Проявляться в открытом поле ситуации
У нас есть уникальный шанс. У нас может быть теоретический подход, открытый для всего нового, интегрирующий новое, и в то же время строгий. Этот подход может изменяться в ходе практического применения, которое будет разным вследствие различия стилей каждого терапевта, а также вследствие особенностей наших пациентов. Этот шанс кажется мне уникальным по одной простой причине: если мы вооружимся очками современной философской, социологической, психологической, эпистемологической рефлексии, мы обнаружим, что наш основополагающий текст почти пятьдесят лет после своего написания может стать объектом нового прочтения и обрести поразительную актуальность. Конечно, в этом тексте нет недостатка в противоречиях, нарушениях связности, упущениях. Если взглянуть на него сегодняшними глазами, натренированными несколькими десятилетиями рассмотрения человека, психотерапии, субъекта и общества, в нем можно встретить ряд
88 |
Жан-Мари Робин
архаизмов и отсылок к отжившим парадигмам, которые стали сегодня мишенью для критики.
Подарив нам эту книгу, наши основатели дали нам один совет. По крайней мере, так утверждает традиция, переданная нам Изадором Фромом. В группе основателей гештальт-терапии Фром способствовал оформлению институтов и самостоятельных исследовательских программ. Совет, о котором я говорю, состоит в следующем: в этой книге нет ни единого примера, ибо каждый читатель должен наделить содержащиеся в ней рассуждения своим собственным опытом и своим собственным пониманием. Все помнят склонность Перлза к вербальной агрессии, т. е. к стремлению разрушать, разжевывать, присваивать. Речь идет о том, что любое предположение, которое мы соглашаемся принять, должно работать на практике. Все также помнят приверженность Гудмена идее творческого приспособления, т. е. взаимного преобразования себя и мира, мира идей, посредством создания смыслов. Наконец, все помнят призыв Лоры Перлз «жить на границе», т. е. строить всякую мысль и всякую практику исходя из «контакта». С таким наследством просто невозможно устоять перед соблазном продолжить это творческое пережевывание в контакте с нашими современниками: как пациентами, так и теоретиками и коллегами!
Прорыв, который совершили основатели гештальт-терапии, впрочем, не без колебаний и оплошностей, на мой взгляд, заключался в том, что они поставили на первый план «поле», отодвинув теоретизирование субъекта в сферу следствий. Дело было не в том, чтобы установить дихотомию поле/субъект и противопоставить два этих конструкта как нередуцируемые, а в том, чтобы перевернуть порядок факторов. Первичным выступает поле, а уже в поле существуют развертывающиеся операции. Поле и операции в поле группируются под
Быть в присутствии другого 89
родовым именем «контакта». Следствием этой перманентной, протяженной во времени операции является порождение субъекта, и если операция протяженна, то и формирование субъекта также является перманентным. Следовательно, таким образом устанавливается возможная «протяженность субъекта» или как минимум того, что сам субъект называет субъектом.
«Что такое расстояние между мной и мной самим?»
Говоря словами Ф. Пессоа16, что представляет собой это расстояние «между собой и самим собой»?
Перевести слово self словом «я» было бы непозволительной редукцией. «Я» не только сущность, и, следовательно, «я» не отностися только к сущности id. Вполне очевидно, что одна из основных трудностей, с которой мы сталкиваемся в понимании теории self в гештальт-терапии и, как следствие, в ее клиническом применении, коренится в различии интерпретаций нашего понятия self. Мы рабы заложенной в нашей культуре тенденции понимать self по аналогии с «я», «субъектом», «личностью», т. е. его овеществить, приписывать ему некие очертания; точно так же мы затрудняемся помыслить себя без границ между «я/ не-я». Таким образом, терапевтическая практика, которая вытекает из этой системы представлений, организованной нашим языком, будет сориентирована в направлении отчетливой солипсической индивидуальности, которую надлежит уловить, проанализировать, развить, исправить, вылечить...
