Карта-схема комплексного картографического анализа конфликта

Вопросы к зачету по курсу

Конфликтология

1. История отечественной конфликтологии.

2. Социологические теории конфликта (К. Маркс, Р. Дарендорф, Л. Козер ).

3. Психологические теории конфликта (З. Фрейд, К. Левин ).

4. Понятие конфликта. Методы исследования конфликтов.

5. Структурные элементы конфликта (объект, предмет; стороны и участники конфликта).

6. Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов. Эскалация конфликта.

7. Конструктивные и деструктивные функции конфликта.

8. Типологии конфликтов.

9. Конфликтная ситуация и особенности ее восприятия.

10. Стадии конфликта: зарождение, развитие, завершение.

11. Основы предупреждения конфликтов. Факторы управляемости конфликтов.

12. Стили поведения в конфликтной ситуации. Соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

13. Переговоры как способ разрешения конфликтов: необходимые условия; динамика; правила ведения; тактические приемы.

14. Переговоры как способ разрешения конфликтов: налаживание контакта; техника выслушивания. Сопротивление оппонента: причины и способы преодоления.

15. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны.

16. Основные стадии процесса посредничества.

17. Агрессия в обществе. Контроль и предотвращение агрессивного поведения.

18. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов. Суицид как деструктивный способ выхода из внутриличностного конфликта.

19. Внутриличностный конфликт: понятие; особенности; основные типы.

20. Стресс как причина и следствие конфликтов.

21. Межличностные конфликты: сущность, особенности, типология, сферы проявления.

22. Межличностные конфликты: правила бесконфликтного поведения. Типы конфликтных личностей, их поведенческие особенности.

23. Супружеские конфликты: причины, последствия, предупреждение и разрешение.

24. Трудовые конфликты: сущность, типология, формы проявления.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Конфликтология: учеб. для студ. вузов по спец. экон. и упр. и гуманитарно-социальным спец./ под ред. В.П. Ратникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 511 с.

2. Конфликтология: учеб. / Г.И. Козырев - М: ИНФРА-М, ИД Форум, 2010. - 304 с.

3. Конфликтология: учеб. пособие / В.И. Курбатов - 3-е /изд., стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 445 с.

4. Конфликтология: учеб. для студ. вузов по спец. «Менеджмент организации», «Управление персоналом», «Экономика труда» / А. Я. Кибанов [и др.] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. ун-т упр. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 301 с. - (Высшее образование).

5. Конфликтология: учеб. пособие для студентов гуманитарных вузов / В. И. Курбатов. - 3-е изд., стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 445 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 430-439.

Дополнительная литература

1. Гулиев М.А. Этноконфликтология: учеб. пособие / М. А. Гулиев, И. Д. Коротец, И. П. Чернобровкин. - М. - Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2007. - 221 с. - (Сер. «Учебный курс»).

2. Конфликтология : учеб. для студ. вузов / А. Я. Кибанов [и др.] ; под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 301 с. - (Высшее образование).

3.Анцупов А.Я. Конфликтология: учеб. для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 3-е изд. - СПб: Питер, 2007. - 490 с.

Информационное обеспечение

1. Электронно-библиотечная система издательства «ИНФРА-М» // www.znanium.com (необходима регистрация).

2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» // www.e.lanbook.com (необходима регистрация).

3. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» // http://consultant.ru.

4. Электронно-библиотечная система BOOK.ru // www.book.ru.

Карта-схема комплексного картографического анализа конфликта

(по В.Н.Ковалеву)

I. УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА 1. Реально присутствующие а) актуальные; б) потенциальные; 2. Опосредованные (вероятные). ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАСТНИКОВ · их ранг и сила; · стили поведения в конфликте; · индивидуальные и возрастные особенности субъектов. 3. Инициирующая сторона. III. ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА · демонстрируемые; · реальные; · подспудные; · основные; · сопутствующие. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСТРОТУ КОНФЛИКТА · личностные ресурсы; · условия протекания конфликта; · временные рамки.
  Предмет конфликта  
Повод к инциденту
II. БАЗИС ПРОТИВОРЕЧИЙ: 1. Интересы, потребности, цели сторон; 2. Опасения сторон; 3. Предубеждения и установки; 4. Мотивы конфликтного поведения; 5. Восприятие конфликта актуальными участниками: · Оценка сторонами равновесия в системе вклад/благо; · Образы «Я», «Ты», «Мы», образ ситуации в конфликте в представлении сторон; · Эмоциональные переживания участников; · Значимость конфликта для каждого участника. IV. ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА 1. Тип конфликта · деятельности; · поведения; · отношений · (или др.: семейные, педагогические, производственные). 2. Фаза конфликта (латентная, демонстративная, агрессивная, батальная). 3. Характер нарушений общения в конфликте 4. Прогнозируемые исходы конфликта и варианты взаимоотношений сторон после разрешения конфликта.
       

Интерес в ситуации определяет предмет конфликта, как элемент желаемой или не желаемой для его участников ситуации, проблему конфликта, а в общем виде - проблему общения. Учитывая и фиксируя на карте разнообразие интересов, мы расширяем представления о конфликтной ситуации и создаем условия для широкого круга ее возможных решений.

Особую роль в анализе конфликта играет учет опасений его участников. Опасения доминируют над интересами, вызывая у конфликтующих искажение представлений о действительности за счет деструктивного воздействия негативных эмоций на когнитивную систему каждого индивида. Сравнение опасений участников конфликта позволяет получить ясную картину нарушений общения. Их открытое обсуждение дает возможность исключить ложные страхи и тем самым локализовать конфликт. Категорию опасений можно эффективно использовать для определения мотиваций, не выявленных при анализе интересов. Интересы и опасения участника конфликта, интегрируясь в контексте конфликтной ситуации, конкретизируются в виде позиции участника, которая определяется ответом на вопрос, чего он хочет и ожидает от другого.

Анализ интересов и опасений в картографии дает возможность уточнить позиции участников конфликта, конкретизировать конфликтную ситуацию, а, главное, те ее значения, которые не удовлетворяют оппонентов. Последнее дает возможность определить меры устранения межличностных противоречий.

Позиция участника связана с его целями и являет собой конкретное представление о желаемой ситуации. Когда желания оппонентов не принимаются во внимание и не учитываются во время принятия решения, то каждый участник рассматривается противоположной стороной как преграда в достижении своей цели. В этом случае активность субъектов конфликта направлена не на достижение цели, а на личность, оппонента. Их действия становятся иррациональными, что обусловлено смещением вектора цели. В результате проблема остается нерешенной.

Особенности межличностных взаимоотношений сторон в конфликтной ситуации определяются не только интересами и опасениями, но также предубеждениями и установками участников конфликта. Предубеждения и установки влияют на систему ожиданий личности. Если эти ожидания носят позитивный характер, то вероятность конструктивного разрешения конфликта достаточно высока. Если же они негативны, то стороны уже заранее настроены друг к другу враждебно.

Предубеждения формируются у индивида на основе искажения информации о конфликтной ситуаций. Установки кристаллизуются в процессе длительного развития личности и зависят от системы ее воспитания, Негативные установки и предубеждения блокируют когнитивную систему индивида и такой человек не в состоянии объективно оценивать ситуацию. В рассматриваемом случае первый этап работы с оппонентом должен быть направлен не столько на решение проблемы, сколько на снятие опасений и формирование у них доверия друг к другу. Именно доверие, хотя бы одного человека к другому, может создать благоприятные возможности для урегулирования межличностных взаимоотношений.

Интересы, опасения и ситуативные предубеждения выявляются на основе постановки прямых вопросов. Например: «Какие интересы Вы преследуете? Чего Вы опасаетесь?» Устойчивые негативные предубеждения и конфронтационные установки личности, выражающие ее определенные социальные ориентации, могут быть определены по известным методикам Т. Лири и К. Томаса, показывающим степень потенциальной конфликтности личности.

