Личность преступника с псих аномалиями

Какие псих отклонения влияют на способность осознанно руководить своими действиями, какие отклонения проявляются в совершении преступления.

Вменяемость – состояние на момент совершения преступления, при котором лицо способно осознавать характер и последствия свих действий и способно ими руководить.

Обычно связывается с псих здоровьем: если здоров – нет оснований сомневаться в его вменяемости. Но и здоровое лицо иногда не способно в полной мере руководить своими действиями или понимать их последствия: несовершеннолетние с отставаниями в развитии, или состояние аффекта.

Невменяемость

Требует доказательства утраты одной из вышеупомянутых особенностей: руководить своими действиями, понимать их значение и т.п. Подобная утрата способности связывается с тяжелыми псих расстройствами: психотические расстройства (психозы) – расстройство, кот сопровождается галлюцинациями, бредом.

Какие псих расстройства относятся к основаниям для признания человека невменяемым:

1. Хронические. Однажды начавшись, продолжаются до конца жизни. При этом могут отмечаться периоды обострения (весной\осенью для разных заболеваний) и ремиссии. Расстройства существенно нарушают интеллектуальную и эмоциональную сферу.

a. Шизофрения.

b. Маниакально-депрессивный психоз

c. Эпилепсия

2. Временныепсих расстройства. Могут длиться от неск минут до неск дней.

a. Патологический аффект. В отличии от обычного, характеризуется помрачением сознания и полной амнезией на события в этот период времени. Если в обычном человек хотя бы частично помнит, что делал, при патологическом же физическое и психическое истощение столь велико, что человек может и заснуть на месте преступления.

b. Патологическое опьянение. Возникает при употреблении небольшой дозы алкоголя, кот при обычных обстоятельствах вызывает лишь легкую степень опьянения. Тут же симптомы похожи сильное опьянение (алкогольный психоз) в силу инд непереносимости, переутомления, употребления лекарственных препаратов.

c. Алкогольный психоз (белая горячка). Возникает в силу длительной алкогольной интоксикации, наступает, когда человек уже начинает трезветь, но к этому моменту уже выпил столько, что организм уже не справляется.

3. Слабоумие. Страдает способность понимать характер и последствия своих действий.

a. Врожденное (олигофрения). Невозможность сформировать необходимые для нормальной жизни псих функции в силу недоразвития моска. Обычно говорят о таких как о необучаемых, т.е. даже при значительных педагогических усилиях с трудом формируются псих навыки и они же угасают. 3 степени тяжести:

i. Идиотия. Уровень развития примерно 2-летнего возраста. Членораздельной речи, навыков ходьбы, самообслуживания почти нет. Совершить преступление в таком состоянии в принципе невозможно, только как потерпевшие. Со значительными поражениями и иными пороками разл систем организма могут не дожить до 14 лет.

ii. Имбецильность. Лет 6-7. Неспособность приобрести навыки чтения и письма. Написание собственного имени – только как срисовывание, т.е. координация для этого достаточная, но самостоятельно написать, сложить из букв – ниасилят. В искл случаях их действия могут повлечь за собой причинение вреда, но характер содеянного специфический: преступления по недомыслию, например, швыряли с балкона бутылки. Но привлечёнными в качестве обвиняемых, обычно признаются невменяемыми.

iii. Дебильность. Уровень развития на уровне 14-16. Несовершеннолетнее лицо обычно признается невменяемым.

b. Приобретенное (деменция, старческий маразм). Характеризуется тем, что постепенно разрушаются уже сформированные псих функции, т.е. человек теряет то, что у него было к моменту появления расстройства. Причины: черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания мозга, инсульт, рассеянный склероз. Занятия инт трудом уменьшают риск раннего наступления, а от недостатка общения происходит обратное.

Ограниченная вменяемость

Ограниченная вменяемость (псих расстройства, не исключающих вменяемости, ст 22 УК). До введения этой статьи в УК, психиатры должны были решать, способен ли человек в полной мере руководить \ осознавать, или полностью утратил одну из способностей. Но если способность утрачена частично?! И где граница полной утраты?! При ограниченной вменяемости у человека имеются псих расстройства, человек может руководить своими действиями, хотя и не в полной мере. Ответственность при этом лицо несет (в отличии от невменяемых), но и в отношении него могут быть применены меры мед характера.

