Методические рекомендации по выполнению практических, самостоятельных работ.
по учебной дисциплине: «Менеджмент»
для специальности специальность 38.02.07 «Банковское дело»
для заочной формы обучения
Обучающийся должен иметь представление: о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности.
При изучении темы обратите внимание, что понятие «менеджмент» имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка так определяет менеджмент:
1.Способ, манера общения с людьми.
2.Власть и искусство управления.
3.Особого рода умелость и административные навыки.
4.Орган управления, административная единица.
В Словаре иностранных слов «менеджмент» переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.
В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения целей организации руками других людей: субъектом этого процесса является менеджер.
В XX веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и эффективным.
Понимание менеджмента как искусства практики управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и искусством, которому можно научиться через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Этим искусством должна обладать определенная категория людей .-менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Главной же задачей людей, занятых управлением, является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (денег, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения целей.
Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Различают формальную и неформальную организацию. Характерные черты формальной организации:
-ресурсы (люди, материалы, финансы, информация);
-зависимость от внешней среды (от потребителей, поставщиков, инвесторов и т. п.);
-горизонтальное разделение труда;
-вертикальное разделение труда.
Главная задача организации в области использования ресурсов -достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности. Ресурсы необходимы любой организации для достижения намеченных целей и подлежат преобразованию в процессе производственной деятельности.
Горизонтальное разделение труда - разделение всей работы на составляющие компоненты между участниками трудового процесса. Работа распределяется по профессиональному признаку.
Вертикальное разделение труда - отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления.
Самостоятельная работа № 1. Ответы на конкретные вопросы (письменно):
1. Дайте определение понятию менеджмента.
2.Дайте определение понятию управления.
3.Назовите уровни управления на примере предприятия в котором работаете.
4.Охарактеризуйте сущность формальной организации.
5.Приведите пример неформальных организаций