Чтобы выйти за пределы взгляда на себя как на «единицу», как на цельный субъект, как на субъект,
16 Pessoa F. L. Le livre de l'intranquillite. Т. 1. 1999.
90 Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого
91
преемственный во времени, необходимо заменить слово «я» (или «самость» на языке философов) английским понятием self.
Вместе с тем мы охотно согласимся с тем, что целое и протяженное «я» применительно к живущему может характеризоваться движением. Движение, или само-движение (англичанин, возможно, скажет «self-movement», «мое движение, которое осуществляю я»), отличает живое от неживого. В этой извечной трансформации, в конститутивной мощи изменения мы размещаем начало и «центральный момент» организма — какой бы ни была локализация, которая ему приписывается, — и мы называем его «Я».
Но self в английском языке отсылает к операции обращения к происхождению действия. Это возвратная операция, в которой действующее лицо себя уточняет, ограничивает, определяет. Это операция, которая предполагает интеграцию в поле, чтобы достигнуть продолжающейся дифференциации. Это не индивид, а процесс индивидуации. Это «Я не рисую его пребывающим в неподвижности. Я рисую его в движении» Монтеня17. И тогда self обозначает возвратную операцию, учреждающую эту дифференциацию «я сам/мир»; и только как следствие — результат этой операции. На каком уровне психотерапевт совершает свои интервенции - на уровне операции или же на уровне (более или менее статического) результата данной операции?
Этот результат, который именуют «я», указывает также на отличие Я от Другого. «Быть собой — это значит не быть таким, каким тебя делает другой человек или другие люди или стечение обстоятельств»18.
» МонтеньМ.Опыты.Кн.III,гл.2(М., 1991.Т.З, с. 29). -
Прим. пер.
18 Maldiney H. Reflixion et qukte du soi // Kimura B. Ecnts de
psychopathologie phenomenologique. P., 1992.
Если это «я» «не такое, каким его делают другой человек или другие люди», будь то даже терапевт, хотя мы прекрасно знаем, что мы сделаны из общения с другими, из множественности интроектов, идентификаций и т. д., это «я» — которое приобретает здесь полноту значения слова self — является, следовательно, единственным оператором, который трансцендентен операциям, где другой человек присутствует так отчетливо.
Я хотел бы привести здесь выборку цитат из книги Перлза и Гудмена и продемонстрировать, что в своем основополагающем тексте эти авторы без конца колеблются между двумя концепциями self, между концепцией, в которой self мыслится как сущность, и той, в которой self мыслится как оператор; между концепцией организма, имеющего свои нужды и желания, и концепцией, которая настаивает на необходимости постоянного создания значений; между концепцией, которая определяет контакт-с-миром в терминах «пойти и взять», и той концепцией, которая говорит об этом в терминах творческого приспособления и конструирования/разрушения гештальтов. В этом можно увидеть не всегда диалектическое противоречие в позициях Перлза и Гудмена.
Но то, что для меня, в данном случае, важно, это прояснить, место self в работе психотерапевта.
Если мы определим психотерапию как:
—акт вторжения в содержание психики,
—экспертизу организации личности,
—действие изменяющего в пользу изменяющегося или будущего изменившегося,
—уменьшение патологии и связанных с этим страданий, ориентируясь на некую внешнюю норму и некое определение здоровья и нездоровья,
92 Жан-Мари Робин
...то, в таком случае, мы, вероятно, должны будем опираться на ту концепцию self, которая теоретически описывает self как сущность, и мы для нас будут привлекательны все теории, в которых говорится о внутренней организации индивида, ее инстанциях и структурах, ее «объектных отношениях» или иных структурах, именуемых «внутренними».
Но если мы определяем терапию как встречу между двумя, которая позволяет «проявляться», «проявляться в открытом поле некоей ситуации», или, как я люблю говорить, «появляться по случаю другого», приоритет сместиться на возвратность self, эту подвижность поля, которая этим «между» поддерживает продолжающуюся индивидуацию.