Связана ограниченная вменяемость с пограничными псих расстройствами, но оценивается и фактическая сторона дела: его могут и невменяемым признать, но иногда оно и не препятствует привлечению к уг ответственности, ибо не отразилось на поведении в момент совершения преступления. И обратно: даже тяжелое псих расстройства в период ремиссии может позволить признать человека ограниченно вменяемым.

Пограничные расстройства (можно выбрать несколько вариантов):

a) Психопатия (более 30%). Вообще-то 5-20% таких на улице

b) Умственная отсталость (20%). 5% населения.

c) Изменение личности в следствии алкоголизма и наркомании (более 30%). Каждый третий.

d) Иные (20%)

Статистика по аномалиями: из 100 обвиняемых на псих экспертизу отправляется не более 10%, и только 1 из этих 100 признается невменяемым. Остальные из 10 признаются ограниченно вменяемыми или симулянтами \ преувеличивающими выраженность симптомов (больными, но не настолько тяжело, как пытаются показать).

Психопаты

1. возбудимого круга. Половина всех преступлений психопатов. Характеризуется стремлением активно и настойчиво устранять препятствия, возникающие на пути к достижению цели. При этом сил тратят больше, чем препятствие того заслуживают: ломятся в запертую дверь.

· эпилептоидные. Взрывчатый модус реагирования. Злятся всегда, когда ущемляются их интересы, при этом злопамятны, мстительны, выносливы. Мотивы замещения: цель преступления – не причинение вреда здоровью, а разрядка собственных негативных эмоций через агрессию на кого-нить или что-нить.

· пароноидальные психопатии (5%). Формируется позже всех, после 22 лет. Это фиксация на какой-либо идее. Около 60% преступлений таких – не насильственные: просто скандалят. Но если что-то препятствует достижении цели – могут и силы применить.

2. тормозимого круга. 25%.

· психостеничные. Тревожные и нерешительные. Любят планировать и придерживаются тех планов, кот составили. Душевное развовесие нарушается неожиданностями, что воспринимается как угроза. И защищаясь, они нападают. Высокая тревожность => переоценивают угрозу.

· Шизоидные. Несформированные навыки общения, в т.ч. с противоположным полом. Богатая фантазия и низкая эмпатия. Воплощая фантазии в реальность, совершают преступления на сексуальной почве. Это серийные насильники и убийцы.

3. вне кругов. Смешанный тип реагирования.

· Истероидные. Стремятся к общественному признанию, легко и правдоподобно врут => мошенничество.

Умственная отсталость.

Интеллектуальная недостаточность, недостаточность настойчивости. Тащат первое попавшееся: несоответствие затраченных усилий полученному результату. Изнасилование исключительно из сексуальных побуждений: у всех иных присутствуют и иные мотивы: хотя бы демонстрация собственной силы.

· Дибильность,

· Псих инфантилизм (незрелость)

· Задержка псих развития.

Алкоголики и наркоманы.

Употребление алкоголя. Половина преступлений совершается в состоянии опьянения, а насильственные и того чаще. 3 ситуации с разными юр последствиями:

1. обычное опьянение. Обвиняемый подлежит ответственности вне зависимости от степени тяжести.

2. Психотические (временные) расстройства, (алкогольный психоз). Человек признается невменяемым, но в отношении него могут быть назначены меры мед характера.

3. между употреблениями, в «трезвый» период. Абстинентный синдром. Признаются ограниченно меняемыми, несут уг ответственность с мерами мед характера.

Расстройство имеет место, если сформировалась

А) псих зависимость – патологическое влечение к алкоголю. Постепенное нарастание употребляемого алкоголя для достижения нужной степени опьянения. Сам человек при этом активно отрицает наличие зависимости.

