Осознанные сновидения и пиковые достижения
Это произошло в ночь перед моим первым соревнованием в 10-километровом кроссе. Я очень волновался, потому что это был первый в моей жизни забег такого рода, трасса была тяжелая, а я ни разу в жизни не бегал по пересеченной местности; все мои тренировки проходили на дорожке стадиона. В ту ночь мне снилось, будто я бегу по холмам и использую для их преодоления приемы, о которых я лишь читал. Помню, я понял, что сплю, и отметил про себя, что это дает мне возможность научиться бегать по пересеченной местности. Так оно и получилось. Во время настоящего бега я использовал те же самые приемы и чувствовал себя точно так же, как во сне. (Б.Е., Александрия, Вирджиния)
Когда мне было около двенадцати лет, моя мать летом водила меня и сестру на занятия теннисом. Отзанимавшись четыре недели, я узнал о намечавшемся турнире с призом для победителя. В ту ночь я во сне понял, что сплю, и решил овладеть игрой в теннис. Я вспомнил, как играли люди в матчах по телевизору, и попытался повторить их подачи, удары и т. п. К концу сна я замечательно играл на приеме и делал потрясающие подачи, ведь подача мяча — это базовая техника, которая все время повторяется в процессе игры.
Во время соревнований я обыграл соперников всех до одного и ушел домой с трофеем. Тренер не мог поверить своим глазам, так хорошо я играл, да и сам я тоже. (Б.З., Солт-Лейк Сити, Юта)
Авторы Чарльз Гарфилд и Хэл Беннетт ввели популярный термин «пиковые достижения» в отношении тех моментов, когда человек работает на пределе своих физических и психических возможностей. Исследования «пиковых достижений» дают основание считать, что осознанные сновидения могут оказаться идеальным средством тренировки, и не только в спорте, но и в любой области, где требуется развитие каких-либо навыков.
Гарфилд, президент центра Исследований пиковых достижений формы, опросил сотни известных спортсменов об их состоянии в моменты особо успешных выступлений. Он установил, что психическое состояние большинства атлетов в эти моменты во многом идентично. Пиковое состояние, согласно его исследованиям, характеризуется спокойствием, уверенностью, оптимизмом, сосредоточенностью на происходящем, высокой энергозаряженностью, необычайной четкостью восприятия, самоконтроля и максимальным использованием внутренних ресурсов. То есть, атлеты готовы к выступлению как физически, так и психически.
Интерес к пиковым достижениям постепенно проник из спорта в сферу бизнеса. Как выяснилось, психические упражнения увеличивают отдачу не только от спортивных игр, но и от работы. Йога, дыхательные упражнения и медитация одинаково способствовали как материальным, так и духовным достижениям. А использование контролируемых мысленных образов и психического тренинга дало даже лучшие результаты.
Осознанные сновидения являются очень мощной разновидностью мысленных образов. Мысленные образы во время бодрствования — это лишь бледное их подобие. Например, представьте себе яблоко. Если вы такой же, как и большинство людей, то сможете, с той или иной степенью четкости, «увидеть» яблоко, его форму, цвет и положение на столе. Вы сможете представить себе его запах, как если бы вы сорвали и понюхали его, и вкус, как если бы вы его надкусили. Но вы никогда не спутаете его с настоящим — вообразите себе мысленное яблоко, обладая настоящим, и вы поймете, какое из них можно съесть. Сны же — это гораздо более «живые» мысленные образы. Во сне вы можете сорвать и съесть яблоко, будучи абсолютно уверенным, что оно настоящее. Если же вы осознаете, что спите, то поймете, что это яблоко, несмотря на его внешнее правдоподобие, не совсем реально: оно не наполняет ваш желудок. Тем не менее, этот факт не повлияет на живость восприятия.
Сновидения являются наиболее ярким типом мысленных образов, доступным большинству людей. Чем реальнее будет выглядеть результат ваших усилий во сне, тем большего эффекта вы добьетесь, проделывая то же самое в действительности. Поэтому осознанное сновидение является, пожалуй, даже более полезным средством отработки учебных и практических навыков, чем использование мысленных образов в бодрствующем состоянии.
ПСИХИЧЕСКИЙ ТРЕННИНГ
Во сне я, вместе с другими людьми, оказался на катке. Мы играли в хоккей, и я катался в своем привычном стиле — как корова на льду. Вдруг я понял, что сплю, и сказал себе, что сейчас мои действия будут руководствоваться моим высшим знанием. Я полностью слился с процессом катания. Мгновенно исчез страх, исчезли все другие преграды, и я заскользил по льду, как профессионал, чувствуя себя свободным, как птица.