Таким образом, практика исследования должна быть нацелена на то, чтобы «узнавать индивида исходя из индивидуации, а не индивидуацию исходя из индивида»19. Следовательно, операция придания формы определяет бытие: бытие до всякой индивидуации есть поле богатое потенциальными возможностями, которое может быть только в становлении, т. е. в индивидуации. Это то, что сопровождает терапевт: он «следует» за бытием в его генезисе.
Объективистская традиция заставляет нас упорствовать в непонимании «отношения», которое воспринимается как отношение между терминами, которые предшествуют акту их вхождение в отношение. Следуя за Симондоном и его утверждениями, которые опрокидывают традиционную точку зрения, можно сказать, что исследование индивидуации создает объект (что может обозначать здесь индивида как фиксацию процесса). «Крайний случай отношения — это случай
Быть в присутствии другого 93
непрочности отношения»20. Я утверждаю, что только такая теория, которая осмыслит бытие через множественность операций, в которых происходит его инди-видуация, окажется способной преобразовать подход к отношению: «бытие является как становление через связывание».
Таким образом, суть индивида заключается в отношениях. И это «заключается» надо подразумевать на двух уровнях:
- индивид есть не что иное, как отношение или от
ношения, операции индивидуации, которые он
возобновляет и которые его создают, учреждая его
как то, что связывает разные формы его опыта,
— и это, кроме того, отношение, которое придает
прочность бытию, т. е. реальности.
Индивид есть одновременно то, что он совершает в отношении, и то, что получается в результате этого. Всякое изменение отношения индивида к другим есть также изменение его «внутренних» особенностей. Впрочем, всякое различие между «внутренним» и «внешним» представляется лишь относительным, ибо то, что для индивида является внешним, может стать внутренним, и точно так же то, что является внутренним, может стать внешним. Разумеется, это движение, которое направляет рост. Одно из фундаментальных прозрений Гудмена заключается в следующем: нельзя понять, в чем может заключаться реальность индивида, как нельзя ухватить значение его отношения с его средой, ибо индивид, рассматриваемый изолированно, есть неполная реальность; и только акт отношения может позволить преобразовать операции контакта в структуру и структуру — в операции контакта.
19 Simondon G. L'individu et sa germse psycho-biologique. 1995.
Там же.
Жан-Мари Робин
Открытое поле ситуации
Существует иллюзия бытия объекта, бытия, отделенного от ситуации. Наша жизнь — это «ситуация-организм» и обязана участвовать в жизни ситуации. У организма нет свободы, ее надо искать в ситуации. У организма нет отчуждения, его надо искать в ситуации. У организма нет развития, его надо искать в ситуации. Вся наша жизнь является участием в ситуации, включением в ситуацию, даже исключенность сама по себе является формой включенности в ситуацию; с тем же основанием можно было утверждать, что одиночество является одной из модальностей бы-тия-вместе-с.
Ситуация «предшествует» различению субъект/ объект. Это понятие, говорящее о поле — поле, составляющем территорию процесса интеграции и дифференциации.
Если человек ситуативен, то он есть пункт пересечения множественных точек зрения и содержаний (см. термин «содержится» (consiste) у Симондо-на). Складывание и развертывание. Истину, в таком случае, надо мыслить в терминах «перспективистской истины»21. Ситуация всегда означает создание того, что она есть. Нет разницы между тем, чтобы действовать в ситуации или чтобы быть объектом действия. Мыслить в терминах ситуации означает, таким образом, искать процесс создания этой ситуации, а не некую локализацию, которая могла бы оправдать бытие с метафизической точки зрения. Процесс создания есть процесс интеграции/дифференциации, принадлежность ситуации и включенность в ситуацию наряду с индивидуализацией. Это дает основание для свободы. Отсутствие одного из терминов пары «при-
21 Benasayag M. Le mythe de l'individu. P., 1998.
Быть в присутствии другого 95
надлежность ситуации/индивидуация» становится незнанием детерминаций, «невозможностью не сделать то, что делается», на чем Бланкенбург обосновывает всю психопатологию.