Б) физическая зависимость. Можно избавиться медикаментозным образом, в отличии от псих. Появление абстинентного синдрома (похмелье: головокружение, головные боли, ломота в суставах, суетливость, неспособность сосредоточиться, раздражительность), кот снимается повторным употреблением.

В) хронический алкоголизм. Соматические заболевания, ибо весь организм страдает (печень, сердечно-сосудистая система) . Преступления ради возможности удовлетворить свое патологическое влечение. Узнать их можно по морде лица (выглядят старше своих лет в силу нарушений сосудистой системы). В голове сосуды тоже страдают => нарушение способности контролировать свои действия. Стереотипные варианты преступления: выпил – подрался – тюрьма; выпил – украл – тюрьма. Хроническая болезнь => рецидив.

Пенитенциарная психология

Проблемы наказания и какой вид наказания по каким причинам лучше сего выполняет.

Пенитенциарная психология изучает влияние наказания на личность осужденного, псих закономерности исправления, и перевоспитания.

Функции наказания:

· Восстановление справедливости

· Исправление

· Предупреждение

Виды наказаний. Классификации наказаний (имущественные \ личные). Например, корыстного преступника наиболее эффективно карать имущественными, ибо ясно, какие у него ценности. Невозможность заниматься определенный деятельностью, занимать должности + лишение званий \ наград также может тяжело переживаться наказанным.

Попытка исправить трудом – исправительные и обязательные работы. Тут же есть шанс получить элементарные проф знания, навыки.

Ужесточение внешних требований – ограничение свободы. Сохраняется возможность работать, сохранять соц связи. Ограничения касаются того, что привело к совершению преступления, но как это сделать эффективно: что угодно можно перенести в Интернет.

Лишение свободы. В наибольшей степени изучено, если говорить о влиянии на личность. Сие решает проблему восстановления справедливости и профилактики (оттуда совершать преступления сложнее, хотя и не всегда), а вот с исправлением как-то не получается: само по себе исправление не происходит, и оно не эффективно при этом виде наказания. Условия соц изоляции способствуют психопатизации личности, после этого у них возникают проблемы в общении с людьми: более подозрительные, импульсивные, вспыльчивые, раздражительными. Это через 3 года отбывания наказания. А через пять лет эти изменения становятся необратимыми. Так что лишение свободы карает, но не восстанавливает те ресурсы, которые помогли бы удержаться от совершения преступления.

Проблемы лишения свободы:

1. групповая изоляция. 1500-2000 тысячи штук лиц с определенным видом соц отклонения. А дурной пример заразителен => обогащают друг друга неконструктивными формами взаимодействия. А скопление это появляется для удобства системы управления. Попытки борьбы с этой негативной передачей: сепарация попавших в первый раз и рецидивистов

2. специфическое общение: не может общаться с теми, кто хочет (как негативные, так и полезные связи: семья) и вынужденность общения с теми, с кем находится в одном месте. Да-да, в том самом месте. А тут конфликты с агрессивным их решением.

3. публичность. Все у всех происходит на виду. А потребность в уединении тоже надо бы удовлетворить. Чем больше человек находится в условиях публичности, тем более актуальной и фрустрированной оказывается эта потребность. Вариант ее решения – намеренное совершение действий, наказывающихся помещением в штрафной изолятор.

4. жесткая регламентация режима. Чем жестче требования – тем строже рамки, внешнее управление человеком. Но когда люди ограничены пространстве, в притоке новой информации, жесткая регламентация способствует однотонности и появлению скуки => стремление разнообразить то, что с нами происходит => новые нарушения режима.

5. невозможно предоставить всем возможность трудиться на территории исправительно учреждения => время, которое не на что потратить. А лучший способ для этого – поспать. А спать нельзя.

\ =>

Негативные последствия:

- Потеря работы. Уваляется в связи с исполнением приговора и утрачивает проф навыки \ они становятся не актуальными. А обучаться после длительного перерыва сложно, да и общая регидность с возрастом возрастает => навыки обучения утрачиваются.

- Распад семьи. Не дождались, да и просто развод. Смерть родителей, подкошенных страшной правдой о чаде. Дети, в свою очередь, при заключении отца, просто не знаю о его существовании.

