Описание динамики парусного судна.


Описание динамики парусного судна. - student2.ru Оценка ходовых качеств судов типа “Я на своей надувнушке на гонках все катамараны задрал" не пригодна для технических расчетов. Лучше характеризовать судно как аэрогидродинамический комплекс круговой диаграммой хода и так называемой Описание динамики парусного судна. - student2.ru -диаграммой, показанными на рис.6 и 7. Обе диаграммы строятся по одним и тем же экспериментальным данным и могут быть пересчитаны одна в другую; они являются своеобразным техническим паспортом судна. Круговая диаграмма показывает, как изменяется скорость судна в зависимости от его а относительно ветра. Поскольку скорость зависит также от площади парусов и силы ветра, они также должны быть указаны на диаграмме.

Описание динамики парусного судна. - student2.ru -диаграмма показывает связь между курсовыми углами истинного и вымпельного ветра и, поскольку при движении судна ветер заходит ему в нос, всегда Описание динамики парусного судна. - student2.ru кроме фордевинда, где Описание динамики парусного судна. - student2.ru , так что диаграмма имеет вид прогнутой вниз кривой; прогиб тем больше, чем быстроходнее судно. Эта диаграмма удобна для анализа свойств судна.

Данные диаграммы были получены для конкретного судна – тримарана “Бриз”. Видно, что практически на всех курсах кроме фордевинда и полного бакштага тримаран обдувается с носовых углов; на слабых ветрах разность углов Описание динамики парусного судна. - student2.ru Описание динамики парусного судна. - student2.ru и Описание динамики парусного судна. - student2.ru достигает Описание динамики парусного судна. - student2.ru . С усилением ветра она в уменьшается; связано это с ухудшением гидродинамических качеств тримарана на больших скоростях.

относительно истинного ветра. Парусность 11 кв.м. Водоизмещение

Помимо описания судна как аэрогидродинамического комплекса в целом необходимо иметь возможность раздельно описывать его аэро и гидродинамические части. В аэродинамике принято характеризовать аэродинамические свойства объектов графиком, называемым полярой Лиллиенталя. Аэродинамические силы, действующие на объект со стороны потока воздуха, описываются соотношениями вида

Описание динамики парусного судна. - student2.ru (4)

Описание динамики парусного судна. - student2.ru где S- площадь объекта, на которую воздействует поток, Описание динамики парусного судна. - student2.ru - безразмерный аэродинамический коэффициент.* Для парусного судна в качестве характерной площади S можно принять площадь боковой проекции судна с парусами, поставленными в Но при этом надо иметь в виду, что аэродинамические силы, действующие на судно, не исчезают и при убранных парусах; судно может ходить и плотность под рангоутом.

В соответствии с проведенными ранее разложениями силы Описание динамики парусного судна. - student2.ru на составляющие вводятся следующие аэродинамические коэффициенты: Описание динамики парусного судна. - student2.ru - коэффициент лобового сопротивления, Описание динамики парусного судна. - student2.ru - подъемной силы, Описание динамики парусного судна. - student2.ru - тяги, Описание динамики парусного судна. - student2.ru - силы дрейфа. Все эти коэффициенты зависят от угла обдувки судна, т.е. угла вымпельного ветра Описание динамики парусного судна. - student2.ru .

Описание динамики парусного судна. - student2.ru Для примера на рис.8 ,показана аэродинамическая поляра тонкой жесткой изогнутой пластинки; здесь Описание динамики парусного судна. - student2.ru -угол атаки, т.е. угол, под которым пластинка поставлена к потоку воздуха. Поляры парусов выглядят примерно также с тем различием, что на малых углах атаки паруса заполаскивают, и их поляры обрываются. На рис.9 показана аэродинамическая поляра “Бриза”,рассчитанная по экспериментальным данным. На ней коэффициенты Описание динамики парусного судна. - student2.ru и Описание динамики парусного судна. - student2.ru отнесены к площади парусов, но вместо угла атаки указан угол вымпельного ветра Описание динамики парусного судна. - student2.ru . Видно, что по своей форме поляра тримарана похожа на поляру жесткой изогнутой пластинки; наблюдающийся завал на курсах изогнутой судна близких к фордевинду обусловлен не слишком удачной работой парусов на этих курсах.