Стать свободным — это значит в «здесь и теперь» каждой ситуации участвовать собственным действо-ванием в деле свободы, которая управляет ситуацией.
Жан-Поль Сартр уже писал об этом в своей книге «Бытие и ничто»: «Свобода есть только в ситуации, ситуация реализуется только через свободу... Я абсолютно свободен и ответственен в моей ситуации. Но столь же верно и то, что я свободен только внутри ситуации».
Обращение к данному понятию позволяет рассматривать действие как ответное действие, как диалог с ситуацией. Но действование детерминируется исключительно ситуацией только в том случае, если интен-циональность теряет всякое значение. Мы обращаемся, таким образом, к «id ситуации», о котором говорит Гуд мен, — понятию, которое парадоксальным образом соединяет в себе телесность id и контекстуальные параметры. «Ситуации не вызывают наших действий, но не и представляют собой простой фон, на котором мы реализуем наши намерения. Мы воспринимаем ситуацию только в зависимости от наших реальных способностей и желания действовать»22. Происходит действие, и через обращение к нуждам, которые узнаются в ситуации, конституируется ощущения себя и оно подтверждает «явление», сделавшее его возможным.
В каждой ситуации, действительно, заново разыгрывается дифференциация «я» и «мир» подобно тому, как это можно теоретически рассмотреть на примере младенца. И в каждой ситуации заново разыгры-
Joas H. La creativite de l'agir. P., 1999.
96 |
Жан-Мари Робин
вается дифференцирующая работа, которая происходит постоянно и одновременно. Здесь можно увидеть также аналогию с парадигмой романтической любви, которая исходит одновременно и уравновешенно из слияния с другим и из безусловной готовности признать в другом - другого. Чтобы теоретически описать эти два фундаментальных движения поля, равным образом можно обратиться к замечательным понятиям Минковски «разъединение» и «связь».
Отказ знать
Чтобы ситуация была открытой и чтобы тем самым поле могло создавать формы, мне представляется обязательным соблюдение ряда условий:
—Отказ от власти терапевта, от позиции знания другого и управления другим. Я полагаю, что знание источает высокомерие одного и рождает или усугубляет униженность другого. Компетентность терапевта, разумеется, не должна быть отброшена. Остается узнать, какова будет область его специфической компетентности: будет ли он экспертом в области психологии, психопатологии и иных дисциплин об индивиде; или же он будет экспертом в деле мобилизации творческих сил в отношениях, которые имеет место в настоящий момент?
—Отказ от веры в то, что психотерапия могла бы стать наукой. Это, однако, не значит, что она приобретает статус «искусства», как того требуют те, кто готов оправдать и возвести в правило какую угодно субъективность. Если бы она была наукой, то имела бы «предмет» исследований и порождала бы техники. Когда говорят «техники», подразумевается их «воспроизводимость», идентичность (в частное-
Быть в присутствии другого 97
ти, и для самого пациента) упорядоченного навыка, что является доказательством его эффективности. Психотерапия есть некая практика. Я понимаю, как рискованно не настаивать на научном характере психотерапии сегодня, когда государственная власть желает оздоровить профессию и отделить нас от гуру, целителей и других шарлатанов. Как сказать о нашей особенности, чтобы не упасть в глазах наших собеседников? Бион замечал в ходе одного из своих семинаров: «Что такое психотерапия? Два человека встречаются в одной комнате и разговаривают... или не разговаривают. Это кажется настолько простым, что трудно поверить, насколько это сложно!» — Отказ от веры в то, что теория или теории, которые помогают нам мыслить, не мешают видеть то, что находится у нас перед глазами. Мне кажется, что любые теории являются конструктами, метафорами, которые способны нам помочь в обретении смысла нашего опыта; они могут также — в частности, когда они теряют свой статус метафоры, превращаясь, в наших глазах, во что-то достоверное, — помешать нам быть открытым для восприятия ситуации. «Ретрофлексия», «бессознательное», «внутренние объекты», «психика» или «поле»... все это только способы говорить, являющиеся отражением нашего способа мыслить. Но они также есть то, что влияет на наш способ мыслить и, следовательно, воспринимать или не воспринимать нечто.