Рассматриваемый блок карты-схемы предусматривает оценку восприятия конфликта его участниками. Центральное место в этой системе занимают образы. Образы включают в себя представления участников о себе, об оппонентах, о среде и условиях, в которых протекает конфликт. Очень часто трансформированные образы сторон, а не реальные противоречия между ними, определяют конфликтное поведение. Изменение образов оппонентов - одно из эффективных средств разрешения конфликта. Это объясняется тем, что образ оцениваемой личности субъективен, также как субъективно наше восприятие объективного мира. Люди воспринимают других через призму своих ощущений, понятий, взглядов, воззрений, норм, установок, которые могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

Не имея достаточного опыта общения с другим человеком или не имея должной информации о проблемной ситуации, мы порой приписываем оппоненту ожидаемые качества, поведенческие реакции: положительные или отрицательные. Последнее во многом зависит от эмоционального фона восприятия ситуации. Несоответствие реального образа и ожидаемого порождает противоречие в осознании роли оппонента в конфликтной ситуации. Индивид начинает восприниматься как препятствие на пути решения нашей проблемы. Это дает пищу нашему воображению для «выращивания» образа врага.

К типичным искажениям восприятия участников конфликта относится «иллюзия собственного благородства» - Феномен достаточно известный в психологии. Его суть заключается в том, что сознание человека работает избирательно, вбирая то, с чем согласно, и оставляя за своим порогом то, что противоречит сложившимся установкам. Поэтому в большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только собеседник этого не хочет.

В секторе Ш схемы предлагаем определить причины и повод конфликта. Здесь важно четко зафиксировать, какие причины являются реальными, а какие демонстрируемыми. Это несложно установить, соотнеся интересы и цели, преследуемые личностью, с характером действий в конфликте. Если действия индивида по отношению к оппоненту не согласуются с первоначально поставленной целью, то демонстрируемые им причины конфликтного поведения будут носить оправдательно - обвинительный, но не истинный характер.

Немаловажно учитывать возможность сопутствующих причин (событий, не связанных непосредственно с решаемой проблемой), так как они влияют на эмоциональную сферу личности и могут обострять конфликтную ситуацию, трансформируя ее восприятие. В картографии конфликта обязательно учитываются условия его протекания. К таковым автор относит пространственно-временные (место и время протекания конфликта), социально-психологические (тип и уровень межличностного взаимодействия, степень конфронтации, эмоциональное состояние участников конфликта и др.), социальные (степень вовлеченности в противоречие интересов различных социальных групп; психологический климат в команде и др.).

В секторе IVкарты-схемы характеризуется тип конфликта, динамику его развития, характер нарушений в межличностном взаимодействии оппонентов. Определение типа конфликта дает возможность установить направление его решения. Например, разрешение конфликтов поведения, возникающих в связи с нарушением нравственно-этических норм одной из конфликтующих сторон, предусматривает поиск методов и средств в нормативном аспекте, конфликтной проблемы. Сравнение поведения оппонентов с моральными нормами, принятыми в социуме, позволяет установить, чьи действия спровоцировали конфликт.

Несмотря на разнообразие типов конфликтов, все они развиваются по единому закону и имеют строго определенное число фаз: латентную, демонстративную, агрессивную и батальную. Каждая фаза характеризуется определенной степенью развития легитимных, коммуникативных, прагматичных нарушений и имеет свои симптомокомплексы. Они хорошо описаны А.Т. Ишмуратовым. По ним сравнительно легко определить на какой стадии развития конфликта находятся межличностные взаимоотношения конфликтующих. Установление фазы развития конфликта дает нам возможность определить целесообразные для данной ситуации стратегии и тактики поведения сторон.

Картографический метод дает возможность провести глубинный анализ сложных межличностных конфликтов. Вместе с тем, при определенном его упрощении, он может быть эффективно использован как экспресс-анализ зарождающегося конфликта.

Анализируя конфликты, психологи могут самостоятельно модифицировать методики, объединяя отдельные блоки уже известных, упрощая или дополняя их. При этом важно обеспечить системный подход в его исследовании, тогда видение конфликта от начала конфликтной ситуации до инцидента и исхода будет полным, что позволит четко определить программу действий по разрешению острого межличностного противоречия.

Наши рекомендации