Смысл введения аэродинамической поляры судна в целом в том, что, хотя силу Описание динамики парусного судна. - student2.ru в основном создают паруса, выделить только их долю трудно. Все части парусного судна взаимодействуют между собой, при изменении курса судна изменяется постановка парусов, на каждом курсе они ставятся так, чтобы обеспечивать наибольшую скорость хода, а вся остальная надводная часть судна влияет на работу парусов, причем на каждом курсе по своему.

На рис.9 показана также связь аэродинамической поляры судна с рассмотренной выше схемой сил. Судно идет под углом Описание динамики парусного судна. - student2.ru к вымпельному ветру; точка Описание динамики парусного судна. - student2.ru , указанная на поляре, соответствует величине и ориентации действующей на судно аэродинамической силы; величины сил пропорциональны указанным по осям графика значениям аэродинамических коэффициентов.

Угол Описание динамики парусного судна. - student2.ru - не что иное, как угол отклонения полной аэродинамической силы от нормали к направлению вымпельного ветра. Угол Описание динамики парусного судна. - student2.ru - угол отклонения этой же силы от нормали к направлению движения судна. Сумма этих углов равна углу вымпельного ветра, т.е. Описание динамики парусного судна. - student2.ru . Наименьшее значение угла Описание динамики парусного судна. - student2.ru , т.е. Описание динамики парусного судна. - student2.ru –угол между нормалью к направлению вымпельного ветра и касательной к передней кромке поляры. Когда Описание динамики парусного судна. - student2.ru обращается в нуль угол, и, соответственно, исчезает тяга по курсу судна, т.е. Величина Описание динамики парусного судна. - student2.ru , а также сама форма передней кромки поляры существенны при движении судна круто к ветру и определяют его скоростные и лавировочные качества.

Если известна величина Описание динамики парусного судна. - student2.ru , то можно оценить предельную скорость, которую развило бы парусное судно при отсутствии сопротивления воды. Из формул треугольника скоростей (2) имеем:

Описание динамики парусного судна. - student2.ru

Пусть судно идет в галфвинд; тогда Описание динамики парусного судна. - student2.ru и Описание динамики парусного судна. - student2.ru . Наибольшая скорость хода достигается при Описание динамики парусного судна. - student2.ru ; тогда

Описание динамики парусного судна. - student2.ru Описание динамики парусного судна. - student2.ru (5)

У парусных судов Описание динамики парусного судна. - student2.ru ; скорость хода может значительно превышать скорость ветра, достигая у буеров с их малым сопротивлением движению и высоким аэродинамическим качеством 120-150 км в час и более.

При взаимодействии подводной части судна с потоком воды на ней возникают две силы: сопротивление движению R и сила бокового сопротивления Описание динамики парусного судна. - student2.ru , противостоящая силе дрейфа. Характеризовать судно в целом специальной гидродинамической полярой нет необходимости, хотя это может иметь смысл для судов, у которых боковое сопротивление создается разворотом корпуса под углом к потоку воды. Значения величин и соотношение гидродинамических сил, действующих на ходу на парусное судно – тримаран “Бриз” показаны на рис.10.

Основной гидродинамической характеристикой парусного судна является его буксировочная кривая – зависимость сопротивления воды от скорости хода. Такая характеристика “Бриза” дана на рис.11; сопротивление указано без учета постановки шверцев, что соответствует движению курсом фордевинд. Дополнительное сопротивление шверцев, появляющееся на острых курсах, невелико и составляет несколько кг, тогда как создаваемое ими боковое сопротивление достигает нескольких десятков кг.

Описание динамики парусного судна. - student2.ru Аналитически сопротивление воды принято описывать формулой

Описание динамики парусного судна. - student2.ru Описание динамики парусного судна. - student2.ru (6)

где Описание динамики парусного судна. - student2.ru смоченная поверхность корпуса, Описание динамики парусного судна. - student2.ru - безразмерный коэффициент, возрастающий с ростом скорости, причины этого будут обсуждаться ниже.