Когда я в очередной раз встал на коньки, то решил попробовать эту технику «слияния». Для этого я перенес связанные с ней ощущения из сна в бодрствующее состояние. Словно актер, я «вошел в роль» и снова стал опытным конькобежцем. Я вышел на лед и,… ноги слились с моим сердцем, оставив мне только чувство свободы. Это случилось около двух с половиной лет назад, и с тех пор ощущение свободы стало моим неизменным спутником в катании на коньках, как на обычных, так и на роликовых. (Т.Р., Арлингтон, Вирджиния)
Несмотря на то, что использование психического тренинга в качестве средства совершенствования двигательных навыков было всего лишь смелой гипотезой, исследования по данной теме превратились в широкую междисциплинарную область. Они показали, что определенные навыки могут быть усвоены простым «проигрыванием» в уме соответствующей ситуации. Эффект усиливается, когда психическая практика сочетается с физической.
Каким же образом простое воображение помогает лучше выполнить какую-то работу? Прежде всего, вспомним, что согласно лабораторным исследованиям в Стэнфорде, когда люди выполняют определенные действия во сне, такие, как пение или сексуальная деятельность, их мозг и тело реагируют на это, как на реальность, за исключением мышечного аппарата, который в REM-сне парализован. Очевидно, нервные импульсы от мозга к телу продолжают идти, причем они аналогичны, если не идентичны, тем, которые сопровождают эти действия в бодрствующем состоянии.
Аналогичным образом исследователи мысленных образов выяснили, что «яркие воображаемые события вызывают иннервацию мышц, которая аналогична вызываемой реальным участием в этих событиях». Например, Ричард Суинн фиксировал электрическую активность в ногах горнолыжника, когда тот мысленно представлял себе процесс спуска. Он установил, что мышечная активность лыжника изменялась в соответствии с профилем трассы, то есть была более высокой, когда он проходил повороты и неровные участки. Возможно, мысленный тренинг улучшает двигательные навыки благодаря установлению нейронных связей, задействуемых для выполнения требуемого движения.
Однако существует важное различие между воображаемым и видимым действием во сне. Когда мы бодрствуем, нервные импульсы, идущие к мышцам, должны каким-то образом видоизменяться, чтобы не дать нам выполнить воображаемое действие. Если бы это было не так, то подумайте, что происходило бы каждый раз, когда вы о чем-нибудь мечтаете. Скажем, в жаркий день вы сидите за рабочим столом, и вам приходит мысль, как здорово было бы сейчас нырнуть в озеро. Если бы нервные импульсы, вызванные вашей фантазией, дошли до мышц в неизменном виде, вы могли бы сломать себе шею, пытаясь затем вынырнуть из-под стола. В быстром же сне, когда по одному нервному каналу к мышцам идет команда на сокращение, по другому каналу им передается блокирующий импульс. Причем, нервные импульсы, подаваемые мышцам во сне, могут быть такими же интенсивными, как и в бодрствующем состоянии. Этот факт доказан в исследованиях с кошками. Французский ученый Мишель Юветт, который блокировал у кошек механизм, вызывающий мышечный паралич в REM-сне, увидел, что кошки при этом двигались, как если бы они принимали участие в своих снах.
Таким образом, осознанное сновидение может оказаться более мощным средством развития моторных навыков, нежели мысленные образы, создаваемые в бодрствующем состоянии, благодаря не только живости образов, но и физиологическим условиям REM-сна, являющимся идеальными для установления нервных связей без движения. Образы или осознанные сновидения дают возможность спортсменам выполнять даже те движения, к которым их физические тела еще не готовы, обеспечивая тем самым нервный и психический базис для дальнейшего совершенствования, т. е. спортсмену остается подготовить только мышцы.
Необходимость психического тренинга возникает также в связи с идеей «познавательного кодирования». Более сложные двигательные навыки требуют, вдобавок к установлению нервных связей, создания в уме схемы навыка. Это называется символическим обучением. Теория символического обучения предполагает, что воображаемое повторение помогает закодировать последовательность движений, из которых строится навык. Например, пловец мог бы закодировать правильную последовательность движений в брассе словами «гребок — вдох — толчок». В том случае, когда на выполнение движения требуется так много энергии, что вы не в состоянии одновременно еще и анализировать его структуру, нужно перед выполнением реальных движений создать в воображении их символы. Для этой цели, опять-таки, благодаря присущей им непосредственности восприятия, можно успешно использовать и осознанные сновидения.