и варианты утилизаций понятны? Дерзай!
4.4.3.3.«Камень»
При «недогрузе» сидящего клиента я могу наложить ладони на его лоб и затылок и одновременно с командой: «Голова камнем падает вперёд!», наклонить его голову к коленям, ближе к конечной фазе дав команду: «Спать! Ещё глубже!» – обвиснет в установленной позе, погрузившись глубже (иногда сваливается со стула – пустяки, не ушибётся; продолжай сеанс, пусть лежит – какая разница, сидя или лёжа).
Из того сидя положения можно продемонстрировать внушённую (!) каталепсию хоть двух рук (на профессиональном сленге «пловец на тумбе»; второе название инвективно), а также, отработав внушение на погружение, откинуть голову с телом обратно назад с теми же командами – это вопрос творчества.
4.4.4. Техника «Фракционный гипноз по Фогту»
Мощный инструмент для официального погружения клиентов с высокой степенью сопротивления.
Наличие оного причины может иметь самые разные: от «завеса» на конкретного «великого гуру» до наличия в прошлом клиента психотравмы, культурально со званием Мужчины не совместимой; та же «мощная вторичная выгода» может дать низкую гипнабельность на сеансе по заявленному связанному с ней запросу, на фоне вполне пристойной гипнабельности при работе с запросом нейтральным.
Пример. Как-то Сам Э.О. Османов при мне просто «махнул рукой» на запрос клиента «сахарный диабет», быстро оценив, что для бедолаги звание «борец с диабетом» есть основа его самоидентификации за отсутствием других вариантов и достижений. Занавес!
Кстати, истинно волевой человек запросто может быть высокогипнабелен; но он действительно «избирательно внушаем»; потому мы обоснованно говорим о корреляции «Воли» не с гипнабельностью, а с внушаемостью.
Соответственно, «делай дело, и будь что будет», а значит дело должно делаться наилучшим образом («процесс» стоит треть ставки и ни гроша более; оттого ты в «результате» и заинтересован «кровно и карманно», а это – лучшая гарантия ответственной работы и профессионального роста).
Потому и разберём эту простую, но требующую терпения технику, сводящуюся к нескольким погружениям клиента в ходе одного сеанса, с беседой после каждого вывода (более- менее техника изложена у К. Теппервайна [5, 7], просмотри на досуге). Количество фракций и сеансов может быть произвольным – всё упирается в твоё терпение и его кошелёк (помним, что автор метода вошёл в историю «сделав» клиента-«глухаря» с трехсотого захода).
Мой опыт показывает, что оптимальней менять способы погружения в пределах фракций. Беседа после вывода (а вот выводим всегда одинаково) сводится к расспросу клиента о его ощущениях в пределах фракции: «Что чувствовал? Расслабились плечи? Очень хорошо!» Значит, в следующей фракции акцент на расслабление плеч со связкой «а значит…», и дальнейшие расслабления.
Кроме того, в каждой фракции даётся установка, что «когда я в следующий раз погружу тебя [помним, что в КГ рациональнее работать на «ты», буде клиент предварительно согласен] в состояние целебного сна, ты уснёшь ещё глубже, чем спишь сейчас, и при этом будешь слышать только мой голос».
Самый дрянной вариант – если тебе привели «папину дочку» или «дорогую подстилку»; это животное в расспросе будет хихикать, ужиматься и кривляться (оно по другому не умеет ввиду наличия всего двух извилин: «Клюй!» и «Копай!») – сие пустая трата времени, и если видишь, что тут надо «идти по Фогту» и нет возможности, то иди на «жёсткий гипноз» [7.4.1.], но лучше откажись от работы (гипноз – метод для Личностей, а не для «табуреток с дыркой»), ибо «общаясь с дураком не оберёшься срама».
Форму отказа животному избирай деликатную: в бытность я в сеансе задёргивал свои дипломы на стене шторой, и, по открывании тех пустых глаз, говорил что-то вроде: «Ваш интеллект настолько высок, что я просто ничем не смогу Вам помочь! Обратитесь к другому специалисту!» (будучи, разумеется, конгруэнтным сказанному), и сие «прокатывало влёт»; пусть порадуется – от меня точно не убудет, вот и славненько.
4.4.5. Техники погружения «с отсчётом»
Также вполне пристойный инструмент для сложных случаев, притом позволяющий переходить на чистый сеанс ЭГ (сие плюс данной «техники подбора»).
«И сейчас я попрошу Вас посчитать вслух от 100 до 1». Высокогипнабельный клиент отъедет (условно, где-то на 40), не досчитав. Тогда подхватывай раппорт: «Спать! Спать глубже, крепче! Ты слышишь только мой голос! Все посторонние звуки уходят! С каждым звуком моего голоса ты всё глубже и дальше погружаешься в состояние целебного сна, покоя, отдыха! Спать! Ещё глубже!» и работай, как обычно.
