Методические рекомендации по выполнению практических, самостоятельных работ.

по учебной дисциплине: «Менеджмент»

для специальности специальность 38.02.07 «Банковское дело»


для заочной формы обучения

Обучающийся должен иметь представление: о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности.

При изучении темы обратите внимание, что понятие «менеджмент» имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка так определяет менеджмент:

1.Способ, манера общения с людьми.

2.Власть и искусство управления.

3.Особого рода умелость и административные навыки.

4.Орган управления, административная единица.

В Словаре иностранных слов «менеджмент» переводится на рус­ский язык как управление производством и как совокупность принци­пов, методов, средств и форм управления производством с целью по­вышения эффективности производства и его прибыльности.

В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Практически все известные зарубеж­ные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс дос­тижения целей организации руками других людей: субъектом этого процесса является менеджер.

В XX веке менеджмент выделился в самостоятельную область зна­ний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научные основы этой дисциплины представле­ны в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управле­ния. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и эффективным.

Понимание менеджмента как искусства практики управления бази­руется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и искусством, которому можно научиться через опыт и кото­рым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Этим искусством должна обладать определенная категория людей .-менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Главной же задачей людей, за­нятых управлением, является эффективное использование и координа­ция всех ресурсов организации (денег, зданий, оборудования, материа­лов, труда, информации) для достижения целей.

Организация - это группа людей, деятельность которых созна­тельно координируется для достижения общих целей.

Различают формальную и неформальную организацию. Характер­ные черты формальной организации:

-ресурсы (люди, материалы, финансы, информация);

-зависимость от внешней среды (от потребителей, поставщиков, инвесторов и т. п.);

-горизонтальное разделение труда;

-вертикальное разделение труда.

Главная задача организации в области использования ресурсов -достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности. Ресурсы необходимы любой организации для достижения намеченных целей и подлежат преобразованию в процессе производственной дея­тельности.

Горизонтальное разделение труда - разделение всей работы на со­ставляющие компоненты между участниками трудового процесса. Ра­бота распределяется по профессиональному признаку.

Вертикальное разделение труда - отделяет работу по координиро­ванию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления.

Самостоятельная работа № 1. Ответы на конкретные вопросы (письменно):

1. Дайте определение понятию менеджмента.

2.Дайте определение понятию управления.

3.Назовите уровни управления на примере предприятия в котором работаете.

4.Охарактеризуйте сущность формальной организации.

5.Приведите пример неформальных организаций

Наши рекомендации