Общий обзор целей составляющих частей программы
Пояснительная записка.
Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы.
Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время перед учителями и школьными психологами возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы – предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведении и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся образовательных школ. Согласно данным выборочных исследований уже в начальных классах выявляется около 25 – 30% детей с подобными проблемами, и несвоевременное распознавание их характера и природы, отсутствия специальных коррегирующих программ приводит не только к хроническому отставанию в усвоении знаний, но и вторичным нарушениям психосоциального развития к различным формам отклоняющего поведения. Не менее остро эта проблема сказывается и на качестве учебно-воспитательного процесса, дестабилизируя учебную деятельность других учащихся и отвлекая на себя значительную часть усилий педагогов.
Учитывая то, что к числу основных первичных внешних признаков школьной дезадаптации и врачи, и педагоги, и психологи единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения, к категории детей с нарушениями школьной адаптации относят, прежде всего, детей с недостаточными способностями к обучению. И относят вполне правомерно, так как среди требований, которые предъявляют ребенку, в первую очередь выделяется необходимость успешно овладевать учебной деятельностью.
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений психологической науки.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей у школьному обучению. Бесспорно и то, что чем лучше готов организм ребенка ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолевает, тем спокойнее и безболезненней будет протекать процесс приспособления к школе.
Научные исследования показали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т. е. «школьной зрелостью». Психологи определяют школьную зрелость как достижение такой степени развития, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В работах советских исследователей подчеркивается, что готовность к обучению в школе – многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стоит Л. И. Божович, которая еще в 60-ые годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
Поэтому принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
1. личностная готовность;
2. интеллектуальная готовность ребенка к школе;
3. социально-психологическая готовность к школьному обучению.
В комплексную программу для профилактики и коррекции школьной дезадаптации учащихся начальных классов входят следующие программы:
1. Программа для дошкольников: «Введение в школьную жизнь»
2. Программа для домашних детей, поступающих в первый класс: «Пять июньских встреч»
3. Мини-тренинг: «Сердце»
4. Программа по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников
Общий обзор целей составляющих частей программы