- Отвыкание от выполнения определенных соц ролей: семейные, образовательные, профессиональные… И все это одновременно. А когда человек долго пребывает только в одной роли, это приводит привыканию.

- Отвыкание от обыденной жизни, самостоятельного ею управления. Забывание элементарных вещей.

Как это исправлять (критерии для оценки исправления).

§ Не нарушает режим

§ Работает

§ Является членом самодеятельной организации типа кружка по интересам. Принадлежность а активу. Там же может быть функция контроля за поведением иных осужденных

§ Учеба

Оказание псих помощи:

1. первый этап. Помощь оказывается лицам, впервые оказавшимся в местах лишения свободы. Психологи на этом этапе выявляют лиц, склонных к нарушению режима: суицид, агрессия.

2. при УДО. Составление заключения о том, на сколько он исправился.

3. подготовка к освобождению. Работа с их концепциями будущего. Например, многие после освобождения планируют отдохнуть. Ага, без денег и т.п.

Формы использования псих знаний в юр практике[5]

Зачем юристу нужен психолог?)

Чаще всего люди неохотно признают наличие у себя каких-либо проблем, с которыми не могут справится. А между тем таких много:

- Необходимость в проф самоопределении

- Консультирование детей или родителей с детьми (отношения с детьми)

- Отклонения в себе. Это скорее к психиатру, чем к психологу.

Формы оказания помощи психологом:

1. консультации. Устные или письменные. Чаще всего вопросы о том, что делать с трудным клиентом: как построить разговор и т.п., в т.ч. изгнание клиента. Письменное консультативное заключение не является доказательством в суде, для этого нужна экспертиза.

2. экспертизы. Различается с консультацией процессуальным значением, хотя действия аналогично.

3. участие психолога в производстве следственных действий. Непосредственно участвует. Но применяется редко, ибо самоуверенность следователя. Привлекается только для составления псих портрета и малолетних детей, чтобы отличать реальность от фантазий и простого вытягивания сведений. Но все-таки чаще назначают экспертизу.

В каких случаях требуется применение спец псих знаний.

Существует 3 специалиста, где чья компетенция:

- Юрист

- Психолог.

- Психиатр.

  Психолог Психиатр
Объект изучения Объект изучения – психически здоровые люди. Но не всегда здоровых отделишь от больных – все просто «плохо обследованы». Изучает психически больных. Психиатр должен выявить, если ли болезнь (и какая), или притворяется. К его помощи прибегают при наличии обоснованных сомнений в псих полноценности. Например, o чрезмерность эмоций на нейтральный вопрос (об анкетных данных), o неординарность ответов, o глюки, o нарушения мышления (в процессе объяснения процессов \ явлений; поверхностность мышления), o крайняя ригидность эмоций
Предмет изучения - псих состояния на определенный момент времени, в первую очередь эмоциональные, - индивидуальные черты, - уровень псих развития, но не псих возраст (он не имеет юр значения) Психиатр – нарушения псих деятельности
методы Беседует, подсовывает опросники, использует проективные методы. На опросные методы легче ответить с заранее определенным результатом. Проективные методы: - рисуночные - аддитивные (есть начало предложения \ рисунка и нужно его закончить) - тематический тест (по картинке рассказать об изображенном) - интеллектуальные тесты (в отличии от опросников, имеют заведомо правильный ответ)   самый интересный метод – реконструкция юр значимой ситуации. Для этого изучается личность подэкспертного и конструируется его поведение, а также то, что на него влияет. Делается сие через знакомство с материалами дела. Наблюдает за изучаемым, смотрит, чо тот творит и в какую клиническую картину оно укладывается
Чо спрашивать - Страдает \ страдал ли обвиняемый каким –либо расстройством? На основании этого определяется вменяемость и вопрос о мерах мед характера (может ли он нести наказание)  

Юрист же самостоятельно должен определить:

1. мотив. Спрашивать о них у экспертов не имеет смысла, так как сие – элемент состава преступления.

2. форма вины.

3. являются ли показания достоверными

Наши рекомендации