Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры, модули
1семестр 2семестр
Аудиторные занятия (всего) 32/1      
В том числе:          
Лекции 16/0,5      
Практические занятия (ПЗ) 4/0,1      
Семинары (С) 12/0,4      
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего) 40/1      
В том числе: написание эссе, подготовка слайдов, докладов к учебной конференции, вебинару 20/0,5      
Зачет     +    
Общая трудоемкость часы зачетные единицы
                 

Содержание дисциплины

Содержание тем дисциплины

№ п/п Наименование темы Содержание темы  
Модуль 1. Роль этики в профессиональной деятельности  
1. Введение. Роль профессиональной этики в совершенствовании и развитии общества на принципах гуманизма, свободы и демократии Общее и отличия основных понятий профессиональной этики, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики: этика, мораль, нравственность, этикет. Религиозные истоки общественной морали и трудовой этики и их сопоставление. Коллективистская мораль и социалистическая этика. Профессиональная этика как раздел этики. Общее и отличия основных понятий этики: нравственность, мораль, профессиональная этика, содержание и форма морали, эмоциональное и рациональное в морали. Золотое правило нравственности. Функции морали. Взаимосвязь понятий этика и этикет: моральные принципы, моральные нормы, правила поведения. Понятие профессии в контексте категорий профессиональной морали и нравственной оценки. Онтологические и деонтологические основы жизни современного человека: технологические, гедонистические и психологические аспекты. Добро и зло как моральные понятия, как критерии различения нравственного и безнравственного. Проблемы добра и зла в межличностных отношениях. Примирение с личным злом, с тенью (Э. Нойман). Принцип благоговения перед жизнью (А.Швейцер) как критерий добра. Значение морально-этических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, для совершенствования и развития общества на принципах гуманизма, свободы и демократии.
2. Экологическая и медицинская этика Добро и Зло: специфика проявления в медицинской практике. Здоровье и болезнь: акценты и приоритеты. Медицинская этика и медицинская деонтология. Профилактика ятрогений как функция медицинской этики. Клятва Гиппократа. Моральная и юридическая свобода в медицине: право на риск. Моральная ответственность и профессиональная ошибка. Моральный выбор: проблема цели и средства в медицинской практике. Международные декларации и кодексы, определяющие этические нормы поведения врачей. Кодекс врачебной этики Российской Федерации. Биоэтика. Четыре принципа биоэтики (этика принципов). Этические комитеты в России. Описание структуры деятельности профессионала в здравоохранении и экологии с позиций этики (этико-психологический портрет профессионала в здравоохранении и экологии).
3. Организационная этика Этика и ценности трудовых отношений. Этика бизнеса, хозяйственная этика, экономическая этика, этика успеха. Протестантская этика и трудовые ценности. Соблюдение этики как реализация достойной жизни и достойной работы. Профессиональная этика: история ее формирования. Объект, субъект и функции профессиональной этики. Роль профессиональных этических кодексов в соблюдении этики на рабочем месте. Этапы развития этики бизнеса. Всеобщие этические принципы делового поведения. Декларацию Ко «Принципы бизнеса». Экологический принцип - общепринятая моральная норма деловой этики. Этика взаимоотношений организации с покупателями. Этика взаимоотношений организации с персоналом. Этика деловых отношений в России. Семь принципов ведения дел в России (1912). Кодекс этики российского предпринимателя (Двенадцать принципов ведения дела в России, 2000). Проблемы организационной микроэтики: проблема власти и подчинения; проблема служебных разоблачений; проблемы работающих женщин; этика выгодных связей; проблемы социальной ответственности. Описание структуры деятельности профессионала в организациях с позиций этики (этико-психологический портрет профессионала в организациях).
Модуль 2. Профессиональная этика психолога
4. Этические проблемы психологической практики Объективные причины этических проблем психологической практики. Личность психолога как источник этических проблем. Пять «соблазнов» в работе практического психолога, грозящих нарушить этические принципы (Н.С.Пряжников). Большая и малая этика в работе психолога. Этика психологических исследований. Виды этических проблем в работе психолога: проблемы взаимодействия психологов между собой, проблемы поведения психологов по отношению к клиентам и проблемы поведения клиентов по отношению к психологам. Уровни этической регуляции поведения: решение моральной дилеммы, соблюдение этических правил, этикет. Формирование профессиональной этики будущих психологов как один из путей развития их профессиональной идентичности. Трехуровневая система формирования профессиональной этики у психологов: знание этических принципов и норм; анализ ситуаций профессиональной деятельности психолога, содержащих моральную дилемму; рефлексия моральных дилемм в личном опыте взаимодействия. Описание структуры деятельности практического психолога с позиций этики (этико-психологический портрет практического психолога).
5. Этические принципы и нормы психологической практики Общие принципы этического кодекса. Компетентность. Честность. Профессиональная и научная ответственность. Уважение к правам и достоинству людей. Забота о благополучии других людей. Социальная ответственность. Компетентность в использовании техник в тренинге. Предоставление информации об используемых техниках. Этика использования аудио- и видеозаписей. Этические аспекты оплаты услуг психолога-консультанта. Этические аспекты прекращения консультирования. Этика и двойные отношения с клиентом. Этика психологических исследований. Согласие, основанное на полной осведомленности. Проведение исследований с детьми и психиатрическими больными. Проведение исследований с людьми, ограниченными в свободе выбора. Проблемы неприкосновенности частной жизни при сборе информации. Этика психологических экспериментов. Работа с психологами, которые подозреваются в неэтичных действиях.
6. Этические нормы в работе психолога с детьми и людьми с ограниченными возможностями Этический кодекс психолога службы практической психологии образования России: Принцип конфиденциальности. Принцип компетентности. Принцип ответственности. Принцип этической и юридической правомочности. Принцип квалификационной пропаганды психологии. Принцип благополучия клиента. Принцип профессиональной кооперации. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. Нарушения прав ребенка при тестировании в целях отбора, при бесконтрольном распространении психологических тренингов, психотерапевтических методов; при осуществлении психологического сопровождения ребенка без согласия его родителей или лиц, их заменяющих, а также его самого; при разглашении полученной в ходе диагностической и консультационной работы конфиденциальной информации. Этические проблемы, возникающие при консультировании пожилых людей, при мультикультуральном консультировании, при работе с инвалидами.
           

Наши рекомендации