При сопротивлении досчитает, и результат (утомление внимания) берём, как базу (помня, что на «ты» переходим с загрузом). «А теперь я прошу Вас закрыть глаза. Угу. Я буду считать вперёд и на каждый счёт попрошу Вас открывать и закрывать глаза. Итак, один. Открыл, закрыл [обучи клиента, что ты от него хочешь; если ждёт твоего «открыл-закрыл», то скажи: «Хорошо, и далее самостоятельно»]. Два! Угу. [теперь пауза 5 – 7 секунд] Два! Угу. Три! [пауза] Три! Четыре! [пауза между двойными группами «в академическом варианте» увеличивается, но я работаю от реакций клиента просто из опыта]. Четыре! Пять! [И т.д.]».
В данном случае фишка в том, что считать вперёд двойными группами можно сколько угодно (притом «играя с паузами» от реакций), а веки утомляются просто механически. И рано или поздно наступит момент, когда объект просто не сможет поднять веки – тогда переходим на «Спать!», подхватываем раппорт и контролируем процесс. Если мышцы шеи по-прежнему напряжены, другие признаки углубления гипноза прослеживаются неудовлетворительно – иди на ЭГ, якобы так все и было задумано (это очень редкий случай, но «в жёсткой патологии» бывает).
Обычно в результате развивается гипнотический сон вполне удовлетворительной глубины, продолжать углубление коего можно любыми описанными методами вплоть до фракционного гипноза; как правило, достаточно акцентированного расслабления (например, конечностей: «Ноги, как ватные!», тела: «Тело тяжелеет; тело тёплое, тяжёлое! Позвоночник, как верёвочка!» – это усиление через образы, и т.д.).
Либо покажи ему те же часы, вели на них внимательно смотреть и притом считать вслух «от100 до 1» – Счастливого Пути тому клиенту, и да здравствует творчество!
Варианты компоновки известных техник загруза последовательно (по поводу оных полистай, скажем [2, 5, 6, 7, 18], – вполне достаточно), плюс наличие резерва перехода на ЭГ, есть расклад фактически беспроигрышный. Я привожу оный в качестве примера компоновок техник в сложных случаях, главный вывод из чего: имея объёмную, откатанную в практике «палитру техник» и владея базовыми принципами, ты никогда не будешь безоружен! А теперь, не затягивая процесс, переходим к рассмотрению вещей более серьёзных.
4.5. Техника «триггера»
В контексте темы под «триггером» имеется в виду «пускатель», воспроизведение коего инициирует некие заранее установленные процессы (в сеансе иногда обозначаемые как «система»).
О возможности того ты слышал многократно («Ему позвонили, сказали три цифры, и он с балкона выпрыгнул»), тема обыграна в кинофильмах и упоминалась в прессе. Парень! Это не брехня! Сие не только возможно, а вообще не является проблемой, и реально техника очень проста; инстинкт же самосохранения нейтрализуется без большого труда.
Сомневаешься? Любое постгипнотическое задание («Когда ты проснёшься, у тебя возникнет огромное, непреодолимое желание поставить стул на стол. Ты очень захочешь это сделать, и ты это сделаешь к своей радости и удовольствию!») есть триггерная техника – в данном случае пускателем является момент пробуждения; можно же ввести (а при нужде и вдолбить «навсегда») любой другой триггер (хоть хлопок возле уха) и реализацию, это только вопрос «палитры».
Сама техника проста, но обычно является элементом более сложных конструкций (например, при создании систем, включение которых входит в противоречие с содержанием глубинных личностных уровней индивида). С простой составляющей («блока») и начнём в его общей базовой форме.
«С сегодняшнего дня и навсегда [в течение года, часа…], как только мой голос произнесёт три цифры [хоть фразу, причём любую]: «45, 47, 54» [варианты бесконечны, но триггер тебе надо помнить; и не советую использовать простые однозначные числа – возможно, тут сбои связаны со временем самозагруза; либо совпадения случайны – проверь в своей практике], ты сразу, мгновенно погрузишься вновь в это приятное состояние сна, покоя, отдыха… И всё что я буду тебе при этом говорить будет усваиваться твоим мозгом и исполняться…» [Несколько дублей (повторов), перемежаемых речевыми связками – «разбавление индукции»; установка на амнезию и в простом случае можно выводить].
