Понятие психологической защиты
Психологическая защита как неосознаваемый фактор мотивации
Понятие психологической защиты
Чтобы проиллюстрировать действие психологической защиты обратимся к примеру из неоконченного романа австрийского писателя Р.Музиля "Человек без свойств", с которого начинается книга Э.Киршбаума и А.Еремеевой «Психологическая защита».
"Стоял прекрасный августовский день 1913 года". По широкой оживленной улице идут двое, главные герои романа, Диотима и доктор Арнгейм. И вдруг они становятся свидетелями несчастного случая: автомобиль наезжает на пешехода, которого укладывают на край тротуара:
"Люди попеременно опускались возле него на колени, чтобы что-нибудь с ним предпринять, распахивали и вновь запахивали его пиджак, пытались приподнять его или, наоборот, вновь уложить; никто, собственно, не преследовал другой цели, кроме как заполнить время, пока со спасательной службой не прибудет умелая и полномочная помощь.
Дама и ее спутник также подошли и поглядели поверх голов и согнутых спин на лежавшего. Затем они отошли назад и помедлили. Дама почувствовала что-то неприятное под ложечкой, что она вправе была принять за сострадание; это было нерешительное, сковывающее чувство. Господин после некоторого молчания сказал ей:
— У этих тяжелых грузовиков, которыми здесь пользуются, слишком длинный тормозной путь.
Дама почувствовала после таких слов облегчение и поблагодарила внимательным взглядом. Она уже несколько раз слышала это выражение, но не знала что такое тормозной путь, да и не хотела знать; ей достаточно было того, что сказанное вводило этот ужасный случай в какие-то рамки и превращало в техническую проблему, которая ее непосредственно не касалась. Да и слышна была уже резкая сирена Скорой помощи, и быстрота ее прибытия наполнила удовлетворением всех ожидавших. Замечательная вещь — эти социальные службы. Пострадавшего положили на носилки и вдвинули вместе с ними в машину. Вокруг него хлопотали люди в какой-то форменной одежде, а внутри кареты, насколько улавливал взгляд, все было так же опрятно и правильно, как в больничной палате. Уйти можно было с почти оправданным убеждением, что произошло нечто законное и правомерное.
— По американской статистике, — заметил господин, — там ежегодно из-за автомобильных катастроф гибнет сто девяносто тысяч и получает увечья четыреста пятьдесят тысяч человек.
— Вы думаете, он мертв? — спросила его спутница, у которой все еще было неоправданное чувство, что она присутствовала при чем-то из ряда вон выходящем.
— Надеюсь он жив, — отвечал господин. — Когда его вносили в машину, он казался живым" [Мзиль Р., с.ЗЗ].
Итак, что произошло? Некоего прохожего сбивает автомобиль. В некую благодушную, размеренно-выверенную ситуацию, в "имперскую нескончаемость" собственной жизни и вообще любого бытия врывается нечто "из ряда вон выходящее", чужая смерть, как ее напоминание, как ее послание "Memento mori!" — "помни обо мне!". И пусть это чужая смерть, смерть другого, чужого, незнакомого, но эта смерть — навязанная тебе, без твоего желания проявившийся знак твоей бренности, вре-менной конечности твоего существования. И чужая, случайная смерть — не нужное мне напоминание о том, что и моя жизнь и мое бытие — это бытие, отмеченное, опаленное дыханием смерти, это "бытие-к-смерти" (выражение Хайдеггера). Смерть другого человека "включила" экзистенциальный* ужас, который у Диотимы почти физиологически проявляется как сосание под ложечкой, а психически как некий дискомфорт, неприятное, "нерешительное и сковывающее чувство".
Важно и другое. В сущности никто не виноват, что кого-то сбивает автомобиль, по крайней мере пешеходы не виноваты. "Он пострадал из-за собственной неосторожности". Но ведь нелепо, случайно прерывается жизнь, умирает конкретный человек. Смерть случайно вырвала из наших рядов одного из нас. Могла и меня. Но со мной обошлось, а вот ему не повезло. Я не виноват, что ему не повезло, что он был неосторожен. Никто не виноват... Но от чего же это "сковывающее чувство"?!
Для человека случайность, единичность, конкретность и неизбывность смерти трудно переносима. Перепуганное сознание пытается выкарабкаться из этого экзистенциального ужаса и бессознательно нарастающего чувства вины, сопричастности происходящему. Я не хочу быть соучастником смерти. Сознание пытается как можно скорее завершить эту исключительную и трудную ситуацию.
И вот это первое спасительное: "Он пострадал из-за собственной неосторожности". Его смерть не случайна - она следствие его неосторожности, у этой смерти найдена причина. Конечно, конечно же, его смерть - это закономерное событие. Чем еще объяснить смерть человека как "нечто законное и правомерное"? Когда с этим не справляется сознание Диотимы, то тут же любезно свои услуги предлагает другое сознание, сознание ее попутчика Арнгейма, возводящего (или низводящего?) единичную, случайную смерть в сугубо техническую проблему - "У тяжелых грузовиков слишком длинный тормозной путь" (а в технике все закономерно, выверено, объективно) и в безличностную статистику – 190000 - это уже большие числа, это уже статистически значимо, это уже закономерность. А тут уже и деловая суета санитаров "Скорой помощи", социальной службы, которая призвана разрешать, заканчивать такие неприятные ситуации. С глаз долой - из сердца вон. Ну конечно же, произошло "нечто законное и правомерное" (реализация нашего стремления к всеобъемлющему контролю).