Описание динамики парусного судна. - student2.ru Все рассмотренные характеристики парусного судна должны согласовываться между собой. На кривой Описание динамики парусного судна. - student2.ru - диаграммы указаны величины Описание динамики парусного судна. - student2.ru , известны также Описание динамики парусного судна. - student2.ru . Взяв отсюда Описание динамики парусного судна. - student2.ru , можно построить полярную диаграмму Описание динамики парусного судна. - student2.ru . Кроме того, на Описание динамики парусного судна. - student2.ru - диаграмме (рис.12) можно выделить несколько характерных линий и точек. Диагональная прямая, проведенная из одного угла графика в другой, описывает судно не имеющее хода; для него углы истинного и вымпельного ветра совпадают. Верхний конец этой диагональной кривой упирается в точку фордевинда; на фордевинде Описание динамики парусного судна. - student2.ru и на ходу судна; в этой точке сходятся все кривые для всех скоростей ветра.

На Описание динамики парусного судна. - student2.ru - диаграмме можно отобразить аэродинамическую поляру судна; для этого по оси ординат графика в дополнение к углу Описание динамики парусного судна. - student2.ru будем откладывать угол Описание динамики парусного судна. - student2.ru А. Порядок построения такой кривой следующий: по известному Описание динамики парусного судна. - student2.ru и имеющейся на диаграмме зависимости Описание динамики парусного судна. - student2.ru определяется угол Описание динамики парусного судна. - student2.ru ; соответствующее ему значение угла Описание динамики парусного судна. - student2.ru снимается с графика аэродинамической поляры судна. Зависимость Описание динамики парусного судна. - student2.ru представляется кривой, верхний конец которой упирается в точку Описание динамики парусного судна. - student2.ru , а нижний в точку Описание динамики парусного судна. - student2.ru . Вдоль этой кривой изменяются значения всех аэродинамических коэффициентов, в том числе и Описание динамики парусного судна. - student2.ru ; кривая обрывается при Описание динамики парусного судна. - student2.ru

Форма аэродинамической поляры зависит от постановки парусов; соответственно, может варьировать и прогиб отображающей ее кривой. Однако на полных курсах Описание динамики парусного судна. - student2.ru ; т.е. данная кривая делит угол Описание динамики парусного судна. - student2.ru примерно пополам. Учитывая это обстоятельство и зная Описание динамики парусного судна. - student2.ru можно приближенно провести эту кривую даже не имея измеренной аэродинамической поляры.

Проведем на Описание динамики парусного судна. - student2.ru - диаграмме горизонтальное сечение Описание динамики парусного судна. - student2.ru , на котором курс судна постоянен относительно вымпельного ветра и не меняются его аэродинамические характеристики. В каждой точке такого сечения известны скорость ветра и скорость хода судна. Сила тяги, действующая на судно, пропорциональна коэффициенту Описание динамики парусного судна. - student2.ru и квадрату скорости вымпельного ветра и равна сопротивлению воды; т.е. в каждой точке горизонтального сечения Описание динамики парусного судна. - student2.ru - диаграммы известны величины Описание динамики парусного судна. - student2.ru , так что такое сечение является ни чем иным, как буксировочной кривой судна.

И, наконец, для полноты картины, нанесем на Описание динамики парусного судна. - student2.ru -диаграмму точку, соответствующую курсу судна на лавировке, когда оно быстрее всего выбирается на ветер. Соответствующее значение угла легко определяется по полярной диаграмме.

В целом Описание динамики парусного судна. - student2.ru - диаграмма содержит обширную информацию о парусном судне, отображает его состояние на данный момент и позволяет отслеживать влияние изменений, вносимых в его конструкцию. Пока остается открытым вопрос о том, какова точность измерений Описание динамики парусного судна. - student2.ru - диаграммы, ее воспроизводимость и чувствительность к небольшим конструктивным изменениям. Но это уже вопрос не теории, а парусного эксперимента.

Наши рекомендации