В изложенном варианте возможно, например: «С сегодняшнего дня и в течение одного года, как только ты услышишь фразу: «Осторожно, двери закрываются», произнесённую любым голосом, ты сразу, мгновенно и с удовольствием [усиление через эмоцию] погрузишься вновь в это приятное состояние сна, покоя, отдыха на один час!» Несколько дублей, установка на амнезию, вывод; воистину, зря этот столичный клоун усомнился в твоей профессиональной квалификации…
Возможно также: «Как только ты мысленно скажешь себе слово [любое установленное в сеансе – это и есть триггер включения системы], ты сразу, мгновенно войдёшь в состояние целебного сна. При этом ты будешь чувствовать себя прекрасно, всё видеть и слышать, а [например] мишень сразу, мгновенно приблизится и будет располагаться на расстоянии пяти метров! Ты легко и свободно, с твёрдой рукой и ясным взором, отлично выполнишь упражнение! Затем ты мысленно произнесёшь слово [любое другое, заранее установленное, как триггер отключения системы] и выйдешь из состояния целебного сна со светлой, ясной головой. Система приближения мишени отключится до следующего нужного тебе раза, и всё вернётся на свои обычные, привычные места!»
Стрелок, выполняя упражнение, находится в своей субъективной реальности; в несколько сеансов постепенно научи клиента изменять эту реальность до нужной тебе степени (сразу – он пугается и может выскакивать). Это тоже общий принцип установки систем – истинно важны же только принципы, всё остальное есть технические производные. Притом очевидно, что промахнуться в ту же «четвёру» с пяти метров может только инвалид с тяжёлой формой ДЦП.
Таким образом. Триггер – это «кнопка», установленная в сеансе, включаемая изнутри или извне для мгновенного погружения клиента в состояние гипнотического сна с заранее обозначенными функциями для достижения определённых целей.
В терминах НЛП речь идёт о якорях, как ты понимаешь; однако мощность триггеров КГ превосходит мощность нэлперовских якорей на несколько порядков, и замена терминов в данном случае недопустима – в психологической терминологии и так намешано столько «каши», что оную и терминологией назвать язык не поворачивается; так что не усугубляй ситуацию.
Важно: триггера устанавливаются в сеансе гетерогипноза! Установить триггер без воздействия «со стороны» (в чистом аутогипнозе) невозможно, и лично я в том на данном этапе своего развития не сомневаюсь.
Что ты там про аутотренинг по Шульцу?! А, все говорят и Сам Г.В. Рожковский рекомендует! То, что «все» не отличают гипноз от поноса, и НЛП от НЛО, ты уже наверняка убедился. Касательно рекомендаций любого Мастера: всё, что он может сделать – это изложить свои модели на данном этапе своего развития, а большего от него и не требуется ввиду наличия у тебя собственной головы (тот же Г.В. Рожковский в своей работе [3] не рекомендует использовать команду «Спать!», что не мешает пользоваться оной всем известным мне Мастерам).
Итак, давай разберёмся: из чего состояла методика Шульца исходно, в тридцатых годах ХХ века?
Имеем: группа пациентов и врач, «обучающий их аутометодам». Что делал врач? Шёл групповой сеанс гетерогипноза, в котором он ставил триггера: «Как только ты скажешь себе: «Моя правая рука тяжёлая и тёплая», – она станет тяжёлой и тёплой! Я сказал! Амба!» [И т.д.]».
Конечно, пациент на несколько сеансов сходил, данную систему ему сформировали – естественно, всё будет работать. Так то же самое делал В. Бехтерев – «триада Бехтерева» включает «работу с самовнушением»: «Ты удобно расположишься и скажешь себе: «Я – трезвенник!» (как только ты скажешь себе сие ты погрузишься в состояние [гипнотического сна] покоя, отдыха; и всё, что ты будешь себе при этом говорить о своей трезвенности, будет усваиваться твоим мозгом и исполняться). Вот и весь механизм – ничего там больше нет, окромя разных вариантов гетероустановки триггеров!
Варианты же могут изменяться сколь угодно – принципы едины; вникни в содержание – формы будешь создавать «как из печки пироги».
Тому и посвящена сия книга, грязи за которую на меня выльют и Мастера («Не говори толпе тайну!» – а я никому ничего не должен и толпу стадом баранов считаю не огульно, на что имею основания), и псевдопсихологический сброд («Да как он смеет меня, ДПН, выставить нолём, на посмешище толпе!» – касательно толпы смотри выше, а не нравится быть клоуном, так научись делать хоть что-нибудь, кроме «умных глазок»). Грязь же, говорят, помогает при заболеваниях суставов; глядишь, пойдёт на пользу!
Помни! В конечном итоге, реализовать можно всё, что ты способен представить и в реальность реализации чего поверить, при наличии у тебя достаточной информации и навыков работы.
Желаю, чтобы эта книга оказала в том некоторую помощь и способствовала развеиванию мифов, с построением более функциональных моделей в данной области Знания! Занавес!