Остается последнее завершающее действие сознания по вытеснению смерти — не дать полностью убедиться в ее достоверности, остаться в неведении: "Надеюсь, он жив. Когда его вносили в машину, он казался живым".
И вообще, "был ли мальчик?". Внимательно прочитав эту мизансцену из романа Р.Музиля и ее дальнейшую интерпретацию можно почувствовать, что в такой нелегкой и лихорадочной работе испуганного и смятенного сознания по уходу из подобного рода исключительных ситуаций есть некая двусмысленность.
С одной стороны, сознание снижает психологический дискомфорт, гасит экзистенциальный ужас, притупляет чувство вины, расковывает "сковывающее чувство". С другой стороны, мы смутно догадываемся, что такой спасительный уход не до конца удается, ситуация во мне остается, продолжается, потому что она как раз не разрешилась, она не была до конца пережита, а свершается некая подмена действительного, полноценного, хотя и мучительного разрешения и переживания ситуации, свершается именно уход, выход из ситуации. При этом ситуация бессознательно присутствует во мне.
Тут мы как раз имеем дело с такой работой сознания, с таким уровнем психологической регуляции, которые в психологии и психотерапии называются психологической защитой.
Психологическая защита — не нормальный, а особый, необычный способ разрешения ситуации и психологической регуляции поведения в ситуациях затруднения, в ситуациях некой невозможности. Психологическая защита инициируется такими исключительными, эксквизитными ситуациями. Одно из значений английского слова exquisite — "острый, сильный, исключительный".
Все ситуации по параметру эксквизитности можно представить себе как некий ряд, континуум с двумя полюсами. Один полюс представляют проблемные ситуации, для решения которых априорно не заданы способы поведения и мышления и где решение проблемы состоит в создании новых спо-собов поведения и (или) в конструировании новой психической реальности. Другой полюс представ-лен так называемыми "пограничными ситуациями" [К.Ясперс], где от личности требуется способ-ность и терпимость к экзистенциальным переживаниям, когда все существо человека захвачено во-прошанием о смысле бытия, отмеченного знаком своей конечности (хайдеггеровское "бытие-к-смер-ти"). Любое экзистенциальное переживание — это всегда и психическое переживание, которое как правило эмоционально негативно окрашено, которое воспринимается как психологический диском-форт или как сильное угнетенное, депрессивное состояние, как состояние отчаяния. В последнем случае человек не может реализовать, точнее, считает, что не может реализовать центральные установки, осуществить смысл своей жизни ни самым оснащенным предметно-практическим действием [Erikson E.H., 1962], ни самым изощренным философским вопрошанием. Между этими двумя полюсами континуума эксквизитности располагаются ситуации стресса, фрустрации, конфликта.
Психологический механизм возникновения эксквизитной ситуации обусловлен финальной на-правленностью любого психического акта. Филогенетической предпосылкой "финального поведения" является рефлекс цели, впервые описанный И.П.Павловым еще в 1916 году. Согласно И.П.Павлову, рефлекс цели задает направленность любого живого организма, обладающего психикой, любой жизни на развитие, на будущее: "Вся жизнь есть осуществление одной цели, а именно, сохранение самой жизни, неустанная работа того, что называется общим инстинктом жизни" [Павлов И.П., 1973, С.142].
Проявление рефлекса цели связано с напряжением, определенной энергетической направленностью, неким модусом активности, который находит свое выражение в моментальной интеграции определенной части или же всех функций живой системы. Но чтобы возникло известное напряжение, психический акт должен быть блокирован препятствием внешнего или внутреннего плана. И тогда начинает действовать закон "психической запруды", который сформулировал немецкий философ и психолог Т.Липпс: "Если прерывается или тормозится естественный ход психического события, или в него в какой-то момент вступает чуждый элемент, то там, где происходит задержка, нарушение, наступает затопление" (Stauung) [Lipps Th., с.108]. Под "затоплением" понимается резкое повышение психической напряженности.
Каждый психологический акт обладает определенным энергетическим потенциалом, он энер-гетически обеспечен. И это энергетическое обеспечение акта возрастает, если возникает затруднение при его разворачивании, протекании. Происходит то, что в общем контексте исследований стресса Ганс Селье называл "неспецифической мобилизацией организма" [Селье Г., 1982], или стягивание, "затопление" и моментальная интеграция всех сил к месту задержки, к месту прерывания акта.