Самораскрытие
Мы работаем на уровне поля, в здесь и сейчас ситуации (уточню, что я сознаю, что так бывает не всегда;
98
Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого
99
что это не всегда возможно и не всегда желательно). Так как одна из наших задач состоит в прояснении индивидуации клиента, т. е. дифференциации поля, то каковы наши инструменты?
Наш главный инструмент — самораскрытие терапевта. О каком раскрытии идет речь? Мы имеем в виду проговаривание актуального переживания терапевта в терминах влияния ситуации и взаимодействия, того, как вводятся в контакте и как ситуация вводится в контакт им самим и другим, чтобы произвести общую работу над вопросом о том, как один и другой могут быть творцами. Важный термин небрежен. Творец! Тот, кто творит... И это в контексте, где люди зачастую переживают себя в качестве объекта воздействия ситуации, своего жизненного контекста, своей истории, своего окружения, своих психотравм, своего подсознательного или его симптомов!
Это самораскрытие терапевта существует, какой бы ни была этика терапевта и какими бы ни были его сознательные выборы. Со своей стороны я считаю необходимым ограничить это самораскрытие терапевта некоторыми принципами:
—оно в основном ограничено «здесь и теперь» ситуации;
—оно высказывается, насколько это возможно, таким образом, чтобы оно не смогло стать фигурой в текущем опыте (что может помешать процессу пациента), а оставалось материалом на заднем плане, который будет подпитывать, способствовать и, конечно, оттенять фигуру — т. е. дифференциацию
—которую пациент конструирует по случаю ситуации;
—оно пропущено через фильтр теории, к которой я апеллирую, и работы над собой, осуществляемой на основе моей собственной терапии.
Так как я остаюсь в осознании, что это самопредъявление сопряжено с моей собственной работой по дифференциации, т. е. тем, что следовало назвать моей субъективностью, и я осознаю, что эта субъективность, бесспорно, эмоциональна. Я хотел бы напомнить то, что Гудмен говорит об эмоциях, а именно, что «эмоция есть непосредственное и интегратив-ное осознание отношения между организмом и средой» и что «это функция поля». Я всегда цитирую его слова: «Эмоции — это когнитивные средства. Далеко не будучи препятствиями для мысли, они выступают единственными в своем роде посланиями, свидетельствующими о состоянии поля организм/среда, и средствами осознания надлежащего характера наших стремлений. В качестве знаний эмоции могут содержать погрешность».
Эта погрешность эмоций и, следовательно, субъективности, которую предъявляет терапевт, подтверждает позицию неуверенности, похвальной на своем месте. Замечательный английский психоаналитик Питер Ломас, в самом деле, ратовал за «добровольную неуверенность». Я принимаю эту мысль на свой счет. Неуверенность не вызывает сомнений. Неуверенность — это признак того, что не известно заранее, что может быть лишь объектом догадок и что, следовательно, остается открытым, тогда как сомнение обозначает колебания в том, какую сторону принять, оно подразумевает вопрос о реальности некоего факта, о справедливости некоего суждения или некоего действия. Сомнение может подточить переживаемый опыт, тогда как неуверенность может открыть ситуацию. В таком качестве, по замечательному выражению немецкого гештальт-терапевта Франка Штемле-ра, неуверенность надо культивировать во всех смыс-
100 Жан-Мари Робин
лах слова «культивировать» — поддержки и приобщения к культуре.