Блокировка психического акта может вызываться самыми разными факторами: борьбой двух равноценных мотивов, двух равных по силе желаний (страшно хочу съесть кусочек торта и так же сильно хочу сохранить фигуру), и несоответствием желаний и возможностей (хочу, но не могу, не хватает предметно-практической оснащенности), и противоречием между желанием и запретом (хочу, но нельзя этого делать, не положено), и диссонанс двух знаний (одни говорят, что я хороший, другие — что я плохой, или: мать говорит, что это можно, а отец говорит, что нельзя) и т.д.
Уровень "затопления" и качество интеграции психической энергии зависит от того, какое онтологическое поле личности блокировано, "какая жизненная необходимость оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъектов типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности" [Василюк Ф.Е., 1984, С.32]. Специфика онтологического поля и определяет, в каком виде эксквизитной ситуации мы будем находиться.
Итак, ситуация как система детерминирует поведение человека, но, с другой стороны, в эту же ситуацию вовлечен человек, активный субъект со своими потребностями, интересами, целями. В каждом конкретном случае объективно, извне, с позиций стороннего наблюдателя почти невозможно провести границу между обычной и эксквизитной ситуацией. Находясь в ситуации (и даже вне ситуации, осмысляя ее), я ее отражаю, переживаю. Качество индивидуальной регуляции поведения в ситуации прямо не зависит от объективной структуры ситуации, за качество переживания ситуации как проблемы или не проблемы, за качество поведения отвечает субъективная представленность ситуации в личности [Schröder H., Sprung H.], внутренняя картина ситуации. Д.Дёрнер [Dörner D.] показал, что эмоциональное переживание проблемно-конфликтных ситуаций, которое в конечном счете определяет адекватность отражения и разрешения проблемы, зависит от Я-концепции, в частности от концепции собственной актуальной компетентности.
Составляющими актуальной компетентности являются: эвристическая компетентность – ча-ще всего неосознаваемая уверенность в своих способностях решить проблему, несмотря на то, что до этого у индивида не было опыта разрешения подобных ситуаций и эпистемическая вера в разреше-ние актуальной ситуации ранее апробированными способами. Резкое понижение актуальной компете-нтности вызывается, с одной стороны, тем, что ранее приобретенный опыт "сейчас и здесь" не приго-ден, а с другой стороны - и это главное - эвристическая компетентность низка. Это приводит к пере-живанию сильных негативных эмоций, в частности тревоги, и соответственно сказывается на вероя-тности неадекватного "уклоняющегося" поведения. Другое сочетание элементов актуальной компе-тентности - пониженная эпистемическая компетентность при относительно высокой эвристической компетентности - не столь резко сказывается на продуктивности разрешения ситуации.
Все эксквизитные ситуации имеют две главные инвариантные* характеристики:
А. Человек, находясь в эксквизитной ситуации, переживает эмоционально-психическое напря-жение, качество и интенсивность которого зависит, во-первых, от выраженности и субъективной пе-реживаемости потребности в разрешении проблемы; во-вторых, от объективных параметров ситуации (неструктурированность условий, средств, целей); в-третьих, от представленности структуры ситуа-ции в сознании личности; от отражения собственных возможностей (опыта разрешения аналогичных ситуаций, уверенности в способности решить любую проблему).
Б. Эксквизитные ситуации представляют собой возможности перестройки ранее сложившихся структур деятельности, общения и структуры личностных свойств (системы отношений, установок, ценностных ориентации) и выход на иное, более совершенное качество саморегуляции и взаимодействия с миром. В разрешении ситуации актуализируются возможности личности как субъекта своей жизни. Но это в том случае, если ситуация действительно творчески разрешается или стойко переживается (если ее невозможно разрешить).
В другом случае, патологическом, эксквизитные ситуации загоняют человека в болезнь. Вто-рой, патологический, способ проживания эксквизита - это либо возврат к животному существованию, к обескультуриванию, к потере человеческой сущности, либо выпад против своей культурной сущ-ности через самоубийство, либо выход в собственные миры, иные реальности, ничего общего с этим миром, этим бытием, с этой культурой не имеющие. Правда, в последнем случае может происходить стыковка с творчеством: очень часто невроз и психоз изоморфны творчеству. Видимо, континуум переживаний эксквизитных ситуаций не линеен (творчество—патология), а представляет собой некий замкнутый круг, где границы между творческим и патологическим переживанием мира размыты.
Каждый человек, каждая культура нарабатывает свои уровни терпимости к эксквизитным ситуациям, ту степень овладения свободой, которая переносима культурой и индивидуальным сознанием. Чем нетерпимее культура и личность к эксквизитам, тем больше вероятность наработки и использования третьего, психозащитного, способа проживания ситуации. В данном случае проблема, конфликт, стресс, кризис воспринимается в первую очередь как угроза личному благополучию, свое-му лицу, своей ранее сложившейся целостности; в этом случае весь мой психологический аппарат пытается защититься, отгородиться от таких ситуаций, а если я нахожусь уже в этой ситуации, то скорее, скорее снять психический дискомфорт, напряжение — этот атрибут переживания эксквизита. И вот тут определяющим моментом в активности является